Здавалка
Главная | Обратная связь

НАДКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИНКРЕТИЧЕСКАЯРЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ



В состав надконфессиональной синкретической религиознойфилософии входит широкий спектр мистических, оккультных,спиритуалистических и других концепций, которые развиваются внеосновного русла традиционных религиозных направлений. Они осуще-ствляют синтез элементов различных религий, а также научного и вне-научного знания. Многие формы надконфессиональной синкретическойрелигиозной философии формировались и развивались вокруг фило-софского комплекса оккультизма.

Оккультизм (лат. occultus — тайный) есть мистико-философскоеучение о существовании скрытой за материальными процессами иявлениями высшей реальности. Он ставит задачу проникновения в тай-ны мироздания и выявления дремлющих в человеке высших сил испособностей, а также разрабатывает методы влияния на «скрытое»,«тайное». Термин «оккультный» получил распространение после вы-хода в свет трактата «Оккультная философия», написанного АгриппойНеттесгеймским (1486 — 1535). Оккультизм пронизывает комплекстак называемых герметических наук (по имени легендарного основа-теля Гермеса Трисмегиста), в состав которых входят магия, каб-балистика, астрология, алхимия, френология и различные видымантики.

Сами теоретики и историки оккультизма возводят происхождениеэзотерического знания (греч. esoterikos — внутренний) к древнейшимэпохам человеческой истории. Они полагают, что.ядро оккультнойфилософии было создано еще жрецами Атлантиды и после ее гибелиунаследовано жрецами Египта, Тибета и других, более позднихцивилизаций. Элементы философии оккультизма находят в египет-ской, индийской и китайской предфилософии, зороастризме,философии орфиков и пифагорейцев, в философии Платона и в Каб-бале. Указанные концепции стали основой формирования комплексафилософских идей оккультизма в более поздние эпохи. Дальнейшееего развитие связано с именами Агриппы Неттесгеймского, Р. Фладта(1574 — 1657), Парацельса (1493 — 1541), Я. Бёме (1575 — 1624), Л.К. Сен-Мартена (1743—1803), Э. Сведенборга (1688 — 1772), а так-же многих алхимиков, астрологов, каббалисгов эпохи средневековья,Возрождений и нового времени. Однако наиболее развитые и влиятель-ные течения оккультной философии были созданы в XIX — XX вв.Это прежде всего теософия и антропософия.

Теософия

Термин «теософия» (греч. theos — бог и sophia — мудрость) бук-вально означает «божественная мудрость». Происхождение этоготермина, по утверждению основателей теософии, восходит к школамнеоплатоников1, однако самые ранние элементы теософии сложилисьв Древней Индии, а термин «теософия» имеет свой аналог на санскрите— «брахмавидья» (божественная мудрость)2. Теософия рассматрива-лась ее основоположниками как основа всех религий, как новый, со-ответствующий данному историческому времени способ изложениярелигии, как учение, которое на протяжении всей истории челове-чества лишь меняло свои формы, но суть которого оставалась неизмен-ной3. Возникновение теософии как особой философской системысвязано с деятельностью Е. П. Блаватской (1831 — 1891) и созданногоею Теософского общества. Систематизацией ее идей занялись позднееА. Безант (1847 — 1933), Р. Штайнер (1861 — 1925) и др.

Учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось каксинтез философских воззрений и религиозных форм различных эпохи народов с современными ей научными идеями. Фактически теософиябыла одной из первых попыток создания новой парадигмы мышленияпутем синтеза научного и вненаучного знания. Главный теософскийтруд Е. П. Блаватской — «Тайная Доктрина».

Не отрицая позитивной роли науки, теоретики теософии под-черкивают ее ограниченность. Главная разница между теософическойнаукой и обычной современной наукой видится в том, что последняяимеет дело лишь с обрывками целого — с физическими явлениями это-го и других миров, с тем, что может быть проведено через физическиймозг человека и его чувства.

