Здавалка
Главная | Обратная связь

Рабочие документы аудиторов



Аудитор и аудиторские организации должны документально оформлять все сведения, которые важны и представляют собой аудиторские доказательства, подтверждающие мнение аудитора и то, что аудит проводился в соответствии со стандартами аудита. Документация аудитора - рабочие документы и материалы, подготовленные аудитором или для аудитора и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены на бумажных, электронных носителях в виде слайдов, фотографий и других формах. Рабочие документы включают в себя: 1) планы и программы проведения аудита; 2)описание используемых аудитором процедур и их результатов; 3)объяснения и разъяснения руководства экон. субъекта; 4)аналитические документы аудиторской организации; 5) описание систем б/у и ВК. Состав, количество и содержание документов, составляющих рабочую документацию, определяет аудитор самостоятельно. Рабочие документы должны быть составлены достаточно полно и подробно, так, чтобы обеспечить понимание аудита. Это необходимо для того, чтобы опытный аудитор, ознакомившись с рабочими документами, мог получить общее представление о проделанной работе, а также при необходимости сменить аудитора и продолжить проверку. Формы рабочих документов разрабатываются аудиторами самостоятельно в соответствии с внутренними стандартами, если нет установленных форм -вышестоящими документами. Рабочие документы являются собственностью аудиторской организации, проводившей проверку, и она вправе совершать в отношении документов любые действия по своему усмотрению, если они не противоречат законам и др. правовым актам, профессиональной этики, а также не нарушают интересы экон. субъектов и 3х лиц. Аудируемое лицо, налоговые и другие гос. органы не имеют право требовать от аудитора предоставления рабочих документов или их копий, кроме установленных закон-вом случаев. Сведения, входящие в рабочие документацию аудитора, являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению аудиторской организацией.

Рабочие документы должны содержать все сведения необходимые и достаточные для:1) осуществления планирования аудиторской проверки; 2) контроля со стороны ао за ходом ауд. проверки; 3) составления ауд. заключения по результатам проведенного а.; 4) подтверждения того, что а. проведен в соответствии с требованиями НА, регулирующих ад в РФ.

Рабочие документы аудитора должны иметь реквизиты: - наименование документа; - наименование экон. субъекта; - период, за который проводился аудит; - дата проведения аудиторской процедуры или составления документа; - содержание документа; - подпись лица, составившего документ с расшифровкой; - дата проверки документа; - подпись лица, проверившего документ с расшифровкой.

Если рабочий документ содержит условные обозначения, то они должны быть расшифрованы. Рабочие документы должны содержать ссылку на источник раскрываемой информации. Рабочие документы должны храниться в архиве аудиторской организации не менее 5 лет.

Рабочие документы аудиторов составляют досье клиента, которое включает в себя 3 вида: 1) Текущее досье содержит все материалы, собранные в процессе ауд. проверки, а также вопросы перенесенные из предыдущ а., на которые следует обратить внимание. 2) Постоянное досье содержит инфо о клиенте, которая может быть важной, значимой длительное время (организац инфо, инфо о п/п и его деят-ти, подробности договора о сотрудничестве, инфо для а., особенности налого-я аудируемого лица). 3) Специальное досье открывают в зависимости от обстоятельств и в него включают специальные постановления, приказы, налоговую документацию, данные по соблюдению закон-ва, корр-цию счетов и др.

В случаях продажи или гибели рабочей документации руководство аудиторской организации обязано назначить проведение служебного расследования, результаты которого оформляются специальным актом.

13. Ауд заключение

Согласно ФЗ аудит. заключение (АЗ) – это офиц. док-т, предназначенный для польз-лей фин. бухг. отчет-ти аудир-х лиц, составленный в соответ-вии с требованиями ПСАД ад и содержащий мнение ао о достоверности БФО ауд-го лица и соответ-вии порядка ведения б/у закон-ву РФ. Сущ-ют след-щие виды АЗ:

1)АЗ с выражением безоговорочно положительного мнения. Ауд-р приходит к заключению, что БФО дает достоверное представление о финан. положении ауд. лица и рез-тах его деят-ти в соответ-вии с устан-ми принципами и методами ведения б/у и подготовки отчет-ти.

2) Модифицированные АЗ. Оно может быть:

а)АЗ с выражением полож.мнения, с обращением внимания на опред-ые обстоятельства с целью привлечения внимания к ним польз-лей. б) АЗ с выражением отрицательного мнения. Ауд-р выражает тогда, когда выявленные разногласия, искажения оказывают существенное влияние на достоверность отчет-ти и недостаточно ограничиться только оговоркой, чтобы не ввести польз-лей отчет-ти в заблуждение. в) АЗ с отказом от выражения мнения. Ауд-р вправе выдать тогда, когда велико ограничение объема работы, что не позволяет собрать достаточные ауд. доказ-ва и выразить мнение о достоверности БФО. г) положител.АЗ с оговоркой.(когда влияние разногласий с рук-ом или ограничения объема а. не настолько глубоки,чтобы выразить отриц мнение).

АЗ счит-ся модиф-м, если:1)Возникли и выявлены обст-ва, кот-е не влияют на мнение ауд-ра, но включены в АЗ для привлечения внимания к данной ситуации пользователей отч-ти;2)Возникли и обнаружены обст-ва, которые влияют на мнение ауд-ра относит-о достов-и БФО.

Ауд-р не может выразить безог-но положит. мнение, если сущ-ет одно из обстоят-в: а) огранич-е объема аудита (может привести к выражению мнения с оговоркой или отказу от выражения мнения); б) сущ-ют разногласия с рук-м относит-о учет.полит., методов ее примен-я, правил-и раскрытия инфор.в отчет-и (может привести к выражению мнения с оговоркой или отрицательного мнения).

АЗ включает: 1) наименование; 2) адресат; 3) краткие сведения об ауд-ре, в т.ч. наименование, местонахождение, номер и дата выдачи лицензии, срок действия, аккредитивное проф. ауд. объединение, в кот-ое входит ауд. организ-ия; 4) краткие сведения об аудируемом лице; 5) вводная часть; 6) часть, описывающая объем ауд-ра; 7) часть, содержащая мнение ауд-ра; 8) дата ауд. заключения; 9) подпись ауