БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
«Биологические взгляды Платона, изложенные им в диалоге «Тимей», несут на себе печать его общефилософских взглядов. Жизнь, по мнению Платона, началась на Земле с появлением человеческого рода. Творец мира, «демиург», создал человека как самое совершенное существо, в наибольшей степени приближающееся к божественному образцу. Все остальные виды живых существ возникли из людей как их несовершенные модификации. Наряду с такими фантастическими идеями Платон высказывает ряд интересных соображений о соотношении между строением различных органов и их функциями. Следуя идущей от Алкмеона пифагорейской традиции, Платон придавал особое значение мозгу, который, по его словам, является местопребыванием высшей, бессмертной части души. Две другие части души имеют смертную природу и расположены соответственно в сердце и в области живота»(1.27)
Популярность точка зрения на общность человека и обезьяны получила распространение во второй половине XIX века, но эти идеи были известны со времен античности. Это, в частности, было отражено в популярном во все времена трактате «История животных» Аристотеля. «Нравы животных менее значительных и живущих сравнительно короткое время не столь очевидны для наших чувств, животных долголетних- более ясны. Ибо [они], кажется, обладают известной природной способностью к каждому из душевных свойств: к рассудительности и простоте, мужеству и трусости, кротости и свирепости, к прочим подобным свойствам. Некоторые причастны одновременно способности учиться и обучать, одни друг от друга, другие от людей, именно те, которые обладают слухом и не только различают звуки, но и знаки» (Аристотель История животных. М., 1996. кн.9 ,С. 343)
«…что в человеке искусство, мудрость и понимание, то у некоторых животных есть другая какая-нибудь природная способность того же рода. Яснее всего это выступает, если рассматривать различные возрасты детей; в них можно увидеть как бы следы или семена свойств, проявляющихся позднее; в это время их душа, если можно так выразиться, ничем не отличается от души зверей, так что нет ничего странного, если одни проявления тождественны, другие похожи, третьи лишь аналогичны проявлениям других животных. Природа переходит так постепенно от предметов бездушных к животным, что в этой непрерывности остаются незаметными и границы, и чему принадлежит промежуточное. Ибо после рода предметов бездушных первыми следует род растений, и из них одно от другого отличается тем, что * кажется более причастным к жизни, и в целом род растений по сравнению с другими телами кажется почти одушевленным, а по сравнению с родом животных бездушным» (Аристотель История животных. М., 1996. кн.8, С.301-302)
Только в конце XVIII века «Историю животных» сменили в качестве пособия по зоологии труды Бюффона, Добантона и Ласепеда.
ТЕОРИЯ ИСКУССТВА
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Аристотель является первым историком философии. Он видит развитие философии на базе методологии принципа развития, который он изложил в частности в «Политике». Вот что он пишет: «Как и везде, и здесь мы получим правильное представление тогда, когда будем рассматривать вещи в развитии с момента их происхождения» (Полит. I 2,1252 а25-26)
К. Фишер отмечал, что: «Древнему духу, как ни много было энергии и величия в его истории, недоставало понятия истории. Вот отчего величайшие умы древних, Платон и Аристотель не возвысились до мысли о всеобщей человечности; они не вышли из противоположности греков и варваров, потому что именно история, то есть прогрессивное человечество уничтожает эту противоположность» (Фишер К. История новой философии. Т.1. СПб., 1862. С13) По этой-то причине в древности «.. история философии была невозможна, так как разум не проник в сущность истории. Поэтому древность представила историю своей философии хронистам, эклектикам и скептикам, т.е. таким людям, которые были чужды понятия философии, или разрушали его» (Фишер К. История новой философии. Т.1. СПб., 1862. С13)
ЛИЦЕЙ
Значительна роль Аристотеля в институализации философии, как системы комплексного образования. ибо правильно подчеркивал в свое время Гегель – тайна философии состоит в образовании. Аристотель продвинул значительно организацию образования, в Лицее - оно стало двухступенчатым. Если Академию Платона закончило несколько десятков человек (предположительно - 80), то Лицей выпустил несколько сотен выпускников из разных греческих полисов и из других стран Средиземноморья.
ФЕОФРАСТ (372-287)
Возглавлял Лицей с 323 по 286 г. до н.э. Его настоящее имя – Тритрам. Феофраст - это прозвище, которое ему дал Аристотель, что означает в буквальном переводе «Богоречивый». Самый близкий друг Аристотеля. В традиции истории философии он трактуется как философ, развивший эмпирическую сторону гносеологии Аристотеля. Посвятил большое количество работ конкретным научным исследованиям.
Физика.
Феофраст занимался исследованием целесообразности и случайности в природе. Он считает, что в природе многое случайно, иначе непонятно, почему мы постоянно наблюдаем отсутствие гармонии в жизни. Отвергая этот метод телеологизма, он тем не менее его применяет в ботанике, ибо в растении, как и в любом другом живом организма каждая его часть существует ради чего-то.
«Характеры»
В этом сочинении Феофраст описал тридцать типов характеров людей, у которых преобладает какая-либо резко отрицательная черта. Эту типологию использовал комедиограф Менандр- ученик Феофраста.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|