Здавалка
Главная | Обратная связь

Т: Конвенция о защите прав человека и основных свобод.



Т: Совет Европы и его контрольные органы.

Совет Европы.

Межправительственная организация, цель которой достижение большего единства м/у его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, а так же содействие экономическому и социальному прогрессу.

Средства достижения: - рассмотрение вопросов, представляющих общий интерес

- заключение соглашений

- проведение совместных мероприятий в экономической, социальной, научной, культурной, правовой и административных областях.

Т.е. почти ВСЕ вопросы, кроме обороны.

Принципы:

*плюралистическая демократия

*уважение прав человека

*верховенство права – каждый член СЕ должен признавать принцип верховенства права и принцип, по которому все лица под его юрисдикцией должны пользоваться правами человека и основными свободами, а так же искренне и активно сотрудничать во имя достижения целей Совета.

 

Контрольные органы СЕ.

47 государств. Парламентская Ассамблея СЕ – орган сотрудничества Парламентов, каждое государство – делегацию. От РФ – 18 парламентариев. Консультативный орган, отсюда лишь рекомендации.

Комитет министров – принимать решения по фактам нарушения статей ЕК о ПЧ, контроль за исполнением решений ЕСПЧ, вправе предписывать государствам предоставлять потерпевшим справедливую компенсацию. Решения окончательны и обязательны.

Секретариат – под руководством Генерального секретаря, который избирается ПА сроком на 5 лет.

Контрольные механизмы СЕ по защите ПЧ (органы специальной компетенции):

ЕКомиссия по ПЧ члены избирались Ком министров СЕ, действовали в личном качестве, т.е. не связаны позицией государства, по существу выполняла суд функции, т.к. была призвана рассматривать обращения к ней, жалобы на нарушения конкретных конвенционных права от любого лица, группы лиц, неправительственных организаций или государств.

Процедура: 1 – решение вопроса о допустимости – здесь почти все отсеивалось; 2- меры дружественного регулирования; 3 – если нет – доклад о фактах нарушения и все материалы в ЕСПЧ, который снова просматривал на приемлемость и он принимал окончательно решение. Решений принято немного, но количество обращений много. Большинство решений ЕК касались констатации нарушений ст6, 5, 8. Комиссия прекратила свое существование Протоколом № 11. Из 2 уровней остался только ЕСПЧ.

ЕСПЧ с 1959г. и до 1998г. – до вступления в силу Протокола №11. Как и раньше – только во отношении тех, кто признает его юрисдикцию. Раньше суд заседал не чаще 1 раза в месяц. Теперь состоит из такого же количества судей (47), сам принимает решение о приемлемости. В редакции последнего протокола срок полномочий судей был продлен с 6 до 9 лет.

 

Россия и СЕ

Резолюция «По заявке РФ на вступление в СЕ в свете ситуации в Чечне» - 1995 г. СЕ безоговорочно осуждал неизбирательное, непропорциональное применение силы РФ армии в чеченском конфликте, что является нарушением ЖК и второго дополнительного протокола к ним и Кодекса поведения СБСЕ о военно-политический аспектах безопасности. Отсутствие надлежащего парламентского контроля, невыполнение президентских указов – нельзя говорить о том, что РФ – правовое государство. Но в 1996г. ПАСЕ в своем заключении «По заявке…» вслед за ней решение Комитета министров – приглашение РФ стать членом СЕ. В качестве обоснования – «поскольку РФ отвечает требованиям для приема в эту европейскую организации и имеет четко выраженное желание и в ближайшем будущем будет способна соответствовать критериям членства в СЕ».

Потом нас приглашают в СЕ и потом ЕСПЧ начинает выносит решений о компенсации за нарушение статей ЕК в рамках 2 чеченской кампании.

