Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическое воздействие религиозного культа



 

Религиозные обряды являются особым видом обрядов как символических действий, воплощающих определенные социальные идеи, представления, нормы и чувства.

Религиозные обряды — это символические действия людей, выражающие религиозные идеи, представления и чувства.

Поэтому неправильно отрывать религиозный культ от тех религиозных представлений, которые он воплощает, выражает и укрепляет. Религиозные обряды призваны постоянно возобновлять, усиливать и подкреплять религиозные представления, настроения и чувства верующих. Войдя в церковь или молитвенный дом, верующий попадает в привычную для него обстановку. Его окружают религиозные символы (иконы, кресты и т. п.), он видит знакомые лица служителей культа и единоверцев, которые сообща повторяют слова известной ему молитвы. Все это оживляет и подогревает религиозные настроения верующего, вызывает в его сознании религиозные образы. Обстановка богослужения как бы включает привычные и дремавшие в его сознании религиозные стереотипы, которые усиливаются благодаря воздействию социально-психологических механизмов внушения, подражания, эмоционального заражения. В ходе богослужения в сознании верующего с наибольшей яркостью возникают привычные мифологические образы; религиозные иллюзии иногда овладевают им с такой силой, что кажутся ему большей реальностью, чем окружающий объективный мир. Дж. Леуба, характеризуя психологическое воздействие культа на духовную жизнь верующих, писал: «Культ рождает условия интеллектуальной пассивности, подобные трансу. Если молитва означает нечто большее, чем простое попрошайничество, то она ведет к тому, что тело и душа приходят в умиротворенное состояние, глаза закрываются, мир как бы выключается из сознания»92.

Психологическое воздействие коллективных культовых действий на сознание индивида учитывают церковники, подчеркивая значение коллективной молитвы. Один из иерархов православной церкви требовал от всех присутствующих на богослужении, чтобы те «молились одним словом, одним духом». «Эта молитва, — заявлял он, — связывает всех молящихся, тянет вперед отстающих духом, заставляет работать мысль в одном определенном направлении, указуемом словами и духом совершающегося богослужения, не дает отставать от его внутреннего содержания, она действеннее молитвы частной, одиночной»93.

Культовые действия — это важнейшее средство психологического воздействия на личность. Верующий в ходе культовых действий возобновляет, усиливает и укрепляет свои верования; неверующий через посредство культа приобщается к ним.

Известны случаи, когда любопытство к тому, что совершается в церкви или молитвенном доме, умело использовалось религиозными проповедниками для вовлечения человека в общину. Необычность и праздничность богослужения, средства эстетического воздействия — все это может оказать определенное влияние на человека, если он не был до этого знаком с религией, если у него не выработано к ней критического отношения. Чувство любопытства побуждает человека еще раз побывать в церкви. А затем вступает в действие весь арсенал средств идейной обработки: сочувствие его горестям, мнимая забота, подчеркивание «высоты» религиозно-нравственного идеала. И бывает, что случайное посещение церкви становится той «зацепкой», с помощью которой постепенно удается равнодушного к религии человека сделать верующим.

Средства эстетического воздействия широко используются в системе религиозного культа. Христианство особенно в его католической и православной разновидности, умело поставило себе на службу искусство, превратив богослужение в своего рода театрализованное представление с использованием почти всех видов и жанров искусства.

Эстетическая сторона религиозного обряда подчинена его главной задаче, его главным функциям — возобновлению, укреплению и усилению религиозных идей, верований и настроений. В системе религиозных обрядов эстетические чувства и восприятия поддерживают и укрепляют религиозную веру, вовлекают людей в сферу идейного воздействия церковников, т. е. служат распространению религии. Эстетическое здесь приобретает особую направленность как одно из средств, с помощью которых человек приобщается к религиозным верованиям и представлениям.

Православные идеологи озабочены тем, чтобы все средства эстетического воздействия имели четкую религиозную направленность. Эстетическое нужно церковникам не как самоцель, а как средство, подводящее к религии94.

Использование религиозными организациями средств эстетического воздействия должно учитываться в процессе атеистического воспитания. Система атеистического воспитания будет тем эффективнее, чем шире и многообразнее будут средства эстетического воздействия на массы. К числу последних относится не только искусство — профессиональное и самодеятельное, но и новые социалистические обряды, включающие в себя эстетическую сторону.

Культ — сфера повседневной практической религиозной жизни. Он оказывает определенное регулирующее воздействие на социальное поведение верующих, прививает им религиозные взгляды и нормы, выступающие в качестве мотивов их поведения. Непосредственно культ влияет на поведение членов религиозной общины, создавая у них привычки к регулярному повторению культовых действий. Это формирует у молящихся особый психологический стереотип. Возникает потребность в периодическом подкреплении данного стереотипа, что еще более упрочивает его.

Наблюдения за жизнью и бытом религиозных общин показывают, что у многих членов общин сформировалась устойчивая психологическая потребность в периодическом возобновлении культовых действий. Даже патологические формы проявления религиозных чувств в некоторых сектах могут образовать соответствующий стереотип, побуждающий верующих к регулярному их повторению.

Традиции в сфере религиозного культа нередко переплетаются с иными традициями и обычаями: бытовыми, семейными, национальными. Поэтому их живучесть во многом зависит от того, насколько устойчива вся та система социальных обычаев и традиций, элементом которой они выступают. Не случайно соблюдение религиозных праздников и обрядов городским населением в нашей стране, как показывают конкретные исследования, более распространено в районах индивидуальной застройки. Это районы с традиционным, устоявшимся, привычным бытом. Религиозные семьи живут здесь, как правило, в течение нескольких десятилетий. Привычки к религиозным обрядам и праздникам воспитаны у них с детства. Разрушение этих условий (переезд в новую квартиру в современном доме) ломает их привычные стереотипы поведения и нередко приводит к постепенному ослаблению прежних бытовых обычаев, в том числе и обычаев, связанных с отправлением религиозных обрядов.

Религиозный культ представляет собой в религиозном комплексе наиболее консервативный элемент. Стереотипы сознания и в особенности поведения, которые выработаны на основе религиозных обрядов, исчезают очень медленно. Среди верующих старших поколений имеются люди, у которых нет сколько-нибудь твердых религиозных убеждений, но которые отмечают важные религиозные праздники, сохраняют в доме иконы, посещают церковь. Такой тип верующих можно обозначить как тип традиционалистов. Он чаще встречается у православных, чем у баптистов. И не случайно. В православии обрядовая сторона издавна играла важнейшую роль. Это подчеркивают и православные идеологи. «Начиная с древних времен центральное место в нашей церковной жизни всегда занимало общественное богослужение, совершаемое в храме»95, — заявляют они. Русская православная церковь пытается в основном сохранить весь традиционный строй, пышность и продолжительность богослужения. При этом перед ней стоит сложная социально-психологическая проблема. С одной стороны, обрядовый традиционализм опирается на привычки верующих, на выработанные в ходе культа стереотипы. Поэтому он находит немало сторонников как среди духовенства, так и среди верующих. Среди тех и других всегда были такие люди, которые отвергали любые культовые новшества, рассматривая их как «порчу веры», «утрату истинного православия».

С другой стороны, православные идеологи не могут не видеть, что их культ архаичен и непонятен большинству посетителей церкви. Православный культ отличается продолжительностью и большим количеством различных служб. Посещение всех их для многих современных верующих практически невозможно. Православные обряды малопонятны для присутствующих благодаря употреблению в них церковнославянского языка. Все это сужает возможности идейного воздействия православного обряда, превращает его для многих лиц в простую формальность.

На страницах «Журнала Московской патриархии» нередко приходится читать сетования церковников по поводу того, что большинство молящихся в храме не понимает смысла и значения богослужебных действий. Один из них сокрушается о том, что многие граждане, посещающие церкви, не знакомы с, религиозным смыслом церковных обрядов, и поэтому «то, что совершается в храме, им может показаться ненужной обрядностью, пережитком средневековья». Он считает важнейшей задачей церковнослужителей разъяснение в проповедях смысла и значения обрядов православной церкви96.

