Здавалка
Главная | Обратная связь

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ



 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьев В.В. Становление идей неклассической логики в античности и средневековье. Время и модальность. М. 1989

 

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

 

АРИСТОТЕЛЬ – ОСНОВАТЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ

 

Аристотеля можно считать основателем феноменологии. Он, в отличие от Платона и Демокрита, не считает, что умопостигаемое является определяющим инструментом по­знания. Но, с другой стороны, он не является сторонником сенсуализма. У Аристотеля и ум , и чувства одинаково участвуют в познании. В познании и определении вещи уча­ствуют как «эйдосы», так и «математические предметы», так и чувственное восприятие. Как правильно подчеркивает В. Виндельбанд: «Аристотель учил, что познанное в поня­тии бытие вещей не имеет никакой дру­гой реальности, кроме совокупности явлений, в которых оно осуществляется.. Явления стано­вятся у Аристотеля реализацией сущности» (Виндельбанд В. История философии Киев 1997 с.121)

 

Познание вещи вообще невозможно только посредством какого-то единого принципа, понимание бытия возможно с разнообразных точек зрения.

 

Как подмечает Секс Эмпирик по Аристотелю «первичные критерии познания вещей – чувственное восприятие и ум, причем первое имеет смысл инструмента, а второе – смысл мас­тера. Подобно тому как мы не можем без весов произвести исследование тя­желого и легкого, а без отвеса определить различие прямого и изогнутого, точно так же и ум по природе своей не может оценить вещей без чувственного восприятия» (Секст Эмпирик Сочинения в двух то­мах.М., Мысль, 1976 т.1 с.106)

 

Он разводит «мыслящую» и «протяженную» субстанции, критикуя Платона (потом ему будет вторить в этом отношении Декарт). Вот что он пишет: «Прежде всего непра­вильно у (с.362)

 

Симптоматично, что «первоотец» феноменологии Э. Гуссерля – Ф. Брентано считает неоаристотеликом, все его философствование инициировано учением Аристотеля. То же можно сказать об «истинном» отце современной феноменологии, творца «интрос­пекционизма» – В. Вундте, философствование которого в основных своих интенциях похоже на философствова­ние Аристотеля.

Вот что пишет Аристотель: «Когда созерцают умом, необходимо, чтобы в то же время созерцали в представлениях: ведь представления – это как бы предметы ощущения (aisthemata), только без материи» (Аристотель О душе \\ т.1 с.440)

 

1. ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

 

2. ДЕСКРИПТИВНОЕ ОПИСАНИЕ

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

Идея как способ познания.

 

Аристотель берет в пример Сократа, он о нем говорит следующее: «.. он правильно рассудил, не отделив их. Это ясно из существа дела: ведь, с одной стороны, без общего нельзя получить знания, а с другой – отделение общего от единичного приводит к за­труднениям относительно идей» (Аристотель «Метафизика»\\ Собрание сочинений в четырех томах. Т.1 с.347)

 

Число как способ познания

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

 

ФИЗИКА

 

СТРОЕНИЕ КОСМОСА

 

По Аристотелю каждое тело имеет свое естественное место, к которому стремится. В теории естественных мест Аристотель здесь развивает идеи Эмпедокла.

Геоценртизм Аристотеля имеет «идейный характер», ибо он утверждал в противовес умозрительной космологии пифагорейцев и Платона, реально эмпирически наблюдаемый конкретным земным наблюдателем Космос и те движения, которые этим наблюдателем отмечались.

 

1 МИР ПОДЛУННЫЙ И НЕБЕСНЫЙ

 

Мир Аристотеля делится на небесную и подлунную сферы. В небесной сфере нет ги­бели и смерти, в нем все вечно. Подлунный мир – это мир, где все подвержено изменению, где происходят постоянно процессы зарождения и разложения. Подлунный мир – это мир противоположностей, который задан в четырех элементах: земля, вода, огонь и воздух

Мате­рия, из кото­рой образованы небеса, - это эфир, «пятая сущ­ность», «пятый элемент». Для четырех первоэле­ментов подлунной сферы харак­терно пря­молинейное движение, сверху вниз - для тяжелых элементов, снизу вверх – для лег­ких. Для эфира, поскольку он ни легок, ни тяжел, естественным движением является круго­вое. Эфир никем не рожден, он не подлежит ни росту, ни изменению, ни разрушению. Эта теория имеет долгую ис­торию, она была принята в средневековье, и ис­чезла только в Новое время. Аналогии в современном поэтическом творчестве, в обыденном сознании до сих пор вращаются вокруг этого образа мира. Вполне вероятно, такое видение мира фундировано в ка­че­стве «архетипа» в наше сознание.

Известный русский философ, который творил во Франции, Александр Койре (1892-1964) пра­вильно подчеркивал: «Сегодня мы знаем - но еще не до конца осознали и при­няли, - что все это не столь уж смешно и что Аристотель был гораздо более прав, чем сам это осознавал. Прежде всего, круговое движение действительно представляется наиболее распространенным в мире и особо значимым; все вертится вокруг чего-либо и обращается вокруг своей оси – галактики и туманности, звезды, солнца и планеты, атомы и электроны.. даже фотоны и те, кажется, не со­ставляют исключения» (Койре А. Очерки истории философской мысли. М., Прогресс, 1985. С.17)

Вообще круговое движение считается у Аристотеля совершенным, что имеет основой то, что исходным «архетипом» или «парадигмой» ментальности древнего человека было циклически повторяющееся движение звезд на небе. Собственно именно архетипический образ неба, и звезд, циклически двигающихся на небе послужили ис­ходной основой для формирования ис­ходных принципов теоретического знания.

 

«Теория насильственных движений есть теория человеческой практики, ремесла, тех­ники, ко­торая отличается от природы прежде всего тем, что ставит свои, частные, от­личные от природы прежде всего тем, что ставит свои, частные, отличные от природных цели и связывает формы с «неестественными»(не свойственные им) материями соответственно своим «неестественным» целям» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Наука. М., 1976 с.78)

 

2.ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ

 

Как потенция и акт относятся к различным категориям, так движение как пере­ход от потенции к акту, тоже относится к разным категориям 1) субстанции, 2) качества, 3) ко­личества и 4) места. Получаем четыре формы движения:

1) Изменение в субстанции есть «возникновение или разрушение»

2) Изменение в качестве – «альтерация», превращение.

3) Изменение в количестве – «возрастание или убывание»

4) Изменение по месту – перемещение, «трансляция».

 

3. ПРОСТРАНСТВО И МЕСТО

 

Как правильно подмечает Б.Г. Кузнецов: «Из динамики и космологии Аристотеля сле­дует, что пространство не однородно вдоль радиальных прямых, соединяющих лунную сферу с Землей. Начальное и конечное места тел отличаются от других мест. Место тел на радиальной прямой отнесено к системе естественных мест, образующих, таким об­разом, привилегированную сис­тему отсчета» (там же, с.64) И далее, Б.Г. Кузнецов под­мечает, что в условном смысле можно считать, что роль однородного пространства у Аристотеля играют концентрические сферические поверхности, по которым тела дви­жутся не покидая своих естественных мест. Эта структура пространства Космоса на­прямую завязана на его различение мира на подлунный и надлунный миры.

 

Для Аристотеля место, занимаемое вещью, это не просто место, но «место природное», к сущ­ностно присущее каждой вещи, а вся­кий элемент тяготеет по природе к «своему месту»: огонь и воздух тяготеют «вверх», земля и вода – «вниз».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.