Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 13. Ответственность за нарушение лесного законодательства



 

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Анализ ст. 99 показывает, что необходимо руководствоваться нормами действующего КоАП и УК при привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях лесного законодательства. Кроме того, последние (наряду с привлечением их к административной или уголовной ответственности) не освобождаются от обязанности по возмещении вреда, причиненного лесам (см. об этом подробный коммент. к ст. 100 ЛК), и по устранению выявленных нарушений лесного законодательства. Рассмотрим подробнее вопрос об ответственности указанных лиц.

А. Административная ответственность лиц, виновных в нарушении лесного законодательства предусмотрена в ряде норм действующего КоАП, в частности, в:

1. Ст. 8.24 (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что за нарушение порядка предоставления гражданам и ЮЛ лесов для их использования (как с предоставлением лесных участков, так и без их предоставления) - на должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 3000 рублей. Характеризуя это нарушение, следует сказать, что:

1) объектом данного административного правонарушения является установленный в ст. 9, 11, 71 ЛК порядок предоставления гражданам и ЮЛ лесов для их использования;

2) объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает порядок предоставления лесов:

а) в постоянное (бессрочное) пользование (см. о том кому и в каком порядке леса предоставляются в постоянное бессрочное пользование ст. 9, 71 ЛК);

б) в безвозмездное (срочное) пользование, а в ряде случаев - в пожизненное наследуемое владение;

в) в аренду (см. о порядке предоставления лесных участков в аренду, о договорах аренды лесного участка коммент. к ст. 72-74 ЛК).

Кроме того, объективная сторона данного правонарушения охватывает и случаи, когда лесной участок не предоставляется, но тем не менее порядок предоставления лесов - нарушен. Примером могут служить нарушение порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений (см. об этом коммент. к ст. 75-80 ЛК).

Оконченным данное административное правонарушение считается с момента совершения. Чаще всего оно совершается путем активного поведения виновного (т.е. в виде предпринятых им неправомерных действий), хотя возможны и случаи его отвержения путем бездействия (например, если с победителем аукциона по продаже права на заключение договора купли - продажи лесных насаждений виновный уклоняется от заключения договора);

3) субъектом данного административного правонарушения являются не только должностные лица госорганов и ОМСУ (когда нарушается порядок предоставления лесов, находящихся в государственной или муниципальной собственности), но и должностные лица организаций (напомним, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП к должностным лицам относятся и руководители, иные лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и других организациях), например, если последние нарушают порядок предоставления лесного участка (находящегося в ее собственности) в аренду;

4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется лишь умыслом: виновный осознает, что нарушает установленный порядок предоставления лесов; предвидит неблагоприятные последствия, которые наступили для граждан и ЮЛ и желает их наступления (прямой умысел) либо относится к ним безразлично, сознательно допускает наступление таких последствий (косвенный умысел).

2. Ст. 8.25 (с учетом ее новой редакции, которая была введена Законом N 201). Она предусматривает, что нарушение правил заготовки древисины - влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - в размере от 1000 до 2000 руб.; на ЮЛ - от 10000 до 20000 руб. Карается также нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений (это влечет за собой административный штраф на граждан - в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб., на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 руб.). За нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных к употреблению в пищу лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов -размер административного штрафа составляет - для граждан 100 до 300 руб.; для должностных лиц - от 300 до 500 руб., для ЮЛ - от 3000 до 5000 руб.).

Данная статья устанавливает наложение административного штрафа (на граждан - в размере от 400 до 500 руб., на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на ЮЛ - в размере 5000 до 10000 руб.) и за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка; договора купли-продажи лесных насаждений; договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Систематическое толкование ст. 7, 11, 71-80, 99 ЛК и ст. 8.25 КоАП показывает, что:

1) объектом административных правонарушений предусмотренных в ст. 8.25 КоАП, является установленные в ст. 25-48 ЛК правил использования лесов;

2) объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного:

а) в ч. 1 ст. 8.24 КоАП состоит в том, что виновный нарушает установленный в ст. 29, 35 ЛК правила заготовки древесины (в т.ч. и гражданами для собственных нужд);

б) в ч. 2 ст. 8.25 КоАП состоит в том, что виновный нарушает предусмотренный в ст. 16, 17 ЛК правила проведения рубок (в т.ч. сплошных, выборочных, иных) лесных насаждений (деревьев, кустарников и т.д.);

