Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава XXIIМИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ



Понятие мировоззрения Значение мировоззрения в жизни человекаобусловлено его разумностью, тем, что его

взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ-ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природнойсреде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целомпотребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место внем, на смысл и цель жизни.

Развитые системы современных мировоззрений включают в себяв обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эс-тетические и этические, антропологические, политические и прочиевзгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведениеи действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, цен-ностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировозз-рение — это не набор взглядов и сведений, но определеннаяцелостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир какупорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек совсем его духовным миром — знаниями, нравственными, художествен-но-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначеговоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональ-ный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.

Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущенияобладает присущими ему основными структурообразующими элемен-тами. К их числу относятся прежде всего ответы на глубинные вопросыбытия — о возникновении мира и человека, явлений природы иразличных человеческих общностей, о природе сил, управляющих

этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении че-ловека в этом мире.

Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется взависимости от изменений условий и образа жизни, накоплениязнаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связии контакты между социальными общностями и личностями обус-ловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболееобщими типами мировоззрений можно считать мифологическое,религиозное и философское.

Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологиче-ское, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особыйспособ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадииобщественного развития, воплощая в себе особенности становящегося,формирующегося человеческого сознания, того человечества, котороееще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром.Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четкихразграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий,субъективного и объективного, мысли и эмоций, идеального и веще-ственного. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональ-ной форме, имел этиологическое (греч. aitia — причина, logos —учение) значение. Отвечая на многочисленные «почему», он как бызаменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-нагляд-ное объяснение природы, явлений окружающего мира. Среди мно-гочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которыеопределяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природыи человека, место человека в мире, его отношение к миру в целоми к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общностьв своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образжизни, между различными видами мифологического мировоззренияимелось и много общего в решении главных мировоззренческих воп-росов.

Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональныехранители мифов, первоначально старейшины, затем — шаманы, кол-дуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых на-чали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.Формировался новый тип мировоззрения — религиозное, которое сталоповсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболеераспространенным типом мировоззрения в мире.

Религиозное и философское Религиозное мировоззрение — это широкое

мировоззрения обобщающее понятие для значительного

числа различных систем миропонимания и

мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен-ных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает ипоявление особой группы людей, выступавших в роли систематиза-

 

торов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозноемировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимо-действие двух мировоззренческих уровней — обыденного и теоретиче-ского. Условием прочности, распространенности того или иногомировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обы-денного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизнилюдей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозноерешение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-нагляд-ной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказываетсявполне доступным для усвоения на этом уровне сознания.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступаетвера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всемисторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опытчеловека. А практика культовых действий располагает механизмамиподкрепления и формирования этой веры применительно к особенно-стям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, тео-логии совершается процесс систематизации и обновлениямировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как всамой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется рядповторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (кре-ационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий(провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телео-логия) , души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога,воскресения и посмертного существования и др.

Философское мировоззрение, в отличие от мифологического ирелигиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как ирелигиозное, философское мировоззрение выступало и выступает вмногочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и обще-ственными науками; подобно наукам, представляет теоретический уро-вень сознания; в своем специфическом понятийном выражении ононе может быть просто перенесено на обыденный уровень.

Как свидетельствуют социологические исследования, в мире ста-новится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения, чтообусловлено социальными процессами и связанными с ними изме-нениями в культуре. Большая роль принадлежит тем произведениямискусства и литературы, в которых принципиальные идеи философ-ского миропонимания даются в образно-художественной форме, до-ступной нетеоретическому сознанию.

