Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологического изучения религии



 

В сфере религии психические процессы, состояния и свойства личности играют огромную роль. Уже само понятие «верующий» характеризует религиозного человека психологически. И это естественно. Религия воздействует прежде всего на психику личности. Она создает определенную систему образов, понятий и норм поведения, в центре которых находится идея сверхъестественного; последняя определяет направленность эмоциональных и волевых процессов и выступает как мотив поведения человека. Вне изучения психологического аспекта религии нельзя раскрыть ее воздействие на личность, ее корни и функции. Поэтому изучение психических особенностей верующих имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Без этого невозможно научное обоснование системы атеистического воспитания, выявление наиболее эффективных способов и методов атеистического воздействия на верующих.

Роль психологического фактора в сфере религии признают почти все ее исследователи. Но далеко не все они правильно понимают и объясняют истоки религиозной веры, ее природу. В решении этого вопроса отчетливо прослеживается зависимость от общих идеологических и философских позиций того или иного автора.

Теологи и некоторые буржуазные психологи рассматривают субъективную религиозность как результат встречи человека с трансцендентным, сверхъестественным, т. е. богом. С их точки зрения, наличие веры свидетельствует о реальном существовании «потустороннего» источника религиозного «откровения». Так, американский психолог П. Джонсон писал: «Религия есть связь личности с творцом ценностей»1, т. е. богом. Другой американский психолог — В. Херр полагает, что основой психологии религии является признание факта существования зависимости человека от божества2.

В буржуазной психологии религии указанная теологическая концепция часто сочетается и своеобразно переплетается с концепцией субъективистской, рассматривающей сознание индивида как основной источник религии. Одним из наиболее ярких представителей этой концепции в психологии был американский психолог и философ У. Джемс. В книге «Многообразие религиозного опыта» он утверждал, что религиозность каждого индивида определяется особенностями его психической жизни. Если одним индивидам необходим и полезен опыт научный, то другим столь же необходим и полезен «религиозный опыт», под которым Джемс понимал всякого рода «видения», галлюцинации и т. п. Субъективистскую линию Джемса продолжает известный американский психолог Г. Оллпорт. Он подчеркивает, что корни религии лежат в области индивидуальных чувств и настроений. Поскольку эмоциональная жизнь каждого индивида своеобразна и неповторима, постольку, по Оллпорту, неповторима и уникальна и религия, свойственная каждому человеку3.

Последовательный субъективизм вызывает опасения у многих буржуазных психологов, заботящихся о поддержании престижа церкви и теологии. Поэтому они склоняются к некоей «средней» линии, пытаясь соединить признание конечного трансцендентного источника религии с поисками ее корней в индивидуальном сознании. По такому пути идет, например, американский психолог У. Кларк, который определяет религию как «внутренний опыт индивида, чувствующего трансцендентное (Beyond)»4. Выделяя религиозный мистицизм как наиболее «глубокое» постижение трансцендентного, свойственное избранным личностям, религиозной «элите», он пишет: «Важнейшие формы религиозной жизни скорее индивидуальны, нежели социальны, носят более личный, чем церковный характер»5.

Теологический и субъективно-идеалистический подходы закрывают дорогу научному исследованию психологических особенностей верующих. Теологи произвольно и бездоказательно постулируют сверхъестественный источник религиозных верований и переживаний. Но субъективные представления, верования и чувства, если они и направлены на сверхъестественное, отнюдь не доказывают объективного существования последнего. Несостоятельность подобного рода рассуждений (онтологическое и психологическое «доказательства» бытия бога) была показана выше.

С позиций субъективистской концепции индивидуальное сознание рассматривается как нечто замкнутое в себе и противостоящее окружающему миру, а религиозные образы, представления и переживания — как результат спонтанной активности индивидуальной психики, которая их самопроизвольно продуцирует. Такое понимание человеческой психики глубоко ошибочно.

Советские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) убедительно показали, что психика человека по своей природе социальна. Специфически человеческие психологические функции и способности отнюдь не передаются по наследству. Они развиваются в результате взаимодействия индивида с социальной средой, на основе и в процессе его социальной деятельности. При этом решающую роль в формировании человеческой психики играет процесс интериоризации, т. е. преобразования внешних действий в действия внутренние, умственные 6.

