Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава XVIIIСВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ



В ходе истории развивалась своеобразная, весьма богатая прояв-лениями, оттенками форма духовной культуры — свободомыслие вотношении религии. Это широкое духовное течение, исходным пун-ктом которого является признание права разума на критическое рас-смотрение религии и свободное исследование окружающего мира. Этоправо могло осуществляться стихийно, несознательно, но моглоотстаиваться сознательно и воплощаться в теоретической форме.

Возникновение и постепенное развитие свободомыслия являютсяпроцессом закономерным. Объективными факторами, воспроизво-дящими свободомыслие, являются неуклонный рост производства, ве-дущий к успешному освоению мира человеком, возрастаниеактивности людей в ходе исторического развития, повышение уровнядуховной культуры человечества. Свободомыслие — органичный про-дукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, со-вершенствования искусства и нравственности. Критические настроенияв отношении религии усиливались в периоды динамичного развитияобщества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды го-товящихся серьезных перемен в обществе.

Общей объективной тенденцией духовной культуры былорасширение сферы свободомыслия и его влияния на общество, хотяэтот процесс не был прямолинейным: история знает периоды не толькоподъема свободомыслия, но и его спада. Во многом степеньинтенсивности и распространенности свободомыслия зависит от уровнясоциальной свободы. Свободомыслие отражало стремление прорватькольцо внешней и внутренней духовной несвободы, было условием ивместе с тем результатом вызревания и развития реальной свободы.Критический пересмотр господствующей религиозной концепции, как

 

правило, был связан с объективной необходимостью более адекватногоотражения существующих условий, производства новых идей, прео-доления препятствий для свободного социального и культурного твор-чества. Появление и распространение в эпоху господства религии сект,ересей, антирелигиозного вольнодумства, атеизма и т.д. расширялосферу несогласия с установлением религиозной монополии в духовнойжизни общества.

Связь свободомыслия Свободомыслие опирается на способность че-

с познанием природы, ловека реалистически воспринимать те илиобщества и человека иные стороны окружающего мира.Исследо- вания этнографов и историков показывают,

что наивно-реалистические взгляды на мир зародились уже на раннихэтапах развития общества. Постепенно накапливались положительныезнания о природе, о человеческом теле и способах его врачевания,о психической деятельности человека. Наивный реализм, здравыйсмысл были основой первых попыток внерелигиозного подхода ктрадиционным верованиям. В дальнейшем развитие свободомыслия вомногом обусловливалось прогрессом в области философии, науки, обра-зования и т.д.

Накопление знаний о мире приводило в те или иные периодыжизни человечества к духовным революциям, в процессе которыхпоявлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности.Первой такой революцией было появление философских учений древ-ности, начавших вытеснять мифологическое мышление. Философскаяреволюция в древнем мире позволила впервые в истории человечествапоставить вопрос о природе религии и критически ее осмыслить. Впериод длительного господства религии в средние века процесс поз-нания, начиная с небесных тел и кончая историей общества, внут-реннего мира человека, не прекращался. Но, пожалуй, наиболееглубокой революцией в мышлении, во взгляде на мир в целом сталоразвитие знаний в области механики, математики, астрономии, гео-графии, истории, социологии и других наук в XVII — XX вв.

Связь свободомыслия с процессом познания выражается не тольков том, что оно питается, обогащается добытыми человечествомположительными знаниями, но и в том, что оно содействует ихразвитию. Формируя на протяжении веков в противовес догматиче-скому критический стиль мышления, оно содействовало разрушениюстереотипов в сознании.

Проявления свободомыслия Свободомыслие в отношении религия прояв-

в отношении религии ляется в многообразных формах. Они имеют

разную степень последовательности, разные

цели, социальные основания, нравственное содержание. Критикарелигии осуществлялась в явных и скрытых, аргументированных и не-аргументированных, безрелигиозных и несвободных от религиозных

наслоений формах, выражалась в переоценке традиционныхрелигиозных представлений, безразличии к ним, в критике с позицийздравого смысла, общественной практики, науки, философии и т. д.Разновидности свободомыслия — богоборчество, скептицизм,антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм,деизм, атеизм и т. д. Они занимают разное место в духовной жизниобщества и играют неодинаковую роль в процессе его эволюции.

