Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 15. Защитные леса и особо защитные участки лесов



 

Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов

1. Анализ норм ст. 102 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в ст. 102 дается легальное определение защитных лесов. Последние:

а) подлежат освоению (см. об этом понятии, подробный коммент. к ст. 12 ЛК) в целях сохранения средообразующих, водоохранных, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что такое использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями;

б) делятся на категории, которые исчерпывающим образом перечислены в пунктах 1-4 части 2 ст. 102. Нельзя этот перечень расширять (даже путем издания законов субъектов РФ или федеральных законов);

в) не включают в свой состав особо защитные участки лесов (см. о них ниже);

2) в соответствии со ст. 8 Закона N 201 леса, которые до 01.01.07 признавались лесами первой группы и категории защитности лесов первой группы после 01.01.07 признаются соответственно защитными лесами и категориями защитных лесов, указанных в ст. 102 ЛК;

3) в соответствии со ст. 11 Закон о переводе лесов (с учетом внесенных в нее Законом N 201 изменений) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами или земельных участков в составе таких земель (за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель) в земли других категорий разрешается только в случаях:

а) организации особо охраняемых природных территорий;

б) установления или изменения черты поселений;

в) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земле других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае размещения аэродромов.

2. "Особо защитные участки лесов" (упомянутые в ст. 102):

1) следует отличать от такого правового понятия как "лесной участок" (см. об этом подробный коммент. к ст. 7 ЛК);

2) неичерпывающим образом перечислены в пунктах 1-7 части 3 ст. 102. Законодательство допускает, что к "особо защитным участкам лесов" - могут быть отнесены и другие участки (в соответствии с нормами законодательства);

3) могут быть выделены (с определением их границ, с обособлением от других участков) не только из защитных лесов но и из эксплуатационных лесов (см. последние коммент. к ст. 108 ЛК). Однако в других категориях лесов (например, в резервных лесах, см. об этом коммент. к ст. 109 ЛК) - такие участки не могут быть выделены;

4) выделяется (с определением их границ) госорганами (в т.ч. федеральными) и ОМСУ, с учетом их полномочий, указанных в ст. 81-84 ЛК. Они же вправе относить леса к ценным лесам.

3. О правовом режиме:

1) лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях - см. коммент. к ст. 103 ЛК;

2) лесов, расположенных в водоохранных зонах - см. коммент. к ст. 104 ЛК;

3) лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - см. коммент. к ст. 105 ЛК;

4) ценных лесов - см. коммент. к ст. 106 ЛК;

5) особо защитных участков лесов - см. коммент к ст. 107 ЛК.

 

Статья 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях

1. Применяя правила ст. 103 нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) в них неисчерпывающим образом перечислены как сами особо охраняемые природные территории, так и леса расположенные на таких территориях. Наряду с лесами и территориями прямо указанными в ст. 103 к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся и другие леса (территории) предусмотренные нормами федеральных законов (но не законов субъектов РФ и не в положениях иных правовых актах); о примерах таких законов, см. ниже;

2) особо охраняемые территории (упомянутые выше) относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в собственности всей РФ, или субъекта РФ, или в муниципальной собственности. В случаях прямо предусмотренных федеральными законами допускается включение в состав таких территорий и земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и ЮЛ. В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли (в т.ч. и занятые лесными насаждениями), которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное ценное значение. Они могут быть изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использования и оборота (в порядке установленном нормативными правовыми актами госорганов и ОМСУ). Для них установлен особый правовой режим. В соответствии со ст. 10 Закона о переводе земель, перевод земель особо охраняемых территорий и лесов, расположенных на них, равно как отдельных лесных участках в составе таких земель в другую категорию - осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы (и иных установленных федеральными законами экспертиз) в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению (в виду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения) - невозможно. При этом перевод земель лесного фонда земельных защитными лесами или земельных участков в составе таких земель (за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны или земельных участков в составе таких земель) в земли других категорий разрешается, в частности и в случае организации особо охраняемых природных территорий. Аналогично решается вопрос и о переводе земель водного фонда - их также можно переводить в земли иных категорий в случаях создания особо охраняемых территорий (ст. 11, 12 Закона о переводе земель);

3) государственные и природные заповедники (упомянутые в ст. 103) - это природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов (в т.ч. и в лесах) и явлений, генетического фонда растительности и животного мира в лесах, отдельных видов и сообществ растений и животных, других экологических систем (в т.ч. лесов). На их территориях полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (в т.ч. леса), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природы, или редкие ландшафты, места сохранения - фонда растительного и животного мира.

