Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕЛИГИОЗНОМИ НЕРЕЛИГИОЗНОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯХ



Многовековой диалог о природе эстетического, протекающий вмировой культуре, лаконично обозначили строки поэта Н.Заболоц-кого:

«..Что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота?Или огонь, мерцающий в сосуде?»1

Эстетическое волнует сменяющие друг друга поколения людейсвоей значительностью. «Жизнь коротка, искусство вечно», — го-ворили древние греки. «Все прекрасное умирает в человеке. Но нев искусстве», — вторил им Леонардо да Винчи. «Страшная ошибка ду-мать, что прекрасное может быть бессмысленным», — размышлял Л.Н. Толстой (1828 — 1910).

Общественная природа Сходство и взаимодействие искусства иискусства религии обусловлено их аксиологической направленностью, соединением в них рационально-логического и эмоционально-фантастического компонен-тов. Эстетическое и религиозное переживание — глубинная сторонаэтих форм деятельности, включающая сокровенные проявления духов-ной жизни неповторимой конкретной личности.

Представители теологии обосновывают приоритет фантазиирелигиозной над художественной, объясняют достижения художествен-ного творчества свойственным ему религиозным началом, а неудачи— уклонением от религиозного предназначения искусства; с их точки зрения, культ — высшая концентрация эстетического содержания.Религиозные авторы объясняют природу искусства и религии, выводяее из потустороннего, трансцендентного источника. П. А. Флоренский писал: «В художественном творчестве душа исторгается из дольнего мира и восходит в мир горний. Там без образов она питается созер-цанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и,напитавшись, обремененная ведением, нисходит вновь в мир дольний.

И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее ду-ховное стяжение облекается в символические образы, те самые, ко-торые, будучи закреплены, дают художественное произведение. Ибохудожество есть оплотневшее сновидение»2. Положение о том, чтоискусство учит рассматривать преходящее как символ «иного, непре-ходящего бытия», развивал и Н. А. Бердяев. Сходные оценки природыискусства содержатся в религиозных публикациях последних де-сятилетий, например: «Искусство — путь к обожению, путь от образак Первообразу. Истоки искусства не в подражательной способностичеловека, но в Боге»3.

Современные католические объяснения искусства широко обраща-ются к неотомистским и неоавгустиновским идеям. Если первые трак-туют художественно-эстетическую деятельность как последовательноевоплощение церковно-христианского идеала, истоки которого, с ихточки зрения, потусторонни, то вторые уделяют больше вниманияинтуитивным сторонам творческого процесса, художественному проз-рению и вдохновению, связанным с непосредственным переживаниемприсутствия Бога в мире. В протестантизме концентрацией высшейкрасоты выступает, как правило, нравственная ценность жизни ИисусаХриста; проявления в искусстве личной веры и ее абсолютное значение— свидетельства нравственных достижений, запечатленные в образно-художественной форме. Концепции искусства в иудаистской,буддийской, индуистской, исламской, синтоистской религиозной мыслитакже акцентируют внимание на центральных смысловых моментахсоответствующих вероучений и связанных с ними художественно-мифологических традициях.

Искусство возникает в обществе, истоки красоты связаны сдостижениями в освоении человеком окружающего мира, отношениймежду людьми и внутреннего духовного мира самого человека. Наоснове анализа обширного археологического и этнографического ма-териала современные исследователи придерживаются точки зрения,согласно которой синкретичность первобытного сознания лишает смыс-ла попытки выведения религиозного сознания из эстетического илиэстетического — из религиозного4. После становления искусства ирелигии как относительно самостоятельных областей деятельности ха-рактер их взаимодействия определяется как историческим уровнемдифференцированности, так и степенью «суверенности» их по отно-шению друг к другу; своеобразием соотношения эстетических ирелигиозных задач в творческой деятельности художника; уровнемрелигиозности населения, воспринимающего то или иное художествен-ное решение. Поэтому нет и не может быть формулы, однозначно иисчерпывающе раскрывающей соотношение религиозного и художест-венного начала для всех времен и народов, для всех религий или длявсех видов и жанров искусств. Для каждого общества такое соотно-шение носит конкретно-исторический характер в каждую эпоху. Ис-

кусство Древнего Египта и Древней Греции, европейского и восточногосредневековья, эпохи Возрождения, нового времени, равно как иразвитие национальных школ в архитектуре, изобразительном искус-стве, в музыке и литературе, подтверждает этот тезис.

