Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 15. Защитные леса и особо защитные участки лесов



 

Статья 102. Защитные леса и особо защитные участки лесов

Главы 15 и 16 ЛК РФ определяют правовой режим лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Особенности осуществления права лесопользования традиционно были связаны с правовым режимом лесов, который устанавливал условия использования и охраны лесов в зависимости от групп лесов и категорий защитности лесов первой группы. Критериями отнесения лесов к группам являлась их роль и значение, которую они играют в системе "природа - общество", местоположение и выполняемые ими функции. Деление лесов на группы было введено в 1943 г.

Леса, основное назначение которых выполнять различные экологические функции, и леса особо охраняемых природных территорий были отнесены к лесам первой группы. Данная группа делилась на 20 категорий защитности.

К лесам второй группы были отнесены леса регионов с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса с недостаточными лесными ресурсами, требующими ограничения режима лесопользования.

К лесам третьей группы были отнесены леса многолесных территорий, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Они делились на два вида: освоенные и резервные леса. В лесах всех групп допускалось выделение особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ введена новая классификация лесов. Они разделены на защитные, эксплуатационные и резервные, при этом в отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, Лесным кодексом РФ допускается отнесение их к защитным лесам.

Основное целевое назначение защитных лесов состоит в выполнении различных экологических функций - средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных. Дополнительные ограничения по лесопользованию в защитных лесах преследуют цель - сохранить природные объекты, которые взаимосвязаны с лесами, земли, воды, объекты животного и растительного мира и окружающая среда в целом.

Защитные леса разделены на четыре категории в зависимости от их расположения и функционального назначения:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

- леса, расположенные в водоохранных зонах;

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

- ценные леса.

Наиболее подробно о категориях защитных лесов см. в комментариях к ст. 103-106 ЛК РФ.

Выделение категорий защитных лесов обусловлено необходимостью более жесткой регламентации проведения рубок (сплошных или выборочных) в этих лесах, так как именно заготовка древесины может существенно повлиять на всю лесную экосистему и связанные с ней другие природные объекты. При этом необходимо руководствоваться п. 4 ст. 17 ЛК РФ, в соответствии с которым в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Правовой режим лесопользования в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, подчинен правовому режиму отдельных видов особо охраняемых природных территорий. Он устанавливается нормами Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 4 декабря 2006 г.)*(168), Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 5 февраля 2007 г.)*(169), постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 апреля 1996 г.)*(170), постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769 "Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации"*(171) и др.

На особо охраняемых природных территориях устанавливается режим особой охраны, которым постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания особо охраняемой природной территории.

Правовое регулирование использования лесов в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах"*(172), приказом Рослесхоза от 25 марта 1997 г. N 33 "О Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах".

Леса, выполняющие санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, выделяются в категорию защитных лесов в зависимости от вида природного или иного объекта, в отношении которого они выполняют защитную функцию. К ним отнесены:

- леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Федерации;

- леса зеленых зон, лесопарков, городские леса;

- леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Правовой режим данной категории защитных лесов устанавливается нормами Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.)*(173), Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. от 29 декабря 2006 г.)*(174), Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 7 июля 2003 г.)"*(175), постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (в ред. от 19 июля 2006 г.)*(176), постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог"*(177) и др.

Ценные леса выполняют не только защитные функции, например противоэрозионные, полезащитные, но и могут представлять собой научную, историческую ценность или иметь хозяйственное назначение - орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения.

Лесным законодательством сохранено понятие "особо защитные участки лесов". Они могут быть выделены во всех видах лесов, так как их основная цель состоит в сохранения защитных и иных экологических и социальных функций лесов. Представленный перечень наименований особо защитных участков лесов намного уже (всего 6), чем перечень наименований (их 26), содержащийся в приказе Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. N 348 "Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса" (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.)*(178).

Перечень особо защитных участков лесов является открытым и может быть дополнен или изменен в связи с необходимостью защиты отдельных видов природных объектов.

