Двадцать шестая сказка.
Хвосты (межарупповые конфликты) В классе по разным причинам могут возникать «враждующие лагеря» (национальные группы, фанаты и болельшики и дру- гие). Педагогам стоит болыпого труда организовывать специаль- ные беседы, объединяющие игры для работы с коллективом. Под надзором педагогов дети сдерживаются от шумных конф- ликтов, но продолжают проявлять внутреннюю агрессию, тихо терпят друг друга, но в дружный коллектив не объединяются. Трансформировать такие убеждения традиционными педагоги- ческими методами практически невозможно. Так как дети твер- до верят в свои групповые принципы и следуют девизу «Один за всех и все за одного!», ситуация далеко не безнадежна. Повлиять на нее можно при помощи сказки. В Лесной школе учились разные звери: Белка, Заяц, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Ко- шечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, по- этому когда надо было что-то поднять или передви- нуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой. Белка лучше всех выти- рала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, но быстро наступало переми- рие. Каждый ученик пытался понять и принять друго- го таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а осо- бенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Заяц случайно наступил Белке на хвос- тик. Раздался громкий крик. Белка заплакала, а Заяц извинился дрожащим голосом: — Я нечаянно, прости меня, пожалуйста. — Нет, не прощу! — с обидой ответила Белка.
— Но почему? — испугался Заяц. — Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика! — Это неправда! — закричал Заяц. — Я не зави- дую, и мне очень нравится мой хвостик. — Но ведь у Белки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Заяц. Признайся в этом! — вмешался Лисенок. — Зайцу не нужен длинный хвост, — пытался убе- дить всех Медвежонок. — А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался,— в один голос крикнули Белка с Лисенком. Начался настоящий спор. Все звери защищали только свои хвосты. Они кри- чали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел зво- нок на урок... И вошел Учитель-Еж. Посмотрев на уче- ников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт. — Что случилось? — спросил Учитель. — Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места? — Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, — сказала Белка. — И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, — произнес Медвежонок. — Так вас поссорили хвосты? — удивился Еж. — Мы не дружим с бесхвостыми! — крикнул Ли- сенок. — А, так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые>~ и «бесхвостыеэ? — не спеша продолжал Еж. — Но только вы неправильно поде- лились. — Почему? — возмутились звери. — Вам надо было делиться на больших и малень- ких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. — Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. — И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки.
Все зверята молчали. — Школьный день продолжался. Были уроки, пере- мены. Но Белка теперь не играла с Зайцем, а Медве- жонок уже не помогал «хвостатым». Продолжали звучать насмешки и обидные прозви- ща. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами. Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запа- хом растений, цветов... Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их го- рячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом со-. всем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слы- шал, как от его дома удаляются непрошеные гости. «Неужели я живой? И — подумал Волчонок. — Голо- ва, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представ- лял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» — с этими мыслями Волчо- нок заснул... В этом месте прервите сказку. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А по- сле того как школьники выскажут свое мнение, продолжите сказку. Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе. — Иди к нам! — позвал друга Лисенок. Опустив глаза, Волчонок сел к «бесхвостым» зве- рям. В классе наступила тишина. «Что с Волчонком?
Почему он так странно себя ведет? — подумали уче- ники. — «Неужели с ним случилась беда?» В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обни- мать своего друга. — Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения. — Неужели только такая беда может вам дока- зать, что важнее всего на свете? — спрашивал учени- ков Учитель. — Мы хотим, чтобы в Лесной школе все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, — ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним. — Я думаю, что в ваших силах выполнить это жела- ние! — улыбнулся Учитель и торжественно произнес:— Так тому и быть! «Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», — думали звери, играя друг с другом и принимая всех такими, какими они были. Заканчивается сказка, заканчивается урок без обсуждений и без вопросов. Дети по-разному усваивают смысл сказки. Для кого-то должно пройти длительное время, а некоторые уже на следующей перемене в свободной игре пытаются строить новые отношения. Двадцать седьмая сказка. R3lj Драки «Сколько мне пришлось пережить неприятностей, — думает Волчонок. — История с хвостом, поссо- рился с младшим братом, папа наказал, мама отруга- ла. А за что? Только то и сделал, что отшлепал бра- тика, чтобы не трогал мои вещи».
— Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол, — по- звал друга Лисенок. «Хорошо, может, и отвлекусь, забуду свои беды», — решил Волчонок. Стали друзья в футбол играть, да Волчонок стал проигрывать, рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищаться стал, кулач- ками тоже крепко Волчонка разукрасил. Хорошо мимо Учитель-Еж прогуливался. Как увидел он драчунов, как крикнет: — Это что за петухи? Услышали голос Учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят, чумазые, зареван- ные и злые друг на друга. А Учитель и говорит: — Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый по-своему рассказывать будет. А вот что де- лать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу. Повел Учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины зеленкой намазал. Вроде успоко- ились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают. — Есть у меня «Сердитая подушка», давно в шка- фу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, вид- но, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет. — Как это? — недоверчиво спросили ребята. — Сейчас покажу~ Кто первый хочет от своих зли- нок избавиться? — спросил Еж. — Ну, давайте я попробую, — осторожно подо- шел к подушке Волчонок. — Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулака- ми со всей силы подушку выколачивать да посмеи- ваться, с каждым ударом «ха» выкрикивать. Тогда злинки все выскочат! — объяснил Учитель. — А ты,
Лисенок, помогай другу, говори слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны? — Вроде бы понятны, — ответили ребята. — Тогда, как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и начнем. А когда про- пищит два раза, значит, пора останавливаться,— продолжил свои инструкции Еж. Волчонок и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками бить, да звук «ха» выкрикивать. А Лисенок помогает, кри- чит «Сильнее, сильнее, сильнее» и пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались все ученики, сто- ят, смотрят, диву даются. Что происходит, не пони- мают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли. — А теперь послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке, что делают? — предложил Учитель. — Тихо сидят! — еле отдышавшись, ответил Вол- чонок. — Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисе- нок, свои злинки выбивать! Начали! — скомандовал Еж и посигналил. Тут и все ученики подключились, стали вместе кри- чать слова-заклинания, да еще и в ладоши прихлопы- вать. Прозвучал двойной сигнал. Лисенок прислуши- вается к подушке, смеется: — А мои злинки сидят, разговаривают! — Все злинки убежали или остались еще? — спро- сил Учитель. — Все убежалиШ — радостно ответили Лисенок с Волчонком. — А можно и нам попробовать? — робко спросил Зайчонок. — Конечно, можно, но по очереди! — разрешил Еж. Когда каждый ученик попробовал свои злинки и упрямки прогнать, Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:
— По разным причинам появляются злинки, на- капливаются, но теперь мы знаем секрет, как про- гнать их. Эта «Сердитая подушка» будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать. После этой сказки вместе с детьми проверьте эффектив- ность метода «Сердитая подушка», дайте возможность макси- мально выразить свою накопившуюся агрессию каждому уче- нику. Соблюдайте инструкции Учителя-Ежа. Хорошо в классе такую подушку предлагать детям по необходимости, под ру- ководством взрослого. Многие дети после таких игр просят родителей завести «Сердитую подушку» и дома. Особенно в семье, где детей несколько, такая эмоциональная разрядка дает возможность снизить напряжение в отношениях, доба- вить юмора и физической активности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|