в) в ч. 3 ст. 8.25 КоАП состоит в том,ч то виновный нарушает предусмотренные в ст. 31, 34, 35, 39 ЛК правил заготовки живицы, пищевых лесных ресурсов (например плодов, ягод, грибов и др.), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (например, береста, кора деревьев, хвороста, еловой лапы и др.);

г) в ч. 4 ст. 8-25 КоАП состоит в том, что виновный (например, арендатор) использует леса с нарушением условий договора аренды лесного участка, договор безвозмездного срочного пользования лесного участка и т.д., т.е. нарушает правила ст. 9, 71-80 ЛК и условия соответствующего договора.

Данные административные правонарушения совершаются в форме действий и крайне редко - путем бездействия (например, при несоблюдении условий договора). Оконченными они считаются с момента отвержения;

3) субъектами этих административным правонарушений могут быть и граждане (в т.ч. ИП) и организации (в т.ч. и некоммерческие) и должностные лица (см. о них выше);

4) субъективная сторона данных правонарушений характеризуется только наличием умысла (см. об этом выше): невозможно их совершить по неосторожности.

3. Ст. 8.26 КоАП (с учетом изменений и дополнений, внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас скота без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных влечет за собой наложение административных штрафов на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на ЮЛ - в размере от 3000 до 5000 руб. Самовольная заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и др. недревесных ресурсов - наказывается конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования (впрочем конфискация может и не применяться - вопрос о его применении разрешается судьей, исходя из учета всех обстоятельств дела) с обязательным наложением штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб.; на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 руб. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, где это запрещено либо неразрешенными способами или приспособлениями либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено - может повлечь за собой конфискацию орудия свершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования и наложение штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц от 500 до 1000 руб.; на ЮЛ - от 5000 до 10000 руб. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.26 показывает, что:

1) объектом данного правонарушения является установленный порядок использования лесов, а также правила использования лесов для ведения сельского хозяйства;

2) объективная сторона правонарушений, предусмотренных в:

а) ч. 1 ст. 8.26 состоит в том, что виновный осуществляет (при отсутствии у него соответствующих разрешений) сенокошение (т.е. заготовку сена как для домашнего скота, так и для колхозного, совхозного скота, для скота крестьянского фермерского хозяйства, агрофирмы и т.п.) или выпас скота. Данный состав охватывает и случаи, когда сенокошение (выпас) производится:

на запрещенных для этого участках (они обычно определяются лесничествами и лесничими). Не имеют значения причины запрета (особо ценная трава, предохранение почв и т.п.) - главное, что запрет есть и виновный об этом знает;

на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в этот фонд. При этом данное административное правонарушение налицо тогда, когда выпас скота осуществляется:

- без пастуха (следует учитывать, что в качестве такового могут выступить и члены его семьи, например, 12-летний сын крестьянина);

- без привязи (к дереву, специальному месту и т.п.);

- с нарушением сроков или норм выпаса (они устанавливаются для того, чтобы предохранить пастбище от чрезмерной эксплуатации от истощения, что приведет к невозможности воспроизводства трав);

б) в ч. 2 ст. 8.26 состоит в том, что виновный самовольно (т.е. без разрешения органов лесоохраны, в обход условий договора аренды, концессии) собирает, портит, уничтожает лесную подстилку, мох, лишайники или покров болот иные недревесные лесные ресурсы;

в) в ч. 3 ст. 8.26 состоит в том, что виновный (на участках, где это прямо запрещено, например, условиями договора, лесного билета, концессии (либо допускается только при наличии лесного билета) или неразрешенными способами):

- размещает ульи и пасеки. В практике возникает вопрос: применяют ли правила ч. 3 ст. 8.26, когда ульи утром доставляются на участок, а вечером увозятся? Да, и в этом случае наступает административная ответственность по правилам ст. 8.26 КоАП;

- собирает (для личных нужд) либо сдает (продает) дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды, лекарственные и пищевые продукты и т.п.

Данное правонарушение налицо и тогда, когда упомянутые действия (по сбору, заготовке и т.п.) совершаются либо с превышением установленных объемов, либо с нарушением установленных сроков, либо в отношении растений, сбор, заготовка, продажа которых запрещены.

