Глава 13. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства Анализ ст. 99 показывает, что необходимо руководствоваться нормами действующего КоАП и УК при привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях лесного законодательства. Кроме того, последние (наряду с привлечением их к административной или уголовной ответственности) не освобождаются от обязанности по возмещении вреда, причиненного лесам (см. об этом подробный коммент. к ст. 100 ЛК), и по устранению выявленных нарушений лесного законодательства. Рассмотрим подробнее вопрос об ответственности указанных лиц. А. Административная ответственность лиц, виновных в нарушении лесного законодательства предусмотрена в ряде норм действующего КоАП, в частности, в: 1. Ст. 8.24 (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что за нарушение порядка предоставления гражданам и ЮЛ лесов для их использования (как с предоставлением лесных участков, так и без их предоставления) - на должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 3000 рублей. Характеризуя это нарушение, следует сказать, что: 1) объектом данного административного правонарушения является установленный в ст. 9, 11, 71 ЛК порядок предоставления гражданам и ЮЛ лесов для их использования; 2) объективная сторона данного административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает порядок предоставления лесов: а) в постоянное (бессрочное) пользование (см. о том кому и в каком порядке леса предоставляются в постоянное бессрочное пользование ст. 9, 71 ЛК); б) в безвозмездное (срочное) пользование, а в ряде случаев - в пожизненное наследуемое владение; в) в аренду (см. о порядке предоставления лесных участков в аренду, о договорах аренды лесного участка коммент. к ст. 72-74 ЛК). Кроме того, объективная сторона данного правонарушения охватывает и случаи, когда лесной участок не предоставляется, но тем не менее порядок предоставления лесов - нарушен. Примером могут служить нарушение порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений (см. об этом коммент. к ст. 75-80 ЛК). Оконченным данное административное правонарушение считается с момента совершения. Чаще всего оно совершается путем активного поведения виновного (т.е. в виде предпринятых им неправомерных действий), хотя возможны и случаи его отвержения путем бездействия (например, если с победителем аукциона по продаже права на заключение договора купли - продажи лесных насаждений виновный уклоняется от заключения договора); 3) субъектом данного административного правонарушения являются не только должностные лица госорганов и ОМСУ (когда нарушается порядок предоставления лесов, находящихся в государственной или муниципальной собственности), но и должностные лица организаций (напомним, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП к должностным лицам относятся и руководители, иные лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и других организациях), например, если последние нарушают порядок предоставления лесного участка (находящегося в ее собственности) в аренду; 4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется лишь умыслом: виновный осознает, что нарушает установленный порядок предоставления лесов; предвидит неблагоприятные последствия, которые наступили для граждан и ЮЛ и желает их наступления (прямой умысел) либо относится к ним безразлично, сознательно допускает наступление таких последствий (косвенный умысел). 2. Ст. 8.25 (с учетом ее новой редакции, которая была введена Законом N 201). Она предусматривает, что нарушение правил заготовки древисины - влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - в размере от 1000 до 2000 руб.; на ЮЛ - от 10000 до 20000 руб. Карается также нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений (это влечет за собой административный штраф на граждан - в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб., на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 руб.). За нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных к употреблению в пищу лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов -размер административного штрафа составляет - для граждан 100 до 300 руб.; для должностных лиц - от 300 до 500 руб., для ЮЛ - от 3000 до 5000 руб.). Данная статья устанавливает наложение административного штрафа (на граждан - в размере от 400 до 500 руб., на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на ЮЛ - в размере 5000 до 10000 руб.) и за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка; договора купли-продажи лесных насаждений; договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Систематическое толкование ст. 7, 11, 71-80, 99 ЛК и ст. 8.25 КоАП показывает, что: 1) объектом административных правонарушений предусмотренных в ст. 8.25 КоАП, является установленные в ст. 25-48 ЛК правил использования лесов; 2) объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного: а) в ч. 1 ст. 8.24 КоАП состоит в том, что виновный нарушает установленный в ст. 29, 35 ЛК правила заготовки древесины (в т.