АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ АРИСТОТЕЛИЗМА⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Александр Афродисийский, получил прозвище «экзегет» (толкователь). Возглавлял Сохранились комментарии к первой книге «Аналитик». К «Топике», к книге «О софистических опровержениях», «Метерологии», к первыми четырем книгам «Метафизики». Важное значение имеет собственное произведение Александра «О Судьбе», «О смеси», и особенно «О душе».
Александр Афродисийский преподавал в Афинах где-то в 198-211 гг. н.э. при Септмии Севере. До нас дошли его работы- комментарии к «Аналитикам», «Топике» и др. Александр известен своей интерпретацией интеллекта, его идеи оказали заметное влияние на средневековую и ренессансную мысль.
1. ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
«Александр выделяет три вида человеческого интеллекта: 1) материальный, или физический интеллект, т.е. чистую возможность, потенцию познания; 2) интеллект приобретенный, который, реализуя свою потенцию, совершенствует мыслительную свою оболочку, отделяя форму от материи; 3) действующий, или продуктивный, интеллект. Так Александр отходит от Стагирита, понимавшего интеллект как то, что объединяет людей, - как первоначало, как Вечный Двигатель, как, наконец, мышление о мышлении. Возникает вопрос, как действующий интеллект, т.е. Бог, совмещается с материальным интеллектом, становясь приобретенным, собственным. У Александра есть два ответа на этот вопрос. 1)Как высшее интеллигибельное начало продуктивный интеллект есть условие нашей абстрагирующей способности, поскольку он есть интеллигибельность всего прочего мира, которая дает форму всем вещам. Очевидно, что здесь Александр придает аристотелевскому тезису платоновский смысл. 2)Продуктивный интеллект обуславливает нашу абстрагирующую способность и как высший Интеллект. И в этом состоит прямое действие продуктивного интеллекта на интеллект материальный, постулированное Александром как необходимый момент. Аристотелевский «интеллект, который приходит извне», по Александру, становится интеллигибельным отпечатком в момент, когда, размышляя, мы отделяем формы и познаем их как разумные и усматриваем в них деятельность творца. Непосредственное участие и контакт нашего интеллекта с божественным не может не быть ни прямым, ни интуитивным. В выражениях, почти медиоплатонических, Александр говорит об «уподоблению нашего ума божественному».* Он видит нашу душу смертной, во всяком случае, смертен потенциальный интеллект. Однако «интеллект, что приходит издалека», бессмертен; подобной точки зрения мы не находим ни до, ни после него. Когда интуитивно мы схватываем божественное, наш ум, уподобляясь ему, становится в определенном смысле бессмертным. Нечто вроде идеи личного бессмертия встречаем мы здесь» (Реале и Антисери т.1 с.234-235)
2. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ
7. НЕОАРИСТОТЕЛИЗМ КОНЦА XIX - XX ВЕКА.: НАЗАД К АРИСТОТЕЛЮ!
1. ТОМИЗМ
2. АРИСТОТЕЛЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
2. НЕОРЕАЛИЗМ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|