Богоборчество — самая ранняя и самая слабая форма критикирелигиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протестапротив Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу же-стоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осоз-нанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем,неудовлетворенностью личной судьбой. Проявления богоборчества раз-нообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного "хуления"его. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей вы-сшего блага, Бог представляется существом злым и несправедливым.Переосмысливается одно из основных понятий иудео-христианскойтрадиции — о первородном грехе. «Вина» человека, вызванная перво-родным грехом, в сознании богоборца выступает как вина самого Бога.Богоборческие настроения нередко связаны и с переоценкой таких чертрелигиозного нравственного идеала, как смирение, безропотность,принятие страданий как блага, отворяющего врата в райские сады,и т.д.

Накапливаясь в культурной традиции, богоборческие идеи оказы-вали сильное влияние на общественное сознание. Идеи богоборчествав последние столетия использовались деятелями культуры: не будучисами богоборцами, они представляли фигуру богоборца в качествесимвола свободы, борьбы против всякой тирании. Такая трактовка бо-гоборчества противостояла официальной церковной линии осужденияего. Образы богоборцев в искусстве и литературе, как правило, служатвозвышению гордой и сильной личности, отважившейся на поединокс Богом или богами. В этом отношении повезло мифу о Прометее:Гердер, Гёте, Байрон, Лист, Скрябин и другие представляли Прометеякак борца против тирании, претерпевшего мучения во имя благороднойидеи. Но не всегда богоборческие идеи использовались как символыборьбы за свободу. Ницшевский богоборец Заратустра утверждает пра-во личности на своеволие, презрение к общечеловеческой морали.

Скептицизм (греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий)— сомнение в истинности религии или отдельных ее положений —проявляется в культуре любого периода, начиная с разложения пер-вобетного общества. Сомнение как методологический принцип поз-нания — одно из орудий постижения истины. Скептицизмобнаруживается не только в философии, но может проявляться упоэта, художника, естествоиспытателя, ученого гуманитария, простоготруженика. Он исподволь подтачивает авторитаризм и догматизм соз-

 

нания, способствует возникновению более обоснованных форм критикирелигии.

Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже вкультуре древнего общества. На Востоке — в Египте, Вавилоне, Па-лестине — она выступает как сомнение в существовании загробногомира, в действенности религиозных обрядов; в Древней Греции дра-матурги, софисты, философы подвергают сомнению истинностьмифологии. В средние века скептицизм проявляется в фольклоре,ересях, художественной литературе, в философии. В трудах отдельныхфилософов-скептиков или агностиков содержалось глубокое исследо-вание религии — речь идет прежде всего о П. Бейле (1647 — 1706) иД. Юме (1711 — 1776). Критики религии ныне во многом опираютсяна наследие Д. Юма. В наши дни скептицизм в отношении религииявляется одной из примечательных характеристик обыденного соз-нания.

Антиклерикализм (лат. anti — против, clericalis — церковный) —идейное и социальное движение, направленное против притязанийцеркви и духовенства на господство в обществе. По своей направлен-ности и результатам антиклерикализм неоднозначен, он может бытьсветским и религиозным. Светский характер антиклерикализма не га-рантирует его прогрессивности; примером может служить борьбаБисмарка против католической церкви в Германии в XIX в. или жеборьба против церкви и духовенства в нашей стране в 20 — 30-е годы.В средние же века религиозный антиклерикализм сыграл положитель-ную роль. Антиклерикальные крестьянские движения преследовалипрежде всего экономические цели, хотя получали религиозное обос-нование. Обличения социальной политики церкви расшатывали пред-ставления о незыблемости порядков, поддерживаемых духовенством,вели к сомнениям в верности церковного учения. Осуждение пороковслужителей церкви, особенно монашества, — явление обычное длясредневековья и нового времени. Светское обоснованиеантиклерикализм получает начиная с эпохи Возрождения. В новое вре-мя борьба с клерикализмом, как правило, связана с идеей веро-терпимости, свободы совести. Ныне антиклерикализм играет заметнуюроль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих противпопыток религиозных организаций установить монополию на духов-ную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовкусоциальных процессов и т. д.

