Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 3 страница



Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, за-кон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в пер-вобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшемпроисходит расширение сектора логического мышления. Однако и«...наша умственная деятельность является одновременно рациональ-ной и иррациональной. Пралогический и логический элементы сосу-ществуют в нем (нашем обществе. — И. Я.) с логическим»24.

Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л.Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления слу-жат «основанием» религиозных институтов (и не только их) в силуследующих свойств: они носят императивный повелительный характер,передаются из поколения в поколение, навязываются отдельнымличностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклоненияв отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельнойличности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки,в них образ не отдифференцирован от чувств, слит с эмоционально-моторными элементами.

В цивилизованных обществах мышление способно анализироватьобъект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных

 

представлениях: в современном молении в состоянии экстазапроисходит слияние субъекта и объекта. «Достаточно, — приводитпример Л.Леви-Брюль, — рассмотреть один объект, Бога, например,как его рассматривает и исследует логическое мышление и как он данв коллективных представлениях иного строя. Рациональная попыткапознать Бога одновременно как будто и соединяет мыслящего субъектас Богом, и отделяет от него. Необходимость подчиняться логическойдисциплине противополагает себя партиципациям между человеком иБогом, не могущим быть представленным без противоречия. Такимобразом, познание Бога приводит к нулю. А между тем какая нуждав этом рациональном познании у верующего, чувствующего себя со-единенным со своим Богом? Разве сознание сопричастности своего су-щества с божественной сущностью.не дает ему такой уверенности, посравнению с которой логическая достоверность остается всегда чем-тобледным, холодным и дочти безразличным?»25 Л. Леви-Брюль делаетследующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделать-ся универсальным наследником пралогического мышления; всегда бу-дут сохраняться коллективные представления, которые выражаютинтенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность, в которыхнельзя будет вскрыть ни логическую противоречивость, ни физическуюневозможность26.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд (1856 —1939) применил принципы основанного им психоанализа и к иссле-дованию религии. Он биологизировал и натурализировал психику че-ловека. По его мнению, основу психики индивида составляетбессознательное — «Id» («Оно»), которое является психическим пред-ставителем «первичных влечений» — природного биологического нача-

ла. Среди первичных имеются влечения к жизни — сексуальные ивлечения к самосохранению (Эрос), а также влечения к смерти, к раз-рушению (Танатос). В сфере «Оно» доминируют сексуальные вле-чения, которые, в отличие от стремления к самосохранению, способны

к вытеснению и сложной трансформации. Под влиянием окружающих,предъявляющих индивиду систему табу, формируется «Ego» («Я»),поверхностный слой душевного аппарата — сознание, которое соизме-ряет деятельность «Оно» с принципом реальности. В ходесоциализации формируется еще одна структура — «Super-Ego»(«Сверх-Я»), в ней интериоризуются моральные, этические требо-вания, идеалы и запреты. Она воспроизводит в личности ту функцию,которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизнииндивида. Стремящиеся к осуществлению бессознательные влечениянаталкиваются на сопротивление сознания, происходит их вытеснение.«Я» оказывается под давлением «Оно», с одной стороны, и «Сверх-Я»

- с другой. Стремясь примирить эти тенденции, «Я» постоянно терпитнеудачу, а потому оказывается «льстецом, оппортунистом, лжецом».Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато

 