Таким образом, перед православными церковниками стоит дилемма: либо, уповая на силу традиции, отказаться от любых культовых нововведений, либо вступить на путь модернизма в сфере обрядов — путь, пока еще не проторенный и грозящий немалыми осложнениями.

Насколько можно судить, православие пока очень робко вступает на этот путь. По-видимому, определенную роль здесь играют воспоминания о неудачах обновленцев, которые в 20-е годы пытались частично модернизировать и реформировать православные установления, традиции и каноны, но были покинуты большинством прихожан, не принявшим нововведений97.

Современная католическая церковь оказалась перед аналогичной проблемой. В течение последних лет в ее рядах шла борьба «традиционалистов» и сторонников модернизации католического культа. Католицизм предпочел отказаться от некоторых культовых традиций, с тем чтобы усилить идейное воздействие на верующих, сделать более эффективным, более отвечающим современным условиям их религиозное воспитание98. Этой же цели служит и отказ католической и протестантской церквей от традиционных архитектурных форм церковных зданий, модернизация церковного интерьера и христианской символики.

Из истории религии известно, что многие вновь возникшие религии привлекали сторонников простотой и доступностью своих обрядов. Так, христианство в первый период своего существования резко выступило против обрядности, свойственной прежним религиям. Оно обвиняло дохристианские религии в этнической узости, замкнутости, ритуализме и формализме. Современные баптисты упрекают православие в «идолопоклонстве», заявляя, что в нем «внутренняя вера» задавлена внешним «обрядовери-ем». Но ни одна религия не может обойтись без обрядов. Те же баптисты не только используют в ходе богослужения проповедь, совместные песнопения и другие традиционные элементы культа, но и сохраняют, хотя и в измененной форме, «таинства» крещения, причастия («преломление хлеба»). Культ есть необходимый элемент всякой религии, потому что в нем находит практическое выражение психологическая потребность верующего как-то воздействовать на тот сверхъестественный объект, в существование которого он верит. Поэтому там, где имеет место вера в сверхъестественное, есть и поклонение с помощью особых (символических) действий, есть религиозный культ.

 

______________

1 Johnson P. Psychology of Religion. New York — Nashville, 1945, p. 30.

2 Heir V. Religious Psychology. New York, 1965, p. 31.

3 Allport G. The Individual and His Religion. New York, 1950.

4 Clark W. H. The Psychology of Religion. New York, 1959, p. 22.

5 Там же, с. 413.

6 См.: Леонтьев А. 11. Проблемы развития психики, с. 378 — 384; Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии. М., 1956.

7 См. гл. I настоящего издания.

8 См.: Социальная психология. Краткий очерк. М., 1975, с. 25 — 32.

9 См.: Вопросы научного атеизма, вып. 11. М., 1971, с. 113 — 149; Попова М. А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). М., 1972.

10 Фейербах Л. Избранные философские произведения, т. II, с. 839.

11 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 59.

12 См.: Вопросы научного атеизма, вып. 11, с. 36.

13 См., например: Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., 1969, с. 66, 73, 112 — 115.

14 См.: Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки), с. 134 — 169; Баптизм и баптисты (Социологический очерк). М., 1969, и др.

15 См.: Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты). М., 1967; Человек, общество, религия. М., 1968; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. М., 1970; Андрианов Я. П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974, и др.

16 См.: Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966.

17 См.: Человек, общество, религия, с. 50 — 93; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, с. 127 — 147; Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание (Социально-психологическое исследование), с. 154 — 165; Москаленко А. Т., Чечулин А. А. Микросреда верующего и атеистическое воспитание, с. 85 — 202.

18 См.: Писманик М. Г. Личность и религия, с. 5 — 49.

19 См.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, с. 298 — 302.

20 Research in Religious Behaviour: Selected Readings. Monterey, 1973, p. [04 — 135.

21 См.: Политическое самообразование, 1975, К» 11, с. 113 — 114.

22 См.: Вопросы научного атеизма, вып. 11, с. 205 — 218.

