Здавалка
Главная | Обратная связь

Межпредметные и внутрикурсовые связи в обучении истории.



Для формирования системных знаний, понимания и усвоения мировоззренческих идей необходимо установление межпредметных связей Использование внутрикурсовых и межпредметных связей в учебном процессе обеспечивает единство курса всеобщей истории, усвоение важнейших понятий и идей. Межпредметные связи должны устанавливаться по общим для данных предметов фактам, понятиям и идеям, по формированию умений и навыков учебного труда. История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных этапах его развития Поэтому в перечне предметов, с которыми связаны темы курса истории, мы встречаем не только все гуманитарные предметы. но и естественно-математического цикла. В перечне по внутрикурсовым и межлредмстным связям приоритет связей по содержанию понятий, но есть и по развитию умений, Это выполнение рисунков на доске и в тетради Факты истории учат и воспитывают, но чтобы это произошло необходимо обеспечить живое, образное представление о нем у детей Ученик должен как бы видеть событие, людей, орудия труда, произведения искусства той или иной эпохи

Наиболее важной и трудной проблемой межпредметных связей по содержанию является методика раскрытия общих для ряда предметов понятий и идей мировоззренческого плана Важность в том. что без реализации внутрнкурсовых и межпредметны.х связей нельзя сформировать целостного материалистического мировоззрения. А для этого учитель должен иметь не только знания своего предмета, но и шнрокузо общую культуру, знание основных положений других школьных предметов, с которыми устанавливаются связи.

Направления связей определяются не только сущностью содержания. но и очередностью ознакомления с данным понятием или его признаком в системе того или иного предмета Поэтому принято подразделять внутрикурсовые и межпредметные связи на ретроспективные, совпадающие и перспективные

Опора на внутрикурсовые и межпредмстные связи открывает возможности для широких обобщений. Они учитываются и осуществляются по формированию умений и навыков, что весьма важно для развития учащихся - в течение учебного года один и тот же ученик не только получаст сумму знаний по содержанию разных предметов, но и в ходе их изучения вырабатывает умения учебного труда. Перечень предметных умений дан во всех программах. Многие перечисленные в программе по истории, умения носят межпредметный характер.

В методической литературе перечислены основные приемы реализации межпредметны.х связей: напоминание учителем ранее изученных фактов, понятий и идей: постановка вопросов и заданий: составление обобщающих таблиц: подготовка сообщений и докладов на основе источников, относящихся к другим предметам.

Прием установления связей самостоятельно или под руководством учителя. оказывает развивающее действие, служит показателем развития памяти и уровня сформированное™ умения обобщать знания, логически мыслить, выстраивать систему знаний Поэтому постановка как репродуктивных, гак и проблемных вопросов и заданий, требующих припоминания и синтезирования знаний или применения умений из разных предметов в новой ситуации на уроке истории, является важнейшим методическим приемом реализации главных целей межпредмстных связей

Существенную помощь для реализации связей оказывают дидактические средства. помогающие быстро восстановить ранее полученные знания и умения необходимые для решения проблемного вопроса или выполнения задания, требующего применения знаний из друтих предметов. Такими средствами являются тексты учебников и документов, наглядные пособия по другим предметам, фрагменты из учебных кинофильмов, текстовые и цифровые таблицы, памятки, различные записи в тетради







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.