Полномочия по отнесению лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов в лесах всех видов, а также установление их границ переданы органам государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, особо защитных участков лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях

В настоящей статье раскрываются основные положения правового регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Особо охраняемыми природными территориями в соответствии с преамбулой Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Цель создания и функционирования таких территорий состоит в сохранении уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучении естественных процессов в биосфере и контроле за изменением ее состояния. Поэтому все виды деятельности могут быть ограничены или запрещены в зависимости от установленного режима охраны особо охраняемой природной территории. Данное правило действует в отношении лесопользования и ведения лесного хозяйства на этих территориях.

Основные категории и виды особо охраняемых природных территорий содержатся в ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". К ним отнесены: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Из этого перечня не подпадают под действие норм лесного законодательства дендрологические парки и ботанические сады. Леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в соответствии со ст. 102 ЛК РФ, отнесены к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Лесным кодексом РФ установлено общее правило в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в силу которого использование сплошных или выборочных рубок может допускаться только в случаях, если данный вид рубок предусмотрен правовым режимом зон соответствующих особо охраняемых природных территорий.

На территории государственного природного заповедника устанавливается самый жесткий режим особой охраны, которым запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории. При этом допускается зонирование территории заповедника с дифференцированным режимом хозяйственной деятельности. Так, могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека, или участки с частичным хозяйственным использованием. Установление границ зонирования территории заповедника закрепляется в положении о конкретном государственном природном заповеднике.

Основной перечень видов деятельности, осуществление которых запрещено на территории заповедника, определен постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 23 апреля 1996 г.). В лесах государственных природных заповедников запрещаются:

- рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением заготовки дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;

- сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением сбора грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи);

- промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением.

Таким образом, нормами Лесного кодекса РФ режим особой охраны заповедников поддерживается и детализируется путем запрещения любых рубок лесных насаждений на участках, полностью изъятых из хозяйственной деятельности, и допускается проведение выборочных рубок, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан.

Осуществление лесопользования на территории национального парка допускается только в соответствии с зонированием его территории. Виды зон и их границы определяются в Положении о национальном парке. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

Природные парки на основании ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" отнесены к особо охраняемым территориям регионального значения. Поэтому правовой режим природных парков устанавливается дополнительно законодательством субъектов Федерации. Во многих субъектах приняты соответствующие законы.

Основными задачами природных парков являются:

- сохранение природной среды, природных ландшафтов;

- создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

На территории природного парка осуществляется зонирование с выделением природоохранных, рекреационных, агрохозяйственных зон, зон охраны историко-культурных комплексов и объектов и иных зон.

Порядок лесопользования определяется функциональным назначением зоны природного парка. Проведение сплошных рубок в лесах, расположенных на территории природных парков, допускается только в тех случаях, если данный вид рубки предусмотрен правовым режимом соответствующей зоны.

В отличие от заповедников, которые являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, государственными природными заказниками признаются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В соответствии с приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. N 14 "Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации" на территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, выпас скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром. В лесах, расположенных на территории государственных природных заказников, запрещено использовать сплошные рубки, если они не предусмотрены в Положении о заказнике.

Помимо правовой регламентации проведения рубок, комментируемая статья запрещает использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, расположенных на особо охраняемых территориях, в том числе в научных целях. Данный вид деятельности допускается на территории биосферных полигонов, которые могут быть присоединены к территории государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования.

 

Статья 104. Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах

Роль лесов, выполняющих водоохранные и защитные функции, в экологическом аспекте многогранна. Например, в ходе исследований, проводимых на территории Вологодской области для выявления причин обмеления малых рек области, сделаны интересные выводы. Главная причина обмеления рек заключается в вырубке лесов хвойных пород вдоль рек. Хвойные леса обладают наиболее оптимальными водорегулирующими функциями. Облесение вырубок мягколиственными породами не изменило общий показатель лесистости, но напрямую повлияло на снижение водности малых рек*(179).

Водоохранные и защитные функции лесов реализуются через установление правового режима лесов, расположенных в водоохранных зонах. Определение водоохранных зон содержится в ст. 65 ВК РФ, в соответствии с которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

- до 10 км - в размере 50 м;

- от 10 до 50 км - в размере 100 м;

- от 50 км и более - в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 градусов и 50 м для уклона 3 и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

Комментируемая статья содержит императивную норму о запрете проведения сплошных рубок лесных насаждений и использования токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, расположенных в водоохранных зонах. Проведение выборочных рубок должно допускаться только в целях замены лесных насаждений, утрачивающих свои водоохранные и иные полезные свойства, на лесные насаждения, обеспечивающие выполнении соответствующих функций.

