Здавалка
Главная | Обратная связь

АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ: ВОЗРОЖДЕНИЕ АРИСТОТЕЛИЗМА



 

Александр Афродисийский, получил прозвище «экзегет» (толкователь). Возглавлял

Сохранились комментарии к первой книге «Аналитик». К «Топике», к книге «О софистических опровержениях», «Метерологии», к первыми четырем книгам «Метафизики». Важное значение имеет собственное произведение Александра «О Судьбе», «О смеси», и особенно «О душе».

 

Александр Афродисийский преподавал в Афинах где-то в 198-211 гг. н.э. при Септмии Севере. До нас дошли его работы- комментарии к «Аналитикам», «Топике» и др. Алек­сандр известен своей ин­терпретацией интеллекта, его идеи оказали заметное влияние на средневековую и ре­нессансную мысль.

 

1. ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

 

«Александр выделяет три вида человеческого интеллекта: 1) материальный, или физи­ческий интел­лект, т.е. чистую возможность, потенцию познания; 2) интеллект приобретенный, кото­рый, реализуя свою потенцию, совершенствует мыслительную свою оболочку, отделяя форму от материи; 3) дейст­вующий, или продуктивный, интел­лект.

Так Александр отходит от Стагирита, понимавшего интеллект как то, что объединяет людей, - как первоначало, как Вечный Двигатель, как, наконец, мышление о мышле­нии.

Возникает вопрос, как действующий интеллект, т.е. Бог, совмещается с материальным интеллектом, становясь приобретенным, собственным. У Александра есть два ответа на этот вопрос.

1)Как высшее интеллигибельное начало продуктивный интеллект есть условие нашей абстрагирующей способности, поскольку он есть интеллигибельность всего прочего мира, ко­торая дает форму всем вещам. Очевидно, что здесь Александр придает аристотелевскому те­зису платонов­ский смысл.

2)Продуктивный интеллект обуславливает нашу абстрагирующую способность и как высший Интел­лект. И в этом состоит прямое действие продуктивного интеллекта на интеллект материальный, по­стулированное Александром как необходимый момент. Аристотелевский «интеллект, который при­ходит извне», по Александру, становится интеллигибельным отпечатком в момент, когда, размыш­ляя, мы отделяем формы и по­знаем их как разумные и ус­матриваем в них деятельность творца.

Непосредственное участие и контакт нашего интеллекта с божественным не может не быть ни пря­мым, ни интуитивным. В выражениях, почти медиоплатонических, Александр говорит об «уподобле­нию нашего ума божественному».*

Он видит нашу душу смертной, во всяком случае, смертен потенциальный интеллект. Однако «ин­теллект, что приходит издалека», бессмертен; подобной точки зрения мы не находим ни до, ни после него. Когда интуитивно мы схватываем божественное, наш ум, уподобляясь ему, ста­новится в опре­деленном смысле бессмертным. Нечто вроде идеи личного бессмертия встречаем мы здесь» (Реале и Антисери т.1 с.234-235)

 

2. ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ

 

7. НЕОАРИСТОТЕЛИЗМ КОНЦА XIX - XX ВЕКА.: НАЗАД К АРИСТОТЕЛЮ!

 

1. ТОМИЗМ

 

2. АРИСТОТЕЛЬ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

 

2. НЕОРЕАЛИЗМ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.