Все указанные выше правонарушения считаются оконченными с момента совершения любого из упомянутых в ст. 8.26 действий.

3) субъектами правонарушений, предусмотренных в ст. 8.26, являются: и граждане (в т.ч. ИП), и должностные лица, и ЮЛ.

4) субъективная сторона всех перечисленных выше административных правонарушений характеризуется лишь прямым умыслом: виновный осознает, что нарушает установленные порядок и правила - использованием лесов, предвидит, что в результате этого наступят неблагоприятные последствия (например, будет уничтожен мох) и желает наступления таких последствий.

4. Ст. 8.27 КоАП (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она устанавливает, что нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на ЮЛ - от 3000 до 5000 рублей. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.27 КоАП показывает, что:

1) объектом данного административного правонарушения являются установление правил лесовосстановления и ухода за лесами;

2) объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ст. 8.27, состоит в том, что виновный нарушает правила, установленные в области:

- воспроизводства (простого или расширенного) породного состава лесов (например, леса лиственные, хвойные);

- улучшения состава лесов иные правила ухода за лесами (в т.ч. и внутри данной породы), их состояния (например, с помощью санитарных рубок, высадки);

- повышения продуктивности лесов (т.е. увеличения количества взрослых деревьев и молодняка за определенный период, выхода готовых лесов и порода и т.п.);

- семеноводства (в т.ч. селекции, выращивания особых сортов, введения новых видов семян, их подвидов и т.п.) лесных растений (не только деревьев, но и трав, цветов, ягод и т.п.).

Оконченными эти правонарушения считаются с момента совершения соответствующих действий (или бездействия, например, несоблюдение порядка проведения санитарных вырубок, правил лесоразведения);

3) субъектами данного правонарушения признаются граждане (включая ИП), должностные лица и ЮЛ;

4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины (например, если виновный по своей небрежности пропускает установленные сроки для ухода за лесами, не выдерживает технологию семеноводства и т.д.).

5. Ст. 8.28 КоАП (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что незаконная рубка деревьев, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц - в размере от 2000 до 3000 рублей; на ЮЛ - от 20000 до 30000 рублей.

Если эти действия были виновным совершены с применением автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники (в случае, если это не влечет за собой уголовную ответственность), то они влекут за собой конфискацию орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, а также наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, на ЮЛ от 30000 до 40000 рублей. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.28 КоАП показывает, что:

1) объектом данного административного правонарушения является установленный порядок проведения рубок леса, а также правила охраны лесных насаждений;

2) объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила ст. 16, 17 ЛК (см. коммент. к ним), приказы МПР, иные акты, посвященные охране лесных насаждений. При этом виновный незаконно проводит рубку леса. Речь идет о любых видах рубки леса (санитарная рубка, сплошная рубка для реконструкции, выборочная рубка, специальная рубка и т.п.), деревьев (в лесах лесного фонда, в иных лесах), а равно кустарников молодняка (т.е. поросли молодого леса, деревьев, подроста) лиственного происхождения, лесных культур, иных культивируемых в лесах растений, самосева (т.е. растений, которые вырастают не с помощью искусственного посева, а в связи с естественным осыпанием на землю семян самого растения), сеянцев, саженцев (т.е. деревьев, растений, специально посеянных высаженных человеком) в лесах, питомниках, на плантациях. Кроме того, виновный повреждает (речь идет о механических, химических и т.п. повреждениях) лесные насаждения, выкапывает их (в т.ч. в целях пересадки на других землях, в целях продажи и т.п.). Еще более опасны указанные действия, если виновный применяет различные виды техники (например, экскаваторы, тракторы, автомобильные лебедки и иную автомототехнику, лесоперерабатывающую технику и т.д.).

Оконченными указанные административные правонарушения считаются с момента совершения любых из перечисленных выше действий (ибо путем бездействия - эти правонарушения не могут быть совершены);

3) субъектами этих правонарушений могут быть и граждане (в т.ч. ИП), и должностные лица, и ЮЛ;

4) субъективная сторона их характеризуется наличием только прямого умысла: виновный осознает, что совершает незаконную рубку леса, предвидит такие последствия и желает их наступления.

