Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 10. Управление в области использования охраны защиты, воспроизводства лесов



 

Статья 85. Планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

1. Анализ ст. 85 показывает, что:

1) она содержит легальное определение " лесного планирования". Оно:

а) представляет собой планирование (т.е. составление планов мероприятий, их видов, определение срока их проведения, методы и приемы применяемые при этом, необходимые для этого средств и т.п. мероприятия) в области:

- использования лесов (речь идет о всех видах использования, см. коммент. к ст. 25-48 ЛК);

- охраны и защиты лесов (в т.ч. противопожарной охраны, санитарной защите, охраны от радиационного загрязнения и т.д., см. коммент. к ст. 51-60 ЛК);

- воспроизводства лесов (в т.ч. в по лесовосстановлению, по уходу за лесами и т.д., см. коммент. к ст. 61-66 ЛК);

б) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий (в т.ч. лесных участков, зон, районов);

в) является основой освоения лесов (см. о составе проекта освоения лесов подробный коммент. к ст. 88 ЛК), расположенных в пределах того или иного лесничества или лесопарка (а именно они признаются по новому ЛК основными территориальными единицами в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, см. об этом коммент. к ст. 23 ЛК);

2) документом, которым оформляются мероприятия по лесному планированию, является лесной план. Последний:

а) подготавливается и утверждается отдельно для каждого субъекта РФ (т.е. нет ни общефедерального, ни муниципальных лесных планов);

б) утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (мэром, губернатором, Президентом и др.);

в) должен быть подготовлен в порядке, установленном Правительство РФ (см. об этом коммент. к ст. 86 ЛК).

2. О роли и значении лесохозяйственного регламента в процессе лесного планирования, см. коммент. к ст. 87 ЛК "Об инвентаризации лесов и о государственном лесном реестре, см. коммент. к ст. 90, 91 ЛК. О кадастровом учете лесов, см. коммент. к ст. 92 ЛК.

 

Статья 86. Лесной план субъекта Российской Федерации

1. Лесной план (а именно ему посвящена комментируемая статья):

1) является главным документом лесного планирования (см. об этом коммент. к ст. 85 ЛК);

2) разрабатывается и утверждается:

а) применительно к каждому субъекту РФ в отдельности (т.е. нет лесного плана муниципальных образований, нет и общефедерального лесного плана);

б) высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) данного субъекта РФ (в разных субъектах РФ это должностное лицо именуемое по-разному: мэр, президент, губернатор, глава администрации и др.);

3) должен содержать сведения прямо указанные в ст. 86 (цели, задачи, мероприятия по освоению лесов и т.д.). Отсутствие любого из этих сведений - означает, что лесной план составлен ненадлежащим образом. В любом случае, состав лесного плана субъекта РФ, а также порядок его разработки устанавливает Правительство РФ. К сожалению, последнее еще не приняло соответствующий нормативно-правовой акт, хотя срок (до 01.01.07) установленный для этого - истек (ст. 15 Закона N 201);

4) является основой (т.е. без лесного плана нельзя разрабатывать проект освоения лесов) освоения лесов, расположенных в границах того или иного лесничества или лесопарка (часть 2 ст. 85 ЛК).

2. Для правильного применения ст. 86 нужно также иметь в виду следующее:

1) обязательными приложениями к лесному плану являются карты, на которых обозначаются границы соответствующих лесничеств, лесопарков, а именно границы зон планируемого освоения лесничеств и лесопарков;

2) если лесничество (лесопарк) расположены в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ (например, гор. Москва, Северная Осетия и др.), то подготовка лесных планов не осуществляется. Перечень таких лесничеств (лесопарков) и таких субъектов РФ - утверждается Правительством РФ (часть 2 ст. 83 ЛК).

3. О лесохозяйственном регламенте см. коммент. к ст. 87 ЛК. О проекте освоения лесов см. коммент. к ст. 88 ЛК.