ч. и гражданами для собственных нужд); б) в ч. 2 ст. 8.25 КоАП состоит в том, что виновный нарушает предусмотренный в ст. 16, 17 ЛК правила проведения рубок (в т.ч. сплошных, выборочных, иных) лесных насаждений (деревьев, кустарников и т.д.); в) в ч. 3 ст. 8.25 КоАП состоит в том,ч то виновный нарушает предусмотренные в ст. 31, 34, 35, 39 ЛК правил заготовки живицы, пищевых лесных ресурсов (например плодов, ягод, грибов и др.), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (например, береста, кора деревьев, хвороста, еловой лапы и др.); г) в ч. 4 ст. 8-25 КоАП состоит в том, что виновный (например, арендатор) использует леса с нарушением условий договора аренды лесного участка, договор безвозмездного срочного пользования лесного участка и т.д., т.е. нарушает правила ст. 9, 71-80 ЛК и условия соответствующего договора. Данные административные правонарушения совершаются в форме действий и крайне редко - путем бездействия (например, при несоблюдении условий договора). Оконченными они считаются с момента отвержения; 3) субъектами этих административным правонарушений могут быть и граждане (в т.ч. ИП) и организации (в т.ч. и некоммерческие) и должностные лица (см. о них выше); 4) субъективная сторона данных правонарушений характеризуется только наличием умысла (см. об этом выше): невозможно их совершить по неосторожности. 3. Ст. 8.26 КоАП (с учетом изменений и дополнений, внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас скота без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных влечет за собой наложение административных штрафов на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на ЮЛ - в размере от 3000 до 5000 руб. Самовольная заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и др. недревесных ресурсов - наказывается конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования (впрочем конфискация может и не применяться - вопрос о его применении разрешается судьей, исходя из учета всех обстоятельств дела) с обязательным наложением штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб.; на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 руб. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, где это запрещено либо неразрешенными способами или приспособлениями либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено - может повлечь за собой конфискацию орудия свершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования и наложение штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц от 500 до 1000 руб.; на ЮЛ - от 5000 до 10000 руб. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.26 показывает, что: 1) объектом данного правонарушения является установленный порядок использования лесов, а также правила использования лесов для ведения сельского хозяйства; 2) объективная сторона правонарушений, предусмотренных в: а) ч. 1 ст. 8.26 состоит в том, что виновный осуществляет (при отсутствии у него соответствующих разрешений) сенокошение (т.е. заготовку сена как для домашнего скота, так и для колхозного, совхозного скота, для скота крестьянского фермерского хозяйства, агрофирмы и т.п.) или выпас скота. Данный состав охватывает и случаи, когда сенокошение (выпас) производится: на запрещенных для этого участках (они обычно определяются лесничествами и лесничими). Не имеют значения причины запрета (особо ценная трава, предохранение почв и т.п.) - главное, что запрет есть и виновный об этом знает; на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в этот фонд. При этом данное административное правонарушение налицо тогда, когда выпас скота осуществляется: - без пастуха (следует учитывать, что в качестве такового могут выступить и члены его семьи, например, 12-летний сын крестьянина); - без привязи (к дереву, специальному месту и т.п.); - с нарушением сроков или норм выпаса (они устанавливаются для того, чтобы предохранить пастбище от чрезмерной эксплуатации от истощения, что приведет к невозможности воспроизводства трав); б) в ч. 2 ст. 8.26 состоит в том, что виновный самовольно (т.е. без разрешения органов лесоохраны, в обход условий договора аренды, концессии) собирает, портит, уничтожает лесную подстилку, мох, лишайники или покров болот иные недревесные лесные ресурсы; в) в ч. 3 ст. 8.26 состоит в том, что виновный (на участках, где это прямо запрещено, например, условиями договора, лесного билета, концессии (либо допускается только при наличии лесного билета) или неразрешенными способами): - размещает ульи и пасеки. В практике возникает вопрос: применяют ли правила ч. 3 ст. 8.26, когда ульи утром доставляются на участок, а вечером увозятся? Да, и в этом случае наступает административная ответственность по правилам ст. 8.26 КоАП; - собирает (для личных нужд) либо сдает (продает) дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды, лекарственные и пищевые продукты и т.