появлением невроза. 3.Фрейд считает невроз индивидуальнойрелигиозностью, а религию — универсальным коллективным неврозом.Религия играет важную роль в культуре как средство защиты отопасности индивидуального невроза. 3. Фрейд писал: «Последствияпроисшедших в доисторическое время процессов, подобных вы-теснительным, потом еще долгое время преследуют культуру. Религиюв таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивымневрозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, ко-ренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу...благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасностиизвестных невротических заболеваний: усвоение универсального не-вроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза»27.Эдипов комплекс выражается в эмоциональной привязанностимальчика к матери и двойственном отношении к отцу. Испытывая вле-чение к матери, мальчик одновременно ненавидит и любит отца(амбиваленция «ненависть — любовь»), привязан к нему, но невольнохочет его смерти. Религия коренится в Эдиповом комплексе сына, ко-торый хотя бы в воображении убил своего отца, чтобы занять месторядом с матерью. «Психоанализ, — писал 3. Фрейд, — научил видетьнас интимную связь между отцовским комплексом и верой в Бога,он показал нам, что личный Бог психологически не что иное, какидеализированный отец...»28. Происхождение религии 3. Фрейд связы-вал с беспомощностью человека перед противостоящими силамиприроды и внутренними инстинктивными силами: он видел в ней «ар-сенал представлений, порожденных потребностью сделать человече-скую беспомощность легче переносимой»29. Религиозную веру он считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнениежелания; по своей психологической природе и религиозные ученияоказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человексо временем расстанется с религией, обретет «чувство реальности».В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875—1961), швей-царского психолога и культуролога, религиозные представлениявыступают как продукты «коллективного бессознательного», а пос-леднее — как «базовый религиозный феномен». Он считает, чтовытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишьповерхностный слой бессознательного; более глубокий и болеезначимый слой является врожденным и имеет не индивидуальную,а всеобщую природу. «Коллективное бессознательное идентично увсех людей и образует тем самым всеобщее основание душевнойжизни каждого, будучи по природе сверхличным» 30 . Содержаниеколлективного бессознательного составляют архетипы: «...говоря осодержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело сдревнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испоконвеку наличными всеобщими образами» 31 . Они могут открыватьсясознанию во сне, в медиумическом трансе или в мистическом

откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки,религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело сболее или менее «переработанными» архетипами, предстающими ввиде систем символов.

Религию К. Г. Юнг определяет как «тщательное наблюдение» затем, что Р. Отто назвал «нуминозным». «Религия, — пишет К. Г. Юнг,— является особой установкой человеческого ума... внимательное рас-смотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, поня-тыми как «силы», духи,.,демоны, боги, законы, идеи, идеалы—и всепрочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаружен-ным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо спо-собных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либодостаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благо-говейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что«религия» — это понятие, обозначающее особую установку сознания,измененного опытом нуминозного»32.

Полученные в результате переработки изначальных априорных ар-хетипов «вечные образы», содержащиеся в символических системах,должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. «Они, — пола-гает К. Г. Юнг, — созданы из материала откровения и отображаютпервоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь кпониманию божественного и одновременно предохраняют от непосред-ственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиямчеловеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую системумироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое времяв виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института,каковым является церковь»33. Психологию не занимает вопрос обистинности или ложности идеи, она интересуется исключительно фак-том наличия идеи, например непорочного зачатия. С точки зренияпсихологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она суще-ствует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую фор-му защиты от невроза и делает вывод о психологическойнеобходимости религии и обращения к ней человека в его стремлениик душевному здоровью.

«Гуманистический психоанализ» немецко-американского филосо-фа, социолога и психолога Э. Фромма (1900— 1980) переосмысливаетсимволику бессознательного, акцентируя внимание на противоречияхчеловеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванныхсоциокультурными факторами в обществе тотального отчуждения.Понятие религии получает широкое толкование. Неправомерносводить религию только к тем системам, в центре которых находятсяБог и сверхъестественные силы; кроме монотеистических существо-вало и существует множество иных религий. И светские системы,такие, как современный авторитаризм, психологически необходимоотнести к религиозным, «...под «религией», — пишет Э. Фромм, — японимаю любую систему взглядов и действий, которой придержива-

 

ется какая-то группа людей и которая дает индивиду системуориентации и объект поклонения» 34. Религиозность усматриваетсяв любом служении идеалам, независимо от того, поклоняется человекидолам, богам и святым, или вождям, классу, нации и партии, илиуспеху, богатству и силе. Любой человек является религиозным, арелигия — неизбежно присущей всем историческим эпохам. Однойиз разновидностей религии Э. Фромм считает невроз. Он перево-рачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективнымневрозом, и трактует «невроз как личную форму религии или,точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимсяв конфликте с официально признанными формами религиозноймысли» 35 .

