Здавалка
Главная | Обратная связь

Кинофильм «Светлый путь»



Неграмотная, но трудолюбивая девушка Таня Морозова при­езжает в город. Лишившись места домработницы, она находит счастье в учебе и ударном труде на ткацкой фабрике. Ей дают орден и избирают депутатом Верховного Совета. Таков сюжет вышедшего 65 лег назад на экраны Советского Союза фильма «Светлый путь».

После съемок в этом фильме Любовь Орлова стала почетней ткачихой Глуховской ткацкой фабрики. Прообразом главной ге­роини послужили сестры Виноградовы, повторившие достижение Стаханова в текстильной промышленности. А знаменитый режис­сер Григорий Александров решил снять по пьесе фильм. Исполнительнице главной роли Любови Орловой к началу съемок уже исполнилось 37 лет. И хотя ей надо было сыграть девушку в два раза моложе, актриса блестяще преодолела возрастные разли­чия. «В какой-то степени я сама вместе с Таней прошла путь,, проделанный ею, - вспоминала она позднее. Для этого мне при­шлось учиться ткацкому делу. Три месяца я проработала в Мос­ковском НИИ текстильной промышленности под руководством стахановки - ткачихи, успешно сдала техминимум и получила квалификацию ткачихи».

Музыку к фильму сочинил Исаак Дунаевский. Сталин лично курировал работу над картиной. В последний момент он потребовал изменить ее название. Сценарий Ардова, по его мнению, назывался слишком просто и бесхитростно - «Золушка».

Вождь предложил двенадцать новых заголовков, оставив право выбора за режиссером. Александров остановился на том, который теперь всем известный - «Светлый путь».

Эта замена очень расстроила сотрудников «Главного прока­та». Они уже приготовили к премьере рекламные духи и спички под названием «Золушка».

Сам фильм Сталину не понравился, хотя другие комедии он очень любил. А тут проворчал: «Вы уж слишком "вылизываете" в "Светлом пути" советскую действительность и стелетесь перед ней. Раньше вы нас развлекали, а теперь угождаете». Зрителям же картина пришлась по душе. А музыка из него - вальс и «Марш энтузиастов» - долгие годы оставалась одной из самых популяр­ных на Всероссийском радио.

 

 

И так много классиков

Сталин сам писал стихи в молодости, и очень талантливо. Они печатались до того, как он стал Сталиным.

Когда ему предложили издать юношеские стихи к 60-летнему юбилею, он сказал:

- В Грузии и так много классиков. Пусть будет на одного меньше.

 

 

Жалобы родственников

Сергей Юткевич рассказывал, что Сталин спасал кинорежис­серов от терроризма со стороны родственников исторических персонажей. Так было с создателями фильма «Чапаев» братьями Васильевыми (их донимали родственники Чапаева), с Довженко -постановщиком фильма о Щорсе (режиссера преследовали род­ственники этого героя гражданской войны).

На Юткевича пожаловались родственники Свердлова: мол, образ революционера искажен режиссером.

Сталин написал на жалобе резолюцию: «На усмотрение ре­жиссера. И. Сталин».

 

 

Лгут, как очевидцы

После создания фильма «Чапаев» критик Херсонский опуб­ликовал статью, утверждавшую, что лента плоха, так как в ней мелкобытовое заслоняет героически эпохальное.

Соратники Чапаева и члены его семьи тоже высказались не­одобрительно: все было не так, Чапаев не похож на себя. Для фильма сложилась безысходная ситуация.

Наконец, его показали Сталину, передав мнение соратников и родственников Чапаева.

Сталин походил, помолчал, попыхтел трубкой и сказал заме­чательные слова, выявляющие его эстетическую программу «жизненной правды».

- Лгут, как очевидцы.

 

 

Нарушитель

Леонид Утёсов рассказывал: «Выход на экраны фильма «Ве­селые ребята» сопровождался хвалебными- рецензиями в «Правде», «Известиях». Накануне публикации в эти газеты по­звонил заинтересованный кинорежиссер и сказал: «Не указывай­те фамилию актера, игравшего роль Кости-пастуха, так как этот актер пытался бежать за рубеж, нарушил границу и был пойман. И в «Правде», и в «Известиях» исполнитель центральной роли Утесов упомянут не был, что в ситуации середины 30-х г. прямо компрометировало его не только в профессиональном, но и в по­литическом отношении и породило множество слухов.

Вскоре Утёсов случайно встретился в Сочи с Поскрёбыше­вым и на его вопрос «Куда вы пытались бежать?» ответил, что это нелепый слух, а затем обратился к редактору «Правды» Льву Захаровичу Мехлису погасить этот слух. Газета опубликовала статью о музыкальных комедиях, где положительно упоминался Утёсов, и была дана сноска: мол, сплетни об этом известном ар­тисте не имеют под собой никаких оснований.

Однако в те годы даже столь внушительное опровержение оказалось недостаточным. Слух считался более достоверным и был авторитетней официального сообщения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.