п. Данное правонарушение налицо и тогда, когда упомянутые действия (по сбору, заготовке и т.п.) совершаются либо с превышением установленных объемов, либо с нарушением установленных сроков, либо в отношении растений, сбор, заготовка, продажа которых запрещены. Все указанные выше правонарушения считаются оконченными с момента совершения любого из упомянутых в ст. 8.26 действий. 3) субъектами правонарушений, предусмотренных в ст. 8.26, являются: и граждане (в т.ч. ИП), и должностные лица, и ЮЛ. 4) субъективная сторона всех перечисленных выше административных правонарушений характеризуется лишь прямым умыслом: виновный осознает, что нарушает установленные порядок и правила - использованием лесов, предвидит, что в результате этого наступят неблагоприятные последствия (например, будет уничтожен мох) и желает наступления таких последствий. 4. Ст. 8.27 КоАП (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она устанавливает, что нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на ЮЛ - от 3000 до 5000 рублей. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.27 КоАП показывает, что: 1) объектом данного административного правонарушения являются установление правил лесовосстановления и ухода за лесами; 2) объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ст. 8.27, состоит в том, что виновный нарушает правила, установленные в области: - воспроизводства (простого или расширенного) породного состава лесов (например, леса лиственные, хвойные); - улучшения состава лесов иные правила ухода за лесами (в т.ч. и внутри данной породы), их состояния (например, с помощью санитарных рубок, высадки); - повышения продуктивности лесов (т.е. увеличения количества взрослых деревьев и молодняка за определенный период, выхода готовых лесов и порода и т.п.); - семеноводства (в т.ч. селекции, выращивания особых сортов, введения новых видов семян, их подвидов и т.п.) лесных растений (не только деревьев, но и трав, цветов, ягод и т.п.). Оконченными эти правонарушения считаются с момента совершения соответствующих действий (или бездействия, например, несоблюдение порядка проведения санитарных вырубок, правил лесоразведения); 3) субъектами данного правонарушения признаются граждане (включая ИП), должностные лица и ЮЛ; 4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины (например, если виновный по своей небрежности пропускает установленные сроки для ухода за лесами, не выдерживает технологию семеноводства и т.д.). 5. Ст. 8.28 КоАП (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что незаконная рубка деревьев, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан - влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц - в размере от 2000 до 3000 рублей; на ЮЛ - от 20000 до 30000 рублей. Если эти действия были виновным совершены с применением автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники (в случае, если это не влечет за собой уголовную ответственность), то они влекут за собой конфискацию орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, а также наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, на ЮЛ от 30000 до 40000 рублей. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.28 КоАП показывает, что: 1) объектом данного административного правонарушения является установленный порядок проведения рубок леса, а также правила охраны лесных насаждений; 2) объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила ст. 16, 17 ЛК (см. коммент. к ним), приказы МПР, иные акты, посвященные охране лесных насаждений. При этом виновный незаконно проводит рубку леса. Речь идет о любых видах рубки леса (санитарная рубка, сплошная рубка для реконструкции, выборочная рубка, специальная рубка и т.п.), деревьев (в лесах лесного фонда, в иных лесах), а равно кустарников молодняка (т.е. поросли молодого леса, деревьев, подроста) лиственного происхождения, лесных культур, иных культивируемых в лесах растений, самосева (т.е. растений, которые вырастают не с помощью искусственного посева, а в связи с естественным осыпанием на землю семян самого растения), сеянцев, саженцев (т.е. деревьев, растений, специально посеянных высаженных человеком) в лесах, питомниках, на плантациях. Кроме того, виновный повреждает (речь идет о механических, химических и т.п. повреждениях) лесные насаждения, выкапывает их (в т.ч. в целях пересадки на других землях, в целях продажи и т.п.). Еще более опасны указанные действия, если виновный применяет различные виды техники (например, экскаваторы, тракторы, автомобильные лебедки и иную автомототехнику, лесоперерабатывающую технику и т.д.). Оконченными указанные административные правонарушения считаются с момента совершения любых из перечисленных выше действий (ибо путем бездействия - эти правонарушения не могут быть совершены); 3) субъектами этих правонарушений могут быть и граждане (в т.