Соотношение искусства и религии определяется их связями с обще-ственной жизнью. Речь идет о глубинных, устойчивых, сущностныхтенденциях объективных общественных процессов; эти тенденции име-ют место в разных цивилизациях, реализуясь в конкретно-историче-ской деятельности сменяющих друг друга поколений разных народови эпох. Важнейшая сторона эстетического отношения к миру (скон-центрированного прежде всего в искусстве) — проявление власти, ут-верждение победы мастера над материалом. Материал может быть данприродой, общественными отношениями, предыдущим этапом художе-ственной деятельности, представлять собой как бы сплав природногодара и последующей работы над его развитием. В многочисленных про-бах, ошибках и переоценках художественной деятельности познаетсявласть человека над своими собственными садами, соперничество сприродой, с другими людьми, с наследием, оставленным прошлымипоколениями. Многофакторное взаимодействие этих явлений создаетнеисчерпаемость эстетического мира, утверждающего полноту, утон-ченность и взаимодополняемость сущностных сил человека. В «зер-кале» эстетического человек получает представление о своихсущностных силах: сознание человеком богатства своих возможностейи целесообразная активность (умение) неразрывно сплавлены в эс-тетическом освоении действительности. Оно является универсальным,имеет всемирно-исторический характер.

Религиозное и культовое Сказанное относится и к искусству, искусство посвященному воплощению религиозных проблем. Его питает, как и всякое искусство, сознаниедостигнутых общественных свершений. Но в отличие от светскогоискусства религиозное усматривает в них чудо божественногопровидения, направляющего мысль, руку, глаз, слух художника.Прежние достижения искусства на пути воплощения религиознойпроблематики, религиозные тексты, наставления религиозных пропо-ведников, т. е. материализованный опыт предыдущей религиозной де-ятельности (в том числе и в сфере искусства), становитсяпреимущественным источником религиозного искусства.

Различают религиозное искусство в широком смысле слова — какимеющее религиозную направленность, но не связанное непосредст-венно с культом, и в узком смысле — как включенное в систему куль-та5.

Включенность в систему культа — свидетельство признания, одобрения того или иного художественного решения священнослужителями и, в конечном счете, верующими, т. е. путь обретения им

церковного статуса. Последний, как правило, закрепляется в официальном признании этого решения высшими авторитетами данной церкви: в постановлениях соборов, рекомендациях церковного руководства, одобрении от его имени и т. д. Прямое отношение к системе культа того или иного художественного решения (иконы, стихиры, распевы ит. д.) повышало его значимость в глазах как верующего художника,так и прихожанина храма. Евангельские и иные религиозные сюжетыслужили и служат основой образов христианского религиозного искус-ства. Наряду с общечеловеческими нормами эти сюжеты закрепилитакие стороны бытия, как ограниченность, неравномерность, противо-речивость (по характеру развития и результатам) преобразовательнойдеятельности человека. Аналогичные процессы протекали и протекаютв художественном творчестве, связанном с системой индуистских,буддийских, синтоистских религиозных образов, имеющих, как изве-стно, многоплановые национально-региональные и историко-вре-менные видоизменения, множественность прочтений. Сложнееобстояло дело в религиозных системах, запрещавших изображения лю-дей и животных (иудаизм, ислам и др.). Изобразительное искусствоспециализировалось здесь на художественном воплощении мно-гочисленных религиозных символов, сложных геометрических орна-ментов, а также орнаментов, построенных на сочетаниях листьев,цветов, плодов и т. д.

