Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ 4 страница



Глава II

ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ

Система детерминант При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она

возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де-терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей вэтой системе. Причинные отношения порождают религию, различныерелигиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальныесвязи являются главным генетическим фактором. Существенны и

 

 

исторические связи: религия — не только следствие причин, действо-вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но ирезультат развития общества в целом, его различных сфер, результатсаморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеютсяи структурные связи — строения, внутренней организации общества,его подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, пос-тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказываютфункциональные отношения. В обществах определенных типов радфункций выполняет религия, потребность в выполнении этих функцийспособствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком-плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос-тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения,существования, функционирования, связей вероятности, случайности.

Наряду с различными видами связей можно выделить социумные,социокультурные, антропологические, психологические, гносео-логические детерминанты, их обычно метафорически называют «кор-нями религии». Они представляют собой комплекс факторов,создающих необходимость и возможность появления и существованиярелигии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це-лого, находятся «на стороне» отношений вне сознания. Определя-ющими в конечном счете являются материальные отношения—-это«перводетерминанты», но их влияние опосредовано. На религию ока-зывают «вторичное воздействие» различные области духовной сферы— политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно-ву религии составляет совокупность общественных отношений, про-дуцирующих объективное бессилие людей перед внешнимиобстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные,антропологические, психологические, гносеологические детерминанты.В области культуры это такие явления, как деформация системы цен-ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторонусциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас-пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падениенравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног-рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че-ловека как индивида и как «совокупного человека», в которыхобнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования —болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод-ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге-ноцид, угроза перерождения «Homo Sapiens» и исчезновениячеловечества и пр. Психологические предпосылки религии существуютв индивидуальной и общественной психологии, в тех психологическихпроцессах, в которых переживается ограниченность и зависимостьбытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву —в познавательной деятельности человека.

 

 

§ 1. Социумные основы

Объективность Социумные основы образует совокупность ма-социумных факторов териальных (экономических, техно-логических) и производных от них отношений

в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав-ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуютнад людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободуи зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этихотношений являются: стихийность природных и общественных процес-сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое иэкономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус-ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел-лектуального и физического труда, привязанность работника к томуили другому; скованность принадлежностью к классу, сословию,гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступаетлишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развитияиндивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-авторитарные отношения, политический гнет государства; меж-этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатацияколоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий иэкокризисных процессов.

Отношения, в основе которых лежит материальное производство,развертываются в двух аспектах — отношения людей к природе и другк другу.

Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще-в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развитияи природы производительных сил: от степени вооружен-ности средствами производства, прежде всего

орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), атакже от уровня развития людей — участников общественногопроизводства.

Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большеймере природные силы господствуют над людьми и соответственно темвластнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на-блюдается рост производительных сил, особенно средств производства,возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потомурасширяются возможности управления природными процессами,снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ-ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со-вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствиянаучно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак-терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробужденык жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-

 

 

ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества икоторые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове-чества и отдельного человека; с другой — сам научно-техническийпрогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен-ности и риска.

И « наши дни уровень развития науки и техники не защищаетповседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес-сов, не исключает стихийных бедствий — смерчей, тайфунов, земле-трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенныетехнологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст-рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер-ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность,производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии,связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучимисилами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.

Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлыевека свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на-ползает опасность СПИДа.

Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко-логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитиюпроизводительных сил, новых технологий, материалов, компьютернойж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневнойжизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой— всякое производство имеет «отходы», побочные последствия, загряз-няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободыи зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизнина Земле. Степень управления экологическими процессами в мирепока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законампространственной организации природы и человеческого обществаприводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тотфакт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.

Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сферешений людей не только отношения людей к природе, нодруг с другом и их отношений друг к другу. Противо-речивость общественного прогресса в этом ас-пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, сэксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением наклассы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властьюгосударства и противостоянием государств, что вызывает социальные,политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо-вые, межличностные и прочие конфликты.

Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла-дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз-можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались

 

ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов-местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали некак их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне ихстоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ-ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с ихожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.

Основой религии в первобытном обществе была низкая степеньразвития производительных сил и соответственная ограниченностьотношений людей рамками материального производства, а значит,ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте-ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла-дении, феодализме, капитализме, в «смешанных» обществах развитиеподчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра-бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическоепринуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред-ственных отношениях господства и подчинения. При феодализмеличная зависимость обнаруживается как в отношениях материальногопроизводства, так и в других сферах жизни; зависимы все — крепо-стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Длясоциальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо-ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства иподчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен,но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита-ла, который вносит свои «правила игры» в социальную, политическуюидругие области. В «смешанных» обществах переплетаются родопле-менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко-номическое принуждение соединено с экономическим, традиционныеструктуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободысдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ-ления и власти.

