Здавалка
Главная | Обратная связь

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ



 

«Биологические взгляды Платона, изложенные им в диалоге «Тимей», несут на себе печать его общефилософских взглядов. Жизнь, по мнению Платона, началась на Земле с появлением чело­веческого рода. Творец мира, «демиург», создал человека как самое совершенное существо, в наибольшей степени приближающееся к божественному об­разцу. Все остальные виды живых существ возникли из людей как их несовершенные модификации. Наряду с такими фантастиче­скими идеями Платон высказывает ряд ин­тересных соображений о соотношении между строе­нием различных органов и их функциями. Следуя идущей от Алкмеона пифагорейской традиции, Платон придавал особое значение мозгу, который, по его словам, является местопребыванием высшей, бессмертной части души. Две другие части души имеют смертную природу и расположены соответственно в сердце и в области живота»(1.27)

 

Популярность точка зрения на общность человека и обезьяны получила распростране­ние во второй половине XIX века, но эти идеи были известны со времен античности. Это, в частности, было отражено в популярном во все времена трактате «История жи­вотных» Аристотеля.

«Нравы животных менее значительных и живущих сравнительно короткое время не столь оче­видны для наших чувств, животных долголетних- более ясны. Ибо [они], ка­жется, обладают из­вестной природной способностью к каждому из душевных свойств: к рассудительности и про­стоте, мужеству и трусости, кротости и свирепости, к прочим подобным свойствам.

Некоторые причастны одновременно способности учиться и обучать, одни друг от друга, дру­гие от людей, именно те, которые обладают слухом и не только различают звуки, но и знаки» (Аристотель История животных. М., 1996. кн.9 ,С. 343)

 

«…что в человеке искусство, мудрость и понимание, то у некоторых животных есть дру­гая какая-нибудь природная способность того же рода.

Яснее всего это выступает, если рассматривать различные возрасты детей; в них можно увидеть как бы следы или семена свойств, проявляющихся позднее; в это время их душа, если можно так выразиться, ничем не отличается от души зверей, так что нет ни­чего странного, если одни проявления тождественны, другие похожи, третьи лишь ана­логичны проявлениям других жи­вотных.

Природа переходит так постепенно от предметов бездушных к животным, что в этой непрерывности остаются незаметными и границы, и чему принадлежит промежуточ­ное. Ибо после рода предметов бездушных первыми следует род растений, и из них одно от другого от­личается тем, что * кажется более причастным к жизни, и в целом род растений по сравнению с другими телами кажется почти одушевленным, а по срав­нению с родом животных бездуш­ным» (Аристотель История животных. М., 1996. кн.8, С.301-302)

 

Только в конце XVIII века «Историю животных» сменили в качестве пособия по зооло­гии труды Бюффона, Добантона и Ласепеда.

 

ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Аристотель является первым историком философии. Он видит развитие философии на базе ме­тодологии принципа развития, который он изложил в частности в «Политике». Вот что он пи­шет: «Как и везде, и здесь мы получим правильное представление тогда, когда будем рассматривать вещи в развитии с момента их происхождения» (Полит. I 2,1252 а25-26)

 

К. Фишер отмечал, что: «Древнему духу, как ни много было энергии и величия в его истории, недоставало понятия истории. Вот отчего величайшие умы древних, Платон и Аристотель не возвысились до мысли о всеобщей человечности; они не вышли из противоположности греков и варваров, потому что именно история, то есть прогрес­сивное человечество уничтожает эту противоположность» (Фишер К. История новой философии. Т.1. СПб., 1862. С13)

По этой-то причине в древности «.. история философии была невозможна, так как ра­зум не проник в сущность истории. Поэтому древность представила историю своей фи­лософии хронистам, эклектикам и скептикам, т.е. таким людям, которые были чужды понятия философии, или разрушали его» (Фишер К. История новой философии. Т.1. СПб., 1862. С13)

 

ЛИЦЕЙ

 

Значительна роль Аристотеля в институализации философии, как системы комплекс­ного образования. ибо правильно подчеркивал в свое время Гегель – тайна философии состоит в образовании. Аристотель продвинул значительно организацию образования, в Лицее - оно стало двухступенчатым. Если Академию Платона закончило несколько де­сятков человек (предположительно - 80), то Лицей выпустил несколько сотен выпускни­ков из разных греческих полисов и из других стран Средиземноморья.

 

ФЕОФРАСТ (372-287)

 

Возглавлял Лицей с 323 по 286 г. до н.э. Его настоящее имя – Тритрам. Феофраст - это прозвище, которое ему дал Аристотель, что озна­чает в буквальном переводе «Богоре­чивый». Самый близкий друг Аристотеля. В традиции ис­тории фило­софии он трактуется как философ, развивший эмпирическую сторону гносеологии Аристотеля. По­святил большое количество работ конкретным на­учным исследованиям.

 

Физика.

 

Феофраст занимался исследованием целесообразности и случайности в природе. Он считает, что в природе многое случайно, иначе непонятно, почему мы постоянно на­блюдаем отсутствие гармонии в жизни. Отвергая этот метод телеологизма, он тем не менее его применяет в ботанике, ибо в растении, как и в любом другом живом организма каждая его часть существует ради чего-то.

 

«Характеры»

 

В этом сочинении Феофраст описал тридцать типов характеров людей, у которых пре­обладает какая-либо резко отрицательная черта. Эту типологию использовал комедиограф Менандр- ученик Фео­фраста.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.