Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 16. Эксплуатационные леса, резервные леса



 

Статья 108. Эксплуатационные леса

Основное назначение эксплуатационных лесов состоит в удовлетворении потребностей лесозаготовителей в получении высококачественной древесины, других лесных ресурсов, продуктов их переработки. Эти леса могут предоставляться для одного или нескольких видов лесопользования, определенных ст. 25 ЛК РФ. К ним отнесены:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ЛК РФ использование лесов может осуществляться с предоставлением или без предоставления лесных участков, а также с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. В основе лесопользования должен лежать принцип обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В эксплуатационных лесах могут выделяться особо защитные участки лесов, где запрещено проведение сплошных рубок, а выборочные рубки используются для вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Перечень особо защитных участков лесов дан в ст. 103 ЛК РФ.

Проект эксплуатационных лесов с установлением их границ разрабатывается на основании материалов лесоустройства. Лесоустроительные материалы являются основой для разработки лесного плана субъекта Федерации, который содержит перечень мероприятий по освоению всех видов лесов с определением их зон освоения. Границы эксплуатационных лесов могут изменяться в случаях перевода резервных лесов в эксплуатационные леса.

На эксплуатационные леса ложится основная антропогенная нагрузка, поэтому законодательством закреплен комплексный подход к освоению данного вида лесов, который включает в себя правовое регулирование видов разрешенного лесопользования, создание и эксплуатацию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, охране и рациональному использованию иных природных объектов лесной экосистемы.

 

Статья 109. Резервные леса

Лесным кодексом впервые резервные леса признаны самостоятельным видом. Традиционно они входили в структуру лесов третьей группы, которые делились на освоенные и резервные. В отличие от защитных и эксплуатационных лесов, основное целевое назначение резервных лесов состоит в формировании и сохранении запасов лесных ресурсов, основанное на принципе непрерывного и неистощительного лесопользования.

Понятие резервных лесов в Кодексе отсутствует. Дается только критерий отнесения лесов к резервным - в них не должна планироваться заготовка древесины в течение 20 лет. За исключением заготовки древесины, в резервных лесах могут осуществляться другие виды лесопользования, определенные в ст. 25 ЛК РФ.

Нормы ЛК РФ установили правовой режим резервных лесов, который первоначально был закреплен в приказе Рослесхоза от 27 июня 1997 г. N 83 "Об утверждении критериев отнесения лесов третьей группы к резервным лесам". В соответствии с данным документом к резервным лесам должны быть отнесены все леса, расположенные как в пределах горных систем, так и на равнине, не проектируемые к вовлечению в эксплуатацию в ближайшие 15-20 лет. В первую очередь речь идет о лесах, которые еще не достигли возраста спелости и не могут в полном объеме отвечать требованиям к качеству древесины и иных полезных свойств древостоев.

В целях сохранения запасов лесных ресурсов в резервных лесах должны проводиться мероприятия по их охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Одним из элементов общего комплекса мероприятий по охране и защите лесов является авиационная охрана, которая занимается обнаружением и тушением лесных пожаров.

До вступления в действие Лесного кодекса РФ вся деятельность по авиационной охране лесов велась специализированной организацией Федеральной службы лесного хозяйства России - Авиалесоохраной.

Необходимо отметить, что на основании п. 2 ст. 51 ЛК РФ функция по охране и защите лесов передана органам государственной власти и органам местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Лесным кодексом РФ, в том числе авиационная охрана. Финансирование данных мероприятий должно осуществляться субъектами Федерации за счет субвенций из федерального бюджета. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. N 837 "Об утверждении правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства"*(187) субвенции предоставляются бюджетам субъектов Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансирование полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Федерации по тушению лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Федерации и осуществлению прав пользования и распоряжения лесами, охраны, защиты и воспроизводства.

Порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается Правительством РФ.

Проектирование резервных лесов с установлением их границ должно производиться по материалам лесоустройства. Документированная информация о количественных, качественных, экономических характеристиках данного вида лесов и лесных ресурсов, которыми они располагают, содержится в государственном лесном реестре.

Резервные леса являются основным запасом для последующего их использования, прежде всего в целях получения высококачественной древесины, других лесных ресурсов, продуктов их переработки. Поэтому для включения данного вида лесов в интенсивное освоение необходимо соблюдение в первую очередь двух условий:

- истечения 20-летнего срока, в течение которого в этих лесах не планировалась заготовка древесины;

- перевода их в эксплуатационные или защитные леса.