По мере все большего разделения труда работник формируется какчастичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, кполученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю-дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности,растет степень несвободы. С разделением труда на умственный ифизический духовное производство и потребление в оптимальных фор-мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического трудабольшинства людей. Развиваются противоположность города и де-ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель-ности.

На всех этапах истории спутником человечества были войны. Понекоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизациипроизошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че-ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велисьна территории 40 государств, ее жертвами стали 50 — 55 млн., число

 

 

раненых — 34 — 35 млн., 20 — 25 млн. человек стали инвалидами. Впериод после 1945 г., который неверно называется «послевоенным»,развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо-калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.

В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле-ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются болеесерьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин.Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог-рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог-рафический взрыв (на Востоке и Юге).

§ 2. Психологические факторы

Психологические факторы религии — это состояния, процессы, ме-ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко-торые создают возможность, благоприятную психологическую почвудля производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базесоциумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты.Различение это условно: хотя феномены общественной и групповойпсихологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе какв психологии индивидов.

Общественно- Общественно - психологические предпосылки

психологические факторы религии составляют феномены психологии

общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр.

Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо-гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем,тревожного ожидания будущего, в отягощенности историческойпамяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, паденииобщественных нравов, массовых и групповых страхах и страданияхи т.д.

Общение является персонифицированной формой общественныхотношений, одной из существенных потребностей людей. В условияхотчуждения человека от человека происходит дисгармонизацияобщения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ-ными отношениями. Создается психологическая предрасположенностьк религиозному общению.

Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще-ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в

 

общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под-ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, втрадициях и обычаях.

Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо-логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ-ляются коллективные представления и переживания, несвойственныеиндивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действиевызывает явления синергии (достижение более высоких результатов),фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря-женности, производит возбуждение жизненной энергии.

Общественно-психологические феномены — коллективные пред-ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности,традиции — императивны по отношению к индивидууму ипринудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак-торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей-ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит сэмоционально-моторными элементами и потому не является продуктомспециальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-человеческое, как то, что дается индивиду «свыше», что выводит егоза пределы обычной, повседневной жизни.

Индивидуально- Индивидуально-психологические факторы

психологические действуют в психологии индивида. Это

предпосылки переживание всесторонней зависимости от

других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (отнеизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти,духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности,ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которойон оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированиюволи и решимости, закостенелые стереотипы мышления.

Совместная жизнь людей обусловливает многостороннююзависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред-меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки недобиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботеокружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночкуон выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива-ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора-жениях.

Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув-ство страха перед разрушительными силами природы и общества. «Страхсоздал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 — ок. 96).

Страх является естественной реакцией на реальную опасность,сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении

 

с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос-тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб-ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение ивосприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление,рассеивает внимание.

Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условияхнепреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс,включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего,надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможностьдействительного освобождения приводит к поискам освобождениядуховного. Появляются видения, пророчества, в которых на сменуапокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимаетстрах смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению,желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязньумирания — процесса, который причиняет много физической боли идуховных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких,друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида.Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Ноиндивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха.смерти может принять веру в бессмертие души.

В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой,тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формированиечеловеческой личности начинается с первых дней жизни и проходитнезаметно для человека. Когда человек становится самосознающейличностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже вготовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей властини начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, нобессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своейволи, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движенияскладываются под влиянием общества. Будучи сформированными,эти механизмы приобретают относительную самостоятельность имогут действовать не только при отсутствии непосредственногообщения с окружающими людьми, но и при неучастии воли исознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях,ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, егорезультат выступает как нечно заданное, готовое.

§3. Гносеологические предпосылки

Неограниченность Гносеологические детерминанты представля-и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель-ности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.

Познавательные возможности превращаются в действительность приналичии социумных факторов под воздействием психологических.

Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию,от менее полного знания к более полному, движения через относитель-ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однакона каждом данном этапе есть непознанные сферы действительностии соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует «тай-ное»). Сами добытые знания относительны. Отражение не может бытьабсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах наопределенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресспознания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истиннойинформации, но в исторически развивающемся познании истинныезнания соединены с заблуждениями.