ч. ИП), и должностные лица, и ЮЛ; 4) субъективная сторона их характеризуется наличием только прямого умысла: виновный осознает, что совершает незаконную рубку леса, предвидит такие последствия и желает их наступления. 6. Ст. 8.29 КоАП. Она устанавливает, что уничтожение (в т.ч. в лесах) или разорение муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных - влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Анализ ст. 99 ЛК и ст. 8.29 позволит сделать следующие выводы: 1) объектом данного правонарушения являются правила охраны мест обитания животных (в т.ч. в лесах); 2) объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный уничтожает (разрушает, заливает водой, зарывает, совершает наезд транспортным средством, затаптывает и т.п.) муравейники, гнезда птиц, норы (например, енотов, нутрий, других грызунов), любые другие места обитания животных (речь идет о расположенных в лесах естественных местах их обитания, а равно местах, специально созданных для диких животных человеком в целях предохранения их от гибели). Оконченным оно считается с момента совершения действий по уничтожению; 3) субъектом анализируемого правонарушения могут быть не только граждане, но и должностные лица и ЮЛ; 4) субъективная сторона этого правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины; 5) анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 8.29, показывает, что: - допускается применение предупреждения или административного штрафа; - оба эти наказания относятся к основным. При этом штраф (предупреждение) может быть назначен, например, уполномоченным в области использования, охраны и защиты лесов органом. 7. Ст. 8.30 КоАП (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201). Она устанавливает, что уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов и пастбищ влечет за собой наложение административного штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 рублей, на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 рублей. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.30 КоАП показывает, что: 1) объектом данного административного правонарушения являются правила охраны лесной инфраструктуры, предусмотренной в ст. 13, 21, 44, 45 ЛК (см. коммент. к ним); 2) объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный уничтожает (полностью приводит в непригодное состояние, выводит из строя и т.п.) либо повреждает (делает частично непригодными для использования по назначению): - сенокосы и пастбищные угодья (места, покрытые травой, мхом и т.п. естественными кормами для животных); - мелиоративные системы (например, устройства для орошения лесных участков); - дороги на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд или иные объекты лесной инфраструктуры (склады, строения и т.д.). Оконченным это правонарушение считается с момента совершения любого из упомянутых действий; 3) субъектами анализируемого правонарушения являются (могут быть): - граждане (в т.ч. и ИП); - должностные лица (см., например, если тракторы организации разрушили дорогу; 4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется или умыслом, или неосторожной формой вины; 5) статья 8.30 допускает лишь один вид наказания - административный штраф. Штраф назначается уполномоченным в области использования, охраны и защиты лесного фонда. 8. Ст. 8.31 КоАП. Она (с учетом изменений, внесенных Законом N 201) устанавливает, что нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет за собой наложение административного штрафа на граждан - в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - в размере от 500 до 1000 руб.; на ЮЛ - в размере от 5000 до 10000 рублей. За загрязнение лесов сточными водами, химикатами, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса - влечет наложение административного штрафа на граждан - в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц - в размере от 2000 до 5000 рублей, на ИП - от 2000 до 5000 рублей, на ЮЛ - от 20000 до 100000 рублей. Кроме того, деятельность ИП и ЮЛ может быть приостановлена судьей на срок до 90 суток. Если указанные действия по загрязнению лесов и иному негативному воздействию на леса совершаются в защитных лесах и на особо защитных участков лесов - то это влечет за собой наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей, на ЮЛ - в размере от 40000 до 100000 рублей. Кроме того, судья может вынести решение о приостановлении деятельности ИП и ЮЛ на срок до 90 суток. Анализ ст. 99 ЛК и ст. 8.31 позволяет сделать следующие выводы: 1) объектом административных правонарушений предусмотренных в ст. 8.31 являются правила санитарной безопасности в лесах (см. о них подробный коммент. к ст. 55 ЛК); 2) объективная сторона правонарушения, предусмотренного в: а) ч. 1 ст. 8.31 состоит в том, что виновный нарушает требования санитарных правил в лесах (они издаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со ст. 55 ЛК, а также с Законом об охране окружающей среды и Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, см. например, Правила санитарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.07 N 414). Оконченным оно считается с момента нарушения правил и может быть совершено как в форме действия, так и бездействия (например, не соблюдены требования санитарных правил); б) ч. 2 ст. 8.31 состоит в том, что виновный загрязняет леса сточными (в т.