Здавалка
Главная | Обратная связь

Свободомыслие Возрождения



рОЛЬ науки в развитии Развитие свободомыслия в эпоху Возрождения

свободомыслия было обусловлено как социальными сдвигами,

так и изменениями в области производства и

науки, начавшей приобретать новые черты, прежде всего эксперимен-тальный характер. В этот период (XIV — XVI вв.) расширяется сферасвободных ремесел, в которой действует самая активная часть зем-ледельческого населения, вырвавшаяся из крепостного состояния иобосновавшаяся в городах. Развивается техника свободного промыш-ленного труда, торговля, возникает книгопечатание, отразившее пот-ребность общества в массовом фиксированном знании14. Именно в этотпериод совершается кругосветное путешествие Магеллана, происходитоткрытие Америки, возобновляется интерес к медицине, анатомии,физике, астрономии.

Н. Коперник (1473 — 1545) в книге «Об обращении небесных кру-гов» математически обосновал гелиоцентрическую систему мира. Этоучение противоречило геоцентрической системе, с помощью которойобосновывались библейские представления о происхождении мира цчеловека, а также учение об искуплении. Почти через столетие есте-ственнонаучные открытия Галилео Галилея (1564—1642) подт-вердили правильность учения Коперника о том, что между мирамиземным и небесным нет различий, они подчиняются одним и тем жезаконам природы, которые познаются математическим и эксперимен-тальным путем.

Сходства и различия Светская культура Возрождения и транс-между светской культурой формированная религиозность Реформа Возрождения и Реформацией ции противостояли феодализму и католицизму.

Общее между ними — социально-эко-номические истоки, отражение настроений возникающих буржуазныхпрослоек общества; критика католической церкви, использованиеантичной традиции, древних языков. Но между ними были и суще-ственные различия: Возрождение выстроило не новую религиозность,как это сделала Реформация, а новую, светскую, культуру; критикакатолицизма велась с позиций рационалистических. Культуре Возрож-дения присуща свобода от жесткой регламентации мыслей, веро-терпимость. В отличие от Реформации, сохранившей концепциюгреховности человеческой природы, Возрождение провозглашаетпринципиальную доброту человека и, главное, разрабатывает новую,гуманистическую концепцию личности. В центре внимания Возрож-

дения — мирской человек, обладающий индивидуальной свободой, вто время как у деятелей Реформации человек рассматривается в егонепосредственном отношении к Богу.

Гуманисты XV — XVI вв. Стремление возвысить человека, показать о ценности человеческой его великие творческие возможности личности свойственноФ. Петрарке (1304 — 1374). Его обостренныйинтерес к собственной личности постепеннопреобразуется в интерес к другой личности, которая воспринимаетсякак начало, духовно сложное и неисчерпаемое, исполненное достоинства, и цель которой — в ней самой. Человек — это свободный,активный создатель ценностей жизни, он может стать тем, кем поже-лает. Ценностями в эпоху Возрождения провозглашаются творчество,труд, нравственное совершенство, гражданская деятельность, гармония интересов личности и общества, просвещенность, образованность. Гуманисты предпочитают религиозной и национальной общностиобщность людей по культурным интересам. Поворот от традиционноготеоцентризма к антропоцентризму не означал игнорирования нравственных принципов. В работах деятелей Возрождения Л. Бруни (1370или 1374 — 1444), А. Ринуччини (1426 — 1499) заключены идеи гражданского гуманизма. В «Диалоге о свободе» Ринуччини в качестве высшей этической категории рассматривается свобода, возможность житьтолько по законам разума. Он выделил два аспекта свободы: социальную активность и свободомыслие — не ограниченную чем-то внешним умственную деятельность. Гражданский гуманизм основывался напризнании равенства граждан, на служении обществу и государству и приходил в противоречие с католическим пониманием жизни15.

Антиклерикализм Гуманисты Возрождения подвергли католичепредставителей Возрождения скую церковь вместе со всеми ее институтами— папской иерархией, монашеством, обря-дами — резкой критике. Л. Валла (1407 — 1457) в 1440 г. опубликовалисторико-филологическое сочинение «Рассуждение о подложностиДарственной грамоты Константина». Л. Валла доказывал, что так на-зываемый Константинов дар — грамота, якобы подписанная импера-тором Константином в целях передачи власти в Римской империипапам, является фальшивкой. Л. Валла заявил: «Я дерзаю выступатьпротив верховного первосвященника», «я предъявляю им (папам —3. Т.) тяжкое обвинение»16. П. Браччолини (1380 — 1459) и Л. Брунинаписали сочинения с одинаковым названием «Против лицемеров», гдерассматривали поведение и нравственные черты монашества. Монахи— люди с притворным выражением лица, они несправедливы, бесче-стны, лживы, безжалостны, бесчеловечны и т. д. — таковы оценкиБраччолини17. Дж. Бруно (1554—1600) выступил не только противдуховенства и папы, но и за секуляризацию монастырского имущества,против экономического господства католической церкви. Покушение

 

на экономические привилегии церкви не было прощено Бруно: обвине-нный в ереси, он был сожжен в Риме в 1600 г.