 

Комментарий к Федеральному закону "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"

 

Статья 1

Подписанный Президентом РФ 4 декабря 2006 г. ЛК РФ N 200-ФЗ, опубликованный впервые 8 декабря 2006 г. в Российской газете - официальном издании РФ, получил от законодателя почти месячный срок для ознакомления правоприменителей с текстом и подготовки к реализации требований Кодекса через их соблюдение, исполнение, использование, применение.

С 1 января 2007 г. введены в действие не все нормы ЛК РФ - см. ст. 4, 6, 11, 14, 40 и другие статьи настоящего Федерального закона.

 

Статья 2

Это общее правило наступления действия нормативного правового акта означает, что правовые требования ЛК РФ применяются к отношениям, возникшим 2 января 2007 г. и позднее.

Будучи урегулированы нормами ЛК РФ, общественные отношения становятся лесными правоотношениями.

 

Статья 3

Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Эти категории предусматриваются в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. Наряду с землями лесного фонда это земли: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) поселений; 3) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) особо охраняемых территорий и объектов; 5) водного фонда; 6) запаса*(188).

Принадлежность земель лесного фонда к федеральной собственности предполагает, что они не должны относиться к собственности частной, муниципальной, государственной - субъектов Федерации и к иным формам собственности.

Возможность принадлежности земель иных категорий к различным формам собственности регулируется ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, ЗК РФ и иными федеральными законами.

 

Статья 4

Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет были предусмотрены в ст. 42 ЛК РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ являлись основанием осуществления лесопользования и предоставляли лесопользователю право осуществлять указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда на срок до одного года.

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являлись договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Федерации.

Выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета относились согласно ст. 15 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий" к отдельным полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета*(189).

В ст. 52 и 53 ЛК РФ предусматриваются охрана лесов от пожаров и пожарная безопасность в лесах, в ст. 55 - санитарная безопасность в лесах, в ст. 64 - мероприятия по уходу за лесами, в ст. 62 - лесовосстановление.

Арендаторы лесного участка, иные лесопользователи не только были вправе, но и были обязаны осуществлять меры пожарной безопасности в лесах согласно ЛК РФ 1997 г.: 1) соблюдать на предоставленных участках правила пожарной безопасности и проводить противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара - обеспечивать его тушение; 2) разрабатывать, утверждать и реализовывать в установленные сроки по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий; 3) иметь в местах проведения работ средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством и МВД России; 4) содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование; 5) при отсутствии утвержденных норм иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определялись лесхозом (ст. 83, 94 и 96 ЛК РФ 1997 г.).

Прежнее лесное законодательство не развивало понятие санитарной безопасности в лесах, предусмотренное в ст. 55. В ст. 79 и 88 ЛК РФ 1997 г. регулировались основные требования к использованию лесов и к повышению продуктивности лесов, в ст. 97 - авиационная охрана лесов, в ст. 98, 99 и 101 - защита их от вредителей и болезней леса и соответствующие обязанности лесопользователей и т.п., которые надо осуществлять в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи Федерального закона.

Уход за лесами регулировался в ст. 83 "Обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования", 93 "Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов", 102 "Участие граждан и общественных объединений в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" и других статьях ЛК РФ 1997 г.

В ст. 89, 90 и других другие статьях ЛК РФ 1997 г. предусматривались порядок воспроизводства лесов и соответствующие обязанности лесопользователей по лесовосстановлению*(190).

Часть 5 комментируемой статьи означает отсутствие преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок у арендатора, предусмотренного в этой части статьи.

 

Статья 5

В комментируемой статье предусмотренный в ней арендатор подвергается некоторым ограничениям до приведения заключенного им договора аренды в соответствие с новым Лесным кодексом РФ.

Согласно ст. 9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством РФ, если иное не предусмотрено в Лесном кодексе РФ.

Общие положения об аренде, порядок заключения, расторжения и сроки договора аренды, права и обязанности арендаторов предусматриваются в ст. 606-625, 652, 653 и других статьях, в гл. 34 "Аренда" части второй ГК РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ*(191).

Аренда земельных участков, права и обязанности арендаторов земельных участков предусматриваются в ст. 22, 41-43 и других статьях ЗК РФ.

 

Статья 6

Комментируемая статья является еще одним примером отложения введения в действие нового Лесного кодекса РФ в части лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, которые необходимы для продолжения и непрерывного выполнения лесохозяйственных работ.

Указанные в комментируемой статье органы исполнительной власти не наделены в ст. 81-84 ЛК РФ полномочиями по выдаче этих документов, но их немедленная отмена может привести к нарушению лесного (экологического) правопорядка*(192).

 

Статья 7

В указанном абз. 10 п. 7 ст. 26.3 названного Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусматривается, что положения федеральных законов, предусматривающие осуществление указанных в настоящем пункте полномочий органами государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, вводятся в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, если указанным федеральным законом предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Федерации указанных субвенций, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 настоящей статьи (см. также ст. 27 комментируемого Закона и комментарий к ней).