Э.Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии.Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек долженповиноваться внешней силе, господствующей над ним. Главная добро-детель такой религии — послушание, а главный грех — неповино-вение. По мнению Э. Фромма, «повиновение могущественной властипредставляет собой один из способов, при помощи которого человекизбавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности.Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельностькак индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности бла-годаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он какбы становится»36. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточенана человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоя-тельность и веру в собственные силы, на реализацию своегопотенциала; она утверждает ценность человеческой личности, правочеловека на счастье и свободу. Религиозное переживание в такого родарелигии есть переживание единства со всём сущим, основанное на род-ственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви.Гуманистическая религия развивает способности любви к ближнемуи к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами.Целью человека в такой религии является достижение величайшейсилы, а не величайшего бессилия, добродетелью — самореализация, ане покорность.

Э. Фромм считает, что религиозный опыт не обязательно связанс теизмом, и идею Бога рассматривает как символическую. Однакобезбожие, с его точки зрения, не означает безрелигиозности, и соб-ственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает «новойтеологией».

Этнологический Этнологические теории строятся на основеподход использования этнографического материала, адля объяснения религии чаще всего исполь-зуют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религииусматривается в некоей «человеческой природе», присущей индивиду

 

я образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,или же в определенном культурно-антропологическом комплексе.

Английский этнограф Б. Малиновский известен и как «полевой» исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов крелигии, развитых с точки зрения этнологии. Разрабатывая в функциональном аспекте идем социальной антропологии, он берет вкачестве исходного понятие культуры. Она представляет собой слож- ную органическую совокупность институтов, «инструментальный ап-парат», посредством которого человек осваивает окружающий мир иудовлетворяет свои потребности — первичные (самосохранения и сох-ранения вида) и вторичные (формируемые и развиваемые самой куль-турой). На поведение человека оказывают влияние врожденныефакторы, а культура поднимает его над биологической де- -термннированносгыо. Внутри целого элементы находятся в состояниивзаимозависимости, каждый элемент оказывается функцией другогоэлемента, изменения одного влекут за собой изменения других эле-ментов.

Религия рассматривается в качестве всеобщего феномена культуры. Б.Малиновский анализирует религию в ее соотношении с наукой имагией на материалах бесписьменной культуры, главным образом жителей Тробриандовых островов. Наука является рациональным осво-ением действительности. Рациональное отношение к миру существо-вало на всех ступенях культуры» На основе знаний изготовлялисьорудия охоты, конструировалось оружие, образовывались объединениядай совместной деятельности, организовывались сельскохозяйственныеработы и т. д. Наука представляет собой «рациональное обращение»с окружающим миром в соответствии с имеющимися знанием итехникой, она конституирует повседневный, «профанный» мир.Наряду с этой областью имеется, сфера «сакрального», к которой относятся Магия определяется как «вера в возмож-ность достижения успеха с помощью волшебных формул и .ритуалов».Она применяется, в таких фазах деятельности, в которых недостаточнырациональные средства достижения цели. Ситуация, в которой не хва-тает рациональных способов достижения цели или они перестают дей-ствовать», порождает в психологии человека остроаффективныесостояния (и в примитивных обществах, и в цивилизованных). По- скольку рациональное, направленное на достижение цели действие не-возможно, человек, прибегает к квази-действию, В результате такихмагических акций происходит снижение эмоционального напряжения,достигается известное равновесие, до некоторой степени преодолева-ются фрустрации. Хотя эти акции не приводят к. достижению внешних

целей, они результативны в аспекте восстановления внутреннего рав-

новесия.

