ТЕОРИЯ «ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ»
ТИПОЛОГИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ
«Аристотель ищет причину сферической структуры Земли и ее окружения в стремлении каждой из четырех стихий к «естественному месту» (о занявшей высшее* положение сфере огня сохранилась память в слове «эмпирейский», употреблявшемся поэтами многих веков); он добавляет пятую сферу-субстанцию, которая проникает все другие, - эфир. Аристотелевская концепция внешних сфер нашла продолжение в расходящихся направлениях: 1) александрийской астрономии при установлении сфер вращения небесных тел (III в. до н.э. – II в н.э.) и 2) неоплатонических умозрениях об идеальных сферах и эманациях мировой иерархии (III-IV вв.). Древнегреческие представления развиваются в представлениях римских авторов I в. до н.э. – I в. н.э. о слоистом распределении водных, воздушных и огненных субстанций внутри Земли и над ее поверхностью (Лукреций, Сенека, Плиний Ст.)».
АНТРОПОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Жизнью Аристотель называет «всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом» ( т.1 с.394)
Основу жизни составляют следующие функции 1) вегетативные - рождение, питание, рост; 2) психо-моторные - ощущение и движение; 3) интеллектуальные - познание, установление и выбор. Соответственно этому Аристотель производит разделение души на 1) «душу вегетативную», 2) «душу чувственную», 3) «душу рациональную». Растения имеют только вегетативную душу, животные – вегетативную и чувственную душу, люди - душу вегетативную, чувственную и рациональную.
ЭТИКА
1. ПРИРОДА ЭТИЧЕСКИХ НОРМ
Вот что Аристотель говорит об этической добродетели: «Свое название, если нужно исследовать истину исходя из буквы (а это, пожалуй, нужно), этическая добродетель получила вот откуда: слово ethos, нрав, происходит от слова ethos, обычай, так что этическая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда ясно, что ни одна добродетель внеразумной части души не возникает в нас от природы: что существует от природы, то уж не изменится под влиянием привычки. Скажем, камень и вообще тяжести от природы падают вниз. Сколь бы часто ни бросали их вверх, приучая лететь кверху, они все равно никогда не несутся ввысь, но всегда падают вниз. Так же обстоит дело и в других случаях»(Т.4, с.306) По Аристотелю, «не разум – начало и руководитель добродетели, а, скорее, движения чувств (ta pathe). Сначала должен возникнуть какой-то неосмысленный порыв (hormen alogon) к прекрасному – как это бывает, - а затем уже разум произносит приговор и судит. Это можно наблюдать у детей и бессловесных животных: у них сначала без участия разума возникают порывы чувств к прекрасному (kalon), и потом уже разум, соглашаясь с ними, помогает совершать прекрасные дела. Не так обстоит дело, когда стремление к прекрасному берет свое начало в разуме: чувства не следуют за ним в полном согласии и часто противятся ему. Поэтому скорее верно направленное движение чувств (pathos ey diakeimenon), а не разум служит началом (archei) добродетели»( Аристотель Сочинения в 4х томах.т.4 с.357) В этом отношении он не разделяет точку зрения Сократа, которого он критикует за то, что он приравнял добродетель к знанию, а это неверно ибо «все знания связаны с суждением (meta logoy), суждение же возникает в мыслящей (dianoetikoy) части души, так что, если верить Сократу, все добродетели возникают в разумной (logistikoy) части души. Получается, что, отождествляя добродетели с науками, Сократ упраздняет внеразумную (alogon) часть души, а вместе с тем и страсть (pathos), и нрав. Этим его подход к добродетелям неверен» ( Аристотель т.4 с.297)
2.ПОНЯТИЕ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ»
Как ясно, человек не есть только разум. Именно в умении господствовать над «неразумной» частью души и состоит добродетель. Страсти человеческой души всегда тяготеют к крайностям. И именно разум позволяет «обуздать» их и привести в точную меру. Точная же мера состоит в достижении «середины» между противоположными страстями, к примеру, между жадностью и расточительством.
«Совершенствование рациональной души – добродетель «дианоэтическая» ( греч. «два»+ «ноэсис»). Рациональная душа двухаспектна, ибо имеет дело с меняющейся реальностью, с одной стороны, и с неизменными принципами, с другой. Отсюда две дианоэические добродетели- «phronesis», рассудительность, и «sophia», т.е. мудрость. Рассудительность, или практическая мудрость, заключается в корректном установлении того, что благо, и что зло для человека. Мудрость же «софия» состоит в познании реальности, которая лежит по ту сторону человека, выше него, и это теоретическая наука, метафизика»(157)
3. ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Основная цель человеческой жизни- это достижение блага и счастья.
ПОЛИТИКА
1.ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ
Человек- это животное политическое, гражданин.
2. ТИПЫ ПРАВЛЕНИЯ
3. ГОСУДАРСТВО
Власть может быть властью одного человека, властью немногих, властью большинства. В результате мы имеем три формы правления: монархию, аристократию, «политию». Но, когда власть осуществляется не в соответствии с общим благом, а личным эгоистическим интересом, то мы имеем три «извращенные» формы правления: тиранию, олигархию и демократию.
«Под «демократией» Аристотель понимает образ правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образом потакает интересам нищих, не только в материальном, но и в духовном смысле слова, отсюда новый смысл слова демократия – демагогия, он уточняет, что ошибка состоит в том, что если все равны в свободе, не значит, что все равны во всем прочем»(160)
3.Идеальное государство.
«Совершенное государство должно соответствовать по человеческой мерке: т.е. быть ни слишком населенным, ни малонаселенным, как, впрочем, и территория: она должна быть достаточно большой, чтобы удовлетворить материальным нуждам, но не настолько, чтобы тяготить своими размерами. Черты гражданского характера предпочтительны греческого типа, включающие, впрочем, лучшие черты северных и восточных народов. Чтобы лучше использовать энергию молодых и мудрость старших, следует первых готовить для защиты государства, вторых – для богослужений, но и те, и другие участвуют в управлении. Идеал совершенного государства – жизнь в мире и созерцательная активность. Все в жизни разделено на две части, одна, к примеру, тяготеет к заботам и труду, другая – к свободе; одна – к войне, другая – к миру, соответственно действия могут быть либо полезными, либо прекрасными.»(160)
Аристотель и Александр
Можно полностью согласиться с Б. Расселом, что Аристотель со своим учением политики не оказал никакого влияния на политику и мировоззрение Александра. Но «удивительно то, что Александр оказал столь слабое влияние на Аристотеля, что он в своих политических теориях игнорирует тот факт, что эра городов- государств уступила место эре империй… контакты между этими двумя великими людьми, по-видимому, были такими же бесплодными, как если бы они жили в различных мирах» (Рассел Б. История западной философии. Ростов н\Д «Феникс», 1998 с.195)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|