ч. и канализационными) водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами (в т.ч. и естественного происхождения) либо промышленными (например, отходы химического завода) или бытовыми отходами или выбросами. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных действий. В практике возникает вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31 (где речь идет о том, что административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 8.31, может быть совершено и в форме бездействия)? Противоречие очевидно: невозможно себе представить ситуацию, когда можно загрязнить леса сточными водами, отходами, выбросами и т.п. в результате бездействия: наоборот, эти последствия являются результатом активного поведения виновного; в) в ч. 3 ст. 8.31 состоит в том, что виновный совершает действия (бездействия) по загрязнению лесов (по иному негативному воздействию на них) в защитных и особо защитных участках лесов. В соответствии со ст. 102-107 ЛК (см. коммент. к ним) к таким лесам и участкам лесов, относятся в частности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов. леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитарной) охраны курортов; особое ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки. Оконченным административное правонарушение предусмотренное в ч. 3 ст. 8.31 является с момента совершения указанных действий (бездействия); 3) субъектами административных правонарушений, предусмотренные в ст. 8.31 - являются и граждане (в т.ч. ИП) и должностные лица и ЮЛ; 4) субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется наличием умысла. 9. 8.32 КоАП. Она предусматривает, что за нарушение правил пожарной безопасности в лесах налагается административный штраф: на граждан - в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц - в размере от 2000 до 3000 руб., на ЮЛ - в размере от 20000 до 30000 руб. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 8.32 КоАП показывает, что: 1) объектом данного административного правонарушения являются правила пожарной безопасности в лесах (см. о них подробный коммент. к ст. 53 ЛК); 2) объективная сторона этого правонарушения состоит в том, что виновный нарушает нормы ст. 53 ЛК и утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.07 N 417 "Правил пожарной безопасности в лесах". Данное правонарушение чаще всего совершается путем бездействия (виновный игнорирует, не соблюдает указанные правила) хотя оно может быть совершено и в форме действий. В любом случае оконченным оно считается с момента совершения; 3) субъектами административного правонарушения предусмотренные в ст. 8.32 являются и граждане (в т.ч. ИП) и должностные лица и ЮЛ; 4) субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться и умыслом и неосторожностью (например, виновный полагал, что легко сумеет потушить костер, однако это ему не удалось). В любом случае административная ответственность - наступает. Б. Уголовная ответственность лиц, виновных в нарушении лесного законодательства предусмотрен в нормах действующего УК, в частности в: 1. Ст. 260 УК (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 201) незаконная рубка, а равно повреждение (до степени прекращения роста) лесных насаждений или не отнесенных к последним деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния причинили значительный ущерб, наказывается штрафом в размере до 40000 руб., или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до 3 месяцев, либо лишением прав занимать определенные должности или прав заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. Те же деяния, совершенные группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере - наказывается строже (например, штрафом в размере до 20000 рублей, лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и др.). Наконец, если эти деяния совершены в особо крупном размере; либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой лиц, то наказание - еще более строгое. Виновный, в частности может быть оштрафован в размере от 100000 рублей до 500000 рублей; лишен свободы на срок до 3 лет с лишением прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и т.д. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 260 УК показывает, что: 1) объектом данного преступления является установленный в ст. 16, 17 ЛК порядок осуществления рубок лесных насаждений; 2) объективная сторона данного деяния состоит в том, что виновный: а) нарушает установленные правила рубок лесных насаждений (выборочных, сплошных и т.