Здавалка
Главная | Обратная связь

Главное богатство – жизнь



Во время авиационного парада на летном поле Центрального аэродрома 2 мая 1935 г. Сталин задержался у истребителя И-6. Чкалов В. П. ответил на вопросы о самолете. Сталин уже знал летчика по рассказам. Внимательно выслушав его, спросил:

- А почему вы не пользуетесь парашютом?

- Я летаю на опытных, очень ценных машинах, - ответил Чкалов. - Их надо беречь во что бы то ни стало. Вот и тянешь до аэродрома, стараешься спасти машину.

Сталин сказал серьезно:

- Ваша жизнь дороже нам любой машины. Надо обязательно пользоваться парашютом, если есть необходимость!

На приеме в Кремле Сталин подошел с рюмкой к столу, за которым сидел Чкалов:

- Хочу выпить за ваше здоровье. Валерий Павлович!

- Спасибо, оно у меня и так прекрасное, - не стушевался Чкалов. Давайте лучше, Иосиф Виссарионович, выпьем за ваше здоровье!

В рюмочке Сталина был «Боржоми» или «Нарзан» - видно по пузырькам на стенках. Чкалов налил два фужера водки, взял у Сталина рюмку и, отдавая ему фужер, добавил:

- Выпьем, Иосиф Виссарионович, на брудершафт!

Сталин едва пригубил, Чкалов же выпил всё до дна, обнял Сталина за шею, к немалому беспокойству охраны...

 

 

Лётчики

Рассказывал Герой Советского Союза Г. Ф. Байдуков: «Чеки­сты побелели, когда на приеме Чкалов полез к Сталину пить на брудершафт. Они попросили меня подействовать на Чкалова, а я им говорю: «Ничего, все образуется». И действительно, Ста­лин выпил с ним на брудершафт, и они перешли на «ты»,

 

РАЗНОЕ

 

 

Сталин не заканчивал университетов. Однако он, начиная еще с периода пребывания в Тифлисской духовной семинарии, настойчиво, на ощупь, вырабатывал собственную систему обра­зования. И, прежде всего, через систематическое чтение. Однаж­ды он сам обмолвился:

«Было время, когда я прочитывал до пятисот страниц в день. Причем, невзирая на какие-либо обстоятельства».

Непримиримый сталинский враг Лев Троцкий приводит такой эпизод.

В 1908 г. Сталин находился в Бакинской тюрьме: « ...на пер­вый день Пасхи рота Сальянского полка избивала без исключе­ния политических, пропуская их сквозь строй. Коба шел, не сгибая головы под ударами прикладов, с книжкой в руках».

 

* * *

Еще один пример из этого же тюремного периода жизни Сталина.

«Среди заключенных находились лица, которые вчера или сегодня были приговорены к смерти и с часу на час ждали своей судьбы. «Смертники» ели и спали вместе с остальными. На гла­зах арестантов их выводили ночью и вешали в тюремном дворе, так что в камере были слышны крики и стоны казненных. Всех заключенных трепала нервная лихорадка. Коба крепко спал или спокойно зубрил эсперанто он находил, что эсперанто - будущий язык Интернационала)».

 

* * *

Он мало говорил, много делал, много встречался по делам с людьми, редко давал интервью, редко выступал и достиг того, что каждое его слово взвешивалось и ценилось не только у нас, но и во всем мире.

Говорил он ясно, просто, последовательно: мысли, которые хотел вдолбить в головы, вдалбливал прочно и, в нашем пред­ставлении никогда не обещал того, что не делал впоследствии...

В своих выступлениях Сталин был безапелляционен, но прост. С людьми - это мы иногда видели в кинохронике - держался просто. Одевался просто, одинаково. В нем не чувствовалось ничего показ­ного, никаких внешних претензий на величие или избранность.

И это соответствовало нашим представлениям о том, каким должен быть человек, стоящий во главе партии.

В итоге Сталин был всё это вкупе: все эти ощущения, все эти реальные, дорисованные нами, положительные черты руководи­теля партии и государства.

- Сталин знал хорошо античный мир и мифологию. Это сто­рона у него очень сильная. Он над собой много работал... Поли­тика? Он всю жизнь политикой занимался... Тихо немножко гово­рил, но, если есть акустика... Не любил быстро. Рассудительно, вместе с тем довольно художественно. Иногда неправильно де­лал ударение, но редко.

- Сталин хорошо владел русским?

- Да, он хорошо выступал, - ответил Молотов, много читал, очень много, чутье имел художественное. Сталин всё писал сам. Аппарат никогда ему не писал. Это ленинская традиция.