 

Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов

Настоящей статьей устанавливаются особенности проведения рубок в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также правовое регулирование хозяйственной и иной деятельности в зеленых зонах и лесопарках.

Эта категория защитных лесов выполняет дополнительно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, что очень важно для поддержания благоприятного состояния окружающей среды. Перечень видов лесов, отнесенных к данной категории защитности, определен в ст. 102 ЛК РФ.

Правовое регулирование использования лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, должно основываться на принципе водного законодательства, который закрепляет приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования (ст. 3 ВК РФ).

В соответствии с "Гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980-00*(180), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г., к первой категории водопользования относится использование водных объектов или их участков в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования. Система питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения представляет собой комплекс инженерных сооружений для забора, подготовки, транспортирования и подачи потребителю питьевой воды. Вокруг источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых действует особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и охраны водопроводных сооружений. Количество зон и правовой режим каждой зоны источников водоснабжения и водопроводов определены в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". СанПиН 2.1.4.1110-02"*(181). Этот режим дифференцирован в зависимости от вида источника водоснабжения - поверхностного или подземного.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны предоставляться в пользование. В них допускается проведение выборочных рубок для уничтожения погибших и поврежденных лесных насаждений. Использование сплошных рубок допускается только в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ.

Леса могут располагаться на полосах отвода железнодорожных путей общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности РФ или ее субъектов. Основное назначение этих лесов состоит в защите дорог от неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных воздействий. Так, лесные насаждения вдоль железных дорог разделяются на следующие виды:

- снегозадерживающие, предназначаемые для задержания и аккумуляции метелевого снега внутри и около себя;

- ветроослабляющие, предназначаемые для ослабления вредной ветровой нагрузки на подвижной состав и устройства железных дорог при сильных ветрах;

- пескозащитные, создаваемые для закрепления подвижных песков и аккумуляции подносимых к пути песчаных частиц;

- почвоукрепительные, создаваемые в качестве самостоятельного средства или в комплексе с инженерными сооружениями для укрепления примыкающих к пути участков территории с оползневыми и эрозионными процессами, осыпями, обвалами и другими природными явлениями, угрожающими устойчивости земляного полотна;

- противоабразионные, размещаемые в поймах рек и вдоль берегов водохранилищ для защиты земляного полотна и прилегающих территорий от разрушения водой;

- озеленительные, создаваемые с целью благоустройства и декоративного оформления территорий станций, жилых поселков, линейно-путевых зданий и других объектов, а также для защиты населенных пунктов от промышленных газов, шума и пыли;

- оградительные, создаваемые для предупреждения выхода скота и крупных диких животных на железнодорожный путь*(182).

Правовое регулирование использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на полосах отвода дорог, подчинено правовому режиму земель транспорта. В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. В целях обеспечения эксплуатации объектов железнодорожного и автомобильного транспорта земельные участки могут предоставляться для установления полос отвода и охранных зон железных дорог, а также полос отвода автомобильных дорог.

На основании ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полосой отвода железных дорог признаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, и предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных объектов железнодорожного транспорта. Порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог утвержден приказом МПС России от 15 мая 1999 г. N 26Ц*(183). Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. В местах, подверженных опасным природным или техногенным воздействиям (оползни, обвалы, размывы и др.), устанавливаются специальные охранные зоны, прилегающие к полосе отвода, с особым режимом использования. Они не включаются в полосу отвода, но проектируются в составе проекта полосы отвода.

