Здавалка
Главная | Обратная связь

Религиозной личности



 

Буржуазная психология религии поставила проблему интегрирующего воздействия религии на сознание личности. Ее представители пытаются доказать, что религия есть необходимый интегрирующий компонент сознания каждого индивида. Она якобы придает сознанию личности структурную целостность, обеспечивает его устойчивость к внешним воздействиям, предотвращает внутренние конфликты, снимает эмоциональное напряжение 72.

Действительно, религия в ряде случаев оказывает интегрирующее воздействие на сознание и поведение индивида. Убежденный верующий по-своему может быть последовательным человеком. Однако главный вопрос состоит в том, чтобы выяснить социальный смысл этой последовательности. Речь идет, таким образом, об общей социальной направленности верующего, которая реализуется как в структуре его сознания, так и в структуре и содержании его социального поведения. Естественно, имеет смысл говорить лишь о некоторых общих особенностях сознания и поведения религиозного человека, присущих верующим различных конфессий и групп. Несмотря на существенные отличия в характере и содержании отдельных религий, их воздействие на сознание и поведение личности содержит и некоторые общие черты.

Для выяснения социальной направленности этого воздействия воспользуемся двумя важными социологическими и социально-психологическими понятиями — «ценностные ориентации личности» и ее «социальные установки».

Не вдаваясь в подробный анализ понятия ценности, отметим, что последнее всегда обозначает определенный объект, рассматриваемый в его реальном соотношении с общественными интересами и потребностями. В качестве ценности могут выступать любые продукты материального и духовного производства (в том числе и идеи, нормы, идеалы), а также те или иные стороны общественных отношений людей, если они рассматриваются с точки зрения их соответствия (или несоответствия) интересам и потребностям общества в целом или определенной социальной общности (класса, социальной группы).

Система ценностных ориентации личности — это реальное выражение ее социальных качеств, места в обществе, характера и направленности ее социальной деятельности. Так, исследование отношения к труду молодых ленинградских рабочих, проведенное советскими социологами, выявило некоторые особенности ценностных ориентации, свойственных современной советской молодежи73. Выяснилось, например, что в структуре ценностей большинства молодых рабочих все более значительное место занимает труд с точки зрения того, удовлетворяет ли он потребности молодого человека в творчестве, требует ли он высокой квалификации, вызывает ли он интерес. Результаты исследования показали, что именно эти социальные факторы в большинстве случаев определяют отношение молодых рабочих к своей профессии, от них зависит удовлетворенность или неудовлетворенность работой. Исследование позволило существенно скорректировать прежние представления о мотивах смены места работы. Оказалось, что поиски более высокого заработка не являются главной причиной перехода на другую работу.

Ценностные ориентации личности есть важнейший показатель ее отношения к обществу. Они выявляют реальные мотивы социального поведения человека, характеризуют его взаимоотношения с социальной средой, с коллективом, его важнейшие социальные и нравственные качества.

Религия прививает верующим специфическую систему ценностных ориентации. Эта система характеризуется тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из веры в существование сверхъестественного мира. Земное подчиняется неземному, естественное — сверхъестественному. Устанавливается такая субординация ценностей, при которой все реальные ценности, вытекающие из потребностей и запросов жизни человека на земле, рассматриваются как второстепенные. Первое место в иерархии религиозных ценностей занимают ценности иллюзорные, вымышленные, созданные воображением верующих74.

По данным исследований, проведенных в Белоруссии, большинство всех опрошенных баптистов считают целью своей жизни получение будущего спасения. Земная жизнь, по их мнению, не имеет самостоятельной ценности, а является лишь преддверием подлинной потусторонней жизни. Типичным для баптистов является следующее высказывание: «Смысл земной — это предисловие, а там — вечная жизнь, там содержание всей жизни»75.

