Двадцать третья сказка.
Задача для Лисенка (ложь) В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка- Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети. Так вот, дедушка считал, что воспитать настоя- щего Лиса очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости: 1. Во всем находить собственную выгоду. 2. Уметь ловко обмануть. 3. Уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды>>. Папа-Лис был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и история ми. Лисенок часто прислушивался к этим спорам и размышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?» Что касается дедушки, то он действительно оди- ночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту. У папы все по-другому. Обманывать, как дедуш- ка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь все- гда становится явью, то есть обнаруживается окру-
жающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок. Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пы- тается использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям. — Может быть, соединить в себе хитрость и фан- тазию? — как-то высказал свою позицию Лисенок вслух. — И будешь Лисом-одиночкой! — протрещала в ответ Сорока. — Как же мне быть? — спросил ее Лисенок. — Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет? — Маленький Лисенок, — засмеялась Сорока,— выбор за тобой, твое решение и будет новой доро- гой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда мо- жет прилипнуть к тебе. — Я подумаю над этим завтра! — решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою проблему, перенес ее на другой день. Но вот наступил этот день, а проблема осталась. — Как же быть, что выбрать? — вновь задал себе вопрос Лисенок. В школе Лисенок был очень рассеянным. При ре- шении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше никогда не было трудностей с мате- матикой, поэтому ребята и учитель очень удивились. — Что с тобой случилось, ты не заболел? — за- беспокоился Учитель-Еж. — Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, — почему-то вырвалось у Лисенка. — Твой дедушка болен? — спросили ребята. — Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продол- 69
жал придумывать Лисенок. И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи, а все ученики верили и сочув- ствовали Лисенку. — Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, — пред- ложил Учитель. — Твой дедушка сейчас особенно нуждается в тебе. Больному любовь и забота помо- гают выздоравливать. Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса. По пути домой Лисенок уже забыл о своей выду- манной истории, глубоко вздохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скри- пел под ногами, было очень весело. Домой Лисенок вошел беззаботным. — Почему ты так рано пришел? — спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и уди- вился, увидев Лисенка. — Я?.. — растерялся Лисенок. — Наш учитель заболел! — прошептал он. — Как, заболел? Что-то серьезное? — забеспоко- ился стары й Л ис. — Да, наверное! — продолжал Лисенок, удивля- ясь своей сообразительности и находчивости. — Плохо, очень плохо, — проворчал дедушка,— жаль мне Учителя-Ежа, пусть выздоравливает поско- рее! Лисенок немного покрутился около дедушки, на- блюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей удачной выдумкой. А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то ве- село насвистывает песенку. Учитель немного уди- вился, подумал, что ему показалось, ведь как мож- но веселиться, если болен любимый человек. Од-
нако песенка продолжала звучать, и сбитый с тол- ку Учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оце- нивал результат, упражняясь в художественном сви- сте. Еж встал как вкопанный. Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал про- исходящеее. — Я рад, что вам уже лучше! — произнес нако- нец-то Учитель. — А вам? — спросил удивленный дедушка. В этот момент Лисенок услышал голоса и с любо- пытством выглянул во двор. Но, сообразив, что про- изошло, решил не показывать носа, быстро шмыг- нул в свою комнату, прыгнул на кровать. — Сейчас что-то будет! — шептал Лисенок.— Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да я сейчас проснусь, и все будет, как прежде, — пытался успокоить он себя. Но это не был сон, а была самая настоящая ре- альность. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка, чувство стыда и страха поселилось в душе. — Что же там происходит? 0 чем они говорят? Что собираются со мной делать? — спрашивал сам себя Лисенок. Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, ко- торые повторял несколько раз старый Лис: — Да, что посеешь — то и пожнешь! Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подуш- кой, чтобы ничего не слышать. Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся. 71
Лисенок приподнял голову и увидел Учителя. — Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, — тихо произнес Учитель. — Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает пони- мать, что запутался, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину! Лисенок не смог ничего ответить Учителю, пото- му что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред прежде все- ro самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор... — Я буду стараться быть честнымИ! — пообе- щал он Учителю. — Я верю в тебя! — ответил Еж. В школе Лисенок сознался в своем обмане, и уче- ники простили его. С тех пор как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромного паука, липкую паутину и говорит правду. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|