Существует противоречие между характером человеческого поз-нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог-раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данныймомент. Познание представляет собой деятельность человечества, носуществует только как индивидуальное познание миллиардов людей.Неограниченное познание мира человечеством осуществляется толькочерез отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По-этому знание всегда несет на себе печать ограниченности.

Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде-ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познанияи отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст-венного познания — ощущения, восприятия, представления, так и науровне абстрактного мышления — понятия, суждения, умозаключения.

Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос-на чувственной ступени редственную связь сознания с внешниммиром, контактность с вещью. В этой непос-редственной связи, контактности — сила данных форм познания, нов ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение ивосприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со-зерцание «не слышит», «не осязает» иных свойств и вещей, кроме тех,которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва-тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное,в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество-вание и последовательность вещей и событий, но не может перейтиот явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес-конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого)от propter hoc (по причине этого).

Особенностью субъективного чувственного образа является егопредметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находитобъект там, где он реально существует, — во внешнем мире, вобъективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не

 

соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на-ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены.

Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ-ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы,иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя-зано переживание «чувства реальности», «присутствия предмета».Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших врелигиозную картину мира, являются «Движение Солнца вокругЗемли», «Плоская Земля», «Куполообразный свод неба» и др.

Представление есть чувственный обобщенный образ предметов иявлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред-ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос-редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред-метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова,обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания иабстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность квнешнему миру.

Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во-ображения. Воображение - это преобразующее отражениедействительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу-аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во-ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственнойформе. Исходный материал берется из чувственного опыта. На егооснове воображение репродуцирует элементы будущего образа пред-мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про-дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут бытьпостроены представления о таких связях, существах, превращениях,ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силуотнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденцияполагания вне сознания указанных связей, существ, превращений,ситуаций.

Предпосылки Мышление познает действительность глубже,

на рациональной ступеничем ощущение, восприятие, представление.

Становление, развитие и функционирование

мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель-ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значенияимеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле-ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явленияк сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу-чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен-ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром,имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль-шей мере оторваться от действительности.

 

 

На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в тканьчувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо-собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкогоотличения человека от природы. Объем знаний об окружающем миречрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка-честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемыдуховного освоения мира, как оборотничество («все превращается вовсе»), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-родовых отношениях на природу), партиципация («часть вместо це-лого»), идентификация предмета с его изображением или именем и

др.

По мере развития практики, общественных отношений, разделениятруда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма-териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо-собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себяиз рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду-альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылкирелигии видоизменяются, приобретают значение новые факторы.Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченныхрамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз-нания.

Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения,образования понятий. Диалектическое мышление отражаетобъективную диалектику адекватно. Метафизический способпонимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ-ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигаеттого предела, за которым становится односторонним, ограниченным.

Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред-метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще-ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключаютв себе и известный отход от действительности, производят разрывобъективных связей: целостные предметы и отношения в мышлениипредстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон-кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления,расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений.Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идетот абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное какединство многообразного. Конкретное в мышлении выступает какпроцесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш-ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажаетдействительность.

Обобщающая способность мышления позволяет образовыватьпонятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-

 

ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общихи существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получаетвозможность движения в рамках логического процесса, вне непосред-ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы-делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянноосуществляет синтез единичного, особенного и общего. Если же общеесубъективистски, метафизически отрывается от единичного и особен-ного, если игнорируется диалектика формирования и движенияпонятий, то может возникнуть видимость предсуществования общегодо единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и,следовательно, не может быть сведено к данному единичному,возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего.

Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтомусознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслитель-ное содержание в чувственной сфере. Понятия, абстракции рассудкатесно связаны с представлением, а потому незаметно происходит пола-гание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общееможет быть преобразовано в фантастическое существо, существующеенаряду с единичным и отдельно от него. Происходит процесс гипос-тазирования (греч. hypostasis — сущность, субстанция) —превра-щение отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельныесущества и наделение их объективным существованием.

Глава IIIЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходеистории. В первобытном обществе религия как относительно самосто-ятельное образование еще не выделилась. В дальнейшем, ставотносительно самостоятельной областью духовной жизни, она вместес тем все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы,складывались связи этих элементов. Как было сказано, в ставшихрелигиях выделяются религиозное сознание, деятельность, отношения,институты и организации.

§ 1. Религиозное сознание

Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, создан-ные воображением образы, соединение адекватного действительностисодержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность,сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощьюрелигиозной лексики (и других специальных знаков). Названные

черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная на-глядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искус-ства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках,недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д.Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом врелигиозном сознании, какова их субординация в нем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.