 

Статья 87. Лесохозяйственный регламент

1. Лесохозяйственный регламент (а именно ему посвящена комментируемая статья):

1) является основой (т.е. необходимой предпосылкой, условием, наличие которого обязательно) для:

а) использования лесов (речь идет о любом виде использования, см. коммент. к ст. 25-48 ЛК);

б) охраны и защиты лесов (противопожарной, санитарной, радиационной и т.п. см. коммент. к ст. 51-60 ЛК);

в) воспроизводства лесов (в т.ч. путем лесовосстановления, ухода за лесами, см. коммент. к ст. 61-66 ЛК);

2) составляется для каждого лесничества или лесопарка (а именно последние признаются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) отдельно. Речь идет о всех лесах, расположенных в пределах (в границах) того или иного лесничества (лесопарка);

3) утверждается не самим лесничеством (лесопарком), а госорганами субъектов РФ (в пределах которых данные лесничества и лесопарки расположены). Однако, если лесничества (лесопарки) расположены:

а) в границах субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ (перечень таких лесничеств, лесопарков и субъектов утверждается Правительством РФ, часть 2 ст. 83 ЛК), то лесохозяйственные регламенты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

б) на землях обороны и безопасности, на землях особо охраняемых природных территорий (состав этих земель следует определять исходя из норм ст. 93-100 Земельного кодекса), то лесохозяйственные регламенты такие утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

в) на землях, находящихся в муниципальной собственности, то лесохозяйственные регламенты утверждаются ОМСУ.

Кстати этим лесохозяйственный регламент отличается от лесного плана: последний всегда утверждается только применительно к субъектам РФ и только высшим должностным лицом данного субъекта РФ (см. об этом коммент. к ст. 86 ЛК);

4) составляется сроком до 10 лет. Конкретный срок, на который составляется данный лесной регламент (например, на 5 лет, на 8 лет и т.д.) должен определять госорган (ОМСУ), который его утверждает исходя из специфических особенностей данного лесничества, лесопарка, видов использования леса и т.д.;

5) должен содержать все сведения прямо перечисленные в пунктах 1-4 части 5 ст. 87. Отсутствие хотя бы одного из этих сведений означает, что лесохозяйственный регламент - составлен ненадлежащим образом. С другой стороны, ст. 87 не препятствует тому, чтобы в лесохозяйственный регламент были включены иные (т.е. дополнительные) сведения.

2. Применяя нормы ст. 87 нужно также учесть, что:

1) лесохозяйственные регламенты (если они уже утверждены) обязательны для исполнения всеми гражданами и ЮЛ, которые осуществляют использование (в т.ч. например, просто пребывают в лесу, собирают грибы и т.д.) охрану, защиту, воспроизводство (в т.ч. путем ухода) лесов. За нарушение условий лесохозяйственных регламентов виновные могут быть привлечены к ответственности (см. об этом коммент. к ст. 99, 100 ЛК);

2) состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, изменения, сроки их действия - должен устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. До настоящего времени - соответствующий нормативно-правовой акт еще не принят (хотя срок, установленный для этого - еще не истек, ст. 15 Закона N 201). Поэтому следует применять лесоустроительную документацию, но в части, не противоречащей ЛК (ст. 14 Закона N 201).

3. Завершая анализ ст. 87 отметим также, что:

1) лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков - должны соответствовать лесным планам субъектов РФ;

2) в отличие от лесохозяйственных регламентов - т.н. проекты освоения лесов составляют граждане и ЮЛ, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (см. коммент. к ст. 88 ЛК);

3) сведения, включенные в лесохозяйственные регламенты отражаются также в государственном лесном реестре (см. коммент. к ст. 91 ЛК).

 

Статья 88. Проект освоения лесов

1. Проект освоения лесов (именно ему посвящена комментируемая статья):

1) составляется не всеми лицами, а только гражданами (в т.ч. ИП) и ЮЛ (в т.ч. и некоммерческими организациями), которым лесные участки предоставлены:

а) в постоянное (бессрочное) пользование. Напомним, что в постоянное (бессрочное) пользование лесные участки (находящиеся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются по общему правилу государственным и муниципальным учреждениям, а также казенным предприятиям. См. об этом, а также о других лицах, которым лесной участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользования подробный коммент. к ст. 9, 71 ЛК;

б) в аренду. О порядке предоставления лесных участков (находящихся в государственной или в муниципальной собственности) в аренду, о договоре аренды, его условиях, заключении и расторжении см. коммент. к ст. 72-74 ЛК;

2) должен отражать цели освоения лесов, указанные в ст. 12 ЛК (см. коммент.);

3) является обязательной предпосылкой для начала использования и иного освоения лесов.