23 Leuba J. H. The Psychology of Religious Misticism. London, 1925.

24 O'Doherty E. F. Religion and Psychology. New York, 1978, p. 69 — 72.

25 Johnson P. Psychology of Religion, p. 167.

26 Borhek j., Curtis R. A sociology of belief. New York, 1975, p. 26, 121.

27 См.: Платонов К. К. Психология религии. Факты и мысли. М., 1967, с. 94.

28 См.: Копнин П. В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев, 1966; Философские исследования. Л., 1968, с. 152 — 171; Иванов И. Г. Роль естествознания в развитии атеистического миропонимания. М., 1969; Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971; Букин В. Р., Брунов В. А. На грани веры и неверия. Л., 1974.

29 См.: Вопросы научного атеизма, вып. 11, с. 45 — 46.

30 Конечно, границы знания исторически менялись. Если во времена Коперника вполне правомерно было говорить о «вере» в то, что Земля вращается вокруг Солнца, то современный ученый, употребивший подобную формулировку, вызвал бы улыбки своих коллег.

31 См.: Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания, с. 160.

32 Подробнее об этом см.: Угринович Д. М. Обряды. За и против. М., 1975, с. 11 — 23.

33 См.: Копнин П. В. Философские идеи В. И. Ленина и логика. М., 1969; Философские исследования, с. 152 — 171.

34 См.: Маркс К., Энгельс f. Соч., т. 20, с. 16 — 19.

35-36 Либо непосредственно с помощью органов чувств, либо через посредство специальных приборов — микроскопа, телескопа и т. п.

37 O'Doherty E. F. Religion and Psychology, p. 70 — 72.

38 Журнал Московской патриархии, 1959, № 1, с. 48.

39 Известный деятель православия патриарх Алексий писал, что если какой-либо догмат христианского вероучения становится слишком понятным, то это значит, что он «подменен» и «берется не во всей его божественной глубине» (см.: Журнал Московской патриархии, 1956, № 6, с. 46).

40 В этой связи напомним эпизод, описанный А. М. Горьким в его повести «Детство». Вспоминая отношение бабушки и деда к богу, писатель замечает, что в представлении юного Алеши у деда был один бог, а у бабушки — другой. В устах бабушки бог представал как доброе существо, одинаково близкое не только людям, но и животным. «...Дедов бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное» (Горький М. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 13. М., 1951, с. 89).

41 См.: Актуальные проблемы атеистического воспитания и критика религиозной идеологии, вып. 6. М., 1981, с. 27 — 30.

42 Автор употребляет термины «эмоции» и «чувства» как равнозначные.

43 Под содержанием чувства психология подразумевает характер переживаемого человеком отношения к тому или иному объекту. С точки зрения содержания чувства делятся на положительные и отрицательные, причем к числу положительных можно отнести радость, любовь, восхищение; к числу, отрицательных — страх, гнев, грусть.

44 Otto R. Das Heilige. Uber das Irrationale in der Idee des Gott-lichen, S. 8 — 55.

45 Wobbermin G. The Nature of Religion. New York, 1933.

46 Джемс В. Многообразие религиозного опыта, с. 23 — 24.

47 Естественно, что понимание объекта религиозных эмоций у У. Джемса и в научной психологии отличается коренным образом.

48 В ряде случаев эмоции верующих направлены на реальный объект («чудотворная» икона, «святые мощи», религиозный проповедник), но и тогда этот реальный объект, по мнению верующих, обладает сверхъестественными свойствами или выступает как посредник между сверхъестественными силами и людьми.

49 Для буржуазных психологов характерно такое высказывание: «Какой бы удел ни выпал на долю институциональной религии, религиозные чувства личности чрезвычайно живучи и, по-видимому, будут всегда такими, ибо их корни многочисленны и глубоки». (Allport G. The Individual and His Religion, p. 3.)

50 См.: Тард Г. Социальные законы. СПб., 1906.

51 См.: Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

52 См.: Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, с. 47 — 67; Москаленко А. Т., Чечулин А. А. Микросреда верующего и атеистическое воспитание, с. 114 — 133; Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание (Социально-психологическое исследование), с. 154 — 165.

53 Johnson P. Psychology of Religion, p. 56.

54 См.: Джемс В. Многообразие религиозного опыта, с. 497.

