Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды корпоративных форм бизнеса.



Корпоративная форма организации бизнеса, с одной стороны, является основой надфирменных образований, а с другой – и сама рассматривается в качестве интеграционной структуры.

Корпорация (от лат. Corporation – объединение, сообщество). Корпорация характеризуется совпадением интересов и ценностей, целей и условий совместной деятельности всех участников.

Укрупненная классификация основных типов объединений фирм представлена на рис. 1.

 

 

 


Рис. 1. Различные типы объединений фирм.

Картель. Он представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников (фирм) условия бизнеса: по объему производства, ценам на товар, доле (квоте) на рынках сбыта, обмену патентами и тд. По сути картельное соглашение представляет собой ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными, предполагающее координацию как маркетинговой деятельности, так и отдельных элементов бизнес-планирования его участников на договорной основе.

В объединениях на основе картельного соглашения каждый участник самостоятельно закупает сырье и проводит работы по маркетингу и управлению производством.

Картели как организационная форма бизнеса предполагает сохранение права собственности участников картеля на свои фирмы, а также хозяйственную, финансовую и юридическую их самостоятельность. Как правило, в их составе объединяется ряд компаний одной отрасли. Участники картеля могут распространять свою совместную деятельность не только на реализацию продукции, но, в определенной степени , и на ее производство. Формирование производственных пропорций и технологическое разделение труда между участниками картеля осуществляется посредством рыночных рычагов – условий сбыта продукции, уровнем цен, производственной квоты и т.п. Вместе с тем предусмотрено наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и применение санкций к нарушителям. Долговременность функционирования картеля (протяженность его жизни) обусловлена уровнем внутренней конкуренции и условиями равновесия партнеров, а так же их финансовым состоянием.

Развитие картелей ограничивается юридическими рамками, отказом от участия в них крупных производителей, возможность перехода потребителя на продукты-заменители.

Пул(от англ. Pool – общий котел). Пул является так же разновидностью объединения фирм на основе картельного соглашения, отличающееся тем, что прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.

Наиболее известными являются следующие виды пулов:

Страховой пул создаваемый для обеспечения страховой защиты крупных рисковых проектов, путем консолидации ресурсов нескольких страховых компаний.

Биржевой пул объединяет финансовые средства, используемые для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.

Инвестиционный пул – объединение инвесторов, направляющих свои средства на финансирование конкретных проектов.

Торговый пул обеспечивает накопление и задержку на складах какого-нибудь товара до момента, наиболее выгодного для его реализации.

Патентный пул представляет собой соглашение отдельных компаний о взаимном использовании патентов.

Синдикат. Он является самой жесткой формой картеля и представляет собой совокупность предприятий, объединенных с целью централизации функций обеспечения ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на согласованных условиях (конвенциальных условиях).

Синдикат имеет специальный центр по продажам, который только один вправе продавать продукцию участников соглашения по единым ценам. Участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но теряют коммерческую независимость.

Синдикат имеет общую структуру продвижения товаров и услуг на рынке, осуществляет общее управление сбытом, а также общее бизнес-планирование в части сбыта и маркетинга.

Однако допускается сохранение участником синдиката собственной сбытовой сети, которая все же связана со сбытовой сетью синдиката.

Исходя из выше отмеченных особенностей, основной сферой распространения синдикатов являются отрасли с массовой однородной продукцией (горнодобывающая, металлургия, химическая), а также банковско-финансовый сектор.

Консорциум. Консорциум представляет собой одну из форм интеграции фирм на основе кооперации путем картельного соглашения для совместного проведения крупных финансовых операций (в том числе международных) по реализации капиталоемких и наукоемких проектов с целью извлечения высоких (монопольных) прибылей.

Между тем, консорциумы могут быть и бесприбыльными предприятиями, т.е. некоммерческими.

Цели объединения в консорциум могут быть разными: координация предпринимательской деятельности, получение крупных (в том числе международных) заказов и совместное использование технологий и ноухау, объединение усилий для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.

Консорциум – это временное объединение участников на период достижения поставленной цели, которое может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть акционерное общество или другие виды хозяйственных обществ.

Как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума). Участниками консорциума могут быть как государственные, так и частные предприятия: банки, производственные и торговые фирмы, научные центры, государственные (муниципальные) структуры.

Следует отметить, что фирмы могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов и участвовать в осуществлении нескольких проектов.

При формировании консорциума участники полностью сохраняют свою самостоятельность, но в рамках поставленной цели подчиняются совместно выбранному руководству. Имущество, передаваемое участниками, как правило, не становится их общей собственностью, и управление им организуется посредством института доверительного управления.

С организационной точки зрения консорциумы могут быть закрытого и открытого типа. В закрытом консорциуме компания- заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия и подчиняются (в части, касающейся целей консорциума) общему лидеру. Именно он представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует только в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность по договорным обязательствам члены консорциума несут в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума при этом возможны различные варианты ответственности (долевая, солидарная).

Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

Существенной чертой формы интеграции компаний становится интернационализация. Для современных консорциумов стало характерно многонациональное представительство.