Если в магии цели каждого действия точно определены и ограниче-ны ив религии ритуал организован иначе. Религия имеет дело не

 

с конкретными фрустрациями повседневной жизни, а с фундаменталь-ными проблемами человеческого бытия. «По своей догматическойкультуре, — говорит Б. Малиновский, — религия постоянно предлага-ет себя в качестве системы вероучительных положений, которая опре-деляет место человека в универсуме, объясняет его происхождение иполагает цель. Обычному индивиду религия прагматически необ-ходима, для того чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующеепредчувствие смерти, несчастье и судьбу»37. Религия никогда не станетизлишней, поскольку указанные проблемы принципиально не уст-ранимы.

Б. Малиновский предлагает «гармонистическую модель» культуры.По его мнению, различные культурные феномены взаимодополняютдруг друга в гармоническом целом. Наука, магия и религия выполняютразличную, но взаимодополняющую работу в решении общих куль-турных задач.

§ 2. Сущностные характеристики религии

Исторически существовали и существуют конкретные религии,«религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различныхрелигиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующеепонятие. По отношению к религии формально-логическая дефинициячерез указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь,на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристикее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать:религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, спо-соб практически-духовного освоения мира и область духовногопроизводства. В качестве таковой она представляет собой: 1) прояв-ление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе ста-новления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способсуществования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отра-жение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феноменкультуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феноменекультуры см. гл. IV).

Выражение В религии обнаруживается сущность опреде-глубинных связей ленного типа общественных систем, она вы-общества от внутренние, глубинные, скрытые отнепосредственного наблюдения уровни обще-ственной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватноесущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-ренние связи общества все же могут представать в ней в превращенномвиде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чье-го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомойинтеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-

2 Зак. 536 33

ружения движения общества. Стало быть, религия многое «рассказы-вает» «о нем, важно только правильно расшифровать закодированнуюв ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мирк каким-то действительным отношениям — ведь полная редукция не-достижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести со-ответствующие им религиозные формы.

необходимо возникающий ас- Религия —не случайное образование,пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами,века и общества обманщиками, тиранами, как полагалимногие мыслители прошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она является необходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак-тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале — метаобщественном,надмирном и сверхисторическом. Она необходимо возникает и суще-ствует в обществе, включена в контекст всемирной истории и под-вержена изменениям в соответствии с общественными переменами.

Как и любая другая сфера духовной жизни, религия зависима отматериального производства. Для того чтобы размышлять порелигиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, чтобымогли функционировать религиозные учреждения, необходимы соот-ветствующие материальные предпосылки. Именно материальноепроизводство создает прибавочный продукт, который используется вдуховной области, в том числе и религии. Но материальные отношениялишь в конечном счете, лишь опосредованно детерминируют возникно-вение, существование и воспроизводство религии. Непосредственноевоздействие на нее оказывают различные области духовной сферы —политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. В то жевремя она не является пассивным, «страдательным» продуктом обще-ства: она живет «своей» жизнью, обладает способностью самовосп-роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, а такжеразнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че-ловека духовный процесс первичен по отношению и к его идеальнымрезультатам, и к материальным воплощениям. Религия оказываетобратное влияние как на экономику, так и на различные области ду-ховной сферы.

В мировом религиоведении наиболее широко представлена точказрения, согласно которой появление и существование религии связы-вается прежде всего с отношениями несвободы, зависимости,ограниченности, господства — подчинения, иначе говоря, с той обла-стью человеческого существования, которая недоступна управлению,распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается идругая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем-лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляетсяболее предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отно-

 

шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так-же те, которые в дальнейшей истории детерминируют ее существо-вание и развитие. В уже ставшей религиозной системе, «внутри» неечеловек, конечно, может переживать и переживает защищенность,освобождение от сковывающих обстоятельств, выход за пределыограниченности. Религия может давать ощущение свободы и приливасил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределыограниченности, ощущение свободы и прилива сил возникают как не-что «другое», производное от действительно существующих отношенийзависимости, несвободы, а стремление к высшему, Абсолюту потомуи появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено,относительно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920),главы Римско-Католической церкви папы Иоанна Павла II, которыйв христианской форме выразил обусловленность религии, в частностипредставления о характере связи «человек — Бог», отношениямизависимости «в самой структуре действительности». Он пишет: «Че-ловек от Него (Бога — И. Я.) зависит, но зависимость эта глубокоскрыта в самой структуре действительности, и надо приложить какие-то усилия, чтобы ее открыть и установить»38.