 

Статья 8

Определение и цели защитных лесов рассматриваются в ст. 10, ч. 1 и 4 ст. 12, ст. 102-107 ЛК РФ.

К предусмотренным ранее лесам первой группы относились леса, основным назначением которых являлось выполнение задач и целей, указанных в ч. 4 ст. 12 ЛК РФ. Они разделялись согласно ст. 56 ЛК РФ 1997 г. на категории защитности, которые в основном совпадали с категориями, предусмотренными в ч. 2 и 3 ст. 102 ЛК РФ, но включали также запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; особо ценные лесные массивы и некоторые другие, которые охватываются положениями ч. 2 и 3 ст. 102 ЛК РФ*(193).

 

Статья 9

Земли лесного фонда предусматриваются в ст. 101 ЗК РФ, земли поселений - в ст. 83-86 гл. XV "Земли поселений" ЗК РФ, которыми регулируются понятие, состав земель поселений, зонирование территорий, черта городских, сельских поселений и порядок их установления.

Согласно ст. 8 упомянутого Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ предусматриваются особенности перевода земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.

В ст. 11 этого Федерального закона предусматриваются особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в другую категорию (см. ст. 38 комментируемого Федерального закона и комментарий к ней).

 

Статья 10

Понятие лесного участка (новое для законодательства РФ) предусматривается в ст. 7 ЛК РФ (см. комментарий к ней). Распоряжение землями до разграничения государственной собственности, осуществляется в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации*(194).

С января 2002 г. действовал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который утратил силу с 1 июля 2006 г.*(195)

 

Статья 11

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов становятся лесничества и лесопарки согласно ст. 23 ЛК РФ. Их количество и границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласно ч. 5 ст. 23 и п. 32 ст. 81 ЛК РФ.

В ст. 53 ЛК РФ 1997 г. предусматривались территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, включавшие в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

Приказом от 13 ноября 1998 г. N 188 было утверждено Положение (общее) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, зарегистрированное в Минюсте России 1 июня 1999 г. за N 1794, согласно которому лесхоз - государственное учреждение, юридическое лицо.

В ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" предусматривались серьезное перераспределение функций управления лесным хозяйством, передача их значительной части субъектам Федерации, финансовое обеспечение исполнения этих полномочий за счет субвенций из федерального бюджета, а в ряде статей ЛК РФ исключение из текста слов "лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством".

Преобразование юридического лица согласно ст. 57 главы 4 "Юридические лица" ГК РФ является наряду со слиянием, присоединением, разделением, выделением видом (вариантом, способом) реорганизации юридического лица, которое может осуществляться по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В ст. 58-60 ГК РФ регулируются правопреемство при реорганизации юридических лиц, передаточный акт и разделительный баланс, гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации, а в ст. 120 "Учреждения" и ст. 296 "Право оперативного управления" параграфа о некоммерческих организациях ГК РФ предусматриваются права на закрепленное имущество, использование его в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, ответственность учреждения находящимися в его распоряжении денежными средствами по своим обязательствам*(196).

 

Статья 12

В п. 1 ч. 1 комментируемой статьи признаются утратившими силу почти все требования ЛК РФ 1997 г., которые ранее не были отменены либо признаны утратившими силу; весь ЛК РФ 1997 г. целиком признается утратившим силу лишь с 1 января 2008 г. согласно ч. 2 комментируемой статьи. Это - еще одно исключение из общего правила о введении в действие ЛК РФ с 1 января 2007 г. согласно ст. 1 комментируемого Федерального закона.

Признание утратившими силу положений других федеральных законов, регулирующих в той или иной степени лесные отношения, связано в основном с поглощением либо изменением этих положений новым ЛК РФ.

Так, в п. 4 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ предусматривалось, что документами территориального планирования РФ являются схемы территориального планирования РФ в области использования и охраны лесного фонда*(197).

Согласно ч. 2 ст. 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесным участком считается согласно ст. 7 ЛК РФ земельный участок (см. также ст. 8 "Право собственности на земельные участки" ЛК РФ).

Таким образом, "привязка" лесного фонда и лесов к землям, на которых они расположены, повлекли изменение концепции охраны, использования, защиты и воспроизводства лесов, порядка их включения в градостроительную деятельность.

 

Статья 13

К нормативным правовым актам РФ, регулирующим лесные отношения, наряду с федеральными законами относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, инструкции, правила, наставления и т.п. федеральных министерств, служб, агентств, иные акты федеральных органов исполнительной власти*(198) (см., например, ст. 2 "Земельное законодательство" ЗК РФ, ст. 3 "Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права" ГК РФ).

