Здавалка
Главная | Обратная связь

Основы интеграции деятельности фирмы



Процессы интеграции в настоящее время рассматриваются как устойчивая и динамично развивающаяся мировая тенденция.

Поиск оптимального пути организации экономики в условиях развития индустриального общества привел к понятию интеграции как общественного процесса установления наиболее эффективной организационно-функциональной структуры, т.е. установления системы взаимоотношений между фирмами, работниками и государством.

По своему экономическому содержанию интеграционные процессы направлены на создание образований, позволяющих осуществить концентрацию материальных, финансовых и прочих ресурсов организации в целях увеличения объема производства, роста эффективности производственно-хозяйственной деятельности входящих в них единиц.

Создание интегрированных объединений направлено на более активную адаптацию предприятий к рыночным условиям путем улучшения управления, повышения эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производительности труда и снижении издержек производства.

Крупная, высокотехнологическая хозяйствующая структура имеет ряд весьма важных преимуществ в этом плане по сравнению с предприятиями мелкого и среднего бизнеса:

- массовое производство открывает производителям более широкое научно-технические и производственные перспективы, естественно, если при этом достигнута согласованная политика;

- крупная фирма (объединение) способна вести эффективную конкурентную борьбу, используя как более гибкую ценовую политику, так и располагая большими возможностями для неценовой конкуренции;

- благодаря объединению капиталов они имеют возможность увеличить масштабы хозяйственных операций и получить дополнительные выгоды от экономии на издержках;

-укрупнение производства позволяет более экономно вести торговые операции, ввиду их оптового характера;

- компании имеют лучшие перспективы диверсификации производства и могут использовать преимущества международного разделения труда;

- крупные фирмы более стабильны, в меньшей степени подвержены влиянию случайных факторов благодаря возможности внедрения дорогостоящих систем стратегического планирования и прогрессивные компьютеризированные технологии управления.

Одним из самых важнейших преимуществ интегрированного бизнеса является и то, что только в условиях крупных компаний создаются возможности для построения законченной технологической цепочки производства различных видов продукции. Тем самым формируется необходимые условия для более целесообразного разделения труда, способствующего внедрению высокопроизводительных технологий производства продукции и услуг и прогрессивной организации производства.

В условиях крупных компаний экономически оправдывается создание инновационных фирм и подразделений, необходимых для реализации комплексных научных и инвестиционных программ, обеспечивающих технологический прогресс и выпуск конкурентоспособной продукции.

С интеграционной точки зрения каждая фирма в принципе должна рассматриваться как системное, устойчивое образование, интегрирующее во времени и пространстве процессы производства и реализации продукции и воспроизводства ресурсов. Связующим звеном между этими процессами выступает потенциал фирмы, под которым понимается совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики ее развития при тех или иных реальных сценариях изменения окружающей среды.

Повседневная деятельность любой фирмы протекает в условиях взаимодействия с множеством рыночных и институциональных социально-экономических агентов, от действия которых в значительной степени зависит успех ее работы.

К таким агентам относят: предприятия – поставщики сырья и материалов, предприятия – поставщики оборудования, посреднические фирмы (включая биржи) по торговле сырьем, материалами, оборудованием, предприятия – потребители продукции, заинтересованные в приобретении или аренде имущества, индивидуальные потребители производимых товаров, предприятия – конкуренты (реальные и потенциальные), другие физические и юридические лица.

Многообразие экономических субъектов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, принято делить на две группы:

В первую группу входят те из них, для которых результат их влияния зависит главным образом от принимаемых данным агентом решений. Например, потребитель продукции может самостоятельно принять решение об отказе от закупки продукции данной фирмы.

Во вторую группу входят, так называемые, «агенты влияния», решения которых не имеют адресного характера, т.е. не относятся напрямую к данной фирме, хотя оказывают на нее свое влияние. Так, если некоторая компания, изготавливающая оборудование предприятию, которое является поставщиком фирмы, поднимет цены на свою продукцию, то это вызывет повышение цен по всей восходящей цепочке и в конечном счете изменит ситуацию на фирме.

Степень и характер интеграции товаропроизводителей и потребителей в большой степени зависят от национальных традиции, достигнутого уровень развития экономики, наиболее важных экономических проблем современности. При этом задача любой фирмы состоит в создании таких условий взаимодействия с другими, при которых их интересы и цели из разнонаправленных становятся однонаправленными, т.е. интегрированными. Отсюда известно, что интегрированные формы хозяйствования крупного капитала формируются тогда, когда предпринимательство вступает в стадию роста капиталозатрат. Это требует увеличения размеров привлекаемого капитала, равномерного распределения хозяйственного риска, возможности осуществления контроля за ведением дел при организации повседневной деятельности.

Любая сложная экономическая ситуация представляет собой не только совокупность хозяйственных субъектов, но и отношений в данных условиях и в данный момент. Взаимоотношения между участниками объединения определяются природой и размером объединяемого в единую систему капитала. Чем выше уровень концентрации, чем больше размер капитала, тем в большей степени проявляется отчужденность по отношению к собственности.

Характеристическими связями, возникающими во внутренней и внешней среде интегрированного предприятия, являются:

-отношения между интегрированными хозяйствующими субъектами;

- взаимосвязь организационной структуры и самой внутренней организацией;

- отношения между «объединением» и внешней средой;

- отношения между хозяйствующими субъектами и внешней средой.

Отсюда, интегрированная форма бизнеса выступает, с одной стороны, как объединение капиталов, где происходит взаимодействие и преобразование в единую целостную систему корпоративного капитала, и, с другой стороны, как сложное экономическое образование, отражающее статусное слияние простых экономических единиц, под которыми следует понимать различные хозяйственные субъекты, обеспечивающие жизнедеятельность корпоративной системы и находящиеся в определенной связи и взаимодействии. Каждый составляющий элемент этой системы, таким образом, может функционировать только посредством взаимодействия с другими элементами, соответствующими простым экономическим структурам. Вне данной системы структурные составляющие могут менять характер своего действия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.