55 Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (Социологические и исторические очерки), с. 145.

56 Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве, ч. 1, вып. 1. Сергиев Посад, 1908, с. 85.

57 Цит. по: Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (Социологические и исторические очерки), с. 149.

58 Там же.

59 Баптизм и баптисты (Социологический очерк), с. 208.

60 См.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968, с. 270.

61 Boisen A. Religion in Crisis and Custom. A Sociological and Psychological Study, p. 68 — 70.

62 Readings in the Psychology of Religion. New York — Nashville, 1959, p. 235.

63 Leuba J. H. The Psychology of Religious Mysticism, p. 315.

64 Интересно отметить, что это утверждение разделяют и некоторые современные американские религиоведы. Например, Ч. Глок пишет, что культовые действия верующих компенсируют их лишения, но не устраняют причин этих лишений. (См.: Religion and Social Conflict. New York, 1964, p. 29.)

65 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 415.

66 Clark W. The Psychology of Religion, p. 23 — 25.

67 Там же, с. 341.

68 Там же, с. 308.

69 Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences. New York, 1970.

70 См.: Вопросы научного атеизма, вып. 11, с. 185 — 203.

71 Alland A. «Posession» in Revivalistic Negro Church. Research in Religious Behavior. Selected Readings. Monterey, 1973, p. 256 — 275.

72 Grensted L. W. The Psychology of Religion. London, 1952; Allport G. The Individual and His Religion. New York, 1950.

73 См.: Человек и его работа. М., 1967.

74 См.: Анисимов С. Ценности реальные и мнимые. М., 1970; Шердаков В. Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М., 1982.

75 Цит. по: Баптизм и баптисты (Социологический очерк), с. 104.

76 См.: Вестник МГУ. Серия VIII. Философия, 1968, № 4, с. 60 — 69

77 См. там же, с. 63 — 6о.

78 Research in Religious Behavior: Selected Readings, p. 134 — 184.

79 См., например: К обществу, свободному от религии, с. 170 — 188.

80 Иллюзии, выявленные экспериментально Д. Н. Узнадзе и его последователями, фиксируют зависимость восприятия предмета от предшествующего чувственного опыта.

81 Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966, с. 261.

82 См.: Математические методы в современной буржуазной социологии. Сборник статей. М., 1966, с. 227 — 287.

83 Цит. по: Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (Социологические и исторические очерки), с. 139. 84 См. там же, с. 140 — 141.

85 См.: Баптизм и баптисты (Социологический очерк), с. 219 — 229.

86 Clark W. The Psychology of Religion, p. 191.

87 Там же, с. 193 — 195.

88 Argylc M., Beit-Hallahmi B. The Social Psychology of Religion. London — Boston, 1975, p. 195.

89 Цит. по: Общественная психология и коммунистическое воспитание. М., 1967, с. 158.

90 Там же, с. 158 — 159.

91 Интересный пример художественного изображения мировоззренческого конфликта личности и ее последующего религиозного обращения содержится в повести В. Ф. Тендрякова «Апостольская командировка» (см.: Тендряков В. Ф. Расплата. Повести. М., 1982, с. 401 — 541).

92 Leuba J. H. God or Man? New York, 1933, p. 183.

93 Журнал Московской патриархии, 1959, № 10, с. 64.

94 Подробнее об этом см.: Угринович Д. М. Искусство и религия. М., 1982, с. 95 — 135.

95 Русская православная церковь. Устройство, положение, деятельность. М., 1958, с. 55.

96 См.: Журн. Московской патриархии, 1957, № 2, с. 60 — 62.

97 Подробнее об этом см.: Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.

98 См.: Вопросы научного атеизма, вып. с. 154 — 200.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей книге предпринята попытка вычленить философские, социологические и психологические проблемы марксистского религиоведения, которое является одним из разделов научного атеизма.