6. Ст. 8.29 КоАП. Она устанавливает, что уничтожение (в т.ч. в лесах) или разорение муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных - влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Анализ ст. 99 ЛК и ст. 8.29 позволит сделать следующие выводы:

1) объектом данного правонарушения являются правила охраны мест обитания животных (в т.ч. в лесах);

2) объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный уничтожает (разрушает, заливает водой, зарывает, совершает наезд транспортным средством, затаптывает и т.п.) муравейники, гнезда птиц, норы (например, енотов, нутрий, других грызунов), любые другие места обитания животных (речь идет о расположенных в лесах естественных местах их обитания, а равно местах, специально созданных для диких животных человеком в целях предохранения их от гибели). Оконченным оно считается с момента совершения действий по уничтожению;

3) субъектом анализируемого правонарушения могут быть не только граждане, но и должностные лица и ЮЛ;

4) субъективная сторона этого правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины;

5) анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 8.29, показывает, что:

- допускается применение предупреждения или административного штрафа;

- оба эти наказания относятся к основным. При этом штраф (предупреждение) может быть назначен, например, уполномоченным в области использования, охраны и защиты лесов органом.

7. Ст. 8.30 КоАП (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она устанавливает, что уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов и пастбищ влечет за собой наложение административного штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 рублей, на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 рублей.

Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.30 КоАП показывает, что:

1) объектом данного административного правонарушения являются правила охраны лесной инфраструктуры, предусмотренной в ст. 13, 21, 44, 45 ЛК (см. коммент. к ним);

2) объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный уничтожает (полностью приводит в непригодное состояние, выводит из строя и т.п.) либо повреждает (делает частично непригодными для использования по назначению):

- сенокосы и пастбищные угодья (места, покрытые травой, мхом и т.п. естественными кормами для животных);

- мелиоративные системы (например, устройства для орошения лесных участков);

- дороги на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд или иные объекты лесной инфраструктуры (склады, строения и т.д.).

Оконченным это правонарушение считается с момента совершения любого из упомянутых действий;

3) субъектами анализируемого правонарушения являются (могут быть):

- граждане (в т.ч. и ИП);

- должностные лица (см., например, если тракторы организации разрушили дорогу;

4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется или умыслом, или неосторожной формой вины;

5) статья 8.30 допускает лишь один вид наказания - административный штраф. Штраф назначается уполномоченным в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

8. Ст. 8.31 КоАП. Она (с учетом изменений, внесенных Законом N 201) устанавливает, что нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет за собой наложение административного штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб.; на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 рублей. За загрязнение лесов сточными водами, химикатами, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса - влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц - в размере от 2000 до 5000 рублей, на ИП - от 2000 до 5000 рублей, на ЮЛ - от 20000 до 100000 рублей. Кроме того, деятельность ИП и ЮЛ может быть приостановлена судьей на срок до 90 суток. Если указанные действия по загрязнению лесов и иному негативному воздействию на леса совершаются в защитных лесах и на особо защитных участков лесов - то это влечет за собой наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей, на ЮЛ - в размере от 40000 до 100000 рублей. Кроме того, судья может вынести решение о приостановлении деятельности ИП и ЮЛ на срок до 90 суток. Анализ ст. 99 ЛК и ст. 8.31 позволяет сделать следующие выводы:

1) объектом административных правонарушений предусмотренных в ст. 8.31 являются правила санитарной безопасности в лесах (см. о них подробный коммент. к ст. 55 ЛК);

2) объективная сторона правонарушения, предусмотренного в:

а) ч. 1 ст. 8.31 состоит в том, что виновный нарушает требования санитарных правил в лесах (они издаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со ст. 55 ЛК, а также с Законом об охране окружающей среды и Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, см. например, Правила санитарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.07 N 414). Оконченным оно считается с момента нарушения правил и может быть совершено как в форме действия, так и бездействия (например, не соблюдены требования санитарных правил);

б) ч. 2 ст. 8.31 состоит в том, что виновный загрязняет леса сточными (в т.ч. и канализационными) водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами (в т.ч. и естественного происхождения) либо промышленными (например, отходы химического завода) или бытовыми отходами или выбросами. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных действий. В практике возникает вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31 (где речь идет о том, что административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 8.31, может быть совершено и в форме бездействия)? Противоречие очевидно: невозможно себе представить ситуацию, когда можно загрязнить леса сточными водами, отходами, выбросами и т.п. в результате бездействия: наоборот, эти последствия являются результатом активного поведения виновного;

в) в ч. 3 ст. 8.31 состоит в том, что виновный совершает действия (бездействия) по загрязнению лесов (по иному негативному воздействию на них) в защитных и особо защитных участках лесов. В соответствии со ст. 102-107 ЛК (см. коммент. к ним) к таким лесам и участкам лесов, относятся в частности:

запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

противоэрозионные леса;

защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

государственные защитные лесные полосы;

ленточные боры;

леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов.

леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитарной) охраны курортов;

особое ценные лесные массивы;

леса, имеющие научное или историческое значение;

памятники природы;

орехово-промысловые зоны;

лесоплодовые насаждения;

притундровые леса;

леса государственных природных заповедников;

леса национальных парков;

леса природных парков;

заповедные лесные участки.

Оконченным административное правонарушение предусмотренное в ч. 3 ст. 8.31 является с момента совершения указанных действий (бездействия);

3) субъектами административных правонарушений, предусмотренные в ст. 8.31 - являются и граждане (в т.ч. ИП) и должностные лица и ЮЛ;

4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется наличием умысла.

9. 8.32 КоАП. Она предусматривает, что за нарушение правил пожарной безопасности в лесах налагается административный штраф: на граждан - в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц - в размере от 2000 до 3000 руб., на ЮЛ - в размере от 20000 до 30000 руб. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.32 КоАП показывает, что:

1) объектом данного административного правонарушения являются правила пожарной безопасности в лесах (см. о них подробный коммент. к ст. 53 ЛК);

2) объективная сторона этого правонарушения состоит в том, что виновный нарушает нормы ст. 53 ЛК и утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.07 N 417 "Правил пожарной безопасности в лесах". Данное правонарушение чаще всего совершается путем бездействия (виновный игнорирует, не соблюдает указанные правила) хотя оно может быть совершено и в форме действий. В любом случае оконченным оно считается с момента совершения;

3) субъектами административного правонарушения предусмотренные в ст. 8.32 являются и граждане (в т.ч. ИП) и должностные лица и ЮЛ;

4) субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться и умыслом и неосторожностью (например, виновный полагал, что легко сумеет потушить костер, однако это ему не удалось). В любом случае административная ответственность - наступает.

Б. Уголовная ответственность лиц, виновных в нарушении лесного законодательства предусмотрен в нормах действующего УК, в частности в:

1. Ст. 260 УК (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201) незаконная рубка, а равно повреждение (до степени прекращения роста) лесных насаждений или не отнесенных к последним деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния причинили значительный ущерб, наказывается штрафом в размере до 40000 руб., или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 3 месяцев, либо лишением прав занимать определенные должности или прав заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. Те же деяния, совершенные группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере - наказывается строже (например, штрафом в размере до 20000 рублей, лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и др.). Наконец, если эти деяния совершены в особо крупном размере; либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой лиц, то наказание - еще более строгое. Виновный, в частности может быть оштрафован в размере от 100000 рублей до 500000 рублей; лишен свободы на срок до 3 лет с лишением прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и т.д. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 260 УК показывает, что:

1) объектом данного преступления является установленный в ст. 16, 17 ЛК порядок осуществления рубок лесных насаждений;

2) объективная сторона данного деяния состоит в том, что виновный:

а) нарушает установленные правила рубок лесных насаждений (выборочных, сплошных и т.д.);

б) совершает это нарушение:

- либо в значительном размере. Иначе говоря деяние причиняет ущерб причиненный лесным насаждениям размер которого (определенный в соответствии с Постановлением РФ от 08.05.07 N 273 "Об исчислении размера вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", см. об этом подробный коммент. к ст. 100 ЛК); превышает 10000 рублей;

- либо в крупном размере (в этом случае ущерб, указанный выше - превышает 100000 руб.) или в особо крупном размере (в этом случае - размер этого ущерба превышает 250000 руб.).

Отягчающими вину обстоятельствами (за это наступает более суровое наказание) также являются совершение данного деяния группой лиц или с использованием своего служебного положения, а особо отягчающими вину обстоятельствами признаются совершение деяния группой лиц по предварительному сговору лиц или организованной группой лиц.