В систему нормативных правовых актов РФ входят также конституции, уставы, законы, акты высших должностных лиц и иных государственных органов субъектов Федерации, а также муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления и локальные акты, которыми могут регулироваться лесные отношения (см. ст. 2 ЛК РФ).

Акты законодательства Союза ССР и иные нормативные правовые акты действуют в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, согласно которым они применяются постольку, поскольку не противоречат Конституции РФ, Декларации РФ о независимости, а регулируемые ими вопросы не предусматриваются в ЛК РФ и ином законодательстве РФ и не противоречат им.

 

Статья 14

Лесохозяйственные регламенты предусматриваются в ч. 3 ст. 51, ч. 4 ст. 61 и др. ЛК РФ и связываются, как правило, с проектами освоения лесов и иными материалами лесоустроительной документации. Согласно п. 34 ст. 81 ЛК РФ установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление этого полномочия РФ может быть передано органам государственной власти субъектов Федерации. В отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, лесохозяйственные регламенты разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ.

Составление регламентов обусловлено проводимой в РФ административной реформой, федеральными законами о техническом регулировании и призвано заменять Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде 1994 г.

Лесоустройство включает в себя согласно ст. 72 ЛК РФ 1997 г. систему мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве и предполагает: 1) проведение и подготовку материалов по инвентаризации лесов и 2) составление лесоустроительного проекта.

Лесоустроительные проекты и другие документы лесоустройства согласно ст. 73 ЛК РФ 1997 г. являлись обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования и прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.

Ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства, которое на территории лесного фонда РФ проводилось государственными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством по единой системе, запрещалось.

Таким образом, согласно комментируемой статье полная замена прежней лесоустроительной документации на лесохозяйственные регламенты откладывается на год, предполагая их последовательность применения и преемственность.

 

Статья 15

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды устанавливаются в ст. 18 и др. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 г. N 3-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", которым определяются функции головного органа единой системы исполнительной власти в РФ в области:

- обеспечения проведения единой государственной политики в области экологии;

- реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологического благополучия;

- организации деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования*(199).

Содержание п. 2 комментируемой статьи корреспондирует с содержанием ст. 11 настоящего Федерального закона о преобразовании лесхозов до 1 января 2008 г.

 

Статья 16

Исключение из ст. 130 "Недвижимые и движимые вещи" ГК РФ слов "леса, многолетние насаждения" из перечня объектов, прочно связанных с землей, означает продвижение концепции о "привязке" лесов к земельным участкам, на которых они расположены, и распространение на них режима земель лесного фонда.

В новой редакции ст. 221 "Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей" ГК РФ, корреспондирующая со ст. 11 ЛК РФ, предусматривает следующее:

"В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу".

Исключение из п. 2 ст. 257 "Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства" ГК РФ слова "насаждения" означает очередной раз их "привязку" к предоставленному в собственность или приобретенному земельному участку как совместной собственности членов указанного хозяйства, как и исключение слова "леса" из перечня недвижимости, на которую распространяется право собственности на земельный участок (ст. 261 "Земельный участок как объект права собственности" главы 17 "Право собственности на землю" ГК РФ).

Исключение из ГК РФ ст. 270 "Распоряжение земельным участком, находящимся в постоянном пользовании" и изменение п. 1 ст. 268 ГК РФ лишают в соответствии с ч. 1-3 ст. 20 ЗК РФ права предоставления гражданам земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, оставляя предоставление этого права юридическим лицам*(200).

 

Статья 17

Требования Федерального закона "О пожарной безопасности" приводятся в соответствие с ЛК РФ, которым в ст. 52, 53, п. 16 ст. 81, ст. 97 и других статьях регулируются эти отношения, в частности, Правительству РФ поручается (как и раньше) установление правил пожарной безопасности в лесах.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственному пожарному надзору считается МЧС России.

Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются согласно ч. 3 ст. 53 ЛК РФ арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Перспективным считается создание и функционирование добровольных пожарных дружин, финансирование и материально-техническое обеспечение которых может осуществляться субъектами Федерации. Предпринимались попытки создания лесопожарных бригад и команд пожарно-химических станций - специализированных подразделений лесхозов и лесничеств по тушению лесных пожаров, которые приносят стране значительный урон.

Определенная централизация противопожарной деятельности в МЧС России не исключает необходимости активизации профилактики лесных пожаров субъектами Федерации, которые:

- организуют разработку противопожарного обустройства лесного фонда; обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователей к пожароопасному сезону;

- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных средств организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием, медицинской помощью;

- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный сезон, оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, выделяют на пожароопасный период необходимое количество дежурных автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом ГСМ;

- обеспечивают координацию работ по борьбе с лесными пожарами на территории субъектов Федерации с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий и т.п.