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников запрещается проведение видов деятельности и действий:

а) прямо перечисленных в части 2 ст. 103 (рубок лесных насаждений, в т.ч. в ряде случаев и выборочных рубок);

б) предусмотренных в нормах:

других федеральных законов (см. например, об этом ст. 6, 9 Закона о природных территориях.

Особой разновидностью государственных природных заповедников являются государственные природные биосферные заповедники. Они входят в систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К ним могут быть присоединены (в той мере, в какой это не разрушает и не истощает лес, лесные ресурсы, животный мир в лесах) территории биосферных полигонов, в т.ч. с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования, ст. 10 Закона о природных территориях);

4) национальные парки (упомянутые в ст. 103) - являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты (в т.ч. леса, лесные участки), имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования этих лесов в природоохранных, просветительных, научных и культурных целях, а также для регулируемого туризма. Они относятся к федеральной собственности. В лесах, расположенных в национальных парках запрещается деятельность (осуществление действий):

а) прямо указанных в части 3 ст. 103 (сплошных рубок);

б) предусмотренных в ст. 12, 15 Закона о природных территориях (в т.ч. в ряде случаев по заготовке древесины, по заготовке живицы, промысловая охота и т.д.);

5) природные парки (упомянутые в ст. 103) являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты (в т.ч. леса, лесные участки) имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительных и рекреационных целях. В лесах, расположенных на территориях природных парков запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанные в части 3 ст. 103 (т.е. сплошные рубки лесных насаждений);

б) перечисленные в ст. 18, 20 Закона о природных территориях;

6) государственные природные заказники (также упомянутые в ст. 103) - это территории имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов (в т.ч. лесов) или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль в т.ч. комплексными или ландшафтными (они предназначены для сохранения и восстановления лесов и иных природных ландшафтов) ботаническими и зоологическими (они предназначены для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных) и др.

В лесах, расположенных на территориях национальных природных заказников запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанных в ч. 3 ст. 103;

б) перечисленных в ст. 22-24 Закона о природных территориях;

7) памятники (также указанные в ст. 103) - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы (в т.ч. леса, лесные участки), а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут быть федерального, регионального значения. В лесах, расположенных на территориях памятников природы запрещается деятельность (совершение действий):

а) прямо указанных в части 3 ст. 103;

б) перечисленных в ст. 25-27 Закона о природных территориях;

8) к лесам, расположенным в иных особо охраняемых природных территориях; относятся в частности, леса, расположенные в:

а) дендрологических парках и ботанических садах. Они являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений (в т.ч. и лесных) в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной, просветительской деятельности (ст. 28-30 Закона о природных территориях);

б) лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Они представляют собой территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладают природными лечебными ресурсами (в т.ч. лесными) (ст. 31, 32 Закон о природных территориях).