Индифферентизм (лат. indifferens — безразличный) — без-различие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. Ввека господства религии в обществе безразличие к религии далеко невсегда означало отсутствие духовности и мировоззренческую индиффе-рентность. Об этом свидетельствуют произведения, свободные от обра-щения к богам, ставящие в центр внимания человека и его творческуюдеятельность. Безрелигиозный подход к миру и человеку в духовной

культуре средневековья нередко заключал в себе протест противрелигиозной трактовки мира.

Есть еще одна форма критики религий — нигилизм. Это бунтпротив религии с позиций эгоистического индивида, считающего, чтоему «все позволено», это отрицание религии, не связанное сположительными идеалами. На обыденном уровне он выражается вбездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизнии людям, на теоретическом — опирается на философские учения во-люнтаристского толка. Нигилизм воюет с религией во имя утверж-дения анархистского своеволия, во имя «сильной личности»,беззастенчиво попирающей ценности «серой массы». Такая позициявыражена в работе М. Штирнера (1806 — 1856) «Единственный и егособственность». Выпады против религии, связанные с провозглашениемсугубого индивидуализма и эгоизма, были направлены на отбрасы-вание любых духовных ценностей общества. Нигилистические момен-ты содержатся и в творчестве Ницше, презиравшего моральныеценности «маленьких людей», уделом которых является религия «сла-бых» — христианство. Критика религии, включенная в контекстантигуманной доктрины тотального отрицания, бесплодна.

Пантеизм и деизм оппонируют теизму, соотношение теизма, пан-теизма и деизма можно представить так: для теизма Бог и трансцен-дентен, и имманентен миру (этого рода имманентность выражаетсяв божественном провидении), для пантеизма — имманентен, длядеизма — трансцендентен. Если теизм представляет Бога как пер-сонифицированное существо, личность, то для деизма и ряда формпантеизма Бог как личность не существует. Внутри пантеизма идеизма существуют оттенки.

Пантеизм (греч. pan — все, theos — бог) сближает Бога и мир,признает их единство, вплоть до тождества. Истоком пантеизма явля-ется учение стоиков и неоплатоников. Наиболее распространенной раз-новидностью пантеизма в средние века был пантеизм мистический:природа и человеческие души растворяются в Боге. На мистическийпантеизм опирались средневековые ереси. Другой разновидностью пан-теизма является пантеизм натуралистический, сливающий природу иБога в единое целое, в единую субстанцию. Устраняется идеяпервичности Бога по отношению к природе, Бог растворяется вприроде, рассматривается как безличный дух, внутренне присущийприроде. Такой взгляд характерен для ряда философов эпохи Возрож-дения и нового времени. С пантеизмом связаны положения о несот-воренности мира Богом во времени (антикреационизм), обесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.

Деизм (лат. deus — бог) дает иную трактовку Бога: это некийбезличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Дав тол-чок, движение, законы миру (одни деисты считали, что материя сот-ворена была Богом, другие полагали ее несотворенной), Бог не

 

оказывает с того момента никакого воздействия на земные дела, будьто природа или человек. Мир развивается по строгим законам, которыепознаваемы человеческим разумом. Человек не зависит от божьейволи, он обладает правом на самостоятельность и активность. Деизмобнаруживается еще в средние века, но наивысший его расцветприходится на XVII — XVIII вв. в связи с развитием механики, ко-торая как бы подтверждала наличие первотолчка, двинувшего ме-ханизм Вселенной. Деистическая позиция позволяла отказаться отидей Божественного откровения, провидения, чуда, от религиознойдогматики и обрядности; деисты выступали за веротерпимость и сво-боду совести.