В соответствии с указанием МПС России от 24 ноября 1997 г. N С-1360у "Об утверждении Норм и правил проектирования отвода земель для железных дорог" к зонам земель специального охранного назначения относятся:

- полосы естественных лесов, прилегающие к земляному полотну шириной 500 м в каждую сторону от оси железнодорожного пути, в пределах которых запрещается сплошная вырубка и допускаются только рубки ухода, санитарные и лесовосстановительные рубки;

- площади естественных лесов, где сплошная вырубка может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов, сплывов и вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин) и повлиять на сохранность, устойчивость и прочность сооружений;

- площади естественных лесов в поймах рек и вдоль берегов озер и водохранилищ, где вырубка леса может привести к размыву откосов железнодорожной насыпи.

Статьей 90 ЗК предусматривается предоставление земельных участков для установления полос отвода автомобильных дорог.

На полосах отвода автомобильных дорог сплошные рубки и повреждение лесных насаждений запрещены. Выборочные рубки должны носить санитарный характер.

Особый режим устанавливается в отношении зеленых зон и лесопарков. Он совмещает в себе режим лесопользования с режимом особо охраняемой природной территории, закрепляя императивные нормы в отношении запрета на осуществление отдельных видов природопользования (ведение охотничьего хозяйства, разработку месторождений полезных ископаемых) и хозяйственной деятельности (использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, ведение сельского хозяйства, размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений).

Правовой статус зеленых зон недостаточно четко определен. В соответствии с п. 5 ст. 86 ЗК РФ в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции (на них могут располагаться леса, лесопарки, иные зеленые насаждения). А в соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. При этом земли рекреационного назначения входят в состав земель особо охраняемых природных территорий и объектов. В основном зеленые зоны располагаются вокруг населенных пунктов и имеют особое экологическое значение для поддержания благоприятного состояния окружающей среды крупных промышленных центров.

Лесопарки входят в состав земель лесного фонда и наравне с лесничествами являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесопарки также могут располагаться на территории городских лесов, которые входят в состав земель поселений, а также на особо охраняемых природных территориях (ст. 23 ЛК РФ).

В случаях если зеленые зоны и лесопарки входят в состав земель лесного фонда, их перевод в земли иных категорий запрещается. На них устанавливается режим особой охраны сходный с режимом особо охраняемых природных территорий.

Городские леса предназначены для отдыха граждан и туризма и входят в состав рекреационных зон земель населенных пунктов, поэтому их использование дополнительно регулируется нормами градостроительного законодательства, устанавливающими единый градостроительный регламент земельных участков соответствующей зоны. В городских лесах запрещается проведение сплошных рубок, за исключением случаев, установленных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ, а выборочные рубки должны осуществляться только в санитарных целях и в целях ухода за лесами.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, подчинены правовому режиму лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии с преамбулой Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" лечебно-оздоровительные местности и курорты предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. Общие требования к осуществлению деятельности в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны содержатся в главе V Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

В соответствии с постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий.

 

Статья 106. Правовой режим ценных лесов

Перечень ценных лесов дан в ст. 102 ЛК РФ. К ним отнесены:

- государственные защитные лесные полосы;

- противоэрозионные леса;

- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

- леса, имеющие научное или историческое значение;

- орехово-промысловые зоны;

- лесные плодовые насаждения;

- ленточные боры.

Правовой режим данной категории защитных лесов устанавливается нормами лесного, земельного, экологического и иного законодательства.

Государственные защитные лесные полосы представляют собой искусственно созданные насаждения в виде массивов, полос и куртин, выполняющие климаторегулирующие, почвозащитные, водоохранные и иные функции. В основе создания защитных лесных полос лежит концепция защитного лесоразведения. В соответствии со ст. 63 ЛК РФ лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов.

Основная функция противоэрозионных лесов состоит в защите почв от разрушения. К противоэрозионным лесам относятся леса на крутых горных и лавиноопасных склонах, каменистых россыпях, легкоразвеваемых песках, крутых склонах балок и речных долин, мерзлотных почвах, рекультивируемых землях, в селеопасных бассейнах, оврагах. Создание противоэрозионных лесов является одним из видов мелиоративных мероприятий, которое способствует коренному улучшению земель.

Особое значение они имеют для сохранения, восстановления и воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Противоэрозионное лесоразведение на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г.)*(184) и Федеральной целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99*(185). На основании действующих нормативов каждый гектар полезащитной лесной полосы защищает 20 га сельскохозяйственных угодий, гектар противоэрозионных насаждений - 10 га. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях:

- на 18-23 процента - по зерновым культурам;

- на 20-26 процентов - по техническим культурам;

- на 29-31 процент - по кормовым культурам.