2. В соответствии с частью 2 ст. 88 состав проекта освоения лесов, а также порядок его разработки утверждается МПР. Последнее (приказом от 06.04.07 N 77) утвердило. "Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки" (далее - "Состав"), который вступил в силу с 06.07.07. В этом документе, в частности, установлено, что:

1) проект освоения лесов должен состоять из разделов:

общие сведения;

сведения о лесном участке;

организация использования лесов;

мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов;

иные сведения и мероприятия.

Иначе говоря, перечень разделов Проекта оставлен открытым (в целях учета специфики того или иного леса в процессе его освоения);

2) в разделе "Общие сведения" указывается:

наименование арендатора (пользователя), его адрес (для юридических лиц - юридический адрес, для граждан - адрес места жительства), дата и номер договора аренды лесного участка либо реквизиты решения уполномоченного органа о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, дата и номер регистрации права, срок аренды, кадастровый номер лесного участка (таблица 1);

сведения о лице, предоставившем лесной участок в аренду или постоянное (бессрочное) пользование (далее - Арендодатель);

выписка из государственного земельного кадастра с описанием границ лесного участка;

сведения о разработчике проекта (наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, факса, электронный адрес);

3) в разделе "Сведения о лесном участке" приводится следующая информация:

перечень переданных в аренду (в пользование) лесных кварталов (лесотаксационных выделов), их общая площадь (таблица 2);

пространственное расположение лесного участка, переданного в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование на карте-схеме лесничества (лесопарка);

распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям) и эксплуатационные леса (таблица 3), тематическая лесная карта);

распределение площади лесного участка из состава земель лесного фонда на лесные и нелесные земли (таблица 4);

таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке;

средние таксационные показатели лесных насаждений (таблица 5 приложения к настоящему документу);

установленные ограничения использования лесов;

характеристика имеющихся особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия;

сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (таблица 6);

сведения об обременениях лесного участка;

прогнозные показатели состояния лесного участка к сроку завершения действия проекта;

4) раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов согласно лесохозяйственному регламенту и договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком;

5) подраздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения:

возрасты рубок лесных насаждений (таблица 7 приложения);

основные параметры использования лесов для заготовки древесины и нормативы назначения рубок лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

проектируемые технологии заготовки древесины;

характеристика лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок (таблицы 8-10);

товарная структура лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок (таблица 11-13 приложения);

общие сведения о ежегодных объемах заготовки древесины (таблица 14);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка древесины (таблица 15 приложения), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);

6) подраздел "Заготовка живицы" содержит следующие сведения:

основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки живицы в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

фонд заготовки живицы (таблица 16);

проектируемые объемы заготовки живицы (таблица 17 приложения);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка живицы, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

7) в подразделе "Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов" указываются:

основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

фонд недревесных лесных ресурсов;

проектируемые объемы заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка недревесных лесных ресурсов, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

8) в подразделе "Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений" указываются:

основные параметры и нормативы использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

фонд пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (таблица 18);

проектируемые объемы заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (таблица 19);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта).

9) в подразделе "Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты" содержатся следующие сведения:

основные параметры и нормативы использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

характеристика охотничьих угодий (тематическая лесная карта);

сведения о видах животного мира, являющихся объектами охоты, и проектируемые мероприятия по их охране;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается проведение биотехнических мероприятий, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

10) в подраздел "Ведение сельского хозяйства" включаются следующие сведения:

основные параметры и нормативы использования лесов для ведения сельского хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

характеристика сельскохозяйственных угодий;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятия по ведению сельского хозяйства;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается ведение сельского хозяйства, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

11) в подразделе "Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности" приводятся:

программа научно-исследовательской и образовательной деятельности;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ на лесном участке в соответствии с правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается заготовка пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается осуществление мероприятий научно-исследовательской и образовательной деятельности, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

12) подраздел "Осуществление рекреационной деятельности" включает в себя:

основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

функциональное зонирование лесного участка с разделением на зоны: интенсивного рекреационного использования, ограниченного рекреационного использования, фаунистического покоя (тематическая лесная карта);

ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка и проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности (таблицы 20-26);

характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (таблицы 27-29, тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (таблица 30);

территориальное размещение проектируемых объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (тематическая лесная карта).