Способ существования Отчуждение — это превращение человеческойи преодоления деятельности и ее продуктов, отношений ичеловеческого институтов в силы, господствующие надсамоотчуждения людьми. Главными моментами действительно-го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда отпроизводителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение государства, пред-ставляющего общий интерес, от отдельных и групповых интересов, бю-рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсо-нализация связей; е) аномия, отчуждение от ценностей, норм, ролей,социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека отчеловека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждениеличности — утрата «Я», апатия, неосмысленность.

В религии находят выражение указанные моменты отчуждениядействительной жизни. Не она «ответственна» за развертывание отно-шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на-оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовногоосвоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са-моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращениесобственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений,«принятие одного за другое», происходит удвоение мира. «Другой»,отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су-ществами, одаренными собственной жизнью.

2* 35

Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-резентируя действительное отчуждение человека в экономической,политической, государственной, правовой, нравственной и другихобластях, сами объективируются, проявляются в действительныхвзаимоотношениях между людьми.

Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведениюотношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступаетв качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении отвласти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалахочищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчужденияот Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчаетпоследствия действительного отчуждения посредством перераспреде-ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоевобщества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-ных индивидов в общине, развития межличностного общения врелигиозной группе и т. д.

Отражение Отражение является свойством и общества вдействительности целом, и его различных сфер, реализуется какв процессе актуальной общественной деятель-ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает ивоспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.Если религия есть отражение, если в ней происходит отражениедействительности, то она содержит соответствующую информацию оботражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.Информационно-сигнальное отражение предполагает использованиевоздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственныхпринципов религии, она «предвосхищает», предваряет результатывзаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.

В религии отражаются многообразные явления действительности.Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всегосодержания отражательного процесса в религии. Она принимает иперерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которыхвыражаются свобода человека и возможности управления природнымии общественными процессами. Она отражает всю действительность че-рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самихдействиях, нормах и структурных схемах, организационных«матрицах».

 

Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вневзаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется преждевсего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-вает, что религия занимала в обществе следующие положения.

1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения«налагаются» на другие социальные связи. Институты соединяют в себевласть религиозную и светскую.

2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Можетиспытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятияс социальных связей печати религиозных отношений. Религиознаяобщность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-шается тождество религиозной и государственной принадлежности.

3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиознаядеятельность и отношения являются частным видом деятельности иотношений. Религиозные группы отличны от этнических общностейи не совпадают с государственными. Духовная и светская властьпринадлежит разным институтам.

В разных типах общества, на разных этапах истории, в разныхстранах и регионах позиции религии, функции и поле их действияменяются.

Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человекв религии не выделял себя из религиозной группы, вы-ступал как индивид, как единичный пред-ставитель рода или племени, которые являлись носителямиэтнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном

 

этапе исторического процесса обособления и отличения себя отобщности. В развитых религиозных системах личность может пред-ставать в различных типах — «святой», «юродивый», «оглашенный»,"аскет", «отшельник» и т. д., а в обыденной жизни — «верующий»,«фанатик», «колеблющийся», «личность с превалирующей религиознойориентацией» или «подчиненной» и др. Без религиозной личности неможет существовать и развитая религиозная система. Религиознаяличность — это человек в совокупности его индивидуальных качеств,в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо-собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личностиприсуще качество «религиозность», которое образуют в сознании со-ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а вповедении — посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-вершение религиозных обрядов, празднование религиозныхпраздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях«Бог — человек», «человек — Бог» или, в зависимости от типарелигий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат.interior — внутренний), «овнутрвляются» в процессе социализации,присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности.Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения еюдуховной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ-ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание исамопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смыслаи цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го-лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны срелигиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершаетсякатарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержаниеэтой духовности зависит от религиозной принадлежности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.