Во внерелигиозном искусстве встречается множество примеровподобного эстетического осмысливания действительности. Но в отличиеот религиозного оно не ориентируется на требования культа и неприлагает к проблемам человеческого бытия критерии, освященные ав-торитетом трансцендентного начала. Религиозное же искусствооценивает проявления человеческой активности по их отношению кэтому началу. Религия, с одной стороны, располагает системой идей,образов и действий, способной стимулировать психологическое «про-странство» личности, где приостановлено всевластие бездушия и бес-сердечия, возможны высшая справедливость, доброта и милосердие. Сдругой стороны, она обеспечивает и конформное отношение к миру (какк творению Бога). Культ, насыщенный образами искусства, призвансоздать впечатление присутствия «неземного» мира в посюстороннем,земном.

Как и в любом искусстве, в религиозном искусстве смысловым цен-тром является эстетический идеал. В отличие от нерелигиозного оннаправлен к выявлению божественного начала, вдохновляетсярелигиозным сюжетом. Поскольку в традиционных религиях его кон-центрированным выражением выступает богослужение, соответствиеего требованиям и составляет основу оценок прекрасного с ортодок-

ззз

сально-религиозных позиций. Тип мифа предопределяет эстетическиеоценки в той или иной религиозной системе. Так, искусство, связанноес буддийским культом (например, буддийские иконы или маски),оценивается христианином в русле вероучения его собственнойрелигии; правоверный мусульманин отвергает ренессансную живописьна религиозные темы; для старообрядца православные иконы, написан-ные в XVIII — XX вв., неприемлемы в силу их несоответствия канонамдревнерусской живописи, сложившимся к середине XVII столетия.

Канон в Каноном (греч. -— норма, правило) в церковном искусствецерковном искусстве является свод

твоческие возможности обязательных положений, касающихся хода богослужения и его эстетического оформления. Он предписы-вает тип архитектурного решения храма (как его внешние формы, таки организацию внутреннего пространства), порядок расположения сю-жетов изобразительного искусства (стенописи и икон), содержание,последовательность песнопений и театрализованных действий священ-нослужителей и паствы и т. д. Например, в искусстве иконописаниярусской православной церкви с XVI столетия существуют «Лицевыеи толковые подлинники», определяющие основные приемы написаниятого или иного образа святого, равно как и икон на иные христианскиесюжеты («двунадесятые праздники» и т. д.). Свои канонические нормыимеет искусство, связанное с иудаистским, исламским, индуистким ибуддийским богослужениями; эти нормы имеют национально-региональные особенности.

Канон выступает мерой в оценке эстетического по критериям, вы-работанным религиозными организациями в конкретно-историческихусловиях. В соответствии с целями культа формируются предпочтенияпри отборе художественных решений. Так, шутка, смех (и карикатура,шарж, искусство скомороха как театрализация комической стороныжизни) исключаются из сферы церковно-значимых ценностей (в пра-вославии) или получают статус второстепенных, вспомогательных ком-понентов (в европейском средневековом искусстве). Условность гранейобщественной жизни, подмечаемая в этих художественных формах,не согласовывалась с незыблемостью и четкостью церковного канона.

Многообразный и духовно богатый процесс эстетического освоениядействительности, простиравшийся далеко за пределы церкви, «обсту-пал» ее; частично он получил отражение и преломление в решениях,признанных церковью каноническими. Формализуя условия творче-ства художников, работавших для церкви, канон сосредоточивал ихусилия на решениях, эстетически заметно отличавшихся при внешнейсхожести композиции, цветовой гаммы, живописного ритма, мелодии,архитектурной формы. Корни этих отличии — в исторических, фило-софских, нравственных, социально-политических и правовых ситу-ациях эпох, отраженных искусством сквозь призму канонов и

религиозных установок. Эстетические принципы художника склады-вались и развивались в поисках решений, отвечавших духовным пот-ребностям времени, в котором доминирующее религиозное сознаниеинтегрировало разноплановые общественные проблемы. Темы высокогопредназначения и трагедии материнства (каноны Богоматери с мла-денцем), заступничества и милосердия («Христос с предстоящими»,«Николай Мирликийский предотвращает казнь» и др.), самопожерт-вования по имя единства земли русской («Борис и Глеб»), торжествагармонии над раздором и хаосом («Троица») развивались древне-русскими иконописцами в многочисленных вариациях.Патриотические идеи составили смысловой центр композиций «Пок-рова Богородицы», ассоциировались с иконой «Казанской Богоматери»;они же вдохновляли создателей Покровского храма (Василия Блажен-ного) и храма Христа Спасителя. Сходные процессы протекали в му-зыкальном и литературном творчестве Древней Руси. Духовноесодержание произведений, признанных церковью каноническими, про-является за рамками богослужения — в городских архитектурных ан-самблях, музеях, выставках, концертах. Тем самым подтверждаетсямысль об относительной самостоятельности художественного начала поотношению к религиозно-культовому.