При разработке проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесных участках площадью до 1 гектара проводится учет всех деревьев и составляется ведомость с указанием древесной породы, возраста, состояние, диаметра и высоты ствола каждого дерева;

13) подраздел "Создание лесных плантаций и их эксплуатация" содержит следующие сведения:

основные параметры и нормативы использования лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатации (в том числе возрасты рубок) в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по созданию лесных плантаций и их эксплуатации;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается создание лесных плантаций и их эксплуатация, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

14) в подразделе "Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений" указываются:

основные параметры и нормативы использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по выращиванию лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

ведомость лесотаксационных выделов, в которых допускается выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, и их пространственное размещение (ведомость, тематическая лесная карта);

15) в подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" содержатся следующие сведения:

основные параметры и нормативы использования лесов для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых;

характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по формам таблиц 27-29, тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по форме таблицы 30);

территориальное размещение проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ведомость лесотаксационных выделов и тематическая лесная карта);

16) подраздел "Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов" содержит:

основные параметры и нормативы использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по формам таблиц 27-29, тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по форме таблица 30);

территориальное размещение проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ведомость лесотаксационных выделов и тематическая лесная карта);

17) в подразделе "Строительство, реконструкция, эксплуатация линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов" указываются:

основные параметры и нормативы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по формам таблица 27-29, тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по форме таблицы 30 приложения к настоящему документу);

территориальное размещение проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ведомость лесотаксационных выделов и тематическая лесная карта);

18) подраздел "Переработка древесины и иных лесных ресурсов" содержит:

основные параметры и нормативы использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по переработке древесины и иных лесных ресурсов;

характеристика существующих и проектируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по формам таблиц 27-29, тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (по форме таблицы 30);

территориальное размещение проектируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ведомость лесотаксационных выделов и тематическая лесная карта);

19) раздел "Создание лесной инфраструктуры" составляется для всех видов использования лесов, разрешенных договором аренды или правом постоянного (бессрочного) пользования, и содержит следующие сведения:

характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры (по формам таблиц 27-29, тематическая лесная карта);

проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (по форме таблицы 30);

территориальное размещение проектируемых объектов лесной инфраструктуры (тематическая лесная карта);

20) раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит:

распределение территории лесного участка по классам пожарной опасности, данные о среднем классе пожарной опасности (таблица 31, тематическая лесная карта);

обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятия по противопожарному обустройству лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), правилами пожарной безопасности в лесах и их территориальное размещение (таблица 32, тематическая лесная карта);

данные о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. в соответствии с действующими нормативами (таблица 33 приложения к настоящему документу);

сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (таблица 34);

обоснование и характеристика видов и объемов, проектируемых санитарно-оздоровительных и истребительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, Правилами санитарной безопасности в лесах (таблица 35, 36);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются санитарно-оздоровительные и истребительные мероприятий, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);

площадь земель, нуждающихся в лесовосстановлении (таблица 37);

проектируемые способы и ежегодные объемы лесовосстановления в соответствии с лесохозяйственным регламентом и правилами лесовосстановления (таблица 38);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);

площадь лесов, нуждающихся в уходе за лесом, проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом и правилами ухода за лесами (таблица 39);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);

проектируемые технологии осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

21) раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит следующие данные:

характеристика водных объектов (таблица 40);

проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов (таблица 41 приложения к настоящему документу);

сведения о животном мире (таблица 42);

проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира (таблица 43 приложения к настоящему документу);

ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта);

22) в разделе "Иные сведения и мероприятия" могут предусматриваться дополнительные мероприятия и информация, не противоречащие требованиям лесного законодательства, лесному плану и лесохозяйственному регламенту, не предусмотренные в предыдущих разделах проекта освоения лесов.