В отличие от обычной науки теософическая наука рассматриваетвесь мир как проявление мысли во всех разрядах материи. Оккультнаянаука знает о существовании еще более высоких родов разреженнойматерии. Человек никоим образом не ограничен одним толькофизическим миром. Необходимо развивать «новые чувства», для тогочтобы наблюдать явления более тонкой материи. Формирование наукиболее высокого уровня должно идти путем синтеза методов обычнойнауки и методов теософии.

Космология Картина мироздания, которую рисуеттеософия, дана, по мнению А. Безант, духов-ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е.П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия определяеткосмос как систему, «которая, исходя от единого Логоса и поддержива-емая Его Жизнью, является... вполне законченной в себе самой»4. Вбольшинстве теософских трудов человеческий космос ограничиваетсяСолнечной системой, в которой физическое Солнце — это низшее про-

 

явление Логоса. Логос понимается как «зеркало, отображающее Бо-жественный Разум, Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя пос-ледний есть сущность... этой Вселенной... каждая Вселенная (Мир илиПланета) имеет своего Логоса...»5. Материя Солнечной системы естьрезультат первого творческого действия божественного Логоса, котороеподготовляет поле эволюции. Она везде пронизана более тонкой ма-терией, другими мирами и переплетается с ними. Первоматерией кос-моса является эфир, изменение плотности которого порождаетразличные материальные формы; мысль рассматривается как особотонкий вид эфира.

Эволюция космоса — результат действия трех творческих волнБожественного Логоса (или трех логосов). Первая жизненная волна,излитая в океан межзвездной материи, исходит из самого Логоса.Она образует атомы и строит их многочисленные сочетания. Втораявеликая волна в своем нисходящем движении наделяег материюразличными чертами или свойствами, а в восходящем движениистроит формы из материи, уже обладающей свойствами. В этомпроцессе Логос раскрывается как творец, как «Великий ГеометрВселенной». Третья великая волна связана с истечением «семянбожественности» — человеческих душ, которые Божественный Логоспосылает в материю для того, чтобы одушевить и использовать тела,подготовлявшиеся для них в течение долгой эволюции, медленноговосхождения от минерала к растению, от растения к животному, отживотного к животному-человеку. Теософия рисует пантеистическуюкартину мира, в котором каждая частица материи духовно-материаль-на. Дух и материя составляют неразрывную пару, и одна сторонане может существовать без другой.

Солнце как проявление Логоса в человеческом космосе имеетмогущественных сотрудников — разумных духов, которые становятсядействующими силами в создаваемой им Вселенной. Это семьсвященных сущностей — планетарных логосов (логосов второго поряд-ка), саморожденных от присущей им силы в лоне Материи-Суб-станции. Высшие духи были космократорами, формовщиками нашейСолнечной системы. Каждый из них — предводитель целой иерархиидухов, управляющих его царством, и специализирует материю своегоцарства.

Седьмеричная система, изначально задаваемая семью логосамивторого порядка, пронизывает весь человеческий космос от атомов,которые тоже имеют семь субпланов, — до планетарных царств ичеловека. На четырех нижних планах каждый планетарный логособразует семь шарообразных миров, которые, в свою очередь,образуют планетарную цепь. Перевоплощения планетарной цепи, илиее манвантары, также делятся на семь ступеней.

Антропогенез Земной мир является одной из ступеней пла- нетарной эволюции, имеющей также седь-

меричную цикличность. Земной манвантаре предшествовала лунная,которая произвела семь классов существ, от которых произошли су-

щества земной манвантары. Человеческая эволюция представляет со-бой процесс развития сменяющих друг друга семи рас.

Первая коренная раса Земли состояла из студенистых аморфныхсуществ и «получила свое дыхание жизни от солнца». Вторая обладала«более определенным составом тела», третья, лемурийская, состоялаиз обезьяноподобных существ гигантских размеров. В эпоху, когдатретья коренная раса Земли завершала свой цикл, на Земле появля-ются представители высокоразвитого человечества с планетарной цепиВенеры, «Сыны Огня» — светлые существа, принадлежащие к одномуиз высших разрядов среди Сынов Разума. Они поселяются на Землекак божественные учителя юного человечества и вносят в животно-го-человека искру, из которой образуется человеческая душа. Затемв результате земного воплощения высокоразвитых космических су-ществ «Солнечных Питрисов» появляется четвертая, атлантическая,раса.