Поэтому религиозные понятия и представления не могут рассматриваться как врожденные, изначально присущие индивидуальной психике. Как и все другие понятия и представления, они усваиваются индивидом в ходе его взаимодействия с социальной средой. Психические свойства и состояния личности не безразличны для ее отношения к религии. Некоторые из них могут создавать благоприятную почву для приобщения к религии, другие — препятствовать этому. Но при всех условиях религию следует рассматривать как социальный продукт, а религиозность личности — как результат ее взаимодействия с социальным окружением.

Некоторые буржуазные психологи предпринимали попытки объяснить религию действием врожденных инстинктов и побуждений человека. Наиболее известна соответствующая концепция Фрейда, о которой говорилось выше . Не вдаваясь в специальный разбор фрейдизма, отметим, что любые попытки биологического объяснения религии несостоятельны в своей основе и ведут к реакционному выводу о вечности религии. Психическая деятельность верующего, как и всякого человека, имеет свою физиологическую основу в деятельности мозга и нервной системы. Но было бы ошибочным полагать, будто на физиологическом уровне можно объяснить причины религиозности индивида или же выявить главные психические особенности верующих. Закономерности протекания высшей нервной деятельности одинаковы у людей верующих и неверующих, идеалистов и материалистов. Физиология высшей нервной деятельности может выявить некоторые динамические законы, лежащие в основе психической деятельности, но она не в состоянии объяснить ее содержание. Между тем выяснение основных психологических особенностей верующих требует содержательного подхода к человеческой психике.

Психологические особенности верующих могут быть поняты лишь при условии анализа того специфического предмета, на который направлены их мысли, чувства и волевые процессы. Только выявив специфику феноменов сознания людей, связанных с верой в сверхъестественное, можно выяснить и характерные черты психологической направленности религиозного человека, его психических процессов и свойств.

Содержательный анализ человеческого сознания возможен с позиций социальной психологии. Последняя изучает воздействие на психику человека определенной социальной среды, определенного типа социальных отношений. Ее интересует прежде всего отражение в сознании людей социальных условий их жизни. Если общая психология изучает общие закономерности протекания психических процессов, то социальная психология выясняет особенности их протекания в той или иной социальной группе, их направленность и реальное содержание. Общая психология характеризует общие психические свойства личности, а социальная психология изучает то конкретное их единство, которое позволяет говорить об определенном социальном типе личности8.

Социально-психологическое изучение религии важно еще в одном аспекте. Выше говорилось, что религиозным человек не рождается, а становится в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Существенным компонентом такого взаимодействия выступает общение человека с другими людьми в контактных (малых) группах. Формирование религиозности индивида, его глубокие психологические конфликты, связанные как с религиозным «обращением», так и с разрывом с религией, можно правильно понять, лишь тщательно изучив личностные отношения в контактных группах, которые его окружают: семье, школьном классе, производственной бригаде, религиозной общине.

Таким образом, психологическое изучение религии возможно прежде всего с позиции социальной психологии. Это не значит, что оно исключает применение других психологических наук: общей психологии, возрастной, педагогической, дифференциальной. Напротив, многие проблемы психологического изучения религии требуют для своего решения привлечения всех отраслей психологии. Так, рассмотрение вопроса о психологических корнях религии невозможно без привлечения данных общей и дифференциальной психологии, в частности учения о психических состояниях и психических свойствах личности; исследование детской и юношеской религиозности требует сотрудничества с детской психологией.

Попробуем наметить круг основных проблем психологического изучения религии.

Прежде всего, это общетеоретические проблемы. К ним относится вопрос о методологии марксистской психологии и о ее отношении к буржуазной психологии религии. Используя фактический материал, накопленный буржуазной психологией религии, а также некоторые методы и приемы исследования, разработанные ею, следует подвергнуть научной критике ее основные методологические принципы, отсечь реакционные философские выводы9.