Типичными для мировой практики являются несколько видов консорциумов.

Банковский консорциум представляет собой временно организованную группу банков совместно проводящих кредитные, гарантийные или иные кредитно-финансовые операции при расширении деятельности или выходе на новые рынки банковских услуг. Создание банковского консорциума преследует две цели: увеличение масштабов операций путем концентрации ресурсов и для распределения рисков.

Гарантийный консорциум представляет собой соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.

Финансовый консорциум – временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещение займов. Финансовый консорциум возглавляют, как правило, крупный банк или банковская монополия, которые подбирают участников соглашения, разрабатывают условия займа, занимаются юридическим оформлением документов, вводят займ в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций и других ценных бумаг.

Подписной консорциум создается с целью гарантии реализации займа или размещения новых ценных бумаг. Финансовый и подписной консорциумы бывают временными и постоянными.

Экспортный консорциум создается для содействия экспортным операциям входящих в них компаний.

Консорциальная форма интеграции обладает практически всеми преимуществами компаний с юридической ответственностью, поэтому способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Трест. Трест предполагает такое объединение предприятий, при котором осуществляется сильная централизация управления и участники полностью утрачивают производственно-коммерческую самостоятельность.

Принцип образования треста заключается в передаче контроля над ранее независимым предприятием через контрольный пакет акций или доверительный договор в доверительный совет. Акционеры в данном случае получают сертификат, дающий право на дивиденды, но не на право голоса.

В отличие от других видов объединений в тресте один собственник (юридическое лицо). Это самая жесткая из всех форм интеграции предприятий, поскольку объединяются все стороны хозяйственной деятельности. Все входящие в трест фирмы подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанным с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

От всех других видов объединений трест отличается сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции.

Тресты могут быть отраслевыми (классическими) с горизонтальной структурой, так и межотраслевыми с вертикальной структурой.

Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединений в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты, в которых наряду с производственным комплексом есть торговые, обслуживающие и финансовые организации.

Концерн. Он является наиболее распространенной организационной формой объединения самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Концерн представляет собой определенное финансово-экономическое целое с единством управления и финансового контроля. Это самая жесткая форма интеграции компаний (за исключением треста).

В рамках треста централизованы такие функции как финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика и т.д.

Головная компания концерна организуется чаще всего в виде холдинговой компании, т.е. полностью контролируется деятельность образующих концерн компаний, хотя они и остаются номинально самостоятельными юридическими лицами.

С точки зрения системы участия в капитале выделяют два вида концернов: концерн подчинения, организуемый в виде материнской и дочерних компаний. Как правило, он создается для объединения производств по технической цепочке. Концерн координации, состоит из сестринских компаний, создаваемых путем взаимного обмена акциями. Оставаясь под единым руководством, все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую политику. Подобный концерн создается в целях интеграции финансовой деятельности, инновационной, инвестиционной и кадровой политики, согласованного производственного развития.

С точки зрения распределения полномочий различают концерны:

-субординационные, где единое руководство проистекает из определяющего влияния одного предприятия, например, когда одна фирма владеет контрольным пакетом акций.

- равноправный, если есть единое руководство, но ни одно предприятие не может оказывать определяющего влияния на другое.

С точки зрения механизма формирования концерн может создаваться как в результате горизонтального, так и вертикального объединения субъектов с явно выраженным основным производственным ядром экономической деятельности.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов: вертикальный концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанных последовательностью технологического процесса производства; горизонтальный концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одну и ту же продукцию или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Конгломерат. Это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. Вследствие чего, профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания.

Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации. При этом объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной организации.

Как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании. В качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании.

Стратегический альянс. Он представляет собой соглашение о кооперации независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей. Как правило он не является самостоятельным юридическим лицом, а его участники могут быть членами множества альянсов.

Стратегический альянс создается на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятых в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями или опытом. Этот тип объединений основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двухсторонних или многосторонних соглашений.

Мотивы формирования стратегического альянса весьма разнообразны, доминирующими являются такие как снижение неопределенности и риска предпринимательской деятельности, стабилизация развития, облегчение доступа на рынок, передача технологий и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала, совместная разработка и производство наукоемких и капиталоемких продуктов.

В рамках стратегического альянса также возможна организация координации стратегического планирования и управления, что позволяет согласовывать партнерские отношения с выгодой для каждого из участников, а как только это партнерство становиться не выгодно союз легко разрывается.

Заключение стратегических альянсов является одним из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии развития фирмы.

Ассоциация. Это добровольное объединение независимых структурных единиц (юридических или физических лиц) на основе экономической заинтересованности для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или иной цели. Это самая мягкая форма интеграции компаний, создаваемых в целях кооперации деятельности рекомендательного характера. Члены ассоциации сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица; они несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации. Основными отличительными чертами ассоциации являются: свобода выбор организационной формы, входа и выхода из состава ассоциации, делегирование ряда полномочий ассоциативному объединению, договорная форма организации отношений между участниками и ассоциацией.

 

4. Корпорация как эффективная модель бизнеса.