2. Анализ положений частей 4-6 ст. 103 показывает, что:

1) в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях сплошные рубки лесных насаждений:

а) по общему правилу - запрещены;

б) разрешаются лишь в случаях предусмотренных отдельными федеральными законами. Особенности проведения выборочных и сплошных рубок в таких лесах определяются положениями (они должны быть утверждены в отношении каждого вида особо охраняемых природных территорий, это предусмотрено в ст. 6, 12, 19, 22, 26 Закона о природных территориях);

2) в указанных выше лесах (за исключением лесов, расположенных на территориях биосферных полигонов) запрещается любое (т.е. в любых целях и в любых объемах, формах) использование токсичных химических препаратов;

3) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.15.07 N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений", на эту федеральную службу возложена функция по выдаче (на срок их действия до 01.01.08) лесорубочных билетов, ордеров и (или) лесных билетов, для выполнения лесохозяйственных работ в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

 

Статья 104. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах

1. Применяя нормы ст. 104 нужно учитывать, что:

1) водоохранные зоны (упомянутые в ст. 104) - представляют собой территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также для сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В их границах устанавливаются прибрежные защитные полосы (на территории последних вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности). Ширина водоохранной зоны (она обычно устанавливается от береговой линии, а при наличии ливневой канализации и набережных - границы прибрежных защитных полос - совпадают с парапетами набережных, а ширина водоохранной зоны устанавливается от парапета набережной):

а) рек или ручьев устанавливается от их истока в размере:

- 50 м - для рек и ручьев протяженностью до 10 км;

- 100 м - для рек и ручьев протяженностью от 10 км до 50 км;

- 200 м - для рек и ручьев протяженностью от 50 км и более.

Если протяженность рек и ручьев составляет менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны рек истоков реки и ручьев устанавливается в размере 50 м;

б) озера, водохранилища (за исключением озера, расположенного внутри болота или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. километра) - устанавливается в размере 50 м;

в) озеро "Байкал" - устанавливается в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.05.99 N 94 "Об озере Байкал" (она доходит до 200 км на запад и северо-запад от самого озера);

г) моря (речь идет о морях, омывающих берега РФ) - составляет 500 м.

Водохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов. Для рек (их частей) помещенных в закрытые коллекторы - водоохранные зоны не устанавливаются. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м - для обратного или путевого уклона; 40 м - для уклона до 3 градусов; 50 м - для уклона 3 и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовки рыб и т.д.) устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель (ст. 65 Водного кодекса);

2) в лесах, расположенных в водоохранных зонах запрещается:

а) проведение сплошных рубок, или действия, прямо указанные в ч. 1 ст. 104;

б) осуществление деятельности или действий, указанных в ст. 65 Водного кодекса. В частности, в таких лесах запрещается:

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих, ядовитых веществ;

- использование сточных вод для удобрения лесов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений и т.д.

Кроме того, в прибрежных защитных полосах (и лесах, расположенных в границах таких полос) дополнительно запрещаются распашка земель, выпас скота, организация лесных лагерей и ванн для домашних животных, размещение отвалов размываемых грунтов.

2. Для правильного применения ст. 104 необходимо также иметь в виду следующее:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (а не госорганы субъекта РФ, даже если водоохранные зоны расположены на территории того или иного субъекта РФ) должен установить особенности:

а) использования (речь идет о любых видах использования, перечисленных в ст. 25-48 ЛК, см. коммент. к ним) лесов, расположенных в водоохранных зонах (в т.ч. и в прибрежных полосах);

б) охраны и защиты лесов (в т.ч., пожарной охраны, санитарной защиты и т.д. см. об этом коммент. к ст. 55-59 ЛК), расположенных в указанных зонах;

в) восстановления, а также ухода за лесами, лесоразведения, иных форм воспроизводства лесов (см. об этом коммент. к ст. 61-65 ЛК), расположенных в водоохранных зонах;

2) в настоящее время - такие особенности еще не установлены. В связи с этим необходимо:

а) руководствоваться правовыми актами принятыми до 01.01.07 и посвященными использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в водоохранных зонах;

б) применять указанные правовые акты лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201).

3. О том как определять границы водоохранных зон см. также коммент. к ст. 6 ЛК. О рубках лесных насаждений см. коммент. к ст. 16, 17 ЛК. Об использовании лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ иных искусственных водных объектов см. коммент. к ст. 44 ЛК. О полномочиях госорганов и ОМСУ по использованию лесов см. коммент. к ст. 81-84 ЛК.

