Здавалка
Главная | Обратная связь

Двадцать шестая сказка.



Хвосты

(межарупповые конфликты)

В классе по разным причинам могут возникать «враждующие лагеря» (национальные группы, фанаты и болельшики и дру- гие). Педагогам стоит болыпого труда организовывать специаль- ные беседы, объединяющие игры для работы с коллективом. Под надзором педагогов дети сдерживаются от шумных конф- ликтов, но продолжают проявлять внутреннюю агрессию, тихо терпят друг друга, но в дружный коллектив не объединяются. Трансформировать такие убеждения традиционными педагоги- ческими методами практически невозможно. Так как дети твер- до верят в свои групповые принципы и следуют девизу «Один за всех и все за одного!», ситуация далеко не безнадежна. Повлиять на нее можно при помощи сказки.

В Лесной школе учились разные звери: Белка, Заяц, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Ко- шечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, по- этому когда надо было что-то поднять или передви- нуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белка лучше всех выти- рала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, но быстро наступало переми- рие. Каждый ученик пытался понять и принять друго- го таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а осо- бенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Заяц случайно наступил Белке на хвос- тик. Раздался громкий крик. Белка заплакала, а Заяц извинился дрожащим голосом:

— Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

— Нет, не прощу! — с обидой ответила Белка.

 

 

— Но почему? — испугался Заяц.

— Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!

— Это неправда! — закричал Заяц. — Я не зави- дую, и мне очень нравится мой хвостик.

— Но ведь у Белки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Заяц. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.

— Зайцу не нужен длинный хвост, — пытался убе- дить всех Медвежонок.

— А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался,— в один голос крикнули Белка с Лисенком.

Начался настоящий спор.

Все звери защищали только свои хвосты. Они кри- чали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел зво- нок на урок... И вошел Учитель-Еж. Посмотрев на уче- ников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

— Что случилось? — спросил Учитель. — Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?

— Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, — сказала Белка.

— И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, — произнес Медвежонок.

— Так вас поссорили хвосты? — удивился Еж.

— Мы не дружим с бесхвостыми! — крикнул Ли- сенок.

— А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые>~ и «бесхвостыеэ? — не спеша продолжал Еж. — Но только вы неправильно поде- лились.

— Почему? — возмутились звери.

— Вам надо было делиться на больших и малень- ких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. — Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. — И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки.

 

 

Все зверята молчали.

— Школьный день продолжался. Были уроки, пере- мены. Но Белка теперь не играла с Зайцем, а Медве- жонок уже не помогал «хвостатым».

Продолжали звучать насмешки и обидные прозви- ща. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запа- хом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их го- рячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом со-. всем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен!

Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слы- шал, как от его дома удаляются непрошеные гости. «Неужели я живой? И — подумал Волчонок. — Голо- ва, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представ- лял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» — с этими мыслями Волчо- нок заснул...

В этом месте прервите сказку. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А по- сле того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку.

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

— Иди к нам! — позвал друга Лисенок.

Опустив глаза, Волчонок сел к «бесхвостым» зве- рям. В классе наступила тишина. «Что с Волчонком?

 

 

Почему он так странно себя ведет? — подумали уче- ники. — «Неужели с ним случилась беда?»

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обни- мать своего друга.

— Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.

— Неужели только такая беда может вам дока- зать, что важнее всего на свете? — спрашивал учени- ков Учитель.

— Мы хотим, чтобы в Лесной школе все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, — ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним.

— Я думаю, что в ваших силах выполнить это жела- ние! — улыбнулся Учитель и торжественно произнес:— Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», — думали звери, играя друг с другом и принимая всех такими, какими они были.

Заканчивается сказка, заканчивается урок без обсуждений и без вопросов. Дети по-разному усваивают смысл сказки. Для кого-то должно пройти длительное время, а некоторые уже на следующей перемене в свободной игре пытаются строить новые отношения.

Двадцать седьмая сказка. R3lj

Драки

«Сколько мне пришлось пережить неприятностей, — думает Волчонок. — История с хвостом, поссо- рился с младшим братом, папа наказал, мама отруга- ла. А за что? Только то и сделал, что отшлепал бра- тика, чтобы не трогал мои вещи».

 

 

— Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол, — по- звал друга Лисенок.

«Хорошо, может, и отвлекусь, забуду свои беды», — решил Волчонок.

Стали друзья в футбол играть, да Волчонок стал проигрывать, рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищаться стал, кулач- ками тоже крепко Волчонка разукрасил. Хорошо мимо Учитель-Еж прогуливался. Как увидел он драчунов, как крикнет:

— Это что за петухи?

Услышали голос Учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят, чумазые, зареван- ные и злые друг на друга. А Учитель и говорит:

— Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый по-своему рассказывать будет. А вот что де- лать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу.

Повел Учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины зеленкой намазал. Вроде успоко- ились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают.

— Есть у меня «Сердитая подушка», давно в шка- фу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, вид- но, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.

— Как это? — недоверчиво спросили ребята.

— Сейчас покажу~ Кто первый хочет от своих зли- нок избавиться? — спросил Еж.

— Ну, давайте я попробую, — осторожно подо- шел к подушке Волчонок.

— Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулака- ми со всей силы подушку выколачивать да посмеи- ваться, с каждым ударом «ха» выкрикивать. Тогда злинки все выскочат! — объяснил Учитель. — А ты,

 

 

Лисенок, помогай другу, говори слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны?

— Вроде бы понятны, — ответили ребята.

— Тогда, как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и начнем. А когда про- пищит два раза, значит, пора останавливаться,— продолжил свои инструкции Еж.

Волчонок и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками бить, да звук «ха» выкрикивать. А Лисенок помогает, кри- чит «Сильнее, сильнее, сильнее» и пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались все ученики, сто- ят, смотрят, диву даются. Что происходит, не пони- мают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли.

— А теперь послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке, что делают? — предложил Учитель.

— Тихо сидят! — еле отдышавшись, ответил Вол- чонок.

— Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисе- нок, свои злинки выбивать! Начали! — скомандовал Еж и посигналил.

Тут и все ученики подключились, стали вместе кри- чать слова-заклинания, да еще и в ладоши прихлопы- вать. Прозвучал двойной сигнал. Лисенок прислуши- вается к подушке, смеется:

— А мои злинки сидят, разговаривают!

— Все злинки убежали или остались еще? — спро- сил Учитель.

— Все убежалиШ — радостно ответили Лисенок с Волчонком.

— А можно и нам попробовать? — робко спросил Зайчонок.

— Конечно, можно, но по очереди! — разрешил Еж. Когда каждый ученик попробовал свои злинки и

упрямки прогнать, Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:

 

 

— По разным причинам появляются злинки, на- капливаются, но теперь мы знаем секрет, как про- гнать их. Эта «Сердитая подушка» будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать.

После этой сказки вместе с детьми проверьте эффектив- ность метода «Сердитая подушка», дайте возможность макси- мально выразить свою накопившуюся агрессию каждому уче- нику. Соблюдайте инструкции Учителя-Ежа. Хорошо в классе такую подушку предлагать детям по необходимости, под ру- ководством взрослого. Многие дети после таких игр просят родителей завести «Сердитую подушку» и дома. Особенно в семье, где детей несколько, такая эмоциональная разрядка дает возможность снизить напряжение в отношениях, доба- вить юмора и физической активности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.