Глава 11. Платность за использование лесов и оценка лесов
Статья 94. Платность использования лесов 1. В соответствии с нормами ст. 94 ЛК: 1) использование лесов (причем речь идет обо всех видах использования, указанных в ст. 25-48 ЛК) в РФ является: а) платным по общему правилу; б) бесплатным - лишь в случаях, прямо предусмотренных ЛК. Например, в соответствии со ст. 11, 33, 34 граждане могут бесплатно (во время пребывания в лесу) осуществлять такие виды использования лесов, как заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд. В связи с этим в практике возник вопрос: нет ли противоречий между ст. 94 с одной стороны, и ст. 11, 33, 34 ЛК - с другой стороны? Противоречие - налицо. Его нужно устранять. А впредь до этого следует помнить, что упомянутые виды использования лесов - осуществляются гражданами бесплатно; 2) формами (видами) платы за использование лесов - признаются арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. 2. Применяя правила ст. 94 нужно учесть, что размер: 1) арендной платы (упомянутой в ней) - определяется на основе минимального размера арендной платы. См. об условной формуле, по которой этот размер определяется коммент. к ст. 73 ЛК; 2) платы по договору купли-продажи лесных насаждений - определяется на основе минимального размера платы. См. об условной формуле, по которой он определяется подробный коммент. к ст. 76 ЛК; 3) платы указанной в ст. 94 следует определять исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.07 N 310); 4) применительно к лесным участкам, находящимся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности - такие ставки устанавливают госорганы субъектов РФ и ОМСУ.
Статья 95. Оценка лесов 1. Анализ норм ст. 95 показывает, что оценку лесов в РФ - следует осуществлять в соответствии с нормами Закона об оценке. Последний, в частности, устанавливает, что: 1) оценочная деятельность (в т.ч. по оценке лесных участков и по оценке имущественных прав при использовании лесов) - представляет собой профессиональную деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении лесов (лесных участков, имущественных прав, указанных выше) рыночной или иной стоимости. При этом: а) под рыночной стоимостью этих объектов понимается наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции; б) субъектами оценочной деятельности являются оценщики, т.е. физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавших свою ответственность (ст. 3-4); 2) проведение оценки лесов - является обязательным в случае вовлечения в сделку лесов (лесных участков, имущественных прав) принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям полностью или частично (ст. 8); 3) основанием для проведения оценки лесов (лесных участков, имущественных прав) - является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком (а в ряде случаев - судебный акт или решение уполномоченного органа) (ст. 9, 10); 4) о результатах оценки составляется отчет оценки лесов (лесных участков, имущественных прав), который должен соответствовать установленным требованиям (ст. 11, 12); 5) оценщики - независимы и всю свою должность осуществляют в соответствии с законом и стандартами оценочной деятельности (ст. 16, 20). Они обязаны возмещать убытки, причиненные заказчиком (ст. 24.6). 2. В соответствии с ч. 2 ст. 95 для целей ЛК: 1) может определяться (впрочем, данная норма - диспозитивная, т.е. вполне можно и не делать этого) кадастровая стоимость лесных участков; 2) порядок определения кадастровой стоимости лесного участка (в той мере, в какой ее определение - признано целесообразным) - устанавливает Правительство РФ. В связи с этим нужно учесть, что: 1) после вступления в силу ЛК (т.е. после 01.01.07) Правительство РФ - еще не приняло соответствующий нормативно-правовой акт; 2) сохраняет силу (но лишь в той мере, в какой он не противоречит нормам ЛК, ст. 13, 14 Закона N 201) приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.02 N П/336 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ". 3. Для правильного применения норм ст. 95 необходимо также учитывать положения: 1) ст. 4.1. Закона N 201 и ст. 69 ЛК. Она устанавливает, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда - включает в себя и определение такой качественной и количественной характеристики, как стоимость участка; 2) ст. 555 ГК о том, что при совершении такой сделки с лесным участком (а он представляет собой объект недвижимости) как договор купли-продажи одним из существенных условий договора является цена (т.е. в договоре четко должно быть указано условие о цене участка); 3) ст. 50 ЛК. Она запрещает ограничение конкуренции в области использования лесов. Этот запрет распространяется и на случаи совершения согласованных действий, иных противоправных действий, направленных на злоупотребления в области оценки лесных участков, в т.ч. и при определении кадастровой стоимости лесных участков. 4. О государственном лесном кадастровом надзоре (в т.ч. при оценке лесов) - см. коммент. к ст. 97 ЛК. Об ответственности за нарушение лесного законодательства см. коммент. к ст. 99, 100 ЛК.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|