3. Указанным Приказом МПР от 06.04.07 N 77 утвержден следующий порядок разработки правил освоения лесов:

1) проект разрабатывается организациями (соответствующими их службами, но утверждается руководителем организации) или гражданами (речь идет об организациях и гражданах, которым лесной участок предоставлен в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование см. об этом выше). При этом проект должен разрабатываться на основании лесохозяйственного регламента данного лесничества (лесопарка), а также материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.

Проект освоения лесного участка составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Разделы проекта освоения лесов (из указанных выше), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, не разрабатываются.

Проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка);

2) при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет арендатора (пользователя) проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.

Информация проекта освоения лесов оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических).

Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента.

Проект освоения лесов разрабатывается не менее чем в трех экземплярах;

3) организация (гражданин) вправе разработать проект освоения лесов собственными силами, но вправе прибегнуть и к содействию специализированных организаций (на основании договора возмездного оказания услуг) или специалистов.

4. Учитывая практические нужды организаций и граждан (упомянутых в ст. 88) и в целях оказания им помощи в разработке проекта освоения лесов приводим формы таблиц (они приложены к Составу правил освоения лесов, утвержденному приказом МПР от 06.04.07 N 77) необходимых для правильного составления данного документа:

 

Приложение

к Составу проекта освоения лесов

и порядку его разработки

 

Статья 89. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов

1. Анализ ст. 89 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) проект освоения лесов (упомянутый в ст. 89):

а) разрабатывается лицами, которым лесной участок предоставлен в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование (см. о составе этих лиц коммент. к ст. 9, 71 ЛК);

б) должен по своему составу соответствовать приказу МПР от 06.04.07 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядке его разработки" (см. об этом подробный коммент. к ст. 88 ЛК);

в) подлежит обязательной государственной или муниципальной экспертизе. Иначе говоря - проведение экспертизы - необходимое условие (предпосылка) утверждения проекта;

2) государственную экспертизу проекта освоения лесов осуществляют (т.е. проводят и утверждают ее результаты):

а) МПР - в отношении проектов освоения лесов, расположенных:

- в границах субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения РФ. Перечень таких субъектов РФ и лесничеств, лесопарков, расположенных на их территориях - утверждает Правительство РФ (часть 2 ст. 83 ЛК);

- на землях обороны, безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (состав таких земель - следует определять исходя из норм ст. 93-100 Земельного кодекса);

б) уполномоченные госорганы субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие леса;

3) ОМСУ утверждают экспертизу проекта лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

2. Применяя нормы ст. 89 нужно также учесть, что:

1) до настоящего времени МПР еще не утвердил порядок проведения государственной или муниципальной экспертизы, хотя срок установленный для этого - уже истек;

2) в связи с этим необходимо пользоваться нормативными актами, изданными до 01.01.07 (ст. 13, 14 Закона N 201).

 

Статья 90. Государственная инвентаризация лесов

1. В соответствии со ст. 90 государственная инвентаризация лесов:

1) представляет собой совокупность мероприятий:

а) осуществляемых на уровне всей РФ (п. 33 ст. 81 ЛК). Впрочем, это не препятствует тому, чтобы субъекты РФ проводили добровольную (дополнительно к общефедеральной (!), наряду с ней) государственную инвентаризацию лесов, расположенных на их территориях;

б) по проверке состояния лесов (экологического, санитарного и т.п.) их количественных и качественных характеристик (с указанием площади, объема, видов, сортности и т.п. лесных ресурсов, лесных участков и самих лесов);

в) необходимых для своевременного и полного формирования информации, включаемой в государственный лесной реестр (см. об этом реестре подробный коммент. к ст. 91 ЛК);

2) проводится (т.е. осуществляется в реальной жизни, когда фактически производятся все необходимые действия, подсчеты, расчеты, сбор информации, их сопоставление и т.п. операции):

а) в целях прямо указанных в п. 1-3 части 2 ст. 90. Впрочем, этот перечень - неисчерпывающий: систематичное толкование ст. 1, 3, 54, 85 ЛК с одной стороны и ст. 90 - с другой стороны показывает, что инвентаризация лесов осуществляется и для иных целей (например, для осуществления лесного мониторинга, составления проекта освоения лесов, подразделения лесов на виды и т.д.);