Критика религиозного В эпоху Возрождения подверглась критикемировоззрения прежде всего схоластика, в которой мыслители видели авторитарную догматичес-кую систему. Авторитет в течение нескольких

веков господствовавшего в католической теологии Аристотеля был под-вергнут критике, вместо Аристотеля философы выдвигали на первыйплан другого мыслителя древности — Платона. В XV в. в Риме былаоснована платоновская Академия, члены которой вели борьбу противпапства, намеревались объявить в Риме республику, а вместотрадиционной религии установить философски осмысленное язычество.

Эразм Роттердамский (1469 — 1536), знаменитый немецкий гу-манист, известный как критик католической схоластики, считалучение Христа бессильным в преодолении вражды и войн междулюдьми; оно не может убедить в благотворности мира тех, кто его(Христа) исповедует. В сочинении «Жалоба мира» Эразм утверждает:«Ни.одна из религии не согласна с другими религиями», «...каждыйчеловек ненавидит и проклинает религию других. А разве одно и тоже религиозное братство не раздирается раздорами?»18.

Опираясь на натуралистический пантеизм, а также деистическиепредставления, мыслители Возрождения подвергли критике идею бес-смертия души. Врач, пантеист по своим философским убеждениям,Дж. Ванини (1585—1619), сожженный церковью, доказывал поло-жение о смертности души: люди и животные схожи в своихвосприятиях, формировании, рождении, питании, росте, строении исмерти, и если душа умирает вместе с животным, она должна умеретьвместе с человеком. Еще никто не возвращался из царства мертвых,но если бы душа была вечной, Бог бы вернул хотя бы одну из душ,чтобы осудить и опровергнуть атеизм19. В трактате «О бессмертиидуши» П. Помпонацци (1462 — 1525) выставил возражения противобоснований идей бессмертия души. Он, не будучи атеистом, утвер-ждает: признание смертности души не означает пренебрежения нрав-ственностью.

Мыслители Возрождения В эпоху Возрождения многие о причинах и эволюции философыпринимают и развивают религии идею человече ского происхождения религии. Ванини принималтеорию обмана, причинами же обмана считалкорыстолюбие служителей религии, желание государей удержаться натроне и расширить владения. Он восстанавливает и учение древнихо страхе и невежестве как источниках религии, соглашаясь с Лук-рецием: «Страх был первым создателем богов на земле». Он вводити новый — астрологический — фактор в теорию происхождениярелигий: чудесные явления суть лишь результат определенного рас-

положения светил; звезды, сближаясь, оказывают влияние на волюлюдей: «Под влиянием небесных тел... религии появляются, развива-ются и погибают»20.

В этот период был поставлен и вопрос об эволюции религий. Италь-янский политический мыслитель, философ и писатель Н. Макиавелли(1469— 1527), полагавший, что религия сотворена человеком, утвер-ждал, что религии сменяют друг друга, разрушая предшествующуюим культуру: «Различные формы религиозных учений в течение пос-ледних 5 — 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новаярелигия, ее первым делом для укрепления своей репутации... являетсяуничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианскойцеркви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтови сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров»21. Н.Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможностидля установления новой, полезной для (Общества и государства религии:если религия ослабевает, надо менять ее формы.

Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бру-но. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую,являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символыегипетской за сверхъестественные существа, и христианскую,окончательно испортившую мифы о природе. Борясь противхристианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед заДж. Бруно Дж. Ванинй скажет, что «империи и религии тоже име-ют свое начало и свой конец», но в отличие от Бруно признаетсущность всех религий одинаковой22.

Свободомыслие в искусстве XIV — XVI века в Европе характеризуютсяи литературе Возрождения взлетом художественного и литературноготворчества, не в последнюю очередь связан-ным с развитием науки. Многие художники этого времени — А. Дюрер(1471 — 1528), Леонардо да Винчи (1452 — 1519) и др. — занимаютсяпроблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрерапроникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе-ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со сво-бодомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо,Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), Тициана (ок. 1476/77 или1489/90 — 1576) и других наполняются общечеловеческим содер-жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне-вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств,страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится че-ловек как природное, земное, страдающее и радующееся существо.Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение пред-ставлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественнаялитература Возрождения во многом антиклерикальна, она способст- вовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че-

 

ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренессансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслияв Европе.

Глава XXI







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.