Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 4. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ. (1 час)



Вопросы лекции

4.1 Педагогический процесс как система.

4.2. Целостность педагогического процесса.

4.3. Закономерности педагогического процесса и принципы.

4.4. Этапы педагогического процесса.

Вопросы СРСП (1 час)

4.1 Педагогическая система и её виды.

4.2 Общая характеристика системы образования.

4.3. Сущность педагогического процесса.

4.4. Педагогический процесс как целостное явление.

4.5. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.

Вопросы и задания для СРС

4.1 Сравните понятие педагогический процесс в различных научно – педагогических источниках. Заполните таблицу.

Источники Определение понятия «педагогический процесс» Общее Отличия
       
       

Вывод…

4.2. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной

темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчёта: соответствующие картотека.

4.3. Напишите рецензию на один из перечисленных ниже источников.

- Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

- Ильин Е. Н. Искусство обучения. М., 1982.

- Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1981.

- Педагогический поиск. М., 1988, (работу – на ваш выбор).

Форма отчёта: текст рецензии.

ТЕМА 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ (1 час)

Вопросы лекции

5.1Понятие «закономерности воспитания».

5.2 Характеристика основных закономерностей воспитания.

5.3 Понятие «принципы воспитания».

5.4 Характеристика основных принципов воспитания.

Задания СРСП

1. Что означает «закономерность» в педагогике?

2. Охарактеризуйте общие закономерности воспитательного процесса.

3. Какую закономерность процесса воспитания подтверждает народная пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься»?

4. Заполните таблицу.

Факторы, определяющие эффективность воспитательного процесса Условия, определяющие эффективность воспитательного процесса
   

5. Что такое принципы воспитания?

6. Из приведенных понятий, выберите те, которые вы считаете принципами воспитания.

1) общественная направленность воспитания;

2) воспитание в коллективе;

3) единство требований и уважения к личности;

4) гуманизация воспитания;

5) последовательность, систематичность и единство воспитательных воздействий;

6) самовоспитание и перевоспитание.

7. Определите требования принципа общественного характера воспитания.

1) принцип требует приоритета государственных интересов и превалирования их над всеми другими в процессе формирования всесторонне и гармонически развитой личности;

2) воспитание гражданина – главное требование этого принципа;

3) требования принципа сводятся к внедрению в сознание людей господствующей в обществе идеологии.

8. В чем сущность принципа связи воспитания с жизнью, трудом?

9. Определите требования принципа связи воспитания с жизнью и трудом.

1) принцип требует обязательного участия всех детей и подростков в посильном производительном труде;

2) принцип требует идти в воспитании от жизни, её проблем и вырабатывать главное качество личности – трудолюбие.

3) принцип требует соединения воспитания с практической деятельностью людей;

10. В чем сущность принципа опоры на положительное?

11. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании.

1) принцип указывает на необходимость воспитания положительных качеств в человеке;

2) принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками;

3) принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие и развивают недостаточно сформированные качества.

12. В чем сущность принципа гуманизации воспитания?

13. Выберите утверждения, характеризующие признаки гуманного воспитания.

1) уважение прав и свобод личности;

2) вседозволенность;

3) отказ от наказаний, унижающих достоинство личности.

14. В чем сущность личностного подхода к воспитанию?

15. Определите требования личностного подхода.

1) учет индивидуальных особенностей воспитанников;

2) необходимость учета возрастных особенностей;

3) обязывает строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

16. В чем сущность принципа единства воспитательных воздействий?

17. Найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий.

1) организация воспитательного воздействия, исходящего из единых требований, согласованных действий всех участников воспитательного процесса, причастных к нему людей, служб, социальных институтов;

2) согласованность действий всех воспитателей;

3) обязывает СМИ координировать свою деятельность со школой.

 

Задания для СРС

1. Изучите дополнительную литературу по теме «закономерности и принципы воспитания» и ответьте на вопросы: Какие проблемы требуют дополнительных исследований при определении системы принципов воспитания? Как реализуются требования принципов воспитания в зарубежной школе?

2. Познакомьтесь с различными подходами к классификации закономерностей и принципов воспитания в педагогике (Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, Б.Т.Лихачев и др.). Раскройте особенности каждой классификации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.