Пятая, или арийская, раса развивалась под непосредственным на-блюдением высшего существа, «технически» называемого Ману. Че-ловечеству предстоит завершить цикл пятой расы и пройти процессэволюции внутри шестой и седьмой рас. В конце седьмой расы, поокончании земной манвантары, наша земная цепь передаст последу-ющей плоды своих достижений. Это будут божественно совершенныелюди, подобные Будде и Ману, которые примут руководство новойэволюцией по указанию планетного Логоса.

Учение о человеке Одним из основных компонентов теософии является учение о перевоплощении —

процессе, охватывающем как эволюцию Вселенной в целом, так и эво-люцию человека. Жизнь есть способ самореализации Логоса, процессэволюции частиц его жизни — монад. Человек представляет собойразумную, самосознающую сущность, облеченную в тела, принадле-жащие ментальной, астральной и физической сферам. Божественныйдух внутри человека — это луч, исходящий из Логоса, искра,спустившаяся из пламени посредством тончайшей нити, заключеннаяв оболочку, состоящую из тончайшей ментальной материи. Он обла-дает троичной природой самого Логоса. Эволюция человека представ-ляет собой проявление всех его трех божественных аспектов — бытия,блаженства и разума, развития их из скрытого состояния в активное.Человек — высшее из всех существ, живущих в физической среде,и является в известной степени «наместником Логоса», отвечая запорядок, мир и благоденствие на Земле. Тело человека, по учениютеософии, состоит из 1) физического тела, назначение которого—входить в соприкосновение с физическим миром, получать от негоинформацию и передавать ее душе, и 2) эфирного двойника, назна-чение которого — служить проводником жизненных токов, исходящихот солнца, и распределять их по различным частям физического тела.

 

Во время земной жизни физическое и эфирное тела функционируютвместе. Кроме того, человек обладает астральным телом, состоящимиз особой, астральной материи, прозрачной и тонкой, способной ме-нять свою форму под влиянием мысли, в нем имеются чакры — центрыбиопсихического поля.

Еще один слой многомерного человеческого организма составляетментальное тело, или тело мысли. Оно состоит из особой «материимысли», неизмеримо более тонкой, энергетичной и светящейся, чемастральная материя. Материя мысли есть подлинная родина человека.В ментальном теле находится духовный центр — Эго, или Мыслитель.Он имеет овальную форму «аурического яйца». Эта материя обво-лакивает луч Божественного Я, живой луч Единого Света и ЕдинойЖизни Вселенной, отделяет этот луч от его источников, заключаетего внутри тончайшей оболочки из своей субстанции и таким образомделает его индивидуальностью. Этот центр подобен зерну, опущенномув почву человеческой жизни, чтобы напитаться ее соками и вырастив мощное дерево — «образ и подобие зачавшего его Господа». Человекможет освободиться от колеса рождений и смертей, чтобы перейти ксверхчеловеческой эволюции, где его раскрывшееся теперь сознаниеподнимается на недостижимые высоты до тех пор, пока он не достигнетединения с Самим Божеством.

Учение о высших мирах Структура человеческого мира состоит из мира физического, астрального, ментального,

«Сферы Буддхи», нирваны и еще более высоких миров, включая«жизнь высочайшего Бога»6. Структура человеческого организма иструктура человеческого мира суть аналоги. Физическое и эфирноетела столь тесно взаимосвязаны, что эфирные двойники не образуютособого мира, а как бы примыкают к физическим телам.