Оконченным данное преступление считается с момента совершения действий по рубке лесных насаждений. Оно может быть совершено только в форме действий. Для наступления уголовной ответственности по ст. 260 УК обязательно необходимо наступление ущерба (хотя бы значительно, не говоря уже о крупном или особо крупном размере).

2. Ст. 261 УК (с учетом изменений внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что уничтожение или повреждение лесных насаждений или иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказываются штрафом в размере до 200000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осуществленного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия - наказываются штрафом в размере от 100000 руб. до 300000 руб., или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10000 до 100000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 месяца до 1 года.

Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 261 УК показывает, что:

1) объектом деяния является установленный порядок охраны и защиты лесных насаждений, а также правила пребывания в лесах:

2) объективная сторона преступления предусмотренного в:

а) части 1 ст. 261 УК состоит в том, что виновный уничтожает (т.е. полностью ликвидирует) или повреждает (например, обрезает часть ветвей, колет ствол, сжигает крону деревьев и т.д.) лесные насаждения (в т.ч. деревья, кустарники) в результате неосторожного обращения:

- с огнем (например, путем разведения костров в неположенных местах, не потушив разведенный костер и т.д.);

- с иными источниками повышенной опасности (например, задев трактором кустарники, повредив грузовыми автомобилями молодняк деревьев и т.д.);

б) части 2 ст. 261 УК состоит в том, что виновный совершает указанные выше действия путем:

- поджога (в данном случае виновный не только разводит, например, костер, но делает это с целью поджога лесных насаждений, либо специально поджигает сухой валежник, чтобы вызвать лесной пожар и т.д.);

- применения иного общеопасного способа (например, с помощью взрывов уничтожает значительные массивы лесных насаждений, распрыскивает в лесу химикаты, которые вызывают гибель и лесов и животных и т.д.);

- загрязнения (например, радиоактивными отходами, горюче-смазочными материалами, бытовым или промышленным мусором и т.д.);

- иные негативные воздействия (т.е. перечень форм воздействия на лесные насаждения способных вызвать их гибель и повреждение - оставлен открытым.

Оконченным данное преступление считается с момента наступления любого из указанных выше последствий (т.е. уничтожения или повреждения лесных насаждений). Оно совершается только в форме действия:

3) субъектом преступления, предусмотренного в ст. 261 может являться и "обычный" гражданин и ИП, и должностное лицо;

4) субъективная сторона деяния, предусмотренного:

а) в части 1 ст. 261 УК - характеризуется только неосторожной формой вины: виновный не осознает и не предвидит, что его действия могут повлечь уничтожение или повреждение лесных насаждений (преступная небрежность) или осознает и предвидит эти последствия, но самонадеянно, легкомысленно рассчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие);

б) в части 2 ст. 261 УК - характеризуется только прямым умыслом: виновный осознает, что путем поджога, загрязнения лесов и т.п. лес будет поврежден или уничтожен предвидит эти последствия и желает их наступления. Поэтому и ответственность в данном случае - более суровая;

3) ст. 262 УК. Она устанавливает, что нарушения режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба - наказывается штрафом до 200000 рублей или в размере зарплаты (основного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет.

Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 262 УК показывает, что:

1) объектом преступления предусмотренного в ст. 262 является установленный режим охраны и защиты заповедников, заказников и т.п. территорий перечисленных выше;

2) объективная сторона данного деяния состоит в том, что виновный нарушает (т.е. не соблюдает, или действует вопреки его требованиям) режим особо охраняемых государством природных территорий (а к ним относятся и леса, расположенные, например, на особо охраняемых природных территориях, и особо защитные леса и др. см. об этом коммент. к ст. 102-107 ЛК) и причиняет тем самым значительный ущерб (о том, относится ли ущерб к "значительному" - нужно судить исходя из учета фактических обстоятельств). Оконченным данное преступление считается с момента причинения упомянутого "значительного ущерба". Они совершаются либо в форме действий, либо путем бездействия;

3) субъектом данного преступления могут являться и "обычные" граждане, и ИП и должностные лица;

4) субъективная сторона данного деяния обычно характеризуется умыслом (ибо трудно себя представить, чтобы лицо "по неосторожности" нарушило указанный выше режим).