б) прежде всего на землях лесного фонда (к последним относятся лесные земли (т.е. земли покрытые лесной растительностью, а также не покрытые ею, но предназначенные для восстановления лесной растительностью( и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (например, просеки, болота и др. ст. 101 Земельного кодекса);

в) и на землях других категорий (например, землях водного фонда, землях населенных пунктов и др. ст. 7 Земельного кодекса), на которых расположены леса;

г) как наземными средствами (в т.ч. и самыми обычными (с помощью инструментов применяемых при обходе площади лесов, при арифметических подсчетах, при измерениях и т.п.) и самыми современными и сложными (например, с помощью мощных компьютеров и их комплексов), так и воздушными средствами (с помощью самолетов, вертолетов, воздушных зондов и прочих воздушных летательных аппаратов), а также с помощью космической техники;

е) уполномоченным федеральным исполнительным органом (т.е. МПР и его территориальными органами, а также в установленных случаях и пределах - Рослесхозом и его территориальными органами).

2. Часть 5 ст. 90 устанавливает, что Правительство РФ должно утвердить порядок проведения инвентаризации лесов. В связи с этим нужно иметь в виду, что:

1) в соответствии со ст. 15 Закон N 201 Правительство РФ должно было до 01.07.07 - издать нормативные правовые акты обеспечивающие реализацию положений ЛК (в т.ч. и ст. 90). Но ни до 01.07.07 ни после этой даты Правительство РФ пока не утвердило порядок проведения государственной инвентаризации лесов;

2) впредь до принятия Правительством РФ соответствующего правового акта, необходимо руководствоваться ранее изданными актами в области инвентаризации лесов, но лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13-15 Закона N 201).

О государственном кадастровом учете лесных участков см. коммент. к ст. 92 ЛК.

 

Статья 91. Государственный лесной реестр

1. В нормах ст. 91 дается легальное определение государственного лесного реестра. Анализ этого определения показывает, что государственный лесной реестр:

1) представляет собой систематизированный (т.е. собранный с учетом определенных классификационных признаков, в т.ч. хронологического, количественного, качественного и т.п.) свод документальной информации (см. о ней ниже) о:

а) использовании лесов (речь идет о всех видах использования, указанных в ст. 25-48 ЛК). Для этих целей, в частности используется отчет об использовании лесов (см. коммент. к ст. 25-48, 49 ЛК);

б) охране и защите (в т.ч. противопожарной, санитарной, радиационной и др.). Для этих целей, в частности используется и отчет о защите лесов (см. об этом подробнее коммент. к ст. 51-60 ЛК);

в) воспроизводстве лесов (в т.ч. и сведения о лесовосстановлении, лесоразведении, об уходе за лесами и т.д. см. коммент. об этом к ст. 61-66 ЛК);

г) лесничествах (лесопарках). После 01.01.07 лесничества и лесопарки признаются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, см. об этом коммент. к ст. 23 ЛК);

2) должен содержать информацию прямо указанную в ст. 91 (иначе реестр не будет считаться надлежащим образом собранным сводом). Однако ст. 91 не препятствует тому, чтобы реестр содержал иные сведения о лесах (т.е. дополнительные): главное, чтобы они относились к лесам, к их использованию, охране и т.д.

3) должен включать информацию даже о лесах, которые в данный момент были подвергнуты сплошной вырубке;

4) ведется уполномоченными госорганами РФ, ее субъектов, а также ОМСУ (с учетом их полномочий, см. об этом коммент. к ст. 81-84 ЛК).