Астральные тела образуют астральную сферу, где обитают астраль-ные существа с весьма пластичными формами, прозрачными и высо-коэнергетичными. Эти формы рождаются мыслью, ипродолжительность их жизни зависит от силы, длительности иотчетливости мысли, которая их создает. Мыслеформы, или «искус-ственные элементали», имеют огромное влияние на земную жизнь лю-дей, выполняя те или иные функции в зависимости от желаний инаправленности создавшей их мысли. Астральный мир населен «есте-ственными элементалями» пяти отделов — эфира, огня, воздуха, водыи земли. Кроме них временными обитателями астрального мира явля-ются астральные тела животных. Его могут временно посещать такжелюди и существа более высокого порядка, выполняющие особые за-дачи, связанные с работой в астральном мире. Один из важнейшихструктурных компонентов астральной сферы носит в теософии на-звание «Камалока» (буквально «жилище желаний») и представляет со-бой чистилище, куда приходят умершие после утраты физических тел

для того, чтобы пройти процессы очищения и подготовиться кподлинной жизни души. Камалока представляет собой семислойнуюструктуру, подобную кругам Дантова ада.

Ментальная сфера — это сфера сознания, разума, не стесненногофизической материей, это истинная родина человека. Она состоит из«материи мысли», а вибрации мысли создают из ментальной материимыслеформы, необычайно яркие и прекрасные, вечно меняющиеся, ко-торые невозможно описать на человеческом языке. Ментальная сфера,подобно астральной, населена элементалями и множеством разумныхсуществ, состоящих из светящейся материи и «элементальной эс-сенции» ментальной сферы. Это светозарные существа с обширнымизнаниями, великими силами и прекрасной внешней формой, вопло-щения «спокойной энергии» и неотразимой силы. Высокоразвитый че-ловек может во время сна, медитации или транса покинуть свое телои действовать в высших мирах. Здесь нет пространственных и вре-менных преград. Общение между человеческими и нечеловеческимисуществами происходит совершенно свободно. В высших слоях мен-тальной сферы пребывают Эго (бессмертные «Я») учителей, посвящен-ных и их учеников.

Структурным компонентом ментальной сферы является Девакан —теософское название неба (буквально «страна богов», или «светящаясястрана»). Сюда приходят человеческие существа, сбросившие своифизические и астральные тела и прошедшие очищение в Камалоке.Здесь душа собирает жатву добра, посеянного на Земле. В Девакане—мире небесного блаженства и радости — все ценное, что былопережито в земной жизни, перерабатывается в умственные и нрав-ственные качества и силы, которые человек понесет с собой в сле-дующее воплощение.

Антропософия

Антропософия (от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость)— оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытыхвысших сил и способностей, направленное на развитие органов свер-хчувственного восприятия, а также мышления, чувства и воли с цельюпознания потусторонних миров и преобразования духовной и физиче-ской природы человека.

Основатель антропософии Р. Штайнер (1861 — 1925) первоначаль-но выступал как теоретик и популяризатор теософии, подчеркиваявместе с тем, что излагаемые им концепции есть результат его соб-ственных исследований. Однако уже в ранних работах он делает ак-цент на исследовании человеческого духа, стремится превратитьтеософию в экспериментальную науку, разрабатывает вопросымедитативной техники, педагогики, искусства и медицины. После

 

конфликта с Теософским обществом Р. Штайнер основывает в 1913г. «Всеобщее антропософское общество» с центром в швейцарском го-роде Дорнахе. Антропософское учение получило распространение враде стран Европы и США и оказало влияние на круги творческойинтеллигенции. Основные труды Р. Штайнера: «Теософия», «Какдостигнуть познания высших миров?», «Очерк Тайноведения», «Путьк самопознанию человека».

Учение о человеке Во главу угла антропософской доктрины Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров — физического, душевного

и духовного. Человек — существо семичленное и имеет следующиечасти: 1) физическое тело; 2) эфирное тело или жизненное тело; 3)ощущающее душевное тело; 4) душа рассудочная; 5) исполненная ду-хом душа сознательная; 6) жизнедух; 7) духочеловек7. В зависимостиот точки отсчета эти части могут иметь другое название.