 

Статья 18

Из иных категорий особо охраняемых природных территорий исключаются территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки. Статья 103 "Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" ЛК РФ исходит из концепции "привязки" лесов к территориям государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников*(201).

В п. 1 ст. 15 "Режим особой охраны территорий национальных парков" Федерального закона об ООПТ предусматривается возможность выделения на территориях национальных парков различных функциональных зон с дифференцированным режимом особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей, в частности рекреационной.

В п. 2 той же статьи Федерального закона об ООПТ запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе предусмотренная в подп "б" п. 2 комментируемой статьи.

В подпункте "ж" п. 2 той же статьи предусматривается запрещение "сплава древесины" (вместо "леса").

В п. 4 той же статьи Федерального закона об ООПТ предусматривается, что на землях, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются (вместо "запрещаются") расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

Как видно из анализа текста комментируемого Федерального закона, в частности изложения ст. 17 Федерального закона об ООПТ в новой редакции, ряд дополнений носит законодательно-технический характер, имеющий отношение не только к ЛК РФ, но и к ЗК РФ и ряду других федеральных законов.

В п. 4 ст. 18 комментируемого Федерального закона заменяются слова и уточняются названия в соответствии со ст. 96 ЛК РФ органов государственного лесного контроля и надзора. В Лесном кодексе 1997 г. имелась ст. 77 "Государственная лесная охрана Российской Федерации". Положение о Государственной лесной охране СССР было утверждено еще постановлением Совета Министров СССР от 22 марта 1950 г. N 1181*(202).

 

Статья 19

В новой редакции абз. 19 ст. 11 "Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня" Федеральный закон "Об экологической экспертизе" предусматриваются проекты схем охраны и использования земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации.

В новой редакции абзаца 20 ст. 11 того же Федерального закона предусматривается документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения.

В новой редакции абзаца 21 ст. 12 "Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня" Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусматриваются проекты схем охраны и использования земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты землепользования, охотоустройства.

Можно полагать, что реализация концепции ЛК РФ о правовом соединении лесов с землей и исключение из Федерального закона об экологической экспертизе слов и схем охраны и использования лесных и водных ресурсов не повлечет ухудшения их сбережения, но будет предполагать их углубленную оценку при исследовании "других природных ресурсов".

Глобальное экологическое значение является одним из основных принципов лесного законодательства, предусмотренных в ст. 1 ЛК РФ, и не может недооцениваться*(203).

 

Статья 20

В абзаце первом ст. 257 "Нарушение правил охраны рыбных запасов" УК РФ перечисляются деяния, повлекшие массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, в том числе производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировку древесины и других лесных ресурсов и т.п.

В примечании к ст. 260 УК РФ предусматриваются используемые в статье понятия "значительный размер", "крупный размер", "особо крупный размер" ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам. Уголовное наказание дифференцируется в зависимости от этих размеров ущерба.

Терминология указанных статей и норм УК РФ приводится в соответствие с терминологией о лесных насаждениях, предусмотренной в ч. 2 ст. 3, ст. 16-18, ч. 2 ст. 24, ст. 75-80 ЛК РФ, в иных нормах нового ЛК РФ. Под лесными насаждениями можно понимать согласно ч. 1 ст. 16 ЛК РФ деревья, кустарники, лианы в лесах*(204).

 

Статья 21

В новой редакции ст. 1 Федерального закона "Об обороне" в п. 11 предусматривается: "Земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации".

 

Статья 22

В ст. 1 "Основные термины" Федерального закона от 21 июля 1997 г. в новой редакции предусматривается, что: для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

"(абзац третий): недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы".

 

Статья 23

В ст. 13 "Основные положения о закладной" (п. 4 Составление и выдача закладной не допускается, если: 1) предметом ипотеки являются:...) и в ст. 67 "Оценка земельного участка при его ипотеке" Федерального закона от 16 июля 1998 г. исключаются леса и многолетние насаждения как включаемые в общее понятие недвижимости и земельного участка.

 

Статья 24

В п. 1 ст. 51 "Неналоговые доходы федерального бюджета" БК РФ предусматривается, что неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41-46 БК РФ.

В прежней редакции абзаца 8 п. 1 ст. 51 БК РФ предусматривалось: "платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов" (абзац был введен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ). Новая редакция абзаца 8 учитывает ст. 71-76 ЛК РФ.