Принятие ФЗ «О присоединении РФ к уставу СЕ» и ФЗ «О присоединении РФ к генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах СЕ и протоколам к нему». Но поставили ряд условий:

-продолжение реформирования правовой системы и правоприменительной практики;

-приведение российского законодательства в соответствие с европейскими стандартами в области ПиС;

- ратификация ряда конвенций и протоколов, заключенных государствами-участниками.

При присоединении к уставу РФ обязалась выполнить около 30 соглашений: самая первая – ЕК о ЗПЧ, потом надо было ратифицировать 1,2,4,7,9,10 протоколы к ней, провести реформу прокуратуры, внести изменения в ФЗ «Национальных меньшинствах», улучшить условия содержания заключенных и перевести в систему Минюста ГУФСИН, ввести мораторий на смертную казнь и в течение 3 лет отменить смертную казнь, ратифицировав протокол 6, отменить все запреты на свободное передвижение и выбор места жительства, ликвидировав институт прописки, обязанности признать в законодательном порядке П граждан на индивидуальное обращение в ЕСПЧ, признать обязательность юрисдикции ЕСПЧ.

ФЗ от 30.03.1998 «О ратификации ЕК о ЗПЧ и протоколов к ней» - выполнил 2 требования – о ратификации ЕК и протоколов – 3,5,1,4,7,9,10,11. Именно здесь признали юрисдикцию ЕСПЧ: по ст.46 «РФ признает без специального соглашения юрисдикцию ЕСПЧ по вопросам толкования и применения ЕК и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие в отношении РФ». РФ заявила ряд оговорок, т.к. действовавшее на тот момент законодательство не соответствовало ч.3,4,5 ЕК. Они касались порядка ареста (решение об избрании мер пресечения в виде заключение под стражу принималось прокурором, а не судом); возможность в дальнейшем применять содержание на гауптвахте как наказание. Срок действия оговорок – период времени, который потребуется для внесения изменений в законодательство РФ.

В 1998г. – ратификация ЕК по предупреждению пыток и бесчеловечного, унижающего достоинство обращения или наказания. В 1998г. так же ратифицированы: Европейская хартия МСУ, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (заявления РФ касается определения термина «национальное меньшинство» и оговорок некоторых государств – попытки исключить из сферы действия этой конвенции постоянно проживающих лиц, и ранее имевших гражданство, а потом произвольно лишенных его противоречит целям данной К.).

В 1999 и 2000 ратифицировали ЕК о выдаче 1957г. и ЕК о правовой помощи по УД 1959 г. , присоединилась к ЕК об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты, ЕК об эквивалентности периодов университетского образования 1956г., ЕК об академическом признании университетских квалификаций 1959 г., ЕК о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в евро регионе.

Выполнение РФ обязательств перед СЕ

- поэтапное реформирование уголовно-исполнит системы, сейчас там только СИЗО, временное содержание;

- лица под юрисдикцией РФ – П на обращение в ЕСПЧ

- принят ряд национальных законодательных актов – УП РФ 1998 г., в котором учреждена должность Уполномоченного РФ при ЕСПЧ, основные функции его: *защита интересов РФ при рассмотрении в ЕСПЧ дел против РФ.

*изучение правовых последствий решений ЕСПЧ для государств-членов СЕ

*подготовка рекомендаций для органов РФ по совершенствованию законодательства и практики с учетом решений ЕСПЧ, должен обеспечить взаимодействие ФОГВ, ОИВ субъектов РФ при исполнении решений Комитета Министров СЕ и ЕСПЧ в связи с исками о нарушении РФ своих обязательств по ЕК, включая восстановление нарушенного права и выплаты денежной компенсаций.

Вступление РФ в СЕ позволяет РФ: 1) использовать информационный и консультативный инструментарий для осуществления реформы правовой системы; 2) постоянно поддерживать контакты с европейским сообществом посредством парламентской делегации, представителей правительства в рабочих органах этой организации; 3) повысить свой авторитет и устранить недоверие со стороны многих европейских государств.

 

Т: Конвенция о защите прав человека и основных свобод.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.