 

 

«Губа» не дура

«Гауптвахта» - главный караул, стража. В России появилась одновременно с появлением регулярной армии при Петре I в 1707 г.для наказания проштрафившихся офицеров.

Многие известные в русской истории люди сиживали на га­уптвахте. Михаил Юрьевич Лермонтов в гауптвахте Главного штаба написал показания о том, почему он создал стихотворение «Смерть Поэта» (о А. С. Пушкине).

Легендарный летчик Валерий Чкалов сиживал тут много раз (за полет вниз головой, за эксперимент с «мертвыми петлями», за пролет между двумя деревьями, за пролет под мостом).

Побывал на «губе» и сын Иосифа Сталина Василий после то­го, как отец узнал о его романе с супругой известного кинорежис­сера. По такому случаю Иосиф Сталин наложил резолюцию:

«1. Эту дуру вернуть мужу. 2. Василия Сталина посадить на пятнадцать суток строгого ареста».

...В пору либеральных реформ в Российской армии гауптвах­ту в 2002 г. ликвидировали. В конце 2006 г. возвратили.

 

 

Борьба за жениха

Любопытна реакция Сталина на обращение к нему заслуженной артистки РСФСР В. В. Серовой. Известная киноактриса доказывала, что фактически живет с К. К. Рокоссовским, а тот не оформляет юридически их отношения. И приводила в доказательство подарен­ные золотые часики с выгравированной надписью «ВВС от РКК». Ее убеждали, что это может быть надпись: «Военно-Воздушным Си­лам от Рабоче-крестьянской Красной Армии».

Иосиф Виссарионович посоветовал передать Валентине Се­ровой пусть встретится с женой Рокоссовского - Юлией Петров­ной. Встреча состоялась. «Мы с Костей разберемся сами», - ска­зала жена Рокоссовского. А на пересланном из Генеральной про­куратуры СССР письме В. В. Серовой сохранилась резолюция: «Суворова сейчас нет. В Красной Армии есть Рокоссовский. Прошу это учесть при разборе данного дела. И. Сталин».

Сравнение Рокоссовского с Суворовым знаменательно. Ста­лин называл Рокоссовского «Мой Багратион». И вслед за Бори­сом Михайловичем Шапошниковым обращался по имени-отчеству - Константин Константинович.

 

 

Будем завидовать

Начальник Главного Политуправления РККА Лев Мехлис, со­общив Сталину о том, что маршал Константин Рокоссовский закрутил на фронте роман с доктором Галиной Талановой, спросил:

- Что будем делать?

- Скажите, - спросил Сталин, - это мешает его служебной деятельности?

- Нет, не мешает. Сталин молчит...

- Так что же будем делать, товарищ Сталин? - вновь спра­шивает Мехлис.

- Будем завидовать, - ответил Сталин.

 

 

Письмо Гарри Уайта

9 мая 1934 г. в секретариат И. В. Сталина поступило письмо от английского коммуниста Гарри Уайта, работавшего в газете «Moscow News». Двадцатисемилетний марксист был обеспокоен Постановлением ЦИК СССР от 7 марта 1934 г. об уголовной от­ветственности за мужеложство по двум причинам. Во-первых, оно, по его мнению, плохо согласовывалось с принципами мар­ксизма-ленинизма. А во-вторых, у Уайта была и личная причина для беспокойства: для окружающих не было секретом, что он сам гомосексуалист.

Когда поползли слухи об уголовной наказуемости гомосек­суализма, он начал советоваться с работниками Наркомюста, психиатрами и со своим шефом товарищем Бородиным, ответст­венным редактором газеты «Moscow News».И все они успокоили его, что лично ему ничто не угрожает, товарищ Бородин даже по­высил его в должности и выдвинул на Ударника Труда. «В связи с арестом одного лица, с которым я состоял в гомосексуальных отношениях, - писал далее Уайт, - я обратился в ОГПУ и мне опять было заявлено, что не имеется ничего, инкриминируемого мне». Тем не менее, такое частное решение вопроса не удовлетво­ряло принципиального иностранца. Ведь вопрос этот, как ему представлялось, «имел важное значение для целого ряда комму­нистов как в СССР, так и в других странах мира».

Поэтому он решил обратиться к самому Сталину, как вождю мирового пролетариата, с поставленным ребром вопросом: «Может ли гомосексуалист считаться человеком, достойным со­стоять членом Коммунистической парии?»

Увы, ответа на этот волнующий вопрос Уайт так и не полу­чил. На его письме Генеральный секретарь ВКП(б) наложил ре­золюцию: «В архив. Идиот и дегенерат. И. В. Сталин».

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.