Здавалка
Главная | Обратная связь

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕОБЩЕСТВОЗНАНИЯ



Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципыпонимания не только природы, но также общественных явлений. Со-временные знания об обществе воплощаются в целом ряде специаль-ных наук, изучающих различные социальные подсистемы, включая ихисторию и современное состояние. Различные виды религиозногомировоззрения также содержат систему знаний об обществе.

Отражение врелигиях История человечества — это одновре знаний об обществе менно история различных форм общественного устройства. Каждое исторически существовавшееустойчивое сообщество людей располагало своей оригинальнойрелигией, в которой выражалось понимание природы, происхожденияи характера данного сообщества. В сменявших друг друга историческихрелигиях нашел свое отражение длительный процесс общественногоразвития: общественное разделение труда, появление власти и госу-дарсгв, образование классов и сословий. Дошедшие до нашего времениписьменные и устные религиозные мифы разных народов (вавилонскиеи древнеегипетские, древнегреческие и древнееврейские, народов древ-ней Индий и Южной Америки) служат важным источником дляисторического познания образа жизни и общественной организации на-родов и государств далекого прошлого. При всем разнообразииразличных религий в них можно отметить и сходные принципы объяс-нения общественных процессов и институтов.

Уже в родоплеменных религиях складывается представление обобществе как общности людей, имеющей кровнородственные отно-шения и ведущей свое начало от единого мифического предка, в ка-честве которого выступали разнообразные тотемы, а впоследствии —и легендарные личности. С именем такого предка связывалось уста-новление обычаев и традиций, правил и норм общения. В мире пер-вобытного человека, населенном множеством духов, демонов,жизненные успехи или неудачи также объяснялись не стольколичными качествами, сколько покровительством или кознями тех или

иных существ. Впоследствии, с появлением наследственных вождей,а затем и образованием государств эти представления не исчезают,они входят составными частями в усложняющиеся народностно-госу-дарственные религии. Правители рассматриваются как «избранники»Бога, как находящиеся под его особым покровительством или даже(например в Древнем Египте) как живые боги. Разделение людей насословия, на бедных и богатых объяснялось взаимодействием, заслу-гами или виной предков данного сословия перед богами. Брахманыбыли жрецами, кшатрии — воинами, вайшьи — земледельцами, ско-товодами, торговцами. Обязанностью шудр было служить «дваждырожденным» и быть слугами. В иудаизме и в христианстве делениена сословия долгое время объяснялось ссылкой на библейский рассказо сыновьях Ноя.

Религиозные источники содержат сведения о конкретных действияхтех или иных правителей, о действовавших законах и установлениях.Одновременно самим правовым нормам придавался сакральный харак-тер, они рассматривались как проявление воли богов. В средние векав христианской Европе, в странах распространения ислама господст-вовало мнение, что в Откровении содержатся все конкретныепредписания относительно общественных порядков, устройства и ха-рактера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца,семейных отношений и т. д. Иначе говоря, не только природа, но иконкретные формы власти, государства, правовые нормы выводилисьиз Священного Писания. Наиболее последовательные религиозныемыслители идеалом общественного устройства объявляли теократиче-ское государство, где высшая власть принадлежит служителямрелигии, а религиозные предписания и нормы являются одновременнои нормами права.

Процесс секуляризации общества утвердил иной взгляд на обще-ство, согласно которому общественное устройство стало рассматривать-ся как деятельность самих людей. Так, во второй половине прошлоговека немецкий теолог X. Э. Лютардт писал: «Право составляетпроизведение истории, выражение исторически осуществившихся отно-шений народов... Государство есть историческим путем происшедшийправовой организм народной жизни»1.

Процесс секуляризации знаний об обществе проявился, как видим,в том, что религиозные источники перестали рассматриваться как сво-его рода пособия по конкретному устройству общества. Экономическиеотношения, построение государственных структур, политика, правовыенормы признаны сферой проявления социальной активности самих лю-дей, не выводятся непосредственно из божественных предписаний. Этоне означает, что проблемы общества перестали занимать значительноеместо в религиозном мировоззрении, просто основное внимание пере-местилось на проблемы собственно мировоззренческие, касающиесяпринципов объяснения общественных явлении, движущих сил обще-

ственных изменений. Н. А. Бердяев в 20-х годах писал: «Власть го-сударственная имеет религиозную первооснову и религиозный исток,имея в виду не конкретные формы проявления власти, но их природу.Онтология власти исходит от Бога»2 .