д.); б) совершает это нарушение: - либо в значительном размере. Иначе говоря деяние причиняет ущерб причиненный лесным насаждениям размер которого (определенный в соответствии с Постановлением РФ от 08.05.07 N 273 "Об исчислении размера вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", см. об этом подробный коммент. к ст. 100 ЛК); превышает 10000 рублей; - либо в крупном размере (в этом случае ущерб, указанный выше - превышает 100000 руб.) или в особо крупном размере (в этом случае - размер этого ущерба превышает 250000 руб.). Отягчающими вину обстоятельствами (за это наступает более суровое наказание) также являются совершение данного деяния группой лиц или с использованием своего служебного положения, а особо отягчающими вину обстоятельствами признаются совершение деяния группой лиц по предварительному сговору лиц или организованной группой лиц. Оконченным данное преступление считается с момента совершения действий по рубке лесных насаждений. Оно может быть совершено только в форме действий. Для наступления уголовной ответственности по ст. 260 УК обязательно необходимо наступление ущерба (хотя бы значительно, не говоря уже о крупном или особо крупном размере). 2. Ст. 261 УК (с учетом изменений внесенных в нее Законом N 201). Она предусматривает, что уничтожение или повреждение лесных насаждений или иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказываются штрафом в размере до 200000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осуществленного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия - наказываются штрафом в размере от 100000 руб. до 300000 руб., или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10000 до 100000 рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 месяца до 1 года. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 261 УК показывает, что: 1) объектом деяния является установленный порядок охраны и защиты лесных насаждений, а также правила пребывания в лесах: 2) объективная сторона преступления предусмотренного в: а) части 1 ст. 261 УК состоит в том, что виновный уничтожает (т.е. полностью ликвидирует) или повреждает (например, обрезает часть ветвей, колет ствол, сжигает крону деревьев и т.д.) лесные насаждения (в т.ч. деревья, кустарники) в результате неосторожного обращения: - с огнем (например, путем разведения костров в неположенных местах, не потушив разведенный костер и т.д.); - с иными источниками повышенной опасности (например, задев трактором кустарники, повредив грузовыми автомобилями молодняк деревьев и т.д.); б) части 2 ст. 261 УК состоит в том, что виновный совершает указанные выше действия путем: - поджога (в данном случае виновный не только разводит, например, костер, но делает это с целью поджога лесных насаждений, либо специально поджигает сухой валежник, чтобы вызвать лесной пожар и т.д.); - применения иного общеопасного способа (например, с помощью взрывов уничтожает значительные массивы лесных насаждений, распрыскивает в лесу химикаты, которые вызывают гибель и лесов и животных и т.д.); - загрязнения (например, радиоактивными отходами, горюче-смазочными материалами, бытовым или промышленным мусором и т.д.); - иные негативные воздействия (т.е. перечень форм воздействия на лесные насаждения способных вызвать их гибель и повреждение - оставлен открытым. Оконченным данное преступление считается с момента наступления любого из указанных выше последствий (т.е. уничтожения или повреждения лесных насаждений). Оно совершается только в форме действия: 3) субъектом преступления, предусмотренного в ст. 261 может являться и "обычный" гражданин и ИП, и должностное лицо; 4) субъективная сторона деяния, предусмотренного: а) в части 1 ст. 261 УК - характеризуется только неосторожной формой вины: виновный не осознает и не предвидит, что его действия могут повлечь уничтожение или повреждение лесных насаждений (преступная небрежность) или осознает и предвидит эти последствия, но самонадеянно, легкомысленно рассчитывает их предотвратить (преступное легкомыслие); б) в части 2 ст. 261 УК - характеризуется только прямым умыслом: виновный осознает, что путем поджога, загрязнения лесов и т.п. лес будет поврежден или уничтожен предвидит эти последствия и желает их наступления. Поэтому и ответственность в данном случае - более суровая; 3) ст. 262 УК. Она устанавливает, что нарушения режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба - наказывается штрафом до 200000 рублей или в размере зарплаты (основного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет. Систематическое толкование ст. 99 ЛК и ст. 262 УК показывает, что: 1) объектом преступления предусмотренного в ст. 262 является установленный режим охраны и защиты заповедников, заказников и т.