Тело подчиняется законам наследственности, душа — судьбе, соз-данной ею самой, — карме, а дух — закону перевоплощения, «законуповторяющихся земных жизней». Соотношение между духом, душойи телом таково: дух непреходящ; смерть и рождение, согласно законамфизического мира, господствуют над телесностью; душевная жизнь,подчиненная судьбе, является посредником между ними в течение зем-ной жизни.

«Эфирный двойник» является «дубликатом» физического тела, внем находятся психические центры, имеющие форму лотоса, егофункция заключается в том, чтобы впитывать из космоса психическуюэнергию и передавать ее через вращающиеся чакры железам физиче-ского тела. По мере развития человечества у людей, кроме семи основ-ных чакр, начнут развиваться еще пять.

Астральное тело есть «организм души», в середине которого на-ходится физическое тело человека, в этом теле видны все его стрем-ления, желания, страсти и представления. Характер представленийтесно связан с развитием органов биопсихическою поля — чакр.

Душевное существо человека отличается от его телесности, онопредставляет собой самостоятельный внутренний мир, противопостав-ляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чув-ствах и воле. В душевном мире выделяются следующие области: 1)пламени вожделений; 2) текучей возбудимости; 3) желаний; 4) радостии печали; 5) душевного света; 6) деятельной душевной силы; 7) ду-шевной жизни 8. В мире души господствуют совсем иные законы, чемв мире физическом. Например, если в телесном пространстве длязрения существует закон перспективы, то в душевном пространствевсе, близкое и дальнее, представляется видящему в тех расстояниях,которые соответствуют их внутренней природе. Основные силы, дей-ствующие в душевном мире, — симпатия и антипатия. Душа является

 

связующим членом между телом человека и его духом. Она принимаетактивное участие в жизни как физического тела, так и духа. В душенадо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную идушу сознательную. Эти образования, «среди которых человеческоетело является как бы в облаке», называются человеческой аурой.

Еще более тонким и сложным образованием является дух человека.Душевное есть основа для духовного так же, как телесное — основадля душевного. Духовная оболочка есть особое структурное образо-вание, особая часть человеческого существа, она отделяет Духочело-века от единого духовного мира, делает его самостоятельным духовнымсуществом. Внутри этой духооболочки живет Духочеловек. Духовноесущество человека проявляет себя в мышлении.

Учение о сверхфизических Антропософия считает, что макро- и микро-мирах космос, мир и человек — аналоги. Структурамира идентична структуре человеческого тела

и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: «стра-на пламени вожделений», области «текучей возбудимости», «пламенижеланий», «радости и печали», «душевного света», «деятельной душев-ной силы» и «душевной жизни».

«Мир духа», или «страна духов», еще более, чем «мир душ»,отличен от физического. Он состоит из того вещества, из которогосостоит человеческая мысль. Этот мир является местом обитания«живых мыслей или духо-существ». В этом мире находятся духовныепрообразы всех вещей и существ, находящихся в физическом миреи в душевном мире.

Духовный мир также имеет семь областей, взаимопроникающихи пронизывающих друг друга. В них существуют различные роды про-образов, начиная от «прообразов физического мира» и кончая «заро-дышевыми зернами», готовыми принять разнообразнейшие формымысле-существ. Когда эти зародышевые зерна вводятся в нижниеобласти, они начинают проявляться в самых различных обликах. Идеи,с помощью которых человеческий дух выступает в физическом мире,суть лишь отражения, тени этих зародыше-мысле-существ духовногомира.

Цели и задачи земных воплощений вырабытываются не на Земле,а в стране духов, подобно тому как план дома создается не настроительной площадке, а в кабинете архитектора. Задача «жизнен-ного паломничества» человека заключается в том, чтобы, бытьвестником духовного мира, воплотить дух в телесном мире.

Теория познания Р. Штайнер считал, что современная ему на- ука с -помощью методов, разработанных для

познания физического мира, не может перейти к познанию невидимыхсверхфизических миров. Антропософия ставит задачу развития нового

 

способа познания, она начинает процесс познания там, где кончаетего наука.