В признанном утратившим силу абзаце 9 предусматривалось: платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100 процентов (абзац был введен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ). Отмена этого положения связана с новой редакцией Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (см. ст. 38 комментируемого закона и комментарий к ней).

В ч. 1 ст. 57 "Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации" БК РФ (в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 г N 120-ФЗ) предусматривается, что "неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41-43, 46 Бюджетного кодекса, в том числе за счет...".

В прежней редакции абз. предусматривалось - "платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов".

Новая редакция обусловлена ст. 71-76 ЛК РФ.

 

Статья 25

Замена слова "леса" на слово "древесины" также обусловлена более точной терминологией нового ЛК РФ. Как уже указывалось, в новом ЛК РФ в ст. 5 под лесом понимается экологическая система или природный ресурс.

Толкование и уяснение понятия "древесина", используемого в ч. 1 и 2 ст. 16, ст. 20, 29, 30 и др. ЛК РФ, позволяет понимать под ней срубленные лесные насаждения; материал, из которых они состоят и который идет на изготовление полезных для человека вещей; то основное полезное свойство леса, из-за которого его рубят.

 

Статья 26

До изменения редакции заголовок ст. 11 Федерального закона "Об охране озера Байкал" был "Особенности лесопользования в центральной экологической зоне". Предлагаемая новая редакция охватывает больше вариантов поведения общества по отношению к лесам, подлежащего регулированию правовыми средствами.

Первая часть ст. 11 Федерального закона "Об охране озера Байкал" приводит терминологию этого закона в соответствие с терминологией ЛК РФ.

Были "рубки главного пользования", стали в соответствии со ст. 17 ЛК РФ - "сплошные рубки".

Вторая часть ст. 11 претерпела редакционное улучшение текста без изменения основного смысла нормы Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ.

 

Статья 27

В ст. 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения" Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184 предусматривается:

"1. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами."

"2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов."

Дополнение ст. 26.3 подп. 60 обусловлено ст. 82 ЛК РФ и может быть понято в контексте со ст. 83 ЛК РФ и следующими пунктами ст. 26.3 Федерального закона N 184:

"п. 3.1. По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (введен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ)".

"4. По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Федерации."

"Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе, как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи."

"5. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам."

"6. Законами субъекта Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32-36, 38-40, 42, 43, 48, 52, 58 настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ)."

"7. Полномочия РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Федерации другими федеральными законами."

Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий РФ по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Федерации, должны содержать положения, предусматривающие:

- права и обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) по осуществлению соответствующих полномочий, в том числе право по определению структуры органов исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющих указанные полномочия, и назначению руководителей таких органов;

- порядок представления высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), органами государственной власти субъекта Федерации отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;

- права и обязанности федеральных органов исполнительной власти по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта Федерации;

- полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Федерации соответствующих полномочий, а также основания и порядок отмены актов органов государственной власти субъекта Федерации и основания и порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта Федерации, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта Федерации для осуществления соответствующих полномочий;

- способ (методика) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Федерации для осуществления соответствующих полномочий.

Правительство РФ может устанавливать целевые прогнозные показатели и критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации по осуществлению соответствующих полномочий, а также передавать в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта Федерации материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

Положения федеральных законов, предусматривающие осуществление указанных в настоящем пункте полномочий органами государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, вводятся в действие ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, если указанным федеральным законом предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Федерации указанных субвенций, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

Органы государственной власти субъекта Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта Федерации (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ)."

"8. Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта Федерации может не предусматриваться в случаях, если установленные указанными актами полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов государственной власти субъекта Федерации, государственных учреждений субъекта Федерации и государственных унитарных предприятий субъекта Федерации, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта Федерации гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации.".

 

Статья 28

Редакция ч. 2 ст. 17 "Порядок ведения государственного земельного кадастра" Федерального закона "О государственном земельном кадастре" приведена в соответствие с требованиями современного земельно-кадастрового и землеустроительного процесса.

В частности, набор характеристик земельного участка дополнен "количественными и иными"; перечень материалов, являющихся основаниями для документов государственного земельного кадастра, дополнен "лесоустройством"; из них исключены "данные межевания, сведения, представленные правообладателями земельных участков, мониторинговые, почвенные, геолого-геоморфологические обследования".

Можно полагать, что законодатель счел такую детализацию в федеральном законе излишней и заменил ее общим выражением "иных обследований и изысканий", которые будут конкретизироваться в подзаконных актах, в административной, судебной и арбитражной практике.

 

Статья 29

В п. 2 ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" ч. 2 НК РФ предусматривалось, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации...

17) ...услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами) (в ред. Федеральных законов от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ, от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ).

Исключение указанных в комментируемой ст. комментируемого ФЗ слов обусловлено новой терминологией ст. 5-7, 73 ЛК РФ.

