Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности организации управления корпорацией.



Корпоративное управление можно определить как систему отношений между советом директоров корпорации, кК менеджментом, служащими и другими участниками – акционерами, потребителями, клиентами, поставщиками, государственными структурами и общественностью. Кроме того, корпоративное управление включает систему определения целей корпорации и средств их достижения, а так же разработку механизмов контроля. Надлежащее корпоративное управление должно обеспечить основным управленчиским звеньям стимулы для достижения целей, в которых заинтересованы акционеры. Контроль в корпоративном управлении необходим для поощрения эффективного использования корпорацией ресурсов.

Корпоративное управление основывается на стратегии и методах, включающих такие элементы, как

- корпоративные ценности, кодекс и стандарты корпоративного поведения;

- четко сформулированная стратегия, позволяющая при этом оценить успехи корпорации вцелом и вклад отдельного работника;

- механизмы эффективного взаимодействия и сотрудничества внутренних участников корпоративных отношений;

- жесткая система внутреннего контроля, включающая функции внутреннего и внешнего аудита;

- особый контроль рисков;

- стимулы финансового и управленческого характера и другие формы мотивации;

- наличие адекватных внутренних и внешних потоков информации и современных средств коммуникации.

Структура управления корпорацией имеет две ветви: управления и исполнительную которые в свою очередь формируют модель управления корпорацией.

Здесь модель управления – конкретная структура управления, представляющая определенный набор органов управления корпорацией, от которого зависит объем компетенций каждого из них.

Закон предусматривает возможность использования четырех моделей управления. (см. рис.8)

  Модель 1 Модель 2 Модель 3 Модель 4
Ветвь управления Общее собрание акционеров (участников) Общее собрание акционеров (участников) Общее собрание акционеров (участников) Общее собрание акционеров (участников)
Исполнительная ветвь корпоративной модели управления Совет директоров (наблюдательный совет) Совет директоров (наблюдательный совет)    
Коллективный исполнительный орган (правление, дирекция)   Коллективный исполнительный орган (правление, дирекция)  
Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор) Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор) Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор) Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор)

 

Рис. 8. Модели управления корпорацией.

Каждый элемент модели управления имеет свои законодательно установленные права и обязанности, а их функционирование осуществляется согласно устава корпорации.

К особым исполнительным органам так же относится счетная комиссия, ревизионная комиссия. Эти органы имеют особые функции, а их члены утверждаются общим советом акционеров.

Рассмотренное многообразие моделей управления корпорацией, а так же специфика интеграции приводит к возможности использования и различных организационных структур в ходе создания и функционирования корпорации.

Под организационной структурой управления корпорацией понимается устойчивая к кризисным ситуациям и прочим негативным проявлениям целостная совокупность внутренних и обособленных структурных подразделений, расположенных в иерархической последовательности, обусловленная миссией и стратегическими целями корпорации, с наличием вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, установленных в соответствии с законодательными корпоративными нормами, отличающаяся высоким уровнем динамизма и адаптации к возможным изменениям внутренней и внешней среды функционирования корпорации.

В целях обеспечения стабильного положения корпорации ее организационная структура управления должна максимально отвечать поставленным целям и быть в наибольшей степени приспособленной к условиям внешней среды.

При построении организационной структуры должны соблюдаться следующие основные принципы:

- организационная структура должна отражать корпоративные цели и задачи и соответствовать условиям внешней среды;

-она должна содержать оптимальное разделение труда по уровням иерархии;

- организационная структура должна обеспечивать наличие совершенных вертикальных и горизонтальных связей.

Организационная структура, другими словами, должна максимальным образом соответствовать современным требованиям рыночной экономики, в зависимости от чего устанавливается оптимальный уровень централизации и децентрализации, степень распределения прав и ответственности, масштаб контроля и степень самостоятельности. (см. рис. 9)

В структурах управления корпорацией используются элементы базовых разновидностей организационных структур: линейной, функциональной, дивизионной, матричной. Основными видами организационных структур управления, построенных по бюрократическому принципу, являются линейная и функциональная.

Линейная организационная структура основана на линейных связях между иерархическими звеньями отсюда и все ее плюсы и минусы (см рис.10,12).