Человек, стремящийся к антропософскому познанию, долженразвить силы, дающие возможность проникновения в сверхфизическиеобласти. Эти силы находятся в каждом из людей и лишь нуждаютсяв пробуждении и развитии. Путь к познанию высших миров лежитчерез получение посвящения. Одним из его условий является чувствоблагоговения, которое человек способен испытывать по отношению квысшим истинам или людям, обладающим этими истинами. Приобре-тенное человеком чувство благоговения вызывает существенные пере-мены в его ауре. Вместе с этими изменениями раскрываютсяспособности познания сверхфизического. Другим условием полученияпосвящения является ориентация человека на внутреннюю духовнуюжизнь. Внешний мир во всех своих явлениях исполнен божественнойславы, но божественное надо сперва пережить в своей душе, чтобызатем найти его в окружающем.

Если получение посвящения является первым этапом на пути поз-нания сверхфизических миров, то вторым его этапом является «обла-дание пустым бодрствующим сознанием». Только «пустое» сознаниеоткрывает духовный мир, «который существует не на Земле, не вкосмическом пространстве, а вне времени и пространства и которыйпри этом образует самую глубокую сущность нашего человеческогобытия»9.

Р. Штайнер полагает, что кроме высших форм познания человекуследует развивать общечеловеческие способности — мышление, чувст-ва и волю. И высшие, и обычные формы познания можно развитьс помощью метода медитации — наиболее совершенного инструментапознания, с помощью которого человек может познать высшиесверхфизические миры, их существа и силы.

Агни Йога

Синкретические религиозно-философские воззрения развиты вАгни Йоге. Агни Йога, или Живая Этика, — это философско-этическоеучение, направленное на раскрытие высших психических способностейчеловека с целью его внутреннего преображения и овладения космиче-ской энергией — Агни, стимулирования эволюции человека и челове-чества ко все более высоким формам космического бытия. Агни Йогой,или Йогой Космического Огня, учение называется потому, что ставитво главу угла овладение космической энергией, Живой Этикой — пото-му, что дает особые правила жизни и деятельности, цель которых —раскрытие внутренних способностей и сил организма.

Создательницей серии книг Живой Этики является Е. И. Рерих(Шапошникова) (1879 — 1955) -- жена и соратница знаменитого рус-

ского художника Н. К. Рериха (1874 — 1947). Живая Этика продол-жает традицию синтеза философии, науки, религии, культур Востокаи Запада, начатого теософией. Синтез понимался Е. И. Рерих как одиниз основных принципов учения: «Один принцип несомненен при опре-делении Агни Йоги — это принцип синтеза. Зажечь огни без «синтезачаши» невозможно»10.

Тексты Агни Йоги, по утверждению их создателей, были данытибетскими Махатмами, а авторы текстов явились лишь посредникамив передаче учений. Эти тексты, как повествует предание, были записа-ны методом «автоматического письма» в особом измененном состояниисознания и, таким образом, имеют трансцендентальное, сверхчелове-ческое происхождение.

Структура и функции Язык текстов Живой Этики специфичен,текстов отражает афористичность и образность, ха- рактерную для философской и культурной

традиции Востока, да и само их содержание многослойно. Последо-ватели Агни йоги считают, что тексты Живой Этики расширяют соз-нание, очищают биопсихическое поле человека, и эта их функциянеотделима от специфики языка, которым они написаны. В текстахАгни Йоги одинаково важны как вибрационный, ритмический ком-понент, так и смысловой, вербальный. Первый способствуетформированию особых измененных состояний сознания, подобныхтем, которые возникают при чтении мантр или дзэн-буддийских ко-анов, и ведет к особой интерпретации смыслового содержания. Актчтения Живой Этики выступает актом "сопричастности Шамбале». Са-мо «слово» в учении Живой Этики рассматривается как важнейшеесредство «одуховления» и просветления человеческой жизни11.

