Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура исторических знании и методика их формирования.



Главный элемент содержания исторического образования — это знания исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержанию,. способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс.

Факты. Уникальный факт - уникальное событие привязанное ко времени и пространству Факты-свидетельства, факты-интерпретации.

Факты первого порядка - крупные (ВОВ), второго -мельче, третьего - еще мельче (операция тайфун).

Из сочетания фактов разного порядка возникает представление Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них. которые ученики должны надолго запомнить При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность: конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена. и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов.

События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например. Ледовое побоище, восстание Степана Разина Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.

Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам.

В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе

Процесс — это последовательная смена состоянии в развитии В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; СВЯЗУЮЩИМ звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.

Сущность, формы и функции исторического познания Методы изучения истории:

Историческое познание - ферм3 отражения исторической действительности Существуют различные уровни познания - мышление, эмпирическое, теоретическое

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов. Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано

К специапыю-историческим методам относятся:

- условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов

- методы текстологии Так. например, логический анализ текста позволяет интерпретировать разл!гчные «темные» места выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы. реконструировать различные события

исторнко-политическин анализ позволяет сопостав1тть сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт

Л' методам общеисторического научного исследования относятся:

- Историко-гснстичсский (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления. структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений Историко-гснстичсский метод применяется и дтя выявления соотношения субъективного, .нгчностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.)

- проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), гак и при его компоновке н изложении внутри текста работы по истории

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования

- историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе

- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные

- структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы

Историческое знание можно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание – фиксация исторических фактов в хронологической последовательности. - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипиломатических. источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создастся в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня -

эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, те выявление законов исторического развития (но не функционнрования).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.