Основные принципы Отличительная черта религиозною мировоз-религиозного понимания зрения в подходе к пониманию обществаобщества состоит в том, что общественные явления рассматриваются в контексте единого, уста-навливаемого свыше миропорядка. Н. А. Бердяев этот тезиссформулировал так: «Основы человеческого общества заложены в бо-жественном миропорядке»3. Это означает, что принципы и чертырелигиозного миропонимания, такие, как креационизм,провиденциализм, телеология, выступают одновременно и принципамиобъяснения общества и его функционирования. Поскольку обществомыслится встроенным в космический миропорядок, понимание обще-ства зависит от того, каким представляется этот миропорядок. Так,в христианстве и исламе, где Бог творит весь мир и человека, обществооказывается подчиненным предвечному Божьему замыслу, а созданиеобщества начинается с сотворения первого человека — Адама, наде-ленного свободной волей.

Грехопадение, приведшее к поврежденности грехом всего рода че-ловеческого, и выступает началом человеческой истории, само жеобщество, происходящие в нем события, рассматриваются как стол-кновение отдельных человеческих воль, в силу своей греховности ук-лоняющихся от путей, предначертанных свыше. Но за этимистолкновениями усматривается проявление божественного предначер-тания, провидения: строение общества, общественные отношения,взаимоотношения народов и сословий, исторические события и изме-нения выступают как реализация промысла Божьего.Провиденциализм, промысел Божий, означает, что Бог не только сот-ворил мир и человеческое общество, но и постоянно присутствует внем, направляя общественные события и судьбы людей согласно пред-вечному Божественному плану. В качестве проявлений присутствияБога в мире, его промыслительной деятельности обычно ссылаются назнамения, пророчества, чудесные явления.

Понимание промысла Божьего, его границ и пределов было и оста-,ется предметом теологических дискуссий. С одной стороны,провиденциализм понимался как абсолютная подчиненность каждогособытия и изменения, даже в судьбе отдельного человека, божествен-ному предначертанию. Это нашло свое выражение в словах апостолаПавла: «Бог производит в вас и хотение, и действие по своему бла-говолению» (Филип. 2:13). Учение о предопределении, имеющее висламе значение догмата, ведет к фатализму, в рамках которого, посуществу, снимается всякая ответственность с самого человека. С дру-

гой стороны, появлялись теории, в которых промысел Божийограничивался актом творения, поскольку всеведущий творец мира,воплощающий абсолютное знание, уже в акте творения предвидел всесудьбы. Этот взгляд, развивавшийся последователями деизма, былотвергнут церковью, ибо Бог, не влияющий на текущие события, неможет быть объектом поклонения, он может служить лишь принципомфилософского объяснения мирового устройства.

Принципиальная позиция ортодоксального христианства в подходек объяснению истории выражена в формуле: «В истории мира взаимо-действуют Промысел Божий о всеобщем спасении и свобода человека»4.

Первым опытом изложения истории в свете провиденциализма вхристианстве считается сочинение Августина «О граде Божием», гдемировая история рассматривается как осуществление божественногопредначертания, направленного на достижение Царства Божьего. О егоинтерпретации событий, происходивших на территории Римскойимперии, дает представление, например, глава VII в книге 1, назван-ная «О том, что все, что при разрушении Рима совершилось жестокого,случилось по обыкновению войны; а что делалось снисходительно, топроизошло от могущества имени Христова». Общий принциппонимания исторических событий изложен Августином в книге 4, главеXXXIII, озаглавленной «О том, что времена всех царей и царств опре-делены судом и властию истинного Бога». Согласно Августину,истинный Бог «сам раздает земные царства и добрым и злым. И делаетОн это не без разбора и как бы случайно, — поелику Он — Бог, ане Фортуна, — но сообразно с порядком вещей и времен, — порядкомдля нас сокровенным, а Ему вполне известным... Но счастье он ниспо-сылает только добрым»5. Полное счастье и добрых ожидает не в этой,а в другой жизни.