п. территорий перечисленных выше; 2) объективная сторона данного деяния состоит в том, что виновный нарушает (т.е. не соблюдает, или действует вопреки его требованиям) режим особо охраняемых государством природных территорий (а к ним относятся и леса, расположенные, например, на особо охраняемых природных территориях, и особо защитные леса и др. см. об этом коммент. к ст. 102-107 ЛК) и причиняет тем самым значительный ущерб (о том, относится ли ущерб к "значительному" - нужно судить исходя из учета фактических обстоятельств). Оконченным данное преступление считается с момента причинения упомянутого "значительного ущерба". Они совершаются либо в форме действий, либо путем бездействия; 3) субъектом данного преступления могут являться и "обычные" граждане, и ИП и должностные лица; 4) субъективная сторона данного деяния обычно характеризуется умыслом (ибо трудно себя представить, чтобы лицо "по неосторожности" нарушило указанный выше режим).
Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства 1. В соответствии со ст. 100 лица (в т.ч. и граждане, и ИП, и ЮЛ) причинившие вред лесам (любой имеется в виду вред, см. о видах вреда - коммент. к ст. 99 ЛК) возмещает этот вред: 1) добровольно (даже если вред будет причинен по неосторожности). Это означает, что лицо вносит соответствующие денежные средства, передает определенное имущество, совершает иные действия направленные на возмещение вреда; 2) в судебном порядке (если они добровольно не желают возместить вред). При этом спор о возмещении вреда рассматривается: а) либо в суде общей юрисдикции (если вред причинен "обычным" гражданином); б) либо в арбитражном суде (если вред причинило ЮЛ, или ИП, в процессе осуществления им предпринимательской деятельности). Возмещению подлежат убытки (они представляют собой расходы, которые были понесены для устранения последствий причинения вреда, а равно упущенную выгоду, т.е. доходы, которые могли быть получены, если бы лесам не был причинен вред, ст. 15, 393 ГК). 2. В соответствии с ст. 100 таксы и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Во исполнение ст. 100, Правительство РФ приняло постановление от 08.05.07 N 273. Этим постановлением были утверждены: 1) таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушений лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается. Учитывая практические потребности читателей настоящего Комментария и малую доступность этих такс, приводим их в следующей таблице:
2) таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарников заготовки древесины - которых не допускается. Учитывая практические потребности "Комментария" приводим и эти таксы:
3) методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - "Методика"). Учитывая практически потребности читателей настоящего Комментария, приводит основные положения этой "Методики" (она вступила в силу с 31.05.07). Методика в частности устанавливает, что: 1) под упущенной выгодой (упомянутой в ст. 15 ГК, см. об этом выше) в данном случае понимается не полученные в результате нарушений лесного законодательства доходы от использования лесов. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - таксы). При уничтожении или повреждении деревьев, кустарников и лиан вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров (п. 2, 3 Методики); 2) в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок плата за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км (п. 4. 5 Методики); 3) при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности. Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства. Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается: в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах и на особо защитных участках эксплуатационных лесов; в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (п. 7-9 Методики); 4) размер ущерба, исчисленный исходя из приведенных выше такс увеличивается в 2 раза в случае незаконной рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре и январе; 5) размер ущерба, причиненного деревьям (кустарникам), заготовка древесины которых не допускается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 "Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. N 13, ст. 1580), исчисляется как произведение такс, указанных в приложении N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, и объемов древесины (количества) уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустарников). При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных. 3. О полномочиях госорганов и ОМСУ в области обеспечения возмещения вреда, причиненного нарушениями лесного законодательства см. коммент. к ст. 81-84 ЛК. О том, что вред подлежит возмещению несмотря на то, что лицо привлечено к уголовной или административной ответственности - см. коммент. к ст. 99 ЛК. О спорах, связанных с возмещением вреда - см. коммент. к ст. 101 ЛК.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|