Здавалка
Главная | Обратная связь

Корпоративные отношения и их регулирование.



Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорации зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.

Корпорация, как открытая система, находится в постоянном взаимодействии с окружающей внешней средой, получая извне материальные, финансовые (денежный капитал), трудовые (человеческий капитал), сырьевые, технические и информационные ресурсы – средства обеспечения производства.

В процессе своей деятельности корпорация осуществляет функцию обработки и преобразования поступивших в нее ресурсов и информации в продукцию и услугу, получает прибыль, определенную рыночную долю и возможность оказания влияния на окружающую среду. Процесс функционирования корпорации представлен на рис. 4.

 

вход     выход
· Оборотные средства, · Материалы, · Денежный капитал, · Человеческий капитал, · Сырье, · Техника, · Информация.     · Продукция, · Услуги, · Прибыль, · Освоение и укрепление рыночных позиций, · Влияние на окружающую среду
   
корпорация
 

Рис.4 Процесс функционирования корпорации.

Поскольку корпорация является открытой системой формируя таким образом область взаимного влияния, которая называется корпоративной средой. Тогда, корпоративная среда будет представлять собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, элементами окружающей среды на которые она может в силу своих возможностей влиять. Эти элементы, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии с корпорацией являются участниками корпоративных отношений.

Взаимодействие корпорации с участниками корпоративных отношений показано на рисунке 5.

Итак, участниками корпоративных отношений, прежде всего, являются акционеры, вступающие с корпорацией в особые отношения, делающие возможным само существование корпорации. А, следовательно, интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.

Без таких участников корпоративных отношений, как потребители, невозможно существование корпорации. Потребители ожидают качественную продукцию и услуги по приемлемым ценам, хороший сервис и правдивую рекламу. В ответ, обеспечивая корпорации прибыль достаточную для воспроизводства.

Отношения служащих с корпорацией, начиная с обычных требований справедливой оплаты труда, переходят к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.

 

                                           
   
акционеры
Крупные акционеры (держатели контрольного пакета акций)     Миноритарные акционеры

 

 
Трудовые ресурсы
    Менеджмент корпорации         Служащие корпорации

 

 
     
 
Владельцы иных корпоративных ценных бумаг
инвесторы
кредиторы

 

   
         
потребители
поставщики
конкуренты

 

         
 
     
корпорация
 
       
 
 
 
 
 
   
Органы государственного управления
Федеральный уровень
Уровень субъекта Федерации
Уровень местного самоуправления

 

   
Средства массовой информации
 

 

 


Рис.5 Участники корпоративных отношений.

Корпорации в процессе своей деятельности оказывают наибольшее воздействие на население того региона, в котором они осуществляют свою деятельность. Население ожидает от корпораций непосредственного участия в решении проблем организации инфраструктуры, образования, транспорта, условий для отдыха, здравоохранения, охраны окружающей среды. В свою очередь население формирует и потребление и человеческий капитал, необходимый для эффективного функционирования корпорации.

На общество в целом корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровнях. Деятельность корпораций находится под пристальным вниманием различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации.

Такое многообразие участников корпоративных отношений позволяет выделить следующие их виды:

- внутрикорпоративные – отношения между акционерами и менеджментом в основном по поводу обеспечения эффективного управления акциями;

- межкорпоративные – возникающие вследствие интеграционных процессов на базе кооперационного сотрудничества и отношений собственности, при формировании всех видов корпоративных объединений.

Сферы внутрикорпоративных и межкорпоративных отношений взаимосвязаны.

Для регулирования корпоративных отношений введено понятие корпоративных норм. Где, корпоративные нормы представляют собой своеобразные «правила игры», т.е. правила и условия взаимодействия между участниками корпоративных отношений. Все корпоративные нормы обладают общими признаками, которые можно сформулировать следующим образом:

- регулирование типичных ситуаций, отношений, имеющих место в корпорации, что позволяет создавать с их помощью модели корпоративных отношений;

- многократная повторяемость ситуаций;

- общий характер – распространение сферы действия на многих лиц, а не на одного или нескольких человек.