Текст Живой Этики подобен мозаике, каждый отдельный фрагменткоторой является частью целого, проявляющегося только после того,как все или многие фрагменты попали в поле зрения. Эффектрасширения сознания связан с панорамным видением целого, котороенаступает в определенный момент чтения. Качественный скачок,происходящий после накопления определенного количества инфор-мации, воспринимается читателем как озарение. В этом одна из задачи специфическая сверхпрограмма текста.

Утверждают, что в силу сложности и большого объема текста пол-ный охват его может быть произведен только структурами засознания— многомерной внутренней психики, так как целое ускользает отобычного вербально-логического мышления. Поэтому чтение текставыступает так же, как способ активизации высших структур бессоз-нательной психики.

В текстах Живой Этики нет систематического, последовательногоизложения теории. Читателю постоянно приходится проделывать внут-

 

реннюю работу достраивания текста по различным линиям — онто-логической, гносеологической, психологической, этической.

Учение о высших мирах В фундаменте учения Агни Йоги о мирележит учение о духовном огне. «Тонкое изу-чение материи и атома приведет к заключению, что жизненнаяэнергия есть не электричество, но Огонь... Материя утверждается какогненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силувысшую, которая есть Огонь...»12 Огонь рассматривается как источниквсех материальных и духовных форм и явлений во Вселенной. Тран-сформация огненной субстанции рождает совокупность миров.

Учение Агни Йоги в структуре мира выделяет: 1) Человеческийземной мир; 2) Тонкий Мир; 3) Огненный Мир; 4) Высшие сферы.В обычной земной жизни человек не воспринимает высших миров.Только огненное сознание, общее всем Мирам, может свидетельство-вать о дальних жизнях. Более того, Иерархия высших существ обе-регает человечество от распространения сведений о Тонком Мире «понеполезному кругу»13.

Тонкий Мир населен разнообразными существами. Их общимсвойством является отсутствие плотных физических тел. Среди нихесть существа как низкого, так и высокого уровня развития.Материальный, земной мир рассматривается Агни Йогой каквторичный по отношению к Тонкому, духовному миру. «Каждыйкамень на планете создан мыслью» , — утверждает книга «Аум».

Еще более высоким и совершенным является Огненный Мир. Этомир, состоящий из «субстанции огня», высшей психической энергии:«Мир Огненный так же наполнен, как и другие сферы. Так жесущества разных эволюции, но огненных степеней, стекаются длясотрудничества. Если плотное состояние под влиянием хаоса почтине принимает сотрудничества, если Тонкий Мир принимает сот-рудничество групповое, то Огненный Мир отличается сотрудничест-вом полным». Огненный Мир — первичный источник процессов иявлений как Тонкого, так и плотного земного мира. Все строится вОгненном Мире, затем опускается в тело тонкое; созданное на Землелишь тень Огненною Мира.

Земной мир и высшие миры взаимопроникают друг в друга. Нетолько высшие миры питают Землю энергией; в свою очередь,человечество насыщает пространство своими эманациями и под-держивает их своей психической энергией. Состояние коллективнойи индивидуальной психики человека оказывает влияние на всюсовокупность миров, в том числе и физический. Каждое человеческоенесовершенство духа отравляет также и физический мир, можетвызвать землетрясения, бури и другие стихийные бедствия.

Учение об иерархии Одним из краеугольных камней учения Агни Йоги является учение о космической

иерархии. Иерархия Света пронизывает всю структуру мира, она пред-ставляет собой иерархию разумов на различных ступенях эво-

 

люционной лестницы. Иерархи, стоящие на высших ее ступенях, несверхъестественны, они прошли длинный путь эволюционногоразвития, реализовали свою богочеловеческую сущность и теперьпомогают выполнить эту задачу другим.

В критические периоды развития Земли, когда чистота истины ут-рачивается и многие следуют ложными путями, великие иерархи воп-лощаются на Земле и в новые исторические эпохи, на новых языкахприносят людям утраченную истину. К числу таких воплощенныхиерархов Живая Этика относит основателей религий, философскихучений, общественных реформаторов.

Однако это не единственная форма работы космической иерархии.Процессы и явления плотного мира, как физического, так и социаль-ного, зарождаются первоначально в Тонком Мире, а уже затемреализуются в плотной материи.