Поистине бесценны многие памятники художественной культуры,созданные на темы и сюжеты мировых и многих национальныхрелигий. Мы встречаем их в архитектуре и в изобразительном искус-стве (фреска, мозаика, икона, картина, скульптура, мелкая пластика),в инструментальной и хоровой музыке, сольном исполнении (а такжев их сочетаниях), в искусстве драмы (выразительное чтение, взаимо-действие священнослужителей и верующих при «исполнении»религиозных текстов, строгий порядок «сценария» богослужения), ворнаменте, художественном шитье и т. д. В каждой религии произве-дения этих видов и жанров искусства взаимодополняют друг друга,обеспечивая эстетико-психологическое сопровождение религиознойпроповеди и культовых действий.

Вместе с тем музеи, хранящие произведения религиозного искус-ства, архитектурные ансамбли, включающие и здания культового на-значения, концертные залы, где звучат сочинения, написанные дляцеркви или на религиозные темы, позволяют, особенно в сопостав-лении с искусством, прямо входящим в систему культа, выявить такуюсторону искусства, как полифункциональность . Она определяетсяпрежде всего различием формальных и содержательных особенностейискусства. Если первые обусловлены сюжетом, символическойатрибутикой и внешними особенностями образов художественногопроизведения, то вторые — спецификой воплощения идейного замыслахудожника и функциональным назначением произведения. При этом

сам замысел, его реализация, равно как и общественное место (азначит, и смысл художественного решения), зависят от социально-исторического контекста эпохи, когда оно создавалось. Соответствен-но, произведение религиозного искусства несет информацию о техобщественно-идейных ситуациях, к которым оно относится; воплощая определенное нравственно-эстетическое, философское, политическое и религиозное содержание, оно вызывает идейные и эмоциональные ас-социации как у современников, так и у представителей последующихпоколений. В свою очередь, «аудитория», воспринимающая произве-дение, концентрирует внимание на его формальных либо содержатель-ных сторонах, может выбрать ту или иную их «пропорцию». Так,«Троица» Андрея Рублева воспринималась современниками художникас точки зрения содержания как неотъемлемая принадлежность храма;ныне посетители Третьяковской галереи видят в ней эстетический иде-ал русского средневековья на рубеже XIV — XV столетий, наиболееглубоко воплотивший в конкретно-исторической форме общечелове-ческое стремление к гармонии, миру и красоте.

Взаимодействие образов Подобное смещение акцентов возможно религиозного искусства не только в диапазоне исторического времени, нос духовным миром личности и в пределах современности. Разные люди могут в одно и то же время воспринимать один и тот же образ религиозного искусства в его преимущественно эс-тетическом, нравственном, философском, политическом, историчес-ком, религиозном значениях. Духовное развитие личности, смена ееинтересов и установок видоизменяют восприятие художественногообраза в течение индивидуальной жизни. Структурно организованнаясистема линейных, объемных, цветовых или звуковых компонентов,составляющих с внешней точки зрения художественное произведение, воспринимается человеком, принадлежащим к определенной культуре, имеющим сложившиеся или «размытые» мировоззренческие установки, известный объем знаний и навыков (в том числе и в сфере эмоциональных отношений), профессиональные и личностно-окрашенные интересы, самооценки, амбиции и притязания. В этой психологической среде каждый раз при восприятии произведения искусства осуществляется «со-творчесгво»: художественный образ становится достоянием внутреннего мира личности6. Богословские представления о природе и назначении религиозного искусства направляют этот процесс сотворчества преимущественно в русло создания,активизации и закрепления религиозных ассоциаций и переживаний.Однако процессы создания произведений религиозного искусства, пере-дачи, развития и обогащения его традиций, освоения их содержанияв социальной памяти, равно как информационное и эмоциональное

взаимодействие с ними наших современников, более широки и мно-гоплановы, чем религиозные интерпретации этого искусства.