Сложной и малоразработанной является проблема психологических корней религии. Успехи в ее научном исследовании во многом определяются исходными позициями ученого. Марксизм рассматривает религию не как результат спонтанного внутреннего развития индивидуальной психики, а как социальный продукт. Психологические корни религии поэтому следует понимать не как психологические причины, необходимо ее детерминирующие, а как такие психические состояния индивида, при которых возникают благоприятные возможности для приобщения индивида к религии, для воздействия на него различных источников религиозной информации. Вполне справедливо говорить, что устойчивые отрицательные эмоциональные состояния — страх, подавленность, одиночество, отчаяние — создают способствующую восприятию религии психологическую почву. Но значит ли это, что всякий человек, которому свойственны подобные состояния, неизбежно станет религиозным? Конечно, нет. Решающую роль здесь играет, во-первых, социальная среда, окружающая индивида, и, во-вторых, социальные качества индивида: мировоззрение, духовные потребности, интересы. Психологические корни религии — это психологические предпосылки религиозности, реализация которых зависит от воздействия объективных социальных условий. Не психологические корни религии сами по себе, а именно это воздействие делает человека религиозным. Вне социального воздействия психологические факторы религии не рождают.

К числу общих теоретических проблем психологического анализа религии относится также проблема структуры религиозной психики. Ее изучение предполагает, в частности, исследование соотношения в этой структуре сознания и бессознательного. Огромная роль бессознательного в психике верующего была констатирована многими исследователями религии (Р. Маретт, Л. Леви-Брюль и др.). Однако научного решения проблемы они дать не смогли. Психоаналитическая школа, начиная с 3. Фрейда и кончая Г. К. Юнгом, Э. Фроммом и другими, окончательно извратила и запутала эту проблему. В работах некоторых советских психологов есть интересные попытки постановки этой проблемы. Так, К. К. Платонов напомнил о словах Л. Фейербаха: «Тайна религии есть, в конце концов, лишь тайна сочетания сознания с бессознательным, воли с непроизвольным в одном и том же существе»10. Эти высказывания Фейербаха заслужили, как известно, одобрительную оценку В.И.Ленина11. К. К. Платонов полагает, что противоречие в психике человека между осознанным и неосознанным является важным психологическим корнем религии. «Ведь не только первобытному, но и современному человеку, — пишет К. К. Платонов, — не понимающему связи своего удачного действия с автоматизированным навыком, так же как не понимающему причин, напротив, ошибочного действия, причин непроизвольного воспоминания, ассоциации, найденного решения и т. д., часто кажется, что ему кто-то помогает или мешает» 12. Эти и другие проявления бессознательного (неосознанного) в психике человека создают, по мнению советского психолога, почву для трактовки их как результата деятельности каких-то внешних человеку сверхъестественных сил и существ. Думается, что мысль эта в основе справедлива, хотя и требует дальнейшей научной разработки.

Не менее важно также изучение соотношения в психике верующих познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.

Отдельные советские исследователи считают основой религиозной психики религиозные переживания13. Однако такая односторонняя точка зрения вряд ли может быть принята. Специфика религиозных чувств и переживаний связана не с их психологическим содержанием (ибо верующему могут быть свойственны различные чувства, как отрицательные, так и положительные), а с их направленностью, их предметом. Специфическим объектом религиозных эмоций выступает сверхъестественное в его различных видах и проявлениях. Таким образом, религиозные эмоции всегда направлены на иллюзорный предмет, существующий лишь в сознании верующих. Значит, предмет таких эмоций лежит в сфере религиозных представлений, верований, и чувства становятся религиозными только в той мере, в какой они связаны с религиозными образами и идеями, направлены на них.

Религиозная психика не может быть сведена к эмоциям, какую бы роль в ней они ни играли. В психике верующих мышление, воображение, представления играют не только вспомогательную роль. Они формируют образы, представления и идеи сверхъестественного, т. е. создают специфическое ядро религиозной психики, определяющее направленность как эмоциональных, так и волевых процессов. Поэтому научное изучение психологических аспектов религии не может ограничиться исследованием религиозных переживаний, а обязательно предполагает изучение особенностей познавательных процессов верующих, причем не только с точки зрения их динамики, но и с точки зрения их содержания.

Изучение содержания религиозных представлений у верующих различных эпох, представителей различных классов, социальных групп и конфессий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Марксистская психология рассматривает религиозное сознание верующих как отражение социальных условий их жизни. Научное изучение содержания религиозных верований у представителей какой-либо социальной или национальной группы невозможно без исследования социальных истоков таких верований, т. е. без выявления тех сторон социальной структуры, которые вызвали их к жизни и которые способствуют их воспроизводству.