Такая структура ценностей, навязываемая религией, оказывает влияние не только на сознание верующего, но и на его поведение в обществе. Основные социальные устремления глубоко верующего связаны не с решением реальных социальных проблем, не с улучшением и изменением объективных условий его жизни, а с ориентацией на сверхъестественное. При этом следует учитывать, что воздействие системы религиозных ценностей на личность не всегда носит однозначный характер. В известных условиях (к их числу относятся особенности исторической эпохи, содержание определенной религиозной доктрины) религиозная система ценностных ориентации практически означает для верующего отказ от социальной активности, пренебрежение всем реальным, земным. Крайние формы, граничащие с социальной патологией, представляют в этом плане проявления религиозного аскетизма наподобие затворничества, столпничества. У верующих советских людей такие крайние формы социальной пассивности встречаются редко. В большинстве случаев религиозные организации не запрещают контактов с «миром», т. е. с неверующими. Пытаясь приспособиться к изменившимся социальным условиям, церковные и сектантские деятели в СССР заявляют даже, что религия якобы способствует пробуждению трудовой и социальной активности трудящихся, требует от них высоких нравственных и гражданских качеств.

Факты, однако, не подтверждают этих декларативных заявлений. В Калужской области под руководством В. Д. Печникова проведено социологическое исследование воздействия религии на социальную активность трудящихся76. Была проанализирована общественная деятельность трудящихся в политической, производственной, бытовой сферах, а также в области культуры. Согласно данным исследования, в общественно-политической деятельности среди опрошенных жителей города участвует 60% неверующих и 10% верующих; среди сельских жителей — соответственно 66 и 8%. Общественной деятельностью в сфере производства (участие в движении рационализаторов и изобретателей, в движении за коммунистическое отношение к труду) занимается в городе 62% неверующих и 13% верующих. В процессе исследования был выработан специфический показатель социальной активности той или иной группы исследуемых — средний количественный показатель участия (КПУ). Чтобы исключить влияние других социальных факторов, В. Д. Печников сравнивал соответствующие показатели социальной активности верующих и неверующих с одинаковыми социальными и демографическими характеристиками (пол, возраст, социальное положение, образование, состав семьи). Оказалось, что «количественный показатель участия» (КПУ) неверующих женщин-колхозниц значительно превышает соответствующий показатель у верующих этой же социальной группы (1,9:1,6); у женщин этой же социальной группы с образованием до четырех классов различия в показателях еще больше (1,9 — средний КПУ у неверующих и 1,3 — у верующих)77.

Таким образом, факты свидетельствуют о том, что ориентация на религиозные ценности препятствует социальной активности трудящихся, переключает их энергию, мысли, чувства, стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму социальной активности — участие в религиозных обрядах и в деятельности религиозных организаций.

В этой связи представляет интерес исследование, проведенное американским социальным психологом М. Рокичем. Он попытался выявить связь, существующую между системой ценностных ориентации религиозных людей в США и их социальным поведением. Результаты исследования показали, что у людей, в сознании которых важное место занимают «потусторонние» ценности (например, «спасение» после смерти и т. п.), преобладают консервативные социальные убеждения, с той или иной степенью последовательности реализующиеся в их поведении. Те же из верующих, у которых доминируют «земные» ценности («свобода», «счастье», «равенство» и т. п.), отличаются, как правило, оппозиционной настроенностью к существующему обществу, многие активно участвуют в движении за социальные права и т. п.78

В истории известны случаи (они имеют место и сейчас в развивающихся странах), когда система ценностных ориентации верующих людей приобретала особый характер. Ценности, связанные с верой в сверхъестественное, не противостояли «земным» ценностям как нечто взаимоисключающее; реальные социальные интересы определенных классов и групп осознавались участниками того или иного социального движения в превратной форме — как «предначертания бога», как норма поведения, санкционированная божеством и вытекавшая из системы «высших» религиозных ценностей. Социальный смысл подобных религиозных движений вполне ясен: религия здесь выступала как идеологическая форма, в которой превратно осознавались интересы прогрессивных социальных сил. При этом нередко возникала новая религия, противостоящая старой, выступавшей в качестве идеологической силы, освящающей и санкционирующей существующий строй.

Одним из проявлений секуляризации религиозного сознания в современную эпоху являются изменения в системе ценностей и ценностных ориентации верующих. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в настоящее время у значительной части верующих ценности чисто религиозные, связанные с верой в сверхъестественное, перестают быть доминирующими, отходят как бы на задний план79. И напротив, ценности земной жизни (мир, труд, семейное счастье и т. п.) приобретают в их сознании и поведении первостепенное значение, хотя и связываются нередко с религиозными представлениями, выводятся из христианского или иного вероучения. Эти процессы в сознании верующих имеют важное значение, ибо они способствуют росту их социальной активности (в частности, их все более активному участию в борьбе за мир и за социальный прогресс). В социалистических странах секуляризация ценностных ориентации верующих создает благоприятные предпосылки для укрепления социально-политического союза с ними в борьбе за мир, за упрочение и совершенствование социализма.

Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к обществу, общую социальную направленность их сознания и поведения. Но общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом социально-психологической характеристики верующих является изучение их социальных установок.

Понятие «установка» существует и в общей, и в социальной психологии. В общей психологии в наибольшей степени оно разработано советскими психологами во главе с Д. Н. Узнадзе.

На основе анализа ряда иллюзий, возникающих при восприятии предметов , Д. Н. Узнадзе сформулировал понятие установки, которая, по его мнению, обозначает особое психическое состояние человека, выражающееся в его готовности к определенной активности, к определенному поведению. Возникновение установки, по Узнадзе, зависит, во-первых, от потребности, актуально действующей в данном организме, и, во-вторых, от объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Элементарные установки формируются, по мнению Д. Н. Узнадзе, не проходя через сознание человека, и действуют импульсивно. Установка, как показали некоторые эксперименты, может быть сформирована даже в гипнотическом состоянии испытуемого. В то же время Д. Н. Узнадзе признавал и существование установок более высокого порядка, необходимым условием формирования которых является осознание объективной ситуации и принятие того или иного решения на основе этого осознания. В таких случаях возможны и установки, возникшие под влиянием словесного воздействия. «Нет сомнения, — писал Д. Н. Узнадзе, — что слово представляет собой специфическую для нас сферу действительности, на основе которой строится новый слой установочных состояний человека, обусловливающих и определяющих его поведение»81.

Последнее замечание Узнадзе очень важно для правильного понимания общего психологического механизма выработки установок у верующих. Установка фиксирует известное состояние субъекта, подготовленное его предшествующей деятельностью и выражающее его готовность к определенному поведению. В соответствии с данными современной нейрофизиологии понятие «установка» подчеркивает, что характер реакции индивида на любое явление окружающего мира происходит не по схеме «стимул — реакция», как утверждала бихевиористская школа в психологии, а всегда опосредовано состоянием действующего индивида.

Понятие «установка» приобретает специфическое содержание в социальной психологии, изучающей не общие закономерности функционирования человеческой психики, а конкретное социально-детерминированное содержание сознания людей. Предметом исследования здесь является не поведение людей вообще, а определенные социальные формы и результаты их поведения. Некоторые ученые полагают, что для характеристики социального типа личности (и в особенности ее сознания) достаточно использования понятия «ценностные ориентации личности», что же касается понятия «установка», то правомерность его употребления в социологии и социальной психологии оспаривается.

Согласиться с этим мнением нельзя. Ценностные ориентации личности, как уже говорилось, характеризуют ее общую социальную направленность, ее отношение к миру, к обществу, к окружающим людям. В практике же социального поведения ценностные ориентации индивида всегда реализуются в его отношениях к отдельным социальным объектам (социальным институтам, социальным группам, отдельным людям), в соответствующих актах его социального поведения. Поведение индивида в любой социальной ситуации всегда опосредовано его предшествующим общественным опытом. В конкретных социальных действиях обнаруживается зависимость его поведения от выработанного на основе жизненного опыта отношения к объекту, на который направлено действие. Именно в этой связи и становится необходимым понятие «установка», взятое в его социальном содержании. Социальные установки личности означают ее предрасположенность к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к действиям, вытекающим из этой оценки.

Социальная установка тесно связана с системой ценностных ориентации личности, выступая в качестве конкретной формы существования и проявления этой системы. В то же время между социальной установкой и ценностной ориентацией имеются определенные различия.

Во-первых, социальная установка всегда предметна, т. е. направлена на определенный объект. Ценностная же ориентация имеет более общий характер, ибо включает в себя отношение к ряду социальных объектов, связанных с определенной ценностью или входящих в ее состав. Поэтому ценностная ориентация личности всегда реализуется в совокупности ее социальных установок.

