Печатные источники в обучении истории.
Документ делает рассказ учителя живым и ярким, выводы убедительными содействует конкретизации исторического материала При работе с документами активизируется мышление и воображение. что способствует плодотворному усвоению исторических знании. Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы Классификация документов Актовые - юридические. хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, договоры). Повествовательно-описательные. - летописи, хроники, мемуары Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни). Задачи при использовании документов: обучающая (использование документов как источника знаний о прошлом); ознакомление учащихся с материалом исторического исследования: развитие конкретизации картины исторического процесса. используются документы как основы для формирования приемов учебного исследования Методы работы с документами репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский Требования к документу, соответствовать целям и задачам обучения истории отражать основные факты эпохи: быть органически связанным с программным материалом: обладать литературными и научными достоинствами Исторический документ - вспомогательное средство обучения к основному источнику знаний - учебнику. Учебник - основное пособие для обучения, содержащее системное изложение материала по истории, подлежащее обязательному усвоению. Требования к школьному учебнику: научность (содержанием и способом изложения материала учебник должен соответствовать основам современной науки); соблюдение психолого-педагогических требований (доступность): преемственность: материал должен распределяться систематически Принципы группировки материала: принцип монографичности (изучение истории одной страны от начала до конца): синхронности (история ряда стран изучена в рамках определенного периода): тематический (объединение фактов в однородные по содержанию комплексы): эпизодический (изучение материала строится на образе, в котором явления описываются в статичном состоянии). Структура учебника: текстовые компоненты: основной (авторский); пояснительные (объяснение терминов): внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (таблицы, вопросы и задания), аппарат ориентировки (оглавление. рубрикации): иллюстративное Таблицы: систематизация материала (хронологические, тематические): образец для работы. Вопросы: репродуктивные (оперирование материала): творческие (продуктивные): задания на проверку умений: нравственная оценка. Художественная литература - помогает конкретизации исторического материала н формированию у учащихся ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. К источникам изучаемой эпохи относятся произведения. авторы которых являются непосредственно свидетелями описываемых событий Вяземский и Стрелова предлагают классификацию историеских документов: документов государственного характера, документов международного характера документы, связанные с политической борьбой: документы исторического характера . В работе с историческими источниками важно: какой источник выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ Работа учеников с док. усложняется с учетом их возраста и возможностей, уровня подготовленности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|