Субъект корпоративных норм имеет точную количественную характеристику, например, коллектив наемных работников корпорации, ограничен штатным расписанием или определенное количество акционеров. Качественные характеристики корпоративных норм могут меняться, например в связи с приемом на работу или увольнением. Однако сфера действия корпоративных норм не определяется территорией корпорации, а ограничивается членством или принадлежностью субъекта к корпорации на различных основаниях. При этом волевое содержание корпоративных норм не роднит их с общегосударственными нормами, поскольку здесь имеется в виду воля коллектива заинтересованных лиц (коллектива) выявленная путем баланса волеизъявлений индивидов.

Корпоративные нормы строятся на общих принципах права – справедливость и свобода, а так же в их основу положены принципы, которые можно представить в виде следующей схемы (см. рис. 6)

   
 
 
 
 
 

 

 


Рис. 6 Принципы построения корпоративных норм

В соответствии с тем, что корпоративные нормы имеют меньшую юридическую силу, они не могут входить в противоречия с правовыми нормами, зависящим от местоположения правотворческого органа в иерархии государственных структур, а так же не должны противоречить общественным нормам. При этом могут обеспечиваться государственным принуждением, так права акционеров законодательно определены, а, следовательно, защищены.

Корпоративные нормы характеризуются:

- соединением в одном лице субъекта и объекта регулирования (если корпоративная норма принимается общим собранием);

- сближением субъектов принимающих решения и исполняющих его (если корпоративная норма принимается советом корпорации, правлением).

Исполнение корпоративных норм обычно гарантируется одним из следующих способов

- корпоративные нормы будут исполняться, если они были приняты теми, кто их разрабатывал, и теми, кто их обязуется исполнять, т.е. членами коллектива;

- корпоративные нормы могут содержать имеющие самостоятельный характер санкции, т.е. корпорация может формировать свои санкции отличные от имеющихся в государственных нормативных актах, в основном это лишение благ, льгот и привилегий.

Место корпоративных норм в системе корпоративных отношений, а так же их классификация представлены на рисунке 7.

           
 
Органы управления корпорацией
 
   
 
   
Участники корпоративных отношений

 

 

         
 
 
   
Корпоративные нормы  
 
   

 

 


Рис.7 Корпоративные нормы в системе корпоративных отношений

Основные понятия, связанные с корпоративными нормами.

Итак, как стало известно из предыдущей части, корпоративные нормы генерируются органами управления корпорации и призваны регулировать отношения участников корпоративных отношений. Поскольку они носят правовой характер, оформляются корпоративные нормы в виде корпоративных нормативных актов.

Корпоративный нормативный акт – документ, изданный органами управления корпорации, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни коллектива, содержащий корпоративные нормы. Корпоративным нормативным актам присущи следующие признаки:

- правотворческий характер- устанавливает, изменяет или прекращает действие корпоративных норм;

- издаются органами управления в пределах своих компетенций;

- имеют документальную форму;

- не противоречат законодательству и корпоративным актам большей юридической силы.

Корпоративные нормативные акты делятся по субъектам на:

- акты коллективов корпорации, акционеров, наемных работников;

- акты руководителей корпорации, принимаемые в порядке единоначалия;

- акты исполнительных органов корпорации (совета директоров, правления и т.д.)

По отраслевому признаку различают корпоративные акты, регулирующие финансовую деятельность, сферу управления, сферу применения труда, сферу социального обеспечения, имущественную сферу.

Корпоративный климат. Все усилия по разработке и внедрению корпоративных норм в систему отношений участников корпоративных отношений по большому счету направлены на создание такого корпоративного климата, который позволит эффективно решать стратегические и тактические задачи, стоящие перед объединением. Здесь под корпоративным климатом подразумевается особенности восприятия сотрудниками приоритетных задач корпорации с одной стороны и восприятия степени материального поощрения корпорацией их вклада в достижение этих целей с другой. Отсюда, чем последовательнее приоритеты корпорации с точки зрения практического осознания сотрудниками, тем больше вероятность того, что свою энергию они будут направлять на содействие достижению корпоративных целей.