Во-вторых, социальная установка отличается от ценностной ориентации личности и тем, что она предполагает не только определенную оценку тех или иных социальных явлений, но и готовность и способность действовать в соответствии с этой оценкой. Конечно, ценностные ориентации личности тоже всегда реализуются в ее поведении. Однако между ценностными ориентациями данной личности и отдельными актами ее поведения может и не быть соответствия. Человек из-за слабоволия может скрывать от посторонних свои оценки окружающего и вести себя так, будто он руководствуется той системой норм и ценностей, которую внутренне отрицает.

Социальная установка не может быть сведена к субъективному состоянию сознания именно потому, что она есть установка к действию. В ней не только описывается определенное состояние сознания индивида, но и выявляется степень реализации этого состояния в его социальном поведении. Данное понятие имеет особое значение для социальной психологии, так как оно фиксирует взаимосвязь между сознанием и социальным поведением индивида, переход одного в другое. Именно поэтому можно говорить о научных методах количественной характеристики социальных установок, т. е. об их измерении82. Научное измерение социальных установок возможно лишь с учетом их объективных показателей, т. е. определенных форм и способов поведения людей, в ходе которых и реализуются упомянутые установки.

Система ценностных ориентации верующих реализуется в их социальных установках. Как отмечает А. И. Клибанов, сектанты, как правило, получают значительную нерелигиозную информацию, но осваивают ее «избирательно», в соответствии со сложившимися социальными установками. Один из баптистов по этому поводу сказал: «Рассказывают, будто у нас в кино не разрешают ходить. Ходи, пожалуйста, только выбирай, что тебе принесет пользу. Надо разбираться. Вот, например, на столе много кушаний стоит, а ты должен не все есть, а выбрать только то, что тебе нужно». Аналогично рассуждает и адвентистка: «Нам нельзя смотреть все подряд в кино или по телевизору. У меня своего телевизора нет, но когда меня приглашают, я все подряд смотреть не иду»83.

В доме активной баптистки А. И. Клибанов увидел и разнообразную литературу (в том числе и светскую), и радиоприемник, и магнитофон. Но из художественной литературы она преимущественно выбирает то, что так или иначе созвучно ее религиозным настроениям; магнитофон и радиоприемник используются для прослушивания религиозных проповедей, песнопений и «духовных» стихов. Таким образом, информация фильтруется в соответствии со сложившимися религиозными установками 84.

У убежденных верующих, как правило, существуют прочные позитивные установки по отношению к служителям культа и религиозным проповедникам. В баптистских общинах у большинства верующих пресвитер пользуется непререкаемым авторитетом, его слова, указания воспринимаются с особым вниманием и послушанием. Столь же прочна и позитивная установка в отношении единоверцев, «братьев» и «сестер», окружающих верующего. Такая установка нередко как бы фильтрует все те впечатления, которые получает верующий в процессе его общения с единоверцами. Он может долго не замечать тех их качеств, тех действий и поступков, которые не согласуются с его представлениями об облике «подлинного христианина». И напротив, все положительное, что он видит у верующих («не курят, не пьют, не сквернословят, вежливы друг к другу»), обычно приписывает благотворному влиянию религии. Таким образом, сформировавшись, позитивная установка к религиозным людям и служителям культа накладывает серьезный отпечаток на структуру сознания и поведения человека.

То же самое можно сказать и в отношении негативной установки, которая формируется у многих убежденных верующих по отношению к неверующим и атеистам. В Белоруссии Л. М. Игнатенко провела интересное исследование характера установки к неверующим, сложившейся в баптистских общинах. Оказалось, что всех членов общин можно разделить на три группы.

Первую группу составляют те баптисты, у которых сформировалась прочная отрицательная установка к неверующим. Прочность этой установки определяется не только данными опроса, но и объективными показателями, выявляющимися в их поведении. Среди представителей этой группы нет людей, которые имели бы друзей или близких знакомых среди неверующих; в их семьях, как правило, все принадлежат к баптистской общине. Данная группа образует незначительное меньшинство всех исследованных — всего 6,7%.