Буржуазная психология религии никогда не ставила перед собой такой задачи. В капиталистических странах до сих пор не исследованы особенности религиозного сознания у буржуазии, рабочих, фермеров, служащих и иных социальных групп.

Проблема социальных условий формирования и воспроизводства массового религиозного сознания в социалистическом обществе имеет свою специфику. В условиях социализма социальные корни религии подорваны, исчезли важные социальные факторы (стихийный характер общественных законов, классовый гнет), необходимо ее рождавшие. Но это не значит, что изучение религиозности в социалистическом обществе может быть успешным при игнорировании социальных условий жизни людей. И при социализме в религиозном сознании людей по-своему отражаются и преломляются некоторые особенности их социального положения, бытовой и семейной обстановки, взаимоотношений с социальными группами, составляющими их непосредственное окружение. Вот почему конкретное изучение религиозного сознания различных групп верующих в нашей стране приобретает первостепенное значение.

Конкретные социологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что религиозное сознание рядовых верующих не представляет собой чего-то однородного. Оно различается не только в зависимости от их вероисповедания14, но и по-своему отражает их социальное положение, род занятий, взаимоотношения с социальной средой, образовательный и культурный уровень15. Коренные социальные преобразования повлекли существенные изменения и в сохранившемся еще у некоторых советских людей религиозном сознании. Традиционные религиозные догматы и представления в значительной степени деформируются, размываются, модернизируются16.

Конкретные исследования религиозного сознания верующих — важнейшая задача психологического изучения религии. Здесь психология религии смыкается с социологией на ее эмпирическом уровне. Важным аспектом подобных исследований является социально-психологический анализ религиозных групп, который включает исследования социально-психологических механизмов внушения, эмоционального заражения, подражания в религиозной группе, динамики коллективных религиозных эмоций, формальных и неформальных отношений в группе и ряд других вопросов. В советской литературе имеются плодотворные попытки исследования социальной психологии религиозных групп17.

Социально-психологическое изучение религии требует и исследования комплекса проблем, связанных с особенностями религиозной личности. В их число входит проблема взаимодействия личности с религией и атеизмом в ходе ее онтогенеза.

Изучение психологических особенностей личности на разных этапах ее формирования и развития важно не только для выявления основных путей и каналов воспроизводства религии в новых поколениях, но и для организации атеистического воспитания. Система атеистического воспитания не может быть эффективной без учета возрастных психологических особенностей18.

Теоретический и практический интерес представляет также проблема психологической типологии религиозной личности. Весьма важны для создания такой типологии идеи А. Н. Леонтьева, различающего «значение» определенных понятий и их «личностный смысл». Суть проблемы состоит в том, что одни и те же религиозные идеи, верования и представления приобретают в сознании отдельных верующих неодинаковый смысл, т. е. различно воздействуют на структуру их сознания и поведения. Исследуя сознание и поведение верующих, принадлежащих не только к одному вероисповеданию, но и к одной и той же религиозной общине, можно обнаружить индивидуальные отличия как в понимании, так и в характере мотивирующего и регулирующего воздействия религиозных догматов, идей, норм и представлений.

Исходя из этого можно выделить несколько психологических типов верующих. В сфере религии реальное значение имеет различие между интравертированным (обращенным в себя) и зкстравертированным (обращенным вовне) типом, введенное в психологию К. Г. Юнгом.

Для верующих первого типа религия есть средство ухода от окружающего мира, своеобразного бегства в мир иллюзорный, фантастический. История религий дает множество фактов, подтверждающих наличие религиозных людей этого типа. К их числу можно отнести представителей религиозного аскетизма, монашества, затворничества, многих религиозных созерцателей и мистиков.

Другой психологический тип образуют верующие и церковные деятели, для которых религия — это специфический способ социального самоутверждения личности, способ проявления своего «я» в религиозной группе и системе религиозных отношений. К представителям этого типа относятся многие религиозные иерархи, проповедники и «активисты», которые считают распространение религии своей важнейшей задачей, вербуют приверженцев, подвергают идеологической обработке единоверцев. У таких людей религиозность нередко носит внешний характер, ибо религия важна для них лишь как средство обеспечения благосостояния, власти, карьеры, социального влияния. Конечно, указанные типы верующих не исключают друг друга, и нередко формируется смешанный тип религиозного человека, соединяющий в себе черты и мистика-созерцателя, и активного социального деятеля.