Представление сотрудников о степени благоприятствования корпоративного климата складывается на основе следующих факторов:

- способ структурирования деятельности (тривиальность, скучность, монотонность выполняемой работы ухудшают восприятие);

- характер формальных и неформальных межличностных отношений;

- процедуры, согласно которым распределяются вознаграждения, включая материальное поощрение.

Итак, если работа интересна и за нее хорошо платят, а вознаграждение распределяется на конкурсной основе, если межличностные отношения характеризуются теплотой и участием, корпоративный климат воспринимается, как климат, способствующий формированию ощущения благополучия.

Поддерживать благоприятный корпоративный климат призвана корпоративная культура, которая представляет собой важный компонент и условие существования корпорации. Ведь благодаря существующей корпоративной культуре сотрудники объясняют себе и другим, почему их корпорация функционирует определенным образом и как ее деятельность связана с обеспечением комфортной атмосферы работы и выполнением стратегических приоритетов самой корпорации. Она включает в себя перечень проблем, которые, по мнению сотрудников, составляют основу убеждений и ценностей руководства.

Поэтому, корпоративная культура – совокупность идей, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной корпорации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей.

Здесь корпоративные ценности – все окружающее корпорацию и находящееся внутри нее объекты, в отношении которых члены корпорации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями корпорации. Ценности делятся и на те, которыми владеет корпорация и на те, на которые она ориентируется. Те и другие определяют поведение членов корпорации согласно избираемым ими приоритетам.

Культура организации и корпоративная культура соотносятся как общее и соответственно развитое частное.

1. Кроме того, корпоративная культура подразделяется на индивидуалистическую корпоративную культуру и коллективистскую.

Индивидуалистическая корпоративная культура – субкультура, основанная на ценностях личного достижения и связана с т.н. целями-ориентирами. Она выражается в постоянном стремлении членов корпорации к повышению личного престижа, личного должностного роста, достижения материальных выгод для себя (членов семьи, друзей, родственников). Цели-ориентиры хорошо описаны в теории Маслоу.

Коллективистская корпоративная культура – ориентирована на групповую деятельность, ее ценности и нормы связаны с идентификацией индивидов с организацией или своей группой в организации. Группы строятся по принципу сходства ценностей, норм. Для коллективистской корпоративной культуры характерно:

- сильно развит внутригрупповой контроль,

-ограничен индивидуализм,

- работа осуществляется только в группах или командах,

-личное благополучие возможно только через процветание корпорации.

2. Также корпоративные культуры разделяют по характеру властных отношений на демократичную и авторитарную.

Демократичная корпоративная культура характеризуется наличием доверительных и мягких отношений между руководителем и подчиненным. Ценности этой культуры ориентированы, прежде всего, на достижение и сохранение свободы высказываний своего мнения при решении различных проблем.

Авторитарная культура характеризуется наличием норм прямого регулирования и жесткого контроля.

Корпоративная культура может рассматриваться как выражение ценностей, которые воплощены в организационной структуре управления и в кадровой политике, оказывая на них свое влияние.

В свою очередь на корпоративную культуру влияют следующие факторы:

- идеальные цели;

- господствующие идеи и ценности;

- выдающиеся деятели и ролевые модели;

- принятые стандарты и правила;

- неформальные каналы коммуникации.

Корпоративную культуру отличают следующие свойства:

- всеобщность, выраженная в том, что она охватывает все направления деятельности корпорации;

- неформальность, связано с тем, что ее функционирование практически не связано с официальными, установленными правилами;

- устойчивость корпоративной культуры связано с тем, что она базируется на традиционности норм и институтов (т.е. в ее основе лежат традиции той территории на которой действует корпорация).

Дописать







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.