Несколько видоизменив линейную структуру добавив в нее несколько функциональных связей (например, включив обслуживающие подразделения) получим функциональную организационную структуру (см. рис. 11,12).

       
   
 
 

 


Рис.9. Организационная структура управления корпорацией

Наиболее важным недостатком бюрократических систем является чрезмерная централизация, которая приводит к тому, что деятельность компании полностью зависит от деятельности базового уровня управления. Находящиеся на более низких уровнях управления становятся только проводниками и исполнителями воли высшего руководства. При этом

       
 
   
Исполнитель (учет и контроль)
 

 

 


Рис.11. Система построения линейной организационной структуры. Стрелками показаны направления управленческих решений и реакция на них.

 
 

 


Рис.11. Система построения функциональной организационной структуры. Стрелками показаны направления управленческих решений и реакция на них.

 

Тип Достоинства организационной структуры недостатки организационной структуры
Линейная организационная структура · Четкая система взаимосвязей типа «начальник – подчиненный»; · В явном виде выраженная ответственность; · Наличие быстрой реакции на прямые управленческие воздействия; · Относительная простота построения организационной структуры. · Чрезмерная нагрузка на базовый уровень; · Отсутствие вспомогательных подразделений; · Отсутствие возможности быстрого решения возникающих вопросов между структурными подразделениями; · Высокая зависимость от личных качеств руководителя любого уровня.
Функциональная организационная структура · Снятие части нагрузки на базовый уровень управления; · Снижение или отсутствие потребности в специалистах широкого профиля; · Наличие возможности создания штабных подструктур. · Усложнение внутрикорпоративных связей; · Большое количество новых информационных каналов; · Перераспределение ответственности на служащих нескольких структурных подразделений; · Затруднение координации деятельности организации; · Тенденции к чрезмерной централизации.
Рис. 12. Достоинства и недостатки бюрократических организационных структур.  

полностью отсутствует инициатива с их стороны. Высшему менеджменту корпорации это грозит большими перегрузками, а, следовательно, и снижением эффективности работы компании в целом.

Органические (адаптивные) организационные структуры управления значительно более гибкие по сравнению с бюрократическими, обладают способностью быстро приспосабливаться к динамичной внешней среде. Основными видами таких структур являются дивизионные и матричные организационные структуры управления.

В основе дивизионной структуры управления находится принцип разделения структуры на дивизионы, т.е. на крупные обособленные структурные подразделения с большой степенью самостоятельности. Это достигается тем, что в каждом из таких подразделений есть необходимое для их эффективного функционирования количество внутренних подразделений. Как и прочие организационные системы, данная система так же имеет свои недостатки и достоинства (см. рис.13,15).

Матричные организационные структуры управления относятся к полиадминистративным структурам. При такой организации работа постоянно ведется по нескольким направлениям одновременно (см. рис. 14). Матричная организационная структура состоит из основных базисных структур типа «круг», в основном образующихся в границах корпорации для быстрого внедрения нескольких проектов одновременно. Достоинства и недостатки данной организационной структуры так же приведены на рис. 15.

           
 
   
 
   

 

 


Рис. 13. Система построения дивизионной организационной структуры.

 

 
 

 


Рис. 14. Система формирования матричной организационной структуры.

Тип Достоинства организационной структуры недостатки организационной структуры
Дивизионная организационная структура · Высокая степень самостоятельности дивизионов; · Разгрузка высшего менеджмента; · Высокая степень выживаемости в условиях рынка; · Наличие тенденции к децентрализации;   · Ослабление контроля над деятельностью дивизионов; · Дублирование функций в дивизионах; · Ослабление связей между служащими различных дивизионов; · Отсутствие одинакового подхода в управлении различными дивизионами.
матричная организационная структура · Возможность оперативной ориентации на потребности своих клиентов; · Снижение затрат на разработку и апробацию новых ; · Сокращение времени на внедрение новых проектов. · Сложность в управлении и координации деятельности в целом; · Подрыв принципа единоначалия; · Опасность возникновения конфликтов среди руководителей подразделений.
Рис. 15. Достоинства и недостатки адаптивных организационных структур.  






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.