Двади,ать вторая сказка.
Шапка-невидимка (демонстративное поведение) Когда первоклассники приходят в школу, то для них насту- пает новая пора. И адаптация детей зависит от подготовительно- го этапа (детского сада, подготовительного класса, установок взрослых). Можно сразу выделить детей, которых родители, пе- дагоги мучили усиленной подготовкой и чрезмерным внимани- ем к себе. Очень рано такие дети познакомились с системой «уро- ков». Взрослые постарались! И что же? Быстро разобравшись в требованиях учителя, они начинают чувствовать, что им слиш- ком легко и даже скучно. Дети ищут дополнительных развлече- ний, стремятся доиграть упущенное, демонстрируют свое пове- дение, требуют постоянного внимания со стороны учителя и сверстников. Замечания педагога, смех новых товарищей порой закрепляют негативные формы поведения на уроке. На ребенка «вешают ярлык» баловника, хулигана и пр. Учитель борется за порядок в классе, а ученик за лидерство, за социальное призна- ние. Сроки и средства такой борьбы различны, а результаты не- утешительны. Проигрывают обе стороны, так как нет взаимопо- нимания, доверия и уважения друг к другу, возникают пробле- мы в обучении. Попробуем помочь ребенку понять неадекватность своего поведения и поискать позитивные модели с помощью сказочного персонажа. Итак, предлагаем первоклассникам кор- рекционную сказку. Используя сказкотерапию, учитель может предложить игру «Шапка-невидимка» после прослушивания дан- ной сказки. И результаты более заметны, чем после постоянных окриков, угроз, записей в дневнике. В Лесной школе появился еще один новый ученик. Это Мышонок. Мышонок был очень способным ребенком. 06 этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с 64
бабушкой всегда восхищались им. «Самый умный, самый находчивый, самый веселый...» — твердили они ему. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: «Ты просто соловей у нас!» Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность это доказать всем жителям леса. В Лесной школе почему-то приняли его без востор- гов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учени- ков. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школь- ников, Учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отве- чал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассни- ков. Но ожидания не оправдывались, и ученики, и Учи- тель не замечали «гениальности» Мышонка. Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соло- вьиным» писком. И это ему удалось! Учитель внима- тельно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. «Вот, наконец-то, — думал Мышонок, — все заметили меня!» Он, забыв об уро- ке, начал мучительно думать, чем еще поразить окру- жающих. Особенно Мышонку понравилось, когда Бе- лочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только Учитель не улыбался, он по- дошел и тихо спросил проказника: — Почему ты нам мешаешь? Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив. Когда пришли за первоклассниками роди- тели, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель- Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут озна-
чать его действия. Но, увидев восхищение своим сы- ном в глазах у родителей, он призадумался: «Что же делать? Как помочь Мышонку стать на- стоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он по- ступает, как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на пе- ремене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радо- ваться успехам своих новых друзей?» На следующий день Учитель Еж начал урок с исто- рии о «Шапке-невидимке», которая хранилась в са- мом секретном месте в кабинете у директора школы. Это шапка — невидимая, и она делает невидимыми тех, кто ее надевает. Еж «держал» ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не про- изошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое вре- мя он стал прислушиваться к заданиям Учителя. Пы- тался их выполнить правильно и захотел выйти с от- ветом к доске. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они все еще пожалеют!» Наконец прозвенел звонок, на- чалась перемена! Когда ученики ушли играть в кори- дор, Учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку. — Правда, грустно чувствовать себя в одиноче- стве, — тихо сказал Еж и добавил: — Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а ког- да прозвенит звонок на урок, «Шапка-невидимка» 66
вновь вернется к тебе, пока ты не научишься помо- гать друзьям в учебе, а не мешать им. Мышонок сидел молча и к ребятам играть не по- шел. Он думал... Так прошла перемена, потом прошел урок, на ко- тором всем было интересно. Перед уроком матема- тики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку. — Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься за- дачку решить? — ехидно спросил Мышонок. — Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается! — обиженно ответила Белочка. Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее ре- шение: — Хочешь, я помогу тебе? Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радо- стный смех Белочки и увидел благодарность в ее гла- зах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нуж- ным и взрослым! Ему было очень приятно! На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему Учитель-Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благо- дарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как Учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места, Мы- шонок вдруг вспомнил про «Шапку-невидимку». — Что же с ней случилось, почему и куда она исчезла? — удивлялся Мышонок. А Учитель-Еж и ребята-зверята дружелюбно улы- бались...
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|