В современной американской социальной психологии делаются попытки различения верующих, для которых религия является лишь средством для достижения каких-либо внешних целей (extrinsic orientation), и религиозных личностей, для которых религия представляется конечной и высшей ценностью (intrinsic orientation). По мнению Г. Оллпорта и М. Росса, исследовавших соотношение между двумя указанными ориентациями верующих и их расовыми предрассудками, первая группа (extrinsic orientation) отличается большей склонностью к расовой нетерпимости и предрассудкам в отношении негритянского населения20.

Перечисленные типы верующих не исчерпывают всего их многообразия. Возможна социально-психологическая типизация верующих и по другим основаниям. Исследование психологических типов верующих имеет теоретическое и практическое значение. В теоретическом плане такое исследование смыкается как с социальной, так и с общей и дифференциальной психологией. Практическое же значение их состоит в том, что они позволяют глубже и яснее увидеть пути, которые привели человека к религии, и на основе этого выработать приемы и способы наиболее эффективного атеистического воздействия на него.

В качестве примера конкретного исследования психологических типов верующих можно назвать исследование, проведенное Э. В. Протасовым (Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС) под нашим руководством в г. Воронеже в 1974 — 1975 гг. В ходе его подготовки и проведения были выделены два типа верующих: 1) религиозных с детства, выросших в религиозных семьях (их условно назвали «традиционалистами»); 2) воспитывавшихся в детстве в безрелигиозных семьях, но впоследствии ставших верующими (их условно назвали «обращенными»). В результате обследования нескольких сот верующих с помощью интервью выявлено, что представители первого типа преобладают среди православных, представители второго — среди баптистов (около 60% обследованных баптистов). Среди «обращенных» много людей одиноких, с неудавшейся личной жизнью, их приходу к религии предшествовал во многих случаях жизненный кризис. Понятно, что атеистическое воспитание может быть эффективным лишь с учетом социально-психологических особенностей представителей каждого типа верующих21.

Основные методы психологического изучения религии заимствуются из социальной психологии22. К ним относятся прежде всего методы сбора первичной информации. Для того чтобы собрать достоверную и репрезентативную информацию о психологии различных групп верующих, об их религиозных взглядах и эмоциях, об их ценностных ориентациях и социальных установках, широко используется метод опроса, включающий проведение бесед с верующими, стандартизированных интервью и анкет. Метод изучения личных документов не позволяет применить статистические приемы обработки информации, но представляет большую ценность как источник, характеризующий психологию верующего во всей ее сложности и противоречиях.

В комплексе с другими методами изучения психологии верующих используется и метод наблюдения. Преимущество его по сравнению с упомянутыми выше состоит в том, что он фиксирует не только субъективные, но и объективные характеристики верующих, их поведение. Однако, как уже говорилось, изучение только внешнего поведения человека недостаточно для определения его религиозности. Внешне ортодоксальное религиозное поведение может исходить не из религиозных, а из посторонних религии мотивов, которые почти невозможно выявить только с помощью наблюдения. Поэтому наиболее плодотворным представляется сочетание различных методов, позволяющих сопоставить как субъективные, так и объективные данные об отношении индивида к религии. Метод наблюдения, следовательно, должен сочетаться с другими методами, позволяющими в совокупности выявить мотивирующее воздействие религиозного сознания, место религиозных идей и верований в структуре сознания и поведения верующего.

К числу методов изучения психологии верующих относится и метод эксперимента. Различают эксперимент естественный (когда испытуемым неизвестно их участие в эксперименте) и искусственный. Применение эксперимента для целей психологического изучения религии затруднено рядом обстоятельств. Однако зарубежные психологи дали немало образцов разнообразного использования эксперимента. Например, Дж. Леуба применял эксперимент для сравнения «мистических» состояний верующих снекоторыми патологическими явлениями в психике, вызываемыми наркотиками23.

К методам обработки первичной информации относятся разнообразные статистические и математические методы (шкалирование, факторный анализ), применяемые в социологии и социальной психологии.

Таким образом, изучение психологии верующих не требует каких-либо специфических методов, неизвестных психологам или социологам. Для изучения религиозного сознания используются те методы, которые разработаны социологической и психологической наукой.

Религиозная вера







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.