Тенденции эволюции Секуляризация ослабляет, как известно, религиозного искусства духовное и организационное в условиях секуляризации искусство. Ряд его видов и жанров развивается в соответствии с потребностями светской

культуры (балет и комедия, симфонические и концертные сочиненияв музыке, цирк, кинематограф и т. д.); в других сокращается «сектор»церковных заказов (архитектура, живопись, скульптура). Менее опре-деленными становятся церковные требования к религиозному содер-жанию художественных произведений. В протестантизме они сводятся,по существу, к защите норм религиозной нравственности художест-венными средствами и к утверждению искусством божественнойприроды мира и человека. Католицизм после II Ватиканского собораосуществляет программу освоения церковью современного искусствапри условии, если последнее не отвергает идей христианства, способ-ствует религиозным размышлениям и переживаниям. Более строго, сканонической точки зрения, отбирает новые художественные решенияправославная церковь; это касается как строительства новых храмов,так и их оформления средствами живописи. В музыке и поэзии, свя-занных с православной традицией, появляются образы и сюжеты, отра-жающие противоречия бытия и сознания человека нашего времени.

Еще более разнообразен круг художественных решений, призна-ваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-философскими концепциями. Наряду со своеобразным освоениемвосточной философско-религиозной и религиозно-художественнойтрадиции (в том числе С. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) дляних характерен интерес к европейской мистике (и художественнымсредствам воплощения ее идей), художественно-философским разра-боткам темы единства природы, общества и человека (прежде всегов религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской пробле-матике [представленной в наследии Б.Паскаля (1623 — 1662), С.Кьеркегора, М. Хайдеггера (1889 — 1976), А. Камю (1913—1960) идругих философов и художников ]. Сквозь призму этих подходов пере-осмысливаются многие положения традиционных религий. Кактрадиционные, так и современные религии нуждаются в образныхсредствах искусства, обращаются к сокровищнице его находок и ас-социаций.

Вне художественного контекста мир религиозной фантазиизначительно потерял бы в своей выразительности. Вместе с темрелигиозное содержание многих художественных произведений древ-него мира, средневековья и Возрождения нельзя объяснить даньювнешним требованиям или моде. В нем преломилось своеобразие какобщественной жизни прошлого, так и мировоззрения их создателей.

Аналогично фундаментальные противоречия современного общества,его кризисные состояния и угрожающие ему катаклизмы получаютотражение в художественных образах, в том числе и религиозногоискусства, XX столетия (М. Шагал, С. Дали, Л. Гудиашвили, М. Ше-мякин — в изобразительном искусстве, О. Нимейер — в архитектуре,и др.). В нашей стране в искусстве последних десятилетий сложилосьнесколько художественно-эстетических подходов к религиозным обра-зам и сюжетам:

1) их воспроизведение в соответствии с каноническими требо-ваниями христианских церквей, существующих в нашей стране (трудхудожника-кописта, современные версии традиционных сюжетов);

2) осмысливание в образно-художественной форме историческойроли религии в судьбах Отечества и его культуры. Наибольший резо-нанс в этом направлении получили художественные решения, связан-ные с христианством (например, творчество писателей В. Тендрякова,В. Солоухина, Ч. Айтматова, художника И. Глазунова);

3) развитие темы нравственно-религиозного содержания смыслажизни и деятельности человека (поэты Б. Пастернак, С. Аверинцев,писатель А. Солженицын и др.);

4) художественное воплощение неоориенталистских (в том числетеософских и антропософских) воззрений, сочетаемых иногда схристианскими, в том числе и православными версиями истории икультуры (писатель Д.Андреев, художник О. Кандауров и др.).

Нередко между названными направлениями отсутствуют жесткиеграницы, имеет место взаимопроникновение образно-художественногоматериала и элементов философско-эстетических концепций. Конкрет-ный анализ эволюции творческих решений помогает выяснить«доминанту» в соотношении эстетической, философской, нравственнойи религиозной составляющих, преломившихся в образно-художествен-ной форме современного искусства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.