РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
ЛИТЕРАТУРА: 1. Воробьев В.В. Становление идей неклассической логики в античности и средневековье. Время и модальность. М. 1989
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
АРИСТОТЕЛЬ – ОСНОВАТЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
Аристотеля можно считать основателем феноменологии. Он, в отличие от Платона и Демокрита, не считает, что умопостигаемое является определяющим инструментом познания. Но, с другой стороны, он не является сторонником сенсуализма. У Аристотеля и ум , и чувства одинаково участвуют в познании. В познании и определении вещи участвуют как «эйдосы», так и «математические предметы», так и чувственное восприятие. Как правильно подчеркивает В. Виндельбанд: «Аристотель учил, что познанное в понятии бытие вещей не имеет никакой другой реальности, кроме совокупности явлений, в которых оно осуществляется.. Явления становятся у Аристотеля реализацией сущности» (Виндельбанд В. История философии Киев 1997 с.121)
Познание вещи вообще невозможно только посредством какого-то единого принципа, понимание бытия возможно с разнообразных точек зрения.
Как подмечает Секс Эмпирик по Аристотелю «первичные критерии познания вещей – чувственное восприятие и ум, причем первое имеет смысл инструмента, а второе – смысл мастера. Подобно тому как мы не можем без весов произвести исследование тяжелого и легкого, а без отвеса определить различие прямого и изогнутого, точно так же и ум по природе своей не может оценить вещей без чувственного восприятия» (Секст Эмпирик Сочинения в двух томах.М., Мысль, 1976 т.1 с.106)
Он разводит «мыслящую» и «протяженную» субстанции, критикуя Платона (потом ему будет вторить в этом отношении Декарт). Вот что он пишет: «Прежде всего неправильно у (с.362)
Симптоматично, что «первоотец» феноменологии Э. Гуссерля – Ф. Брентано считает неоаристотеликом, все его философствование инициировано учением Аристотеля. То же можно сказать об «истинном» отце современной феноменологии, творца «интроспекционизма» – В. Вундте, философствование которого в основных своих интенциях похоже на философствование Аристотеля. Вот что пишет Аристотель: «Когда созерцают умом, необходимо, чтобы в то же время созерцали в представлениях: ведь представления – это как бы предметы ощущения (aisthemata), только без материи» (Аристотель О душе \\ т.1 с.440)
1. ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
2. ДЕСКРИПТИВНОЕ ОПИСАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Идея как способ познания.
Аристотель берет в пример Сократа, он о нем говорит следующее: «.. он правильно рассудил, не отделив их. Это ясно из существа дела: ведь, с одной стороны, без общего нельзя получить знания, а с другой – отделение общего от единичного приводит к затруднениям относительно идей» (Аристотель «Метафизика»\\ Собрание сочинений в четырех томах. Т.1 с.347)
Число как способ познания
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
ФИЗИКА
СТРОЕНИЕ КОСМОСА
По Аристотелю каждое тело имеет свое естественное место, к которому стремится. В теории естественных мест Аристотель здесь развивает идеи Эмпедокла. Геоценртизм Аристотеля имеет «идейный характер», ибо он утверждал в противовес умозрительной космологии пифагорейцев и Платона, реально эмпирически наблюдаемый конкретным земным наблюдателем Космос и те движения, которые этим наблюдателем отмечались.
1 МИР ПОДЛУННЫЙ И НЕБЕСНЫЙ
Мир Аристотеля делится на небесную и подлунную сферы. В небесной сфере нет гибели и смерти, в нем все вечно. Подлунный мир – это мир, где все подвержено изменению, где происходят постоянно процессы зарождения и разложения. Подлунный мир – это мир противоположностей, который задан в четырех элементах: земля, вода, огонь и воздух Материя, из которой образованы небеса, - это эфир, «пятая сущность», «пятый элемент». Для четырех первоэлементов подлунной сферы характерно прямолинейное движение, сверху вниз - для тяжелых элементов, снизу вверх – для легких. Для эфира, поскольку он ни легок, ни тяжел, естественным движением является круговое. Эфир никем не рожден, он не подлежит ни росту, ни изменению, ни разрушению. Эта теория имеет долгую историю, она была принята в средневековье, и исчезла только в Новое время. Аналогии в современном поэтическом творчестве, в обыденном сознании до сих пор вращаются вокруг этого образа мира. Вполне вероятно, такое видение мира фундировано в качестве «архетипа» в наше сознание. Известный русский философ, который творил во Франции, Александр Койре (1892-1964) правильно подчеркивал: «Сегодня мы знаем - но еще не до конца осознали и приняли, - что все это не столь уж смешно и что Аристотель был гораздо более прав, чем сам это осознавал. Прежде всего, круговое движение действительно представляется наиболее распространенным в мире и особо значимым; все вертится вокруг чего-либо и обращается вокруг своей оси – галактики и туманности, звезды, солнца и планеты, атомы и электроны.. даже фотоны и те, кажется, не составляют исключения» (Койре А. Очерки истории философской мысли. М., Прогресс, 1985. С.17) Вообще круговое движение считается у Аристотеля совершенным, что имеет основой то, что исходным «архетипом» или «парадигмой» ментальности древнего человека было циклически повторяющееся движение звезд на небе. Собственно именно архетипический образ неба, и звезд, циклически двигающихся на небе послужили исходной основой для формирования исходных принципов теоретического знания.
«Теория насильственных движений есть теория человеческой практики, ремесла, техники, которая отличается от природы прежде всего тем, что ставит свои, частные, отличные от природы прежде всего тем, что ставит свои, частные, отличные от природных цели и связывает формы с «неестественными»(не свойственные им) материями соответственно своим «неестественным» целям» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Наука. М., 1976 с.78)
2.ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
Как потенция и акт относятся к различным категориям, так движение как переход от потенции к акту, тоже относится к разным категориям 1) субстанции, 2) качества, 3) количества и 4) места. Получаем четыре формы движения: 1) Изменение в субстанции есть «возникновение или разрушение» 2) Изменение в качестве – «альтерация», превращение. 3) Изменение в количестве – «возрастание или убывание» 4) Изменение по месту – перемещение, «трансляция».
3. ПРОСТРАНСТВО И МЕСТО
Как правильно подмечает Б.Г. Кузнецов: «Из динамики и космологии Аристотеля следует, что пространство не однородно вдоль радиальных прямых, соединяющих лунную сферу с Землей. Начальное и конечное места тел отличаются от других мест. Место тел на радиальной прямой отнесено к системе естественных мест, образующих, таким образом, привилегированную систему отсчета» (там же, с.64) И далее, Б.Г. Кузнецов подмечает, что в условном смысле можно считать, что роль однородного пространства у Аристотеля играют концентрические сферические поверхности, по которым тела движутся не покидая своих естественных мест. Эта структура пространства Космоса напрямую завязана на его различение мира на подлунный и надлунный миры.
Для Аристотеля место, занимаемое вещью, это не просто место, но «место природное», к сущностно присущее каждой вещи, а всякий элемент тяготеет по природе к «своему месту»: огонь и воздух тяготеют «вверх», земля и вода – «вниз».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|