 

Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

1. Анализ положений ст. 105 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) к "лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов" (а именно им посвящена ст. 105) относятся леса:

а) расположенные на землях природоохранного назначения (за исключением защитных лесов и лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий, см. о последних коммент. к ст. 104 ЛК);

б) расположенные в зеленых зонах (в т.ч. и на землях поселений) они обычно включаются в состав пригородных зон (ст. 86 Земельного кодекса);

в) расположенные в лесопарках (они после 01.01.07 признаются (наряду с лесничествами) основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов; лесопарки могут быть расположены не только на землях лесного фонда, но и на землях обороны и безопасности, на землях поселений, иных землях, см. об этом коммент. к ст. 23 ЛК);

2) в указанных выше лесах запрещается:

а) проведение сплошных рубок. Однако проведение выборочных рубок - разрешается и в данных лесах (см. о видах рубок и различиях между ними коммент. к ст. 16, 17 ЛК). Кроме того:

- если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения лесов и выполняемых ими функций - даже сплошные рубки - допускаются (часть 4, ст. 17 ЛК);

- разрешается проведение сплошных рубок в случаях установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса;

б) даже проведение выборочных рубок, если они проводятся в иных целях (нежели вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений). Цель вырубки должна быть подтверждена и документально оформлена перед началом выборочной рубки. В противном случае виновные могут быть привлечены к административной, имущественной или к уголовной ответственности (см. об этом коммент. к ст. 99, 100 ЛК);

в) проведение иных видов хозяйственной деятельности, поскольку такая деятельность запрещена нормами федеральных законов (см. например, ст. 97 Земельного кодекса);

3) в зеленых зонах (а они признаются одним из видов лесов, выполняющих функции защиты природных объектов и иных объектов) запрещаются:

а) виды использования лесов, исчерпывающим образом перечисленные в пунктах 1-5 части 3 ст. 105. Однако иные виды использования (см. о них коммент. к ст. 25-48 ЛК) лесов даже в зеленых зонах - разрешены. Аналогично разрешается вопрос и в отношении лесопарков;

б) другие виды хозяйственной деятельности - в той мере, в какой это запрещено нормами федеральных законов (например, Земельного кодекса, Водного кодекса), иных нормативно-правовых актов.

2. Для правильного применения ст. 105 нужно также учесть, что:

1) в соответствии со ст. 11 Закона N 201 до 01.01.08 лесхозы (ныне существующие) - подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. До их преобразования - лесхозы также должны соблюдать нормы ст. 105;

2) особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, указанных в ст. 105 - должен устанавливать уполномоченный федеральный госорган (даже если эти леса расположены на землях, находящихся в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности). До настоящего времени упомянутые "особенности" - еще не установлены. Подлежат применению ранее изданные нормативные правовые акты (но в части не противоречащей ЛК, ст. 13 Закона N 201).

3. О так называемых особо защитных участках лесов - см. коммент. к ст. 106 ЛК. О других видах защитных лесов см. коммент. к ст. 102 ЛК. О возможности перевода резервных лесов в категорию защитных лесов см. коммент. к ст. 109 ЛК.

 

Статья 106. Правовой режим ценных лесов

1. Ценные леса (а именно им посвящена комментируемая статья):

1) включает в себя следующие леса:

а) государственные (в т.ч. и общефедеральные) защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса (в т.ч. и искусственно разведенные в целях борьбы против водной, ветровой, иной эрозии);

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах (о действующих Перечнях лесорастительных зон и лесных районах, утвержденных приказом МПР от 28.03.07 N 68 см. коммент. к ст. 15 ЛК);

г) леса, имеющие научное или историческое значение (например, леса, в которых проводится научные исследования в области лесного семеноводства, разведения лесов);

д) орехово-промысловые зоны (в т.ч. и зоны по сбору грибов, ягод, иных лесных пищевых ресурсов);

е) лесные плодовые насаждения (например, леса, где выращиваются отдельные сорта данной группы), а также ленточные сборы (см. ст. 102 ЛК);

2) относятся к лесам, в которых запрещено проведение сплошных рубок деревьев, кустарников и иных лесных насаждений. Однако:

а) выборочные рубки (см. о видах рубок и различиях между ними коммент. к ст. 16, 17 ЛК) допускаются и в ценных лесах;

б) в виде исключения разрешается проведение сплошных рубок даже в ценных лесах, но лишь в той мере, в какой:

выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения лесов и выполнения ими полезных функций (часть 4 ст. 17 ЛК);

это вызвано обстоятельствами непреодолимой силы (пожары, наводнения, войны и т.п.).