Во вторую группу включены баптисты, у которых указанная установка хотя и присутствует, но в ослабленном виде. Эти верующие, судя по данным интервью, хотя и считают неверующих безнравственными людьми, но применительно к отдельным неверующим, им знакомым, допускают исключения. В своем поведении, в отношениях с окружающими такие баптисты не всегда руководствуются отрицательной установкой к неверующим. И среди их близких знакомых, и в их семьях имеются неверующие, с которыми они поддерживают дружественные отношения. Здесь наблюдается интересное явление, когда установка, выработанная в ходе религиозного воспитания, несколько ослаблена и частично разрушена под влиянием жизненной практики. Возможен также и иной случай: негативная установка у некоторых баптистов еще окончательно не сформировалась. Это относится к тем, кто недавно принят в общину. Представители указанной группы составляют большинство опрошенных баптистов — 60,4%.

И наконец, третья группа. К ней относятся те члены баптистских общин, у которых отрицательная установка в отношении неверующих отсутствует или почти отсутствует. В ходе интервью они не высказывали отрицательного мнения о нравственных качествах неверующих людей. В практике своего поведения такие баптисты не проводят существенных различий между верующими и неверующими, последние нередко являются их друзьями. У многих из них муж или жена неверующие. Численность данной группы — 32,9%. У этих баптистов вера не занимает главного места в повседневной жизни и не оказывает существенного влияния на их поведение. Следовательно, такие баптисты вряд ли могут быть причислены к убежденным верующим, их принадлежность к общине до известной степени носит формальный характер85.

Одна из основных и весьма сложных проблем атеистического воспитания состоит в преодолении негативной установки к атеистам и ко всему, что от них исходит. Практика показывает, что попытка внезапного «слома» негативной установки верующих к атеистам редко приносит успех.

Верующий, испытывая воздействие атеиста, в то же время продолжает оставаться под влиянием служителей культа. Поскольку его традиционная система социальных связей не исчезает, то резкое покушение на его религиозные убеждения вызывает у него защитную реакцию, т. е. укрепляет его негативную установку, а не ослабляет ее. Правильный путь преодоления негативной установки состоит в том, чтобы найти в ней слабые места, через которые можно воздействовать на сознание и поведение верующего. Важный момент в преодолении такой установки — постепенное приобщение верующего к здоровым нерелигиозным интересам и стремлениям: вовлечение в активную общественную, политическую и культурную деятельность. Освобождение от религии не обязательно с самого начала предполагает проведение пропагандистских мероприятий, связанных с критикой религиозных мифов и догматов. Пока атеист не завоевал доверия верующего, пока у последнего действует негативная установка, такие мероприятия не принесут успеха. Лишь ослабление, а затем и полное преодоление негативной установки к атеистам и атеистической пропаганде может создать условия, когда антирелигиозное воспитание принесет свои плоды.

В буржуазной психологии религии большое внимание уделяется проблеме религиозного «обращения» (conversion). Толкование этого понятия разными психологами неоднозначно. Одни понимают под обращением всякий приход человека к религии, другие — специфический путь приобщения человека к религии, связанный с его духовным кризисом и «внезапным», «неожиданным» обретением религиозной веры. Именно такого, более узкого толкования обращения придерживается американский психолог У. Кларк. Он определяет обращение как особый «тип духовного роста или развития», при котором «заметное изменение отношения человека к религиозным идеям и поведению» происходит через «внезапное эмоциональное озарение»86.

У. Кларк и другие буржуазные психологи рассматривают процесс обращения как внезапное обретение человеком бога, как мистическое постижение божества, т. е. пытаются дать ему теологическое истолкование. В то же время, характеризуя основные этапы религиозного обращения, они невольно обнаруживают некоторые подлинные причины этого явления. По Кларку, первый этап обращения — период беспокойства, духовного кризиса, нравственных и мировоззренческих поисков. Второй этап — это непосредственно кризис обращения. Последний проявляется в чувстве внезапного мистического озарения. Индивиду кажется, что он «узрел бога», что тот указал ему единственный путь к спасению. Этот этап вызывает особенно интенсивные и яркие религиозные эмоции. Наконец, третий этап завершает процесс обращения. Бурные эмоции постепенно сходят на нет, и остаются чувства спокойствия, умиротворенности. Внутренние конфликты, раздиравшие личность, исчезли, их заменила гармония, основанная на религиозной вере87.

