Отношение эквивалентности на множестве фундаментальных последовательностей рациональных чисел.
Определение 4.Две фундаментальные последовательности Легко показать, что введенное таким образом на множестве ФП бинарное отношение рефлексивно ( В следующих ниже теоремах отмечаются некоторые свойства эквивалентных последовательностей (мы рассматриваем только ФП). Теорема 5.Если Доказательство. Именно Теорема 6. Если Доказательство. Положим
Далее, по теореме 1, из фундаментальности последовательностей
Зададимся теперь произвольным рациональным числом r>0. По условию
Пусть Итак Теорема 7. если в фундаментальной последовательности Доказательство. Положим Из доказанной теоремы и леммы 3 следует: Теорема 8. Пусть
§4. Определение действительного числа. Произведем разбиение множества всех ФП на классы по введенному выше отношению эквивалентности. Тогда каждый класс будет представлять собой множество эквивалентных друг другу ФП, а если последовательности взяты из разных классов, то эти последовательности не эквивалентны. Примером класса может служить класс бесконечно малых последовательностей. Определение 5. Припишем каждому классу эквивалентных ФП свой символ. Этот символ назовем действительнымчислом, определенным данным классом. Определение 6.Пусть Определение 7. Пусть Это определение корректно, так как по теоремам 2 и 3 последовательности Пусть А – некоторый класс ФП. В этом классе не может быть более одной стационарной последовательности так как, если Отметим свойства операций сложения и умножения действительных чисел (эти числа будем обозначать греческими буквами). 1) 2) 3) 4) 5) 6) Эти свойства непосредственно следуют из соответствующих свойств операций сложения и умножения на множестве рациональных чисел. Рассмотрим для примера доказательство свойства дистрибутивности. Пусть С другой стороны α (β + γ) =αβ + αγ 7) Для любого числа α найдется число β такое, что α + β= 0 В самом деле, пусть {an} Число β обозначается –α называется числом, противоположным числу α. Значит , α +(-α)=0. Разностью действительных чисел α и β называется число α+(-β). 8) α*1=α Для доказательства этого свойства достаточно в качестве представителя класса, определяющего число α, взять отрицательную последовательность {1}. 9) Для любого α≠0 существует число β такое, что α*β=1 В самом деле, 0- это число , определяемое классом, которому принадлежит последовательность {0}. Тому же принадлежит и любая БМ. Следовательно, ввиду α≠0 никакая последовательность из класса, определяющего число α , не является БМ. Тогда по теореме 8 существует регулярная последовательность {an} Число β обозначается 1/α и называется числом, обратным числу α. Теперь мы можем говорить о делении действительных чисел: если β≠0, то частным от деления α на β называется число α*(1/β).
§22.. Упорядоченность множества действительных чисел. Определение 8.Пусть α≠0 и А – класс, определяющий число α. Если в классе А есть последовательность, состоящая только из положительных рациональных чисел, то α называется положительным действительным числом. Если в классе А есть последовательность, состоящая из одних отрицательных рациональных чисел, то α называется отрицательным действительным числом. Теорема 9. Для любого действительного числа α имеет место одно и только одно из трех соотношений : α=0, α-положительное число,α- отрицательное число. Д о к а з а т е л ь с т в о. Пусть дано действительное число α≠0. Тогда в классе, определяющем число α, существует последовательность, состоящая только из положительных или только из отрицательных рациональных чисел – это вытекает из теоремы 8. Достаточно поэтому показать, что в этом классе не может быть двух последовательностей таких, что все члены одной последовательности положительны, а все члены другой – отрицательны. Предположим, что {an} ( ( Положим N=max(N1N2), r= ( Это значит , что { an - bn } не является БМ, то есть последовательности {an} и {bn} не эквивалентны и не принадлежат одному и тому же классу. Полученное противоречие доказывает теорему. Формально нужно еще показать, что α+β≠0 и α*β≠0. Теорема 10. Если α и β- положительные действительные действительные числа, то α+β то и α*β – положительные числа. Для доказательства достаточно в классах, определяющих числа α и β, выбрать последовательности, состоящие из одних положительных членов. Определение 9. Пусть α и β – различные действительные числа. Говорят, что α больше β (и пишут α>β), если (α - β) - положительное число. Говорят , что α меньше β (и пишут α < β), если (α - β) отрицательное число. Из определения 9 и теорем 9, 10 формально - логически без труда получаются основные свойства числовых неравенств для действительных чисел, аналогичные свойствам 2. 1- 2.11 из § 1. Особо остановимся на доказательстве свойства 1, 12(аксиомы Архимеда). Теорема 11. Для любых положительных чисел α и β существует натуральное число N такое, что Nα>β. Д о к а з а т е л ь с т в о. Так как α- положительное число, а значит, класс А, определяющий число α, не содержит бесконечно малых последовательностей , то, по теореме 8 существует рациональное число d>0 и последовательность {an} Далее, возьмем в классе В , определяющем число β, последовательность {bn}, состоящую из одних положительных членов. По теореме 1, последовательность {bn}- ограниченна, значит: ( Для положительных рациональных чисел Рассмотрим теперь последовательность {cn} такую , что cn=Nan - bn, она фундаментальная по следствиям 1 и 3 теоремы 3. Из неравенств (1),(2),(3) следует , что Nan - bn > Pd- M>1. Итак, (
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|