2. Документированная информация (на основе которой составляется государственный реестр):

1) должен содержать сведения перечисленные в ст. 91, а также иные сведения указанные в нормах ЛК, других законов (в т.ч. федеральных) в правовых актах госорганов и ОМСУ (см. об этом ниже);

2) представляется как на бумажных носителях (в установленных случаях - на специальных бланках и формах), так и на электронных носителях (если это предусмотрено законодательством);

3) составляется (в установленные сроки) и представляется гражданами (в т.ч. ИП), организациями, госорганами (в т.ч. и федеральными) прямо указанными в п. 1 и 2 части 4 ст. 91. В практике возник вопроса: должны ли такую информацию представлять ОМСУ? Систематическое толкование ст. 91 с одной стороны и ст. 25-66, 81-84 ЛК - с другой, позволяет утвердительно ответить на этот вопрос;

4) является общедоступной (она может представляться любым заинтересованным лицам как на платной, так и на бесплатной основе). Однако, если данная информация отнесена к информации ограниченного доступа (например, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальной информации и т.п.) - доступ к "документированной информации" (упомянутой выше) - может быть ограничен (но обязательно на основании норм соответствующих федеральных законов, например, Закона о гостайне).

3. Применяя нормы части 5, 6 ст. 91 необходимо иметь в виду следующее: только МПР должно установить перечень информации, которая представляется в обязательном порядке для включения в государственный лесной реестр. Оно же утверждает и условия представления такой информации. Во исполнение норм ст. 91, МПР приказом от 20.07.07 N 190 утвердило "Перечень видов информации, представленной в обязательном порядке заинтересованными лицами, и условий ее предоставления" (далее - "Перечень"), который вступил в силу с 21 сентября 2007 г. В Перечне в частности предусмотрено, обязательному представлению подлежат сведения :

1) о составе земель лесного фонда и составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, лесопарках, об их лесных кварталах и о лесотаксационных выделах:

площадь лесов лесничеств и лесопарков субъекта Российской Федерации;

площадь лесов участковых лесничеств в пределах лесничеств и лесопарков субъекта Российской Федерации;

количество лесных кварталов и лесотаксационных выделов в лесничествах и лесопарках, участковых лесничествах субъекта Российской Федерации;

характеристика изученности лесов лесничеств и лесопарков (лесорастительная зона, лесной район, год лесоустройства и перечень лесоустроительных материалов, год проведения специальных обследований, их площадь и состав материалов);

3) о защитных лесах, об их категориях, эксплуатационных лесах и о резервных лесах:

площадь лесов лесничеств и лесопарков субъекта Российской Федерации, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий, по видам целевого назначения лесов (защитные, эксплуатационные, резервные), по категориям защитных лесов, площадь особо защитных лесных участков;

распределение общей площади лесов лесничеств и лесопарков субъекта Российской Федерации, расположенных на землях лесного фонда и землях особо охраняемых природных территорий, на площади, покрытые и не покрытые лесной растительностью, лесные и нелесные;

4) об особо защитных участках лесов и о зонах с особыми условиями использования территорий:

площадь особо защитных участков лесов по их видам в пределах видов целевого назначения лесов и категорий защитных лесов с указанием перечня кварталов или выделов;

площадь зон с особыми условиями использования территорий в лесах с указанием перечня кварталов или выделов;

5) о лесных участках:

площадь и перечень кварталов и (или) выделов лесных участков, предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;

сведения о государственном учете лесного участка в составе земель лесного фонда;

6) о количественных, качественных и экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов:

площадь лесов и запасы древесины в них по преобладающим породам лесных насаждений и группам возраста (по лесничеству, лесопарку, субъекту Российской Федерации, по видам целевого назначения лесов);

7) о видах разрешенного использования лесов в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственными регламентами:

перечень видов разрешенного использования лесов по лесничеству, лесопарку. Представление указанных сведений предусмотрено в п. 2-7 Перечня.

Перечень также устанавливает, что:

а) за предоставление выписки из государственного реестра взимается плата (см. об этом ниже).

Предоставление информации, содержащейся в государственном лесном реестре, осуществляется в виде выписок из государственного лесного реестра по запросам заинтересованных лиц.

В течение 5 рабочих дней с даты поступления соответствующего заявления орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, предоставляет заинтересованному лицу выписку из реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении такой выписки.

В случаях предоставления информации из государственного лесного реестра за плату орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, уведомляет заинтересованное лицо о размере платы, которая рассчитывается с учетом количества листов выписок из государственного лесного реестра (п. 9, 11 Перечня);

б) информация о государственном учете лесных участков в составе земель лесного фонда предоставляется по специальной форме. Приводит образец этой формы:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.