В изложении Кларка видна его апологетическая по отношению к религии установка. В то же время Кларк фиксирует реальную психологическую основу религиозного обращения: мировоззренческий и нравственный кризис личности. Эта же психологическая предпосылка обращения отмечена многими другими зарубежными психологами и социологами. Например, в одном из исследований констатируется, что 55% всех людей, испытавших внезапное обращение, страдали до него постоянным чувством вины. В то же время после обращения 57% испытывали радость и удовлетворение88.

Для выяснения сути религиозного обращения приведем высказывания некоторых людей, которые его испытали. Вот характерное сообщение баптиста Б. из г. Кропоткина: «До 22 лет был неверующим, вел плохую жизнь: пил, хулиганил, воровал, ночевал в сараях и подвалах. Родные, соседи, милиция постоянно стыдили меня, старались исправить, но ничто не помогало. Меня и самого мучало мое положение, но я ничего не мог с собой поделать. Одна знакомая посоветовала мне обратиться за помощью к богу. И вот однажды в отчаянии я взмолил: «Господи, господи! Если ты существуешь, помоги мне...» Господь услышал меня и избавил от грехов. Это является для меня доказательством бытия божия»89.

Другой баптист, Ю., врач детского туберкулезного санатория, рассказывает: «До января 1953 г. был атеистом. По характеру был очень жестоким и непомерно требовательным человеком. Работал главврачом одной из больниц... установил там для сотрудников почти военную дисциплину. Женился, имел двух детей, но не очень любил их. Жена ушла от меня. Я очень тяжело переживал это... Стал много думать о себе, познавать самого себя. И увидел в себе много недостатков. Я убеждал себя освободиться от недостатков. Однако исправиться не мог. Однажды я случайно познакомился с двумя девушками, которые пригласили меня на собрание баптистов... Я решил зайти. И как только вошел, услышал призыв полюбить друг друга, прочел надпись: «Бог есть любовь». Что-то переломилось во мне, перед глазами вдруг встала вся моя жизнь с ее пороками, и я заплакал, пошел домой и неумело стал молиться, чтобы бог меня понял, простил и принял. Еще через полтора-два года, в 1954 г., я вполне сознательно принял водное крещение... Я себя чувствую свободным, потому что освободился от пороков и постоянно вижу божью любовь и защиту»90.

Верующие расценивают подобные факты как «чудо возрождения», «чудо спасения человека под влиянием любви Христовой». На самом деле эти случаи объяснимы научно. Как явствует из сообщений баптистов Б. и К)., У них сложились конфликтные отношения с обществом, с окружающими людьми. Сами они остро переживали этот разлад. Таким образом, до их обращения к религии им был свойствен внутренний моральный конфликт, неудовлетворенность собой, своим поведением.

Обязательно ли подобный конфликт ведет к религиозному обращению? Нет. Существуют и другие возможности его преодоления, которые чаще всего реализуются в условиях социализма. Однако в данном случае совокупность внешних и внутренних обстоятельств привела к тому, что и Б., и Ю. попытались найти выход из создавшегося положения в обращении к религии. Соответственно в их сознании выход из кризиса стал представляться как результат божественного вмешательства. Им показалось, что разрывом с прежней, по их мнению «греховной», жизнью они всецело обязаны религии.

На этом примере видно, каковы реальные причины религиозного обращения. Его внутренняя психологическая предпосылка — духовный конфликт личности, утратившей прежние ценностные ориентации и ищущей новые ориентиры в сфере мировоззрения «и морали91. Находясь в состоянии неудовлетворенности собой и окружающим миром, такая личность обращается к мнимому религиозному спасению. Вера в бога представляется такому новообращенному его спасительницей из мира греха, источником его душевного спокойствия. Религия в подобных случаях выступает как своеобразный «эрзац» подлинных нравственных и духовных ценностей, как мнимое решение реальных жизненных конфликтов.

Психологический анализ религиозного обращения позволяет сделать важные выводы, касающиеся атеистического воспитания. Чтобы исключить случаи религиозного обращения, необходимо особое внимание уделять тем людям, которые в силу различных причин находятся в состоянии внутреннего разлада, у которых отсутствуют устойчивые социальные и нравственные ориентиры. Для воспитания таких людей особенно важны внимание и забота к их нуждам, уважительное отношение к их мировоззренческим и нравственным поискам, целеустремленное и настойчивое убеждение их в подлинной ценности научного атеистического мировоззрения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.