2. В соответствии с ч. 2 ст. 106 особенности использования (речь идет о всех видах использования лесов, перечисленных в ст. 25-48 ЛК, см. коммент. к ним), охраны и защиты (в т.ч. например, санитарной защиты, охраны от радиационного загрязнения и т.п. см. коммент. к ст. 51-59 ЛК) воспроизводства (в т.ч. и в процессе лесовосстановления, ухода за лесами, см. об этом коммент. к ст. 61-65 ЛК) лесов должен устанавливать федеральный госорган (даже если сами ценные леса являются собственностью субъекта РФ или находятся в муниципальной собственности). В связи с этим нужно иметь в виду что:

1) до настоящего времени упомянутые выше "особенности" - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - не установил;

2) следует применять положения нормативных правовых актов, принятых до введения в действие ЛК (но лишь в той мере, в какой это не противоречит нормам ЛК, ст. 13 Закона N 201).

3. Для правильного применения норм ст. 106 необходимо также учитывать положения:

1) ст. 81-84 ЛК (о полномочиях госорганов (в т.ч. федеральных) и ОМСУ в т.ч. в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов);

2) ст. 8 Закона N 201 о том, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитности лесов, предусмотренными ст. 102 ЛК (в т.ч. в пункте 4 части 1 ст. 102 ЛК, посвященных ценным лесам);

3) ст. 15 Закона N 201 о том, что Правительство РФ должно до 01.07.07 издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений ЛК. Оно же может поручить уполномоченным федеральным органам исполнительной власти издать необходимые нормативные правовые акты.

См. коммент. к ст. 1, 2, 81-84 ЛК.

 

Статья 107. Правовой режим особо защитных участков лесов

1. Особо защитные участки лесов (а именно им посвящены нормы ст. 107):

1) включают в себя такие участки лесов, как:

а) берегозащитные (в т.ч. в отношении берегов рек, озер, ручьев) почвозащитные (в т.ч. и от засорения, заболочения) участки лесов (они могут относиться к лесам различных категорий), расположенных вдоль водных объектов (например, озер, водохранилищ), склонов оврагов;

б) опушки лесов (в т.ч. и в составе лесного фонда, и иных категорий), граничащих с безлесными пространствами (например, со степью);

в) постоянные (а не временно создаваемые и не сезонные) лесосеменные участки;

г) заповедные лесные участки (где растут деревья, кустарники, лианы, в сохранении которых заинтересовано общество, государство, отдельные граждане и организации);

д) участки лесов, с наличием реликтовых и эндемичных растений (независимо от их площади, количества, расположения);

е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных (например, занесенных в Красную книгу РФ или в Красную книгу субъекта РФ);

ж) другие особо защитные участки лесов. Систематический анализ ст. 107 и ст. 102 ЛК (см. коммент. к ней) показывает, что перечень особо защитных участков лесов - законодатель оставил открытым: федеральными законами и законами субъектов РФ к их числу могут быть отнесены (с учетом специфики данной местности, складывающийся экономической обстановки, глобальных процессов и т.п.) и другие участки лесов;