 

Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

1. В соответствии со ст. 100 лица (в т.ч. и граждане, и ИП, и ЮЛ) причинившие вред лесам (любой имеется в виду вред, см. о видах вреда - коммент. к ст. 99 ЛК) возмещает этот вред:

1) добровольно (даже если вред будет причинен по неосторожности). Это означает, что лицо вносит соответствующие денежные средства, передает определенное имущество, совершает иные действия направленные на возмещение вреда;

2) в судебном порядке (если они добровольно не желают возместить вред). При этом спор о возмещении вреда рассматривается:

а) либо в суде общей юрисдикции (если вред причинен "обычным" гражданином);

б) либо в арбитражном суде (если вред причинило ЮЛ, или ИП, в процессе осуществления им предпринимательской деятельности).

Возмещению подлежат убытки (они представляют собой расходы, которые были понесены для устранения последствий причинения вреда, а равно упущенную выгоду, т.е. доходы, которые могли быть получены, если бы лесам не был причинен вред, ст. 15, 393 ГК).

2. В соответствии с ст. 100 таксы и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Во исполнение ст. 100, Правительство РФ приняло постановление от 08.05.07 N 273. Этим постановлением были утверждены:

1) таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушений лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается.

Учитывая практические потребности читателей настоящего Комментария и малую доступность этих такс, приводим их в следующей таблице:

 


Вид нарушения Размер ущерба
I. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям
1. Незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:  
деревья хвойных пород с диаметром 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объему лесных ресурсов
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород, не достигших диаметра ствола 12 см, и деревьев лиственных пород, не достигших диаметра ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст хвойных пород 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 16 см основной лесообразующей хвойной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст и каждая лиана лиственных пород 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 20 см основной лесообразующей лиственной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
2. Повреждение, не влекущее прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:  
деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более 10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см 10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород, не достигших диаметра ствола 12 см, и деревьев лиственных пород, не достигших диаметра ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст хвойных пород 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 12 см основной хвойной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольше ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
каждый куст лиственных пород и каждая лиана 10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 16 см основной лиственной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов
3. Незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам плата за единицу объема лесных ресурсов
4. Уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев до возраста уничтоженных или поврежденных сеянцев либо саженцев, - за каждый уничтоженный или поврежденный сеянец или саженец
5. Уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста 5-кратный размер затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста до возраста уничтоженных или поврежденных лесных культур (лесные насаждения, созданные посевом или посадкой), молодняка естественного происхождения и подроста, - за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте до 10 лет 7-кратный размер затрат, связанных с созданием лесосеменных и маточных плантаций до возраста уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций, - за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций в возрасте до 10 лет в размере стоимости, установленной в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приложения, - за уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте свыше 10 лет
II. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам
Уничтожение или повреждение деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям, расположенных на территориях остальных субъектов Российской Федерации 5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием деревьев, кустарников и лиан до возраста уничтоженных или поврежденных дерева, кустарника, лианы, - за каждые уничтоженные или поврежденные дерево, кустарник, лиану

 


2) таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарников заготовки древесины - которых не допускается. Учитывая практические потребности "Комментария" приводим и эти таксы:

 