Местом обитания представителей иерархии — учителей человече-ства является легендарная Шамбала — твердыня света, географическоеместонахождение которой в книгах Агни Йоги не указано.

Космической Иерархии Света противостоят силы хаоса и ИерархияТьмы, цель которой — замедлить космическую эволюцию человече-ства, внести в нее дезинтеграцию. С ними Иерархия Света ведет упор-ную и самоотверженную борьбу. В проявленном мире развитиедвижется в противоположностях, Иерархия Света с необходимостьюпредполагает Иерархию Тьмы.

В Иерархии Тьмы есть силы, воплощенные на Земле: «черныеложи» Темной Иерархии раскинуты по всей планете и обычно раз-мещаются в крупных городах. Назначение их — всячески вредить де-лам Иерархии Света и разлагать планету. Но еще более опасны темныесущества, обитающие в низших слоях Тонкого Мира. Находясь втонких телах, они «могут направить мысль на земных воплощенных»,побудить их совершить преступления и грехи. Они могут вселитьсяв тела живущих на Земле. Тексты Агни Йоги говорят о близящейсяокончательной битве сил Света и Тьмы.

Учение о человеке Агни Йога считает человека продуктомдлительного эволюционного развития, воб-равшим в себя опыт человеческих воплощений на протяжениимиллионов лет. Человек концентрирует в себе мощные энергии;энергия, которой обладает человечество, способна повлиять на про-цессы планетарного и космического масштаба: «Нужно не забыть, чтоэнергия, получаемая человечеством, нужна для правильного движенияпланеты. Когда же эта энергия становится отравленной, она ослабляетоградительную сеть и тем нарушает равновесие многих светил»15.

Одним из главных законов человеческого существования являетсязакон кармы. Агни Йога рассматривает карму как многомерныйпроцесс, совокупность пересекающихся кармических линий. Карма

 

рас, племен и личности, карма давняя и настоящая — все они обра-зуют сложные клубки. Подчеркивая трудность изменения кармы, АгниЙога считает, что до известной степени ее можно регулировать. Че-ловек, прошедший множество воплощений, содержит в глубинах своегодуха огромную информацию, не осознавая этого. Наслоения наблю-дений за многие жизни, сложенные в глубинах духа, образуют «спя-щую мудрость».

Дальнейшую эволюцию Земли Агни Йога рисует как двустороннийпроцесс взаимодействия Тонкого и плотного миров. Если люди минуюткатастрофу, наступит время сближения двух Миров. Построение мостамежду Тонким и плотным мирами — первая задача человечества. Вто-рая задача, которая встанет после выполнения первой,— общение сдальними Мирами.

Этика Агни Йога не случайно носит также названиеЖивой Этики. Она уделяет большое внимание

внутренней работе человека над собой, подробно рассматриваетпроцесс самосовершенствования и восхождения ко все более высокимформам бытия и сознания. Самосовершенствование должно начинатьсяс отрешения от малых вредоносных привычек. Живая Этика указы-вает, от каких негативных качеств должен избавиться человек, чтобыдостичь высших миров. Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, леньи прочие вдохновения Тьмы отделяют мир от Высших Сфер. Необ-ходимо также изгнать из человеческого обихода хулу на ближнего икощунство на высшее, ибо они порождают «черное пламя» и пожирают«светлую ауру». Еще одно препятствие на пути к высшим мирам —чувство собственности, а потому «опытом жизни и почитаниемИерархии» необходимо освободиться от этого чувства.

Важным аспектом этической теории Агни Йоги является утверж-дение в земной жизни общечеловеческих ценностей: существует мно-гообразие в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурноедействие будет общим для всего человечества, а такое обобщение Мираесть первая ступень к преображению всей жизни. Выполнениеэтических принципов Агни Йоги рассматривается как магистральныйпуть духовной и физической эволюции человека и человечества, вос-хождения человека по ступеням космической иерархии.

 

Раздел четвертый

СВОБОДОМЫСЛИЕ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.