Свободомыслие в отношении религии выступает в форме нату-рализма (лат. naturalis — естественный). Хотя натурализм как фило-софское направление оформился в США в 20 — 40-е годы XX в., онимеет давние традиции. Натурализм исходит из признания того, чтосуществует лишь природа, представляющая собою всеохватывающеебытие, выступает против супранатуралистических представлений,признающих нечто сверхприродное, С позиций натурализма, человеки общество — часть природы» неотделимая от нее. Природа, обществои человек познаются естественными средствами; не случайно нату-рализм в каждый исторический период опирался на естественнонауч-ные знания своего времени. Натурализм неоднороден, к натуралистамотносят стихийных, естественнонаучных, механических, вульгарныхматериалистов, мыслителей, наделяющих природу одушевленностью(гилозоисты, панпсихисты). Представлениями о некоей внеисториче-ской «природе человека» питались просветительские концепции XVII

— XVIII вв. — «естественного человека», «естественного общества»,«естественной морали» и т. д.

Формой свободомыслия по отношению к религии является атеизм(греч. а — отрицат. частица и theos — бог, букв, «безбожие»). Атеизм

— это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризу-ющихся непринятием религиозных представлений о мире.Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественнойлитературе, народном творчестве, в научных, этических, философскихи других сочинениях. Эти идеи и тенденции в определенные эпохисистематизировались и обобщались в теоретическом атеизме, содер-жавшем концептуальное обоснование критики религии. Атеистическиеучения не равноценны по глубине, последовательности, уровню раз-работки проблем. Вульгарный атеизм, например, может в чем-то смы-каться с религиозным нигилизмом.

Атеизм существовал не во все исторические эпохи. Например, вэпоху феодализма, когда богословские представления были возведеныв ранг абсолютных и непререкаемых, возможности для конст-руирования атеистической системы взглядов не было. Атеистическиевоззрения включали в себя сходные элементы, такие, например, как

идеи естественного происхождения различных явлений, неистинностирелигиозной картины мира, несотворенности природы и человека, ве-ротерпимости и др. Конкретное же содержание идей могло меняться.В отличие от теоретического стихийный атеизм существовал в болеешироких хронологических рамках. Он присущ части людей, занятыхв материальном производстве, а также многим людям, осуществля-ющим разного рода духовную деятельность: естествоиспытателям,политическим деятелям, писателям, художникам. Стихийный атеизм— это признание самодостаточности природы и человека. Проявленияего также разнообразны: от интуитивных догадок до убежденности,подкрепленной практикой жизни и знаниями в разных областях куль-туры.

Свободомыслие находило выражение в светском гуманизме (лат.humanus — человеческий, человечный), представляющем собой те-чение в культуре разных исторических эпох, главной чертой которогоявляется защита достоинства человеческой личности, ее права насчастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе ду-ховное. Идея достоинства свободной, независимой личности, созида-ющей ценности культуры, нашла свое выражение уже в культуредревнего мира, в частности в Древней Греции. Гуманистические идеине исчезли и в средние века, они воплотились в учениях, отказавшихсяот идеи изначальной и фатальной греховности человека, направленныхпротив религиозного аскетизма, религиозной нетерпимости, за уста-новление согласия между людьми независимо от их вероисповедания.В эпоху Возрождения гуманистические идеи были приведены в строй-ную систему, человек был поставлен в центр мира, провозглашалосьего право на земное счастье. Он рассматривался как высшее существово Вселенной, способное к безграничному развитию своих творческихспособностей, неповторимое, обладающее самостоятельной ценностью.Эта духовная традиция была воспринята и обоснована последующимипоколениями свободомыслящих.

Философское осмысление религии является одним из путей само-познания человечества. Признание религии, вплетенной в самые раз-ные стороны социальной и духовной жизни человечества, творениемсамого человека, общества открывает возможность проникновения вглубины внутреннего мира личности и общества, в котором она су-ществует.

Не все проявления свободомыслия были благотворными дляразвития культуры. Критериями благотворности тех или иных про-явлений свободомыслия являются гуманистическая направленность,духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию еготворческой деятельности, развитие способности критического осмыс-ления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, со-действие нравственному совершенствованию человека и общества.

 

Глава XIX







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.