Возможен ли диалог Если обратиться к истории человечества, томировоззрений? нетрудно увидеть, что между различнымивидами религиозного мировоззрения и их пос-ледователями возникали различные отношения — от лояльного дооткрыто враждебного, нетерпимого. Достаточно вспомнить Древний

Рим, где в огромном государстве соседствовали различные видырелигиозного мировоззрения, или, наоборот, период крестовых походовхристиан против мусульман, военные столкновения католиков и про-тестантов. И именно представители разных видов религиозногомировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместнымдействиям при всех сохраняющихся различиях. Примечательно, чтов настоящее время многие теологи признают, что, например,конфликты между христианами и мусульманами в X — XII вв. былиобусловлены не столько различиями в мировоззрениях, сколькосоциально-экономическими и политическими интересами. И несмотряна еще имеющиеся факты враждебных отношений между представите-лями различных видов религиозного мировоззрения (например, ка-толиками и протестантами в Северной Ирландии, христианами имусульманами в Ливане), общей превалирующей тенденцией ста-новится объединение в совместных действиях представителейразличных конфессии: христиан, мусульман, буддистов и последова-телей других разновидностей религиозного мировоззрения.

Диалог различных видов мировоззрения не означает отказа каждойиз сторон от своих принципов, он нацелен на поиск тех вопросов,в решении которых имеет место совпадение или близость позиций.Этот принцип применим и для отношений религиозного и не-религиозного мировоззрений. Какие же условия необходимы для того,чтобы совершился переход к диалогу мировоззрении?

В последней четверти нашего века все более нарастало осознаниетого, что над всеми жителями Земли, независимо от мировоззрен-ческих различий, нависла общая угроза гибели от возможной термо-ядерной войны, от экологической катастрофы, и отвести эти угрозы,найти выход возможно только совместными усилиями всех. Путьнасильственного решения споров, в том числе мировоззренческих, вусловиях современного развития становится недопустимым. Общейосновой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений мо-гут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того,что высшей ценностью для человека является человек, может и должнослужить основой диалога сторонников любых мировоззрений.

Диалог не предполагает нивелирования или отказа от различий.Наоборот, понимание этих различий, в том числе и принципиальных,их глубокое звание, неискаженное видение есть одно из условий кор-ректного ведения диалога. Например, онтологические вопросы врелигиозных и нерелигиозных мировоззрениях решаются по-разному.В определенных случаях это различие носит принципиальный харак-тер. Но в реальной жизни более важными оказываются конкретныетрактовки, практические следствия применительно к жизненным ситу-ациям и конкретно-историческое применение этих принципов. И здесьнаблюдается интересная тенденция: в аксиологическом аспекте, в ча-

 

стности применительно к улучшению условий жизни людей, позициисближаются. Аналогично обстоит дело и с отношением к закономер-ностям, законам, действующим в мире. Если наука исходит из того,что закономерности внутренне присущи миру, и познает их, а сто-ронники религиозного мировоззрения считают их божественнымипринципами, мыслями, вложенными в мир, то различие сводится кпониманию природы законов. Общим же оказывается признание ихнезависимого от человека существования.

Различия религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежаттакже в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос осоотношении веры и разума занимал значительное место как врелигиозном, так и в философском мировоззрениях. Философскийрационализм, сосредоточивая внимание на доказательствах преиму-ществ разума перед верой, зачастую фактически выносил изучениесоциально-психологического феномена веры за пределы научногоисследования. В настоящее время, обозначается тенденция к нахож-дению взаимодействия, а не противопоставления веры и разума в рам-ках и религиозного, и нерелигиозного мировоззрений. Не отказываясьот исходных принципов, теологи отдают должное достижениям чело-веческого разума в тех областях науки, которые способствуют улуч-шению жизни людей. С другой стороны, представители философскогомировоззрения все активнее осмысливают значение веры как социаль-но-психологического феномена, признают, что принципиальныетеоретические положения мировоззрения на уровне обыденного соз-нания становятся в первую очередь предметом веры или неверия, ане рационального обоснования.

Таким образом, возможность и пределы диалога определяются тем,как религиозные и нерелигиозные мировоззрения отражают один и тотже реально существующий мир, в какой степени ориентированы наинтересы и благополучие человека, на утверждение гуманизма, спра-ведливости, мира, на создание общества, достойного человека.

Глава XXIII







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.