Двадцать четвертая сказка.
Спорщик У Мышонка появилась привычка спорить со всеми по любому поводу. Все перемены он проводил в го- рячих спорах со своими друзьями. — Мышонок, ты зачем со всеми споришь? — спро- сил его Зайчонок. — Я не спорю, а веду дискуссию, — важно отве- тил Мышонок. — Дискуссия — это немного другое, — улыбаясь, объяснил Учитель-Еж. — Во-первых, каждый участ- ник дискуссии уважает собеседника, дает ему воз- можность полностью высказаться.
— А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь,— вмешался Волчонок. — Во-вторых, — продолжал Учитель, — в дискус- сии необходимо предлагать факты, которые подтвер- ждали бы твою точку зрения. — Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю! — уверенно заявил Мы- шонок. — Мне наш Мышонок напоминает одного знако- мого лесного гнома, — вспомнил Зайчонок. — Какого еще гнома? — недовольно спросил Мы- шонок. — Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома-близнеца, — начал свой рассказ Зайчонок. — Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с при- ветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком. Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты: — Ух-ты! И такое бывает! — удивляется гном. Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазка- ми он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает и вряд ли существуют еще в мире какие-то за- гадки. Когда Удивлялка делится своими впечатления- ми с братом, то в ответ слышит: — Подумаешь, я это давно знал! Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит: — Что же ты такую ерунду не знаешь? Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует. Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений.
Трудно живется его брату-близнецу. От постоян- ного брюзжания его лицо быстро сморщилось и со- старилось, а друзей совсем нет. — А я встречала его в лесу! — воскликнула Бе- лочка. — Он похож на сморщенный сушеный гриб! — Да, — подтвердил Учитель. — Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называ- ет, а что они близнецы, поверить трудно, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того чтобы научиться общаться с друзьями. — А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? — смутился Мышонок. — Дискутировать! Поупражняемся, все вместе!— обещал Учитель. После этой сказки можно предложить школыпясам любую нейтральную тему для дискуссии, например: Какие лучшие игры? Книги и др.? Напомните правила ведения дискуссии (см. текст сказки) и введите для самоконтроля «мяч-переход- ник» (можно использовать любой предмет для передачи слова товарищу). Наиболее эффективно использовать видеозапись, которую сразу после дискуссии можно доброжелательно про- анализировать вместе с детьми. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|