В п. 15 ст. 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" части второй НК РФ предусматривалось, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц... "15) доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, имеющим разрешение (лицензию) на промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, за исключением доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от перепродажи указанной в настоящем подпункте продукции."

Новая редакция пункта обусловлена ст. 11 и 33 ЛК РФ (для собственных нужд) в контексте со ст. 32 и 34 ЛК РФ.

В прежней редакции подп. 17 ст. 217 НК РФ предусматривались "доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи обществам охотников, организациям потребительской кооперации или государственным унитарным предприятиям добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных, если добыча таких животных осуществляется по лицензиям, выданным в порядке, установленном действующим законодательством".

Изменение редакции обусловлено ст. 37 ЛК РФ, отличающей любительскую и спортивную охоту от ведения охотничьего хозяйства, предусмотренного в ст. 36 ЛК РФ.

В соответствии с подп. 3, 4 и 5 комментируемой ст. 29 Федерального закона новые редакции норм части второй НК РФ предусматривают:

"Статья 333.9. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.".

Статья 333.12. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

2) при использовании акватории: поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.".

Аналогична замена слов в ст. 333.10 (см. комментарий к ст. 25 настоящего Федерального закона).

"Статья 389. Объект налогообложения

2. Не признаются объектом налогообложения: (редакция подп. 4 излагается выше)

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда" (слова ", за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами" исключаются, поскольку в ВК РФ не предусматривается подобная категория, которая заменена "прудами, обводненными карьерами").

 

Статья 30

В новой редакции п. 2 ст. 92 "Ликвидация последствий транспортного происшествия с буксируемым объектом" Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусматривается: "Сбор древесины при ликвидации последствий транспортного происшествия с плотом возлагается на буксировщика, за исключением сбора такой древесины на водных участках, на которых сбор древесины возложен на организации, осуществляющие сплав древесины. Собранная древесина должна быть доставлена буксировщиком в порт назначения".

В новой редакции ч. 1 ст. 106 "Ограничения перевозок" Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусматривается:

"Предъявление для перевозок в прямом смешанном сообщении грузов наливом в цистернах, а также сформированной в плоты древесины не допускается."

 

Статья 31

В абзаце втором ст. 9 "Изучение состояния земель" Федерального закона "О землеустройстве" предусматривались необходимые для получения информации о состоянии земель "геодезические и картографические работы", которые настоящей редакцией статьи исключаются.

Сопоставление этого изменения со ст. 28 комментируемого закона, а также подп. 2 и 3 настоящей статьи приводит к выводу об исключении их из землеустроительных работ и о включении их в геодезическую и картографическую деятельность, регулируемую Федеральным законом "О геодезии и картографии"*(205).

 

Статья 32

В новой редакции ст. 1 "Сфера применения настоящего Федерального закона" Федерального закона от 8 августа 2001 г. предусматривается: "Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:... (абзац 16) использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира;"

В ст. 17 "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривается: "1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности... 38) деятельность по тушению пожаров.".

 

Статья 33

В подп. 6 ст. 1 "Основные принципы земельного законодательства" ЗК РФ с учетом новой редакции предусматривается: "6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.".

Новая редакция обусловливается тем, что по новому ЛК РФ вместо (условно) лесов первой группы вводится понятие защитных лесов, предусмотренных в ст. 10, 102-107 ЛК РФ.

В подп. 3 п. 1 ст. 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФ предусматривается часть мероприятий, которые должны проводить в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Эта часть ст. 13 ЗК РФ значительно расширена и содержит ряд новых предписаний, направленных на защиту и повышенную охрану лесных и иных растений. От прежнего текста остались лишь слова "кустарниками и сорными растениями".

В подп. 6, 7 и 8 п. 3 ст. 23 "Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)" ЗК РФ предусматриваются цели установления публичных сервитутов. Замена слова "скота" на слово "сельскохозяйственных животных" при прогоне через земельный участок унифицирует терминологию федерального законодательства, расширяет возможность сервитута.

Аналогично слово "скота" заменено на слова "сельскохозяйственных животных" в подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Кроме того, в прежней редакции земельные участки в пределах земель лесного фонда исключались из сервитутов для сенокоса и пастьбы. Представляется, что введение слов "в установленном порядке" нейтрализует негативные последствия новой редакции, поскольку в ст. 9 и 38 ЛК РФ предусматривается разрешительный порядок для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Исключение в подп. 8 слов "сбора дикорастущих растений" означает возможность их собирания для собственных нужд без установления публичного сервитута, что регулируется в ст. 11 "Пребывание граждан в лесах", ст. 32 "Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов", ст. 33 "Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд", ст. 34 "Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений" ЛК РФ (см. комментарии к этим статьям).