Провиденциализм был основным принципом объяснения историив средние века, и сочинения средневековых писателей были отмеченысклонностью к анахронизмам, символическим и аллегорическим истол-кованиям прошлого. Современная теология оценивает подобный под-ход критически. «Старая догматическая теология не понималаистории... она мыслила не в понятиях эволюции и развития, а впонятиях универсальности и неизменности»6, — пишет видный теологБ. Лонерган (1904 — 1984). Современная теология подходит к историиобщества с учетом фактологического материала исторической науки,достаточно объективно воссоздает ситуацию в современном мире,реалистично отражает его конфликты и проблемы. Однако сампринцип провиденциального понимания истории общества и егодвижущих сил сохраняется. Долг церкви, отмечал папа Павел VI вэнциклике «Populorum progressio» («Прогресс народов»), — изучатьзнамения времени и толковать их в свете Евангелия.

Уходящий век отмечен огромными социальными событиями, мас-штабными изменениями как в мире в целом, так и в жизни всех стран.

В этих условиях перед теологией встала проблема по-новомуосмыслить социальные принципы Откровения. Ответ был найден впризнании необходимости сочетать эти принципы с быстро меня-ющимися социальными реалиями, их неизменность — с обществен-ными переменами.

Человек рассматривается как со-работник Бога, призванный уча-ствовать в претворении христианских социальных принципов. Его отя-гощенность грехом, как и прежде, рассматривается в качествеглубинной причины всех социальных проблем, конфликтов, неуст-ройств, тягот и бедствий. Но то очевидное обстоятельство, что бедствиялюдей зависят и от форм правления, эксплуатации, экономическихпорядков, нашло специфическое отражение и в теологии. В этом отно-шении представляет интерес трактовка греха, высказанная ИоаномПавлом II. В энциклике «Solicitude rei socialis» («Забота о делахсоциальных») и в других публикациях он развивает мысль о «струк-турах греха», под которыми понимает те общественные структуры —военно-политические блоки, идеологии, режимы и пр., которые в своейдеятельности ориентированы не на благо людей и обеспечение их бла-гополучия, а на интересы правителей, правящих групп, которымприсущи исключительная жажда доходности и, с другой стороны, жаж-да власти ради навязывания другим своей воли7. Как видим,понимание греховности теперь распространяется и на определенныесоциальные структуры.

С провиденциальным пониманием общества тесно связаны и другиепринципы религиозного миропонимания — телеология и эсхатология.Телеология признает, что история людей имеет предустановленнуюцель, к которой она движется промыслом Божьим, а эсхатология —это учение о конечных судьбах мира, человека, общества. Последняяв наиболее развитой форме представлена в христианстве, исламе,иудаизме. Христианская эсхатология, опираясь на библейские проро-чества, предсказывает конец этого мира, страшный суд и установлениеЦарства Божьего. В новозаветных пророчествах говорится, «что в пос-ледние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3:1), миру явитсяАнтихрист и установит свою власть над землей, христиан же ожидаюттяжелые бедствия. Когда же церкви будет угрожать как бы оконча-тельная гибель, тогда свершится второе пришествие Христа, будетповержен Антихрист и установится тысячелетнее Царство Божье. Всовременной теологии и религиозной философии утвердилось отно-шение к эсхатологическим пророчествам как к символическому и ал-легорическому изложению богооткровенных истин. Их пониманиесоотносится с исторически меняющимся мироощущением верующих.В тоже время само понятие Царства Божия как цели и ориентираразвития мировой истории сохраняет существенное место в христиан-ском понимании общественного развития. В трактовке Царства Божиявзаимодействует трансцендентизм и имманентизм: оно понимается как

11 Зак. 536 321

царство «не от мира сего» и в то же время — как идеал общества спра-ведливости, равенства, благополучия. И достижению его призваны спо-собствовать сами верующие под водительством церкви путемраспространения и утверждения истины Евангелия.