Субъект Российской Федерации Таксы за единицу объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, рублей/куб. м Таксы за 1 уничтоженный, поврежденный или срубленный кустарник, рублей
  при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев при повреждении, не влекущем прекращения роста деревьев при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста кустарников при повреждении, не влекущем прекращения роста кустарников
Республика Адыгея 2912,4 495,1
Республика Алтай 1648,8 280,3 131,9
Республика Башкортостан 275,4 129,6
Республика Бурятия 111,5 52,5
Республика Дагестан 2912,4 495,1
Республика Ингушетия 2912,4 495,1
Кабардино-Балкарская Республика 2912,4 495,1
Республика Калмыкия 2912,4 495,1
Карачаево-Черкесская Республика 2912,4 495,1
Республика Карелия 2469,6 419,8 197,6
Республика Коми 176,5
Республика Марий Эл 2156,4 366,6 172,5
Республика Мордовия 2156,4 366,6 172,5
Республика Саха (Якутия) 69,7 32,8
Республика Северная Осетия - Алания 2912,4 495,1
Республика Татарстан 2156,4 366,6 172,5
Республика Тыва 139,7 65,8
Удмуртская Республика
Республика Хакасия 250,9 118,1
Чеченская Республика 2912,4 495,1
Чувашская Республика 2912,4 378,2
Алтайский край 1648,8 280,3 131,9
Краснодарский край 2912,4 495,1
Красноярский край 139,7 65,8
Пермский край 180,9 85,1
Приморский край 1771,2 301,1 141,7
Ставропольский край 2912,4 495,1
Хабаровский край 1407,6 239,3 112,6
Амурская область 1328,4 225,8 106,3
Архангельская область 1634,4 277,8 130,8
Астраханская область 2912,4 495,1
Белгородская область
Брянская область 1310,4 222,8 104,8
Владимирская область 1972,8 335,3 157,8
Волгоградская область 2912,4 495,1
Вологодская область 907,2 154,2 72,6
Воронежская область 2494,8 424,1 199,6
Ивановская область 982,8 167,1 78,6
Иркутская область 139,7 65,8
Калининградская область 462,4 217,6
Калужская область 1310,4 222,8 104,8
Камчатская область* 125,5
Кемеровская область 1479,6 251,5 118,4
Кировская область 964,8 77,2
Костромская область 964,8 77,2
Курганская область 1148,4 195,2 91,9
Курская область
Ленинградская область и г. Санкт-Петербург 3162,4 537,6
Липецкая область
Магаданская область 1059,6 180,1 84,8
Московская область и г. Москва
Мурманская область 2206,8 375,2 176,5
Нижегородская область 2224,8 378,2
Новгородская область 1234,8 209,9 98,8
Новосибирская область 180,5
Омская область 162,2 76,3
Оренбургская область 411,4 193,6
Орловская область 223,4 105,1
Пензенская область 2516,4 427,8 201,3
Псковская область 2458,8 196,7
Ростовская область 2912,4 495,1
Рязанская область 1972,8 335,4 157,8
Самарская область 2516,4 427,8 201,3
Саратовская область 2516,4 427,8 201,3
Сахалинская область 1537,2 261,3
Свердловская область 1247,6 212,1 99,8
Смоленская область 1310,4 222,8 104,8
Тамбовская область
Тверская область 1234,8 209,9 98,8
Томская область 911,6 72,9
Тульская область 223,4 105,1
Тюменская область 146,9 69,1
Ульяновская область 2516,4 427,8 201,3
Челябинская область 1148,4 195,2 91,9
Читинская область 97,9 46,1
Ярославская область 982,8 167,1 78,6
Еврейская автономная область 1407,6 239,3 112,6
Агинский Бурятский автономный округ 97,9 46,1
Корякский автономный округ (с 01.07.07 - Камчатский край) 125,5
Ненецкий автономный округ 176,5
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 139,7 65,8
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Чукотский автономный округ 1059,6 180,1 84,8
Ямало-Ненецкий автономный округ 176,5

 


3) методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - "Методика"). Учитывая практически потребности читателей настоящего Комментария, приводит основные положения этой "Методики" (она вступила в силу с 31.05.07). Методика в частности устанавливает, что:

1) под упущенной выгодой (упомянутой в ст. 15 ГК, см. об этом выше) в данном случае понимается не полученные в результате нарушений лесного законодательства доходы от использования лесов.

Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - таксы).

При уничтожении или повреждении деревьев, кустарников и лиан вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров (п. 2, 3 Методики);

2) в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок плата за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км (п. 4. 5 Методики);

3) при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.

Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра.

Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;

в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (п. 7-9 Методики);

4) размер ущерба, исчисленный исходя из приведенных выше такс увеличивается в 2 раза в случае незаконной рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре и январе;

5) размер ущерба, причиненного деревьям (кустарникам), заготовка древесины которых не допускается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 "Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. N 13, ст. 1580), исчисляется как произведение такс, указанных в приложении N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, и объемов древесины (количества) уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустарников).

При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

3. О полномочиях госорганов и ОМСУ в области обеспечения возмещения вреда, причиненного нарушениями лесного законодательства см. коммент. к ст. 81-84 ЛК. О том, что вред подлежит возмещению несмотря на то, что лицо привлечено к уголовной или административной ответственности - см. коммент. к ст. 99 ЛК. О спорах, связанных с возмещением вреда - см. коммент. к ст. 101 ЛК.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.