Здавалка
Главная | Обратная связь

Интеграция и диверсификация в корпоративной системе.



Корпорация, как и любая организационно-экономическая система, подвержена непрерывному изменению, вызванному прежде всего экономической целесообразностью своего развития в рамках складывающихся внешних условий. Также изменение происходит, как правило, в виде слияния (поглощения) компаний, приводящих к образованию диверсифицированных корпораций и их разукрупнению, что существенным образом затрагивает интересы и государств, на территории которых они регистрируюся и осуществляют свою деятельность. Поэтому государства путем формирования соответствующих правовых норм регулируют эти процессы.

Сформировавшаяся теория минимизации предпринимательских рисков заставляет управленцев диверсифицировать виды деятельности своих компаний. В связи с этим выделяют два определения понятия «диверсификация».

1. Проникновение фирмы в отрасль, не имеющую прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли деятельности корпорации. В этом случае диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйствования.

2. В широком смысле – распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.).

 

Таким образом, диверсификация производства и предпринимательской деятельности является инструментом устранения диспропорции воспроизводства и перераспределения ресурсов, преследует, как правило, различные цели и определяет направления реструктуризации корпорации и экономики в целом. Цели диверсификации напрямую зависят от финансового состояния и производственных возможностей корпорации, а привлекательность отраслей для конкретной корпорации различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Приоритет целей диверсификации отражен на следующем рисунке (см. рис. 18)

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ; ЗАВОЕВАНИЕ ДРУГИХ РЫНКОВ; СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ  
ВЫСОКАЯ ПРИБЫЛЬ
УРОВЕНЬ ПРИБЫЛИ
аиболее

 

 

             
 
 
 
 
   
 
   
СТУПЕНИ ПРИОРИТЕТНОСТИ

 

 


Рис.18. Приоритет целей диверсификации

Анализ современных мировых тенденций диверсификации позволяет выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов деятельности (см. рис.19).

Факторы, влияющие на принятие решения о диверсификации классифицируются следующим образом. Факторы внешней среды:

Экономические факторы:

· Экономический цикл;

· Жизненный цикл корпорации;

· Жизненный цикл товара;

· Кредитно - денежная политика;

· Инфляция и инфляционные ожидания;

· Уровень безработицы;

· Цены на продукцию естественных монополий;

· Цены на природные ресурсы;

· Доступность для участников рынка государственных (муниципальных) программ и заказов.

Политические факторы:

· Государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

· Политическая стабильность;

· Отношение местных властей с федеральным центром;

· Степень активности местных (федеральных) властей в общемировых экономических процессах и программах;

· Степень лоббирования своих интересов крупными игроками на рынке.

Факторы правовой среды:

· Антимонопольное законодательство;

· Правовое регулирование трудовых отношений;

· Регулирование потребительских кредитов;

· Законы об охране окружающей среды;

· Лицензирование отдельных видов деятельности.

Технологическая среда:

· Интенсивность внедрения новых продуктов;

· Приоритетные направления затрат на НИОКР;

· Автоматизация.

Факторы социально-культурной среды:

· Качество жизни населения;

· Уровень образования;

· Потребительская активность и отношение к новым продуктам;

· Динамика потребности социальных групп населения.

Поведение конкурентов.

К факторам внутренней среды, влияющим на принятие решения о диверсификации, относится, прежде всего, нереализованный потенциал бизнеса. Под нереализованным потенциалом следует понимать не задействованные в производственно-технологической цепочке ресурсы: не использующиеся или использующиеся в неполной мере материальные или финансовые ресурсы. Решение этой задачи кроется в формировании не просто диверсифицированной корпорации, а в формировании финансово-промышленной группы (ФПГ). Тогда корпорация может рассматриваться как инструмент интеграции промышленного и банковского капитала.

Как инвестиционная стратегия, диверсификация направлена не на максимизацию прибыли, а на уменьшение риска и рост фирмы, так как капитальные вложения направляются, прежде всего, на расширение производства.

Стратегия диверсифицированного роста реализуется при невозможности развития корпорации на определенном рынке в пределах отрасли с данным продуктом. К таким стратегиям относятся: стратегия горизонтальной, центрированной и конгломеративной диверсификации.

Стратегия горизонтальной диверсификации – поиск возможности роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей принципиально новой технологии. При этом корпорация ориентируется на производство такой технологически несвязанной продукции, которая использовала бы уже имеющиеся возможности. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту.

Стратегия центрированной диверсификации – поиск и использование имеющихся в существующем производстве дополнительных возможностей для выпуска новой продукции. Новое производство возникает исходя из возможностей, имеющихся в используемой технологии, на освоенном рынке, а существующее производство остается центральной частью бизнеса.

Стратегия конгломеративной диверсификации – расширение за счет производства продукции, технологически не связанной с производимой ранее и реализуемой на новых рынках.

Под влиянием процессов диверсификации формируются конгломеративные финансово-промышленные корпорации, которые образуются посредством объединения различных предприятий , находящихся на разных стадиях производства, в различных отраслях и не связанные между собой. Благодаря диверсифицированной структуре, уменьшающей риск убытков от циклических, конъюнктурных и структурных колебаний, конгломераты более устойчивы в конкуренции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.