В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения в 2006-2010 гг. предусматривается создание лесных насаждений на площади 759 тыс. га, в том числе полезащитных лесных полос - на площади 336 тыс. га, противоэрозионных овражно-балочных насаждений - на площади 232 тыс. га. Необходимо провести рубки ухода в защитных лесных насаждениях I-V классов возраста на площади 20 тыс. га, осуществить реконструкцию существующих лесных насаждений на площади 0,8 тыс. га. Это позволит защитить 12 млн. га сельскохозяйственных угодий.

Леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных лесотундровых зонах, степях, горах выполняют важную экологическую функцию. Это байрачные леса естественного или искусственного происхождения, разобщенные участки леса (колки) в степных и лесостепных районах, высокогорные леса, расположенные по границе с верхней безлесной частью горных вершин и хребтов. Горные леса расположены на склонах хребтов от подножий до субальпийских лугов и горных тундр. Эти леса отличаются характерным видовым составом и ярко выраженной вертикальной поясностью. Они играют особо важную роль как водоохранные, водорегулирующие, почвозащитные.

Леса, имеющие научное значение, являются образцами выдающихся достижений лесохозяйственной практики или объектами долгосрочных научных исследований. Для осуществления научно-исследовательской деятельности в соответствии со ст. 40 ЛК РФ лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям - в аренду. Для того чтобы признать данные леса образцами достижений лесохозяйственной науки и практики, необходимо полное описание этих достижений, а для лесов, обладающих уникальными генетическими качествам, - заключение экспертной комиссии о генетических качествах древостоев.

Леса, имеющие историческое значение, могут располагаться на территории историко-культурных заповедников, мемориальных комплексов или в местах, связанных с важнейшими историческими событиями нашей страны, в зонах охраны памятников истории и культуры. Режим использования лесов подчинен режиму использования земель историко-культурного назначения, и дополнительно устанавливается нормами Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2006 г.)*(186).

Ценные леса могут выполнять не только защитные функции, но и иметь специальное хозяйственное назначение. Это орехово-промысловые зоны и лесные плодовые насаждения.

Орехово-промысловые зоны сочетают в себе сырьевую базу для заготовки орехов и организации охотничьего промысла пушных зверей. Размер каждой конкретной зоны и целесообразность ее выделения даются в технико-экономическом обосновании.

К лесоплодовым насаждениям отнесены естественные или искусственно созданные леса, в составе которых произрастают ценные плодово-ягодные, орехоплодные породы деревьев, декоративные и лекарственные растения и кустарники. В соответствии со ст. 39 ЛК РФ выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, декоративных и лекарственных растений и подобных лесных ресурсов. Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам для данных целей на основании договора аренды лесных участков. Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Отнесение лесов к категории ценных и определение их границ отнесено к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах, определенных ст. 81-84 ЛК РФ. В ценных лесах проведение сплошных рубок запрещено, за исключением случаев, когда с помощью выборочных рубок невозможно обеспечить замену лесных насаждений, утративших свои защитные функции.

 

Статья 107. Правовой режим особо защитных участков лесов

В лесах всех видов возможно выделение особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования. Это береговые и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, постоянные лесосеменные участки, заповедные лесные участки, участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др. Выделение производится исходя из хозяйственного назначения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования.

Нормы данной статьи необходимо применять с учетом норм ст. 102 ЛК РФ, в которых частично определены элементы правового режима особо защитных участков лесов.

Во-первых, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ст. 81-84 ЛК РФ.

Во-вторых, перечень особо защитных участков является открытым, что дает возможность законодателю пополнять его новыми видами;

В-третьих, особенности лесопользования в части ограничения или запрещения проведения рубок наиболее жестко урегулированы. Так, полностью запрещено проведение рубок на заповедных лесных участках. В отношении других видов особо защитных участков допускается проведение выборочных рубок, которые должны носить санитарный характер. Сплошные рубки допускаются только в случаях, установленных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.