Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ «ВЕЧНОГО ДВИГАТЕЛЯ»



 

ТИПОЛОГИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

 

«Аристотель ищет причину сферической структуры Земли и ее окружения в стремле­нии каждой из четырех стихий к «естественному месту» (о занявшей высшее* положение сфере огня сохранилась память в слове «эмпирейский», употреблявшемся поэтами многих веков); он добавляет пятую сферу-субстанцию, которая проникает все другие, - эфир. Аристотелевская концепция внешних сфер нашла продолжение в расхо­дящихся направлениях: 1) александрийской астрономии при установлении сфер враще­ния небесных тел (III в. до н.э. – II в н.э.) и 2) неоплатонических умозрениях об идеальных сферах и эманациях мировой иерархии (III-IV вв.). Древнегреческие представления развиваются в представлениях римских авторов I в. до н.э. – I в. н.э. о слоистом распределении водных, воздушных и огненных субстанций внутри Земли и над ее поверхностью (Лукреций, Сенека, Плиний Ст.)».

 

АНТРОПОЛОГИЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Жизнью Аристотель называет «всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом» ( т.1 с.394)

 

Основу жизни составляют следующие функции 1) вегетативные - рождение, питание, рост; 2) психо-моторные - ощущение и движение; 3) интеллектуальные - познание, ус­тановление и вы­бор. Соответственно этому Ари­стотель производит разделение души на 1) «душу вегетативную», 2) «душу чувственную», 3) «душу рациональную». Растения имеют только вегетативную душу, животные – вегетативную и чувственную душу, люди - душу вегета­тивную, чувственную и рациональную.

 

ЭТИКА

 

1. ПРИРОДА ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

 

Вот что Аристотель говорит об этической добродетели: «Свое название, если нужно исследовать истину исходя из буквы (а это, пожалуй, нужно), этическая добродетель получила вот откуда: слово ethos, нрав, происходит от слова ethos, обычай, так что эти­ческая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда ясно, что ни одна добродетель внеразумной части души не возникает в нас от природы: что существует от при­роды, то уж не изменится под влиянием привычки. Скажем, камень и вообще тяжести от при­роды падают вниз. Сколь бы часто ни бросали их вверх, приучая лететь кверху, они все равно никогда не несутся ввысь, но всегда падают вниз. Так же обстоит дело и в других случаях»(Т.4, с.306)

По Аристотелю, «не разум – начало и руководитель добродетели, а, скорее, движения чувств (ta pathe). Сначала должен возникнуть какой-то неосмысленный порыв (hormen alogon) к прекрасному – как это бывает, - а затем уже разум произносит приговор и су­дит. Это можно наблюдать у детей и бессловесных животных: у них сначала без уча­стия разума возникают по­рывы чувств к прекрасному (kalon), и потом уже разум, со­глашаясь с ними, помогает совершать прекрасные дела. Не так обстоит дело, когда стремление к прекрасному берет свое начало в ра­зуме: чувства не следуют за ним в полном согласии и часто противятся ему. Поэтому скорее верно направленное движение чувств (pathos ey diakeimenon), а не разум служит началом (ar­chei) доброде­тели»( Аристотель Сочинения в 4х томах.т.4 с.357)

В этом отношении он не разделяет точку зрения Сократа, которого он критикует за то, что он приравнял добродетель к знанию, а это неверно ибо «все знания связаны с суж­дением (meta logoy), суждение же возникает в мыслящей (dianoetikoy) части души, так что, если верить Со­крату, все добродетели возникают в разумной (logistikoy) части души. Получается, что, отождествляя добродетели с науками, Сократ упраздняет внера­зумную (alogon) часть души, а вместе с тем и страсть (pathos), и нрав. Этим его подход к добродетелям неверен» ( Аристотель т.4 с.297)

 

2.ПОНЯТИЕ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ»

 

Как ясно, человек не есть только разум. Именно в умении господствовать над «неразумной» ча­стью души и состоит добродетель. Страсти человеческой души всегда тяготеют к крайностям. И именно ра­зум позволяет «обуздать» их и привести в точную меру. Точная же мера состоит в достижении «сере­дины» между противоположными страстями, к примеру, между жадностью и расточительством.

 

«Совершенствование рациональной души – добродетель «дианоэтическая» ( греч. «два»+ «но­эсис»). Рациональная душа двухаспектна, ибо имеет дело с меняющейся ре­альностью, с одной стороны, и с неизменными принципами, с другой. Отсюда две диа­ноэические добродетели- «phronesis», рассуди­тельность, и «sophia», т.е. мудрость. Рас­судительность, или практическая мудрость, заключается в корректном установлении того, что благо, и что зло для человека. Мудрость же «софия» состоит в познании ре­альности, которая лежит по ту сторону человека, выше него, и это теоретическая наука, метафизика»(157)

 

3. ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

 

Основная цель человеческой жизни- это достижение блага и счастья.

 

ПОЛИТИКА

 

1.ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ

 

Человек- это животное политическое, гражданин.

 

2. ТИПЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

3. ГОСУДАРСТВО

 

Власть может быть властью одного человека, властью немногих, властью большинства. В ре­зультате мы имеем три формы правления: монархию, аристократию, «политию». Но, когда власть осуществля­ется не в соответствии с общим благом, а личным эгоистическим интересом, то мы имеем три «из­вращенные» формы правления: тиранию, олигархию и демократию.

 

«Под «демократией» Аристотель понимает образ правления, который, пренебрегая об­щим бла­гом, нездоровым образом потакает интересам нищих, не только в материаль­ном, но и в духовном смысле слова, отсюда новый смысл слова демократия – демагогия, он уточняет, что ошибка состоит в том, что если все равны в свободе, не значит, что все равны во всем прочем»(160)

 

3.Идеальное государство.

 

«Совершенное государство должно соответствовать по человеческой мерке: т.е. быть ни слиш­ком на­селенным, ни малонаселенным, как, впрочем, и территория: она должна быть достаточно большой, чтобы удовлетворить материальным нуждам, но не настолько, чтобы тяготить своими размерами. Черты гражданского характера предпочтительны греческого типа, включающие, впрочем, лучшие черты северных и восточных народов. Чтобы лучше использовать энергию молодых и мудрость старших, следует первых готовить для защиты государства, вторых – для богослужений, но и те, и другие участвуют в управлении.

Идеал совершенного государства – жизнь в мире и созерцательная активность. Все в жизни разделено на две части, одна, к примеру, тяготеет к заботам и труду, другая – к свободе; одна – к войне, другая – к миру, соответственно действия могут быть либо по­лезными, либо прекрасными.»(160)

 

Аристотель и Александр

 

Можно полностью согласиться с Б. Расселом, что Аристотель со своим учением поли­тики не оказал никакого влияния на политику и мировоззрение Александра. Но «удивительно то, что Александр оказал столь слабое влияние на Аристотеля, что он в своих политических теориях игнорирует тот факт, что эра городов- государств уступила место эре империй… контакты ме­жду этими двумя великими людьми, по-ви­димому, были такими же бесплодными, как если бы они жили в различных мирах» (Рассел Б. История западной философии. Ростов н\Д «Феникс», 1998 с.195)

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.