Пунктом 5 ст. 27 "Ограничения оборотоспособности земельных участков" ЗК РФ предусматривается, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки. В новой редакции не допускается исключений из этого правила ограничений, которое допускалось раньше путем возможности установления их в других федеральных законах.

Изменение п. 11 ст. 30 "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ носит принципиальный характер. В этом пункте предусматривается, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в ряде случаев, среди которых были..., "а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства".

В новой редакции предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления "земельных участков из состава земель лесного фонда".

В абзаце втором п. 5 ст. 31 "Выбор земельных участков для строительства" ЗК РФ предусматривалось, что в случае предполагаемого изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.

В новой редакции последние слова исключаются, что можно объяснить очередной "привязкой" лесов к земле и, соответственно, считать потери лесного хозяйства убытками землеобладателей. Судебной, административной и арбитражной практике, введенной в новый ЛК РФ, предстоит продолжить и защитить концепцию представления о лесе, как имуществе, расположенном на земле.

Аналогично поступает законодатель в п. 4 ст. 32 "Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства" ЗК РФ, в котором устанавливалось, что условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков..., возмещение потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства. В новой редакции последние слова исключены из ЗК РФ, хотя, думается, "привязка" лесов к землям не исключает наличия лесного хозяйства как отрасли общественного производства с необходимостью возмещения ей причиненных убытков, в том числе в общегражданском порядке.

В п. 2 ст. 40 "Права собственников земельных участков на использование земельных участков" ЗК РФ предусматривалось, что собственник земельного участка имеет право собственности, а в подп. 2 указывались "расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации". В соответствии с комментируемой ст. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. этот подпункт ст. 40 ЗК РФ признается утратившим силу.

Учитывая вышеупомянутую концепцию нового Лесного кодекса РФ о принадлежности лесов и насаждений земле, изменения в ст. 130 ГК РФ, внесенные в ст. 16 комментируемого Федерального закона ("к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно..."), это изменение ЗК РФ выглядит последовательным и логичным.

Исключение из ЗК РФ требований возмещения потерь лесного хозяйства отражается в новом наименовании ст. 58 ЗК РФ - "Возмещение потерь сельскохозяйственного производства".

Пункт 6 этой статьи был посвящен возмещению потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда.

Также согласно этому признаваемому утратившим силу п. 6 ст. 58 ЗК РФ потери лесного хозяйства возмещались лицами, которым предоставлялись земли лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом*(206).

В п. 2 ст. 77 "Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ выделялись в составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья и другие земли, в том числе древесно-кустарниковая растительность, которая представляла собой своеобразный институт лесного права, позволяющий считать ее частной собственностью физических и юридических лиц.

В ЛК РФ 1997 г. древесно-кустарниковой растительности (ДКР) посвящалось немало статей и норм. В новом ЛК РФ ДКР не предусматривается, правовой режим использования и охраны лесов в основном увязывается с целевым назначением земель, на которых они расположены, и предусматриваются в соответствующих статьях "лесные насаждения", чем и обусловливается изменение п. 2 ст. 77 ЗК РФ.

С этим же связано уточнение п. 1 ст. 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ, где предусматривается, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений и т.д.

Аналогично дополнение ст. 82 "Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" ЗК РФ, где предусматриваются условия и цели такого предоставления.

Среди целей предоставления - создание защитных лесных насаждений. Кроме того, исключены слова "в собственность", поскольку могут быть использованы и иные титулы права владения и пользования предоставляемыми земельными участками*(207).

В подп. "в" ст. 102 "Защитные леса и особо защитные участки лесов" ЛК РФ предусматриваются зеленые зоны, лесопарки. В п. 3 ст. 105 "Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов" ЛК РФ предусматриваются запрещения определенных действий и работ в зеленых зонах и лесопарках.

В новой редакции п. 6 ст. 86 "Пригородные зоны" ЗК РФ изменяется режим охраны и использования зеленых зон и лесопарков, которые постоянно испытывают все большее давление со стороны городов.

Ранее перевод земель в границах пригородных и выделенных в них зеленых зон, занятых лесами первой группы, в земли иных категорий допускался на основании решения Правительства РФ.

По новой редакции вообще запрещается перевод любых земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий. Правда, при этом допускается перевод в другие категории земель пригородных зон, которые могут не принадлежать к землям лесного фонда, к зеленым зонам и к лесопаркам.

В новой редакции п. 3 ст. 90 "Земли транспорта" ЗК РФ предусматривается, что на полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются... (и в абзаце девятом) "распашка земельных участков, покос тр







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.