Различие и сходство Ум человека, стремящегося понять общество

религиозного и его историю, приходит прежде всего к таким

и нерелигиозного очевидным суждениям, что общество состоит

понимания общества излюдей, а каждый из них отличается тем,что его действие предваряется мыслью, желанием, волей. По словуи желанию царя или правителя в движение приводятся массы людей,воздвигаются или разрушаются города и государства, приходят к лю-дям радость или горе. Но и самые продуманные замыслы правителя,не говоря уже о мотивах простого человека, не всегда достигают целиили приводят к противоположным результатам. Дальнейшее размыш-ление ведет к идее о том, что, хотя мысль, сознание определяет ходразвития общества, но за человеческим сознанием и волей и над нейсуществует, видимо, другой разум, другая сила, которая и получиланазвание Бога, богов, судьбы, рока.

Существуют и другие объяснения общественных процессов — не-религиозные. Наука рассматривает общество не как простую суммуиндивидов, группирующихся по чьей-либо воле, а как относительносамостоятельную систему, в которой действуют имманентно присущиеей закономерности. Такое объяснение не прибегает к помощи понятийрока, судьбы. Однако в существенно отличных друг от друга объяс-нениях общества, основанных на принципе провиденциализма, с однойстороны, и признании объективно существующих и действующих за-конов общественного развития — с другой, можно усмотреть и нечтообщее. Оно состоит в том, что за столкновением человеческих же-лании, целей усматривается некая независимая от человека реаль-ность, направляющая ход истории. Видимо, не случайно крайнимвыражением провиденциализма выступал фатализм, а признаниеобщественной закономерности порой оборачивалось абсолютным де-терминизмом, игнорирующим свободу человека. Для человека и обще-ства первоочередное значение имеют те следствия, которые выводятсяиз этих принципов, те практические усилия, которые предпринима-ются на их основе. Провиденциализм уже не понимается как обязан-ность церкви оправдывать все существующие в обществе порядки, своюзадачу она видит в утверждении религиозных нравственныхпринципов, в осуждении всего, что мешает достойной жизни человека.Ученые-обществоведы на основе исторического опыта все глубже осоз-нают, что объективные законы общественного развития не могут бытьоткрыты во всей своей сложности раз и навсегда, что признание такихзаконов не допускает волюнтаризма и произвола, требует напряжен-ного и постоянного изучения общественных процессов.

Реальные проблемы общества и человека в последние десятилетиянаходят все большее отражение в мировоззренческих системах, в томчисле религиозных. Документы католической церкви, посвященныесоциальным проблемам, содержат оценку всего многообразия социаль-ных ситуаций, экономических, политических, межгосударственных,военных, культурных и прочих вопросов. Русское православие активнообосновывает «мирскую диаконию», «горизонтальное» богословие, врамках которого определяются позиции церкви по отношению к зло-бодневным социальным проблемам. Все более глубоко утверждаетсямнение о неплодотворности в рамках религиозного понимания обще-ства резкого противопоставления небесного и земного, священного имирского. Известные представители католической философии, сто-ронники концепции «интегрального гуманизма» высказываются за пра-во выбора людьми любых мировоззренческих позиций, призывают кдиалогу с представителями различных вероисповеданий и с атеистами.

Основой объединения усилий является признание важнейшей за-дачей социальной деятельности обеспечение достойных человека ус-ловий существования, права каждого человека пользоваться благамицивилизации, иметь доступ к культуре и образованию. Представителиразных мировоззрений разделяют мнение о значении производства,развития экономики для преодоления разрыва между бедностью и бо-гатством как в масштабах одной страны, так и в отношениях междустранами.

Глобальные проблемы современности, такие, как сохранениецивилизации в ядерный век, защита среды обитания, охрана здоровьяи др., объединили представителей различных религиозных и не-религиозных мировоззрений. Мысль о том, что благо человека, соз-дание достойных условий его полноправной материальной и духовнойжизни должно быть главной целью практических усилий, — эта мысльвсе более утверждается в системах различных мировоззрений, идостижение этой цели совместными усилиями важнее, чем мировоз-зренческие различия.

Глава XXVI







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.