2) могут быть выделены и в защитных лесах и в эксплуатационных лесах: вывод основан на систематическом толковании норм ст. 107 с одной стороны и норм ст. 102, 108 ЛК - с другой стороны. Кроме того, они могут быть созданы и в резервных лесах. В практике возник вопрос, нет ли противоречий между нормами ст. 107 и ст. 102 ЛК (последние исходят из того, что особо защитные участки лесов могут быть выделены лишь в защитных лесах и в эксплуатационных лесах? Противоречие - очевидное и его нужно устранять. Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что в соответствии со ст. 109 ЛК (см. коммент к ней) использование резервных лесов допускается только после отнесения их к эксплуатационным лесам и к защитным лесам (а это означает, что даже те виды использования лесов, которые предусмотрены в ст. 107, в резервных лесах (до их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам) - не допускается. Видимо Верховному Суду РФ и ВАС РФ - целесообразно определить свои позиции по данному вопросу (чтобы избежать ошибок в ходе применения (в т.ч. судами!) положений ст. 102, 107, 109 ЛК). Впредь до этого следует руководствоваться (но лишь в той мере, в какой будет обеспечено соблюдение норм ст. 109 ЛК!) положениями ст. 107: в данном случае они имеют приоритет перед нормами ст. 102 ЛК (как правила специальные перед правилами общими);

3) следует отличать от т.н. лесных участков (см. об этом понятии коммент. к ст. 7 ЛК). В частности, на "лесном участке" могут быть выделены один или несколько "особо защитных участков лесов" (в т.ч. территориально обособленных друг от друга).

2. Применяя правила ст. 107 нужно также обратить внимание на то, что:

1) на заповедных лесных участках (а это одна из разновидностей особо защитных участков лесов, см. об этом выше) запрещается:

а) проведение не только сплошных, но и выборочных рубок деревьев, кустарников, лиан (см. о видах рубок и отличиях между ними коммент. к ст. 16, 17 ЛК);

б) осуществление деятельности несовместимой с их ценным назначением и полезными функциями (это прямо вытекает из положений части 5 ст. 102 ЛК);

2) на других особо ценных участках лесов (например, на берегозащитных участках лесов, на постоянных лесосеменных участках и т.д.):

а) проведение сплошных рубок лесных насаждений - по общему правам запрещено. Оно разрешается лишь в той мере, в какой осуществление выборочных рубок не обеспечивает замену лесных насаждений (например, деревьев), утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции на лесные насаждения, обеспечивающим сохранение целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК). В любом случае и осуществление сплошных рубок, и проведение выборочных рубок на таких участках лесов - допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках;

б) проведение выборочных рубок лесных насаждений - по общему правилу - разрешается. Однако и такие рубки запрещены, если они осуществляются для целей, не связанных с вырубкой погибших (в т.ч. засохших, сгоревших после удара молнии и т.д.) либо поврежденных (с учетом степени повреждения) лесных насаждений;

в) осуществление деятельности несовместимой с целевым назначением и полезными функциями данных участков лесов - не допускается;

3) установление границ особо защитных участков лесов, а также отнесение того или иного участка к таковым - осуществляют госорганы (в т.ч. федеральные) с учетом их полномочий (см. об этом коммент. к ст. 81-84 ЛК).

3. В соответствии с ч. 2 ст. 107 лишь на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (даже если сам особо ценный участок леса находится в муниципальной собственности или в собственности субъектов РФ) возложена обязанность устанавливать особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства участков лесов, упомянутых выше.

В связи с этим следует учесть, что:

1) после 01.01.07 нового нормативно-правового акта, устанавливающего также "особенности" - принято не было;

2) приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 30.12.93 N 348 (с последующими изменениями и дополнениями) были утверждены "Основные положения по выделению особо защитных участков лесов";

3) приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 29.03.94 N 68 (с последующими изменениями и дополнениями) было также утверждено "Положение о порядке рассмотрении ходатайства об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности";

4) упомянутые (и иные) нормативно-правовые акты - после 01.01.07 могут применяться лишь в той мере, в какой они не противоречат нормам ЛК (ст. 13 Закона N 201).

4. О видах использования лесов - см. коммент. к ст. 25-48 ЛК. Об охране и защите особо защитных участков лесов и их воспроизводстве, см. коммент. к ст. 51-59, 61-65 ЛК.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.