 

Корпорации являются неотъемлемым элементом любой экономики. Корпорация - организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах), предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры. Корпорация функционирует в интересах акционеров как основных источников финансовых ресурсов.

Корпорация как организация представляет собой искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую общественную функцию (производство, накопление и упорядоченное распределение денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и специфических целей в определенной области человеческой деятельности. Исходя из того, что корпорация представляет собой коллективное объединение, имеющее статус юридического лица, образованное объединением капиталов выделяют следующие признаки, его характеризующие:

· Ассоциация, союз лиц, коллектив подчиненный групповым интересам;

· Объединение капиталов (взносов), размер которых может быть строго определен;

· Различные сферы деятельности: производство, финансы, создание материальных благ, торговля, сырьевые и перерабатывающие отрасли;

· Статус юридического лица, подтвержденный фактом регистрации в государственном органе.

Содержание понятия «корпорация», включающее выше указанные характеристики можно представить на следующем рисунке (см. рис.2).

 

 
 
 

 

 


Рис.2. Понятие корпорации.

 

В зависимости от преследуемой цели (извлечение прибыли или нет) корпорации можно разделить на коммерческие и некоммерческие.

В связи с тем, что в Российском законодательстве среди многообразия организационно – правовых форм нет такой формы как «корпорация», свою финансово-хозяйственную деятельность интегрированные системы (в том числе корпорации) осуществляют в рамках акционерных обществ для коммерческих объединений и в рамках ассоциаций и союзов – некоммерческих.

Схема создания корпорации в виде акционерного общества включает 4 этапа (см. рис.3).

 

Подготовительные мероприятия  
Формирование состава учредителей, заключение договора между ними
Образование рабочей комиссии для разработки необходимых документов
Разработка технико-экономического обоснования и определение начального размера уставного капитала
Определение размеров вкладов (не менее 50% уставного капитала) и их денежная оценка
Подготовка проекта устава
Учредительное собрание  
Принятие решения об учреждении корпорации
Утверждение устава
Избрание органов управления и принятия решений по организационным вопросам
Оформление учредительных документов и представление их на регистрацию
Мероприятия по осуществлению государственной регистрации  
Рассмотрение документов регистрирующими органами
Доработка документов
Получение временного свидетельства о регистрации (в течении 30 дней)
Представление справки об оплате 50% уставного капитала и получение официального свидетельства о гос. Регистрации
Получение акта о регистрации выпуска ценных бумаг
Открытие счетов в банках
Размещение акций  
Издание проспекта эмиссий
Размещение акций между учредителями
Организация взаимодействия с инвестиционными институтами

Рис.3 Организационная схема создания корпорации

 

Касаясь истории возникновения корпораций, можно отметить, что согласно одной из существующих научных точек зрения первые корпорации появились в Древнем Риме, где в руках отдельных граждан сосредоточились большие богатства и объемы торговли, и при осуществлении крупных предпринимательских действий они объединялись. Такие древние корпоративные объединения не отличались высокой степенью интеграции, но все же отличались от простой совокупности нескольких лиц (личных обществ).

В средние века существовали торговые гильдии, возникшие для организации совместной торговли и путешествий в зарубежные страны, морские товарищества и союзы, горные товарищества, генуэзские маоны (первоначальная форма финансового бизнеса). Получивший свое развитие процесс формирования корпоративного строя в Англии и Голандии охватил Францию и Германию. С развитием промышленности и торговли правительства заподноевропейских стран все активнее участвовало в процессе формирования корпораций, регулировали их внешние и внутренние отношения.

В северной Америке вXVIII в. Крупные корпорации встречались редко, однако к концу XIXв. Их количество резко увеличилось. В начале XXв. Усилился процесс концентрации производства, повысилась роль крупных корпораций, и они стали доминирующим фактором в американской экономике, получив широкие права в осуществлении своей деятельности.

В настоящее время корпорации строятся по принципу акционерных обществ, которым свойственна ограниченная ответственность держателей ценных бумаг, выпущенных с целью объединения крупного капитала. Процесс укрупнения корпораций обуславливает необходимость регулирования внутренних и межкорпоративных отношений. Объединение в корпорации юридических лиц дало возможность создавать «суперакционерные» общества. Таким образом, появились ассоциированные капиталисты: в Германии более распространены картели, концерны, во Франции – синдикаты, в Англии, США – холдинговые формы объединений. Некоторые из получившихся интегрированных систем стоят во главе целых отраслей.

В США все корпорации делятся на четыре группы:

- публичные (public) (государственные и муниципальные);

- полупубличные (quasi-public);

- предпринимательские (business)(служат общим нуждам населения -водо - , газо –снабжение, общественный транспорт и т.д);

- непредпринимательские (non-profit).

Однако наиболее распространена следующая классификация корпораций (Д.Ричмон, М.Мескон, К.Боуви):

- государственные корпорации – организованные федеральными или местными органами государственной власти;

- квазигосударственные корпорации – коммерческие предприятия, обладающие монополией на оказание основных общественных услуг;

- частные корпорации, которые могут быть и коммерческими и не коммерческими.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.