Для марксистского религиоведения принципиальное значение имеет единство гносеологического, социологического и психологического анализа религии. Марксизм исходит из того, что вне правильной гносеологической оценки религии как ложного, иллюзорного сознания невозможно ее социологическое психологическое исследование, равно как без социолога- некого и психологического изучения невозможно ее научное философское объяснение. Социальные и психологические функции религии не могут быть поняты, если игнорируется тот факт, что религия превратно, фантастически отражает действительность. Любая из сторон религии неразрывно связана с другими ее сторонами и может быть понята лишь в процессе комплексного, всестороннего исследования.

Краткое изложение основных проблем марксистского религиоведения убеждает также в том, что научное изучение религии может плодотворно развиваться лишь в том случае, если оно органически сочетает в себе теоретический анализ исследуемых проблем с обобщением и осмыслением фактического материала. Умозрительные теоретические конструкции, оторванные от реальности, столь же бесплодны, как и одностороннее увлечение описанием эмпирического материала, не оплодотворенное научной методологией. Философское изучение религии не может быть подлинно научным, если его выводы и обобщения не основываются на обобщении данных частных наук, характеризующих исторический процесс развития религии во всей его сложности и многогранности. В еще большей степени это относится к социологическому и психологическому изучению религии. Дальнейшая разработка этих вопросов во многом будет зависеть от притока новой информации, полученной в ходе конкретных исследований религиозности. Исходя из этого, автор уделил внимание не только теоретическим, методологическим вопросам, связанным с развитием конкретных исследований, но и вопросам их методики. В книге приводятся результаты ряда исследований, позволяющие подкрепить теоретические выводы.

Автор стремился сочетать позитивный анализ проблем марксистского религиоведения с критикой теологических и идеалистических концепций. Вместе с тем в работе использован фактический материал, собранный буржуазными социологами и психологами, рассмотрена методика проводимых ими исследований религиозности.

Развитие марксистского религиоведения не следует считать чисто теоретической задачей, не связанной с практикой атеистического воспитания. Чем полнее и глубже научный атеизм исследует основные особенности религии, пути и каналы ее воздействия, тем более эффективным будет атеистическое воспитание.

Марксизм изучает религию с позиций атеизма, с позиций борьбы за ее полное преодоление. В современных условиях, когда, как подчеркнул XXVI съезд КПСС, советскому народу предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека1, дальнейшее развертывание исследований в области научного атеизма является актуальной задачей. Это еще раз подчеркнул июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, потребовав от всех партийных и общественных организаций «активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому воспитанию»2.

 

_______________

1 См.: Материалы XXVI съезда КПСС, с. 64.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14 — 15 июня 1983 года. М., 1983, с. 72 — 73.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ко второму изданию

 

Введение

 

Глава первая. Философские проблемы изучения религии

 

Философский подход к религии (общая характеристика)

Сущность религии

Гносеологический анализ религиозного сознания

Гносеологические корни религии

 

Глава вторая. Социологический анализ религии

 

Основные проблемы и методологические принципы социологического изучения религии

Место религии в обществе, ее структура, социальные функции и социальная роль

Научно-техническая революция и религия

Религиозность и ее социологическое изучение

Религиозные группы и организации

Процесс секуляризации и его социологическое исследование

Секуляризация в капиталистическом обществе

Секуляри зация в социалистическом обществе

 

Глава третья. Психология и религия

 

Основные проблемы и методы психологического изучения религии

Религиозная вера как социально-психологический феномен

Особенности религиозных чувств

Социально-психологические характеристики религиозной личности

Психологическое воздействие религиозного культа

 

Заключение

 

Угринович Д. М.

 

У27 Введение в религиоведение. — 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1985. — 270 с. — В надзаг.: Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Каф. истории и теории атеизма.

В пер: 1 р. 30 к.

 

В монографии излагается марксистская концепция религии, дается теоретический анализ наиболее актуальных проблем религиоведения. Автор выделяет три аспекта научного изучения религии: философский, социологический и психологический. Большое внимание уделяется критике буржуазного религиоведения. Издание (первое вышло в 1973 г.) значительно дополнено новыми материалами.

Для преподавателей и пропагандистов научного атеизма, слушателей системы политического просвещения, аспирантов, студентов.

 

ББК 86.1 У 27

 

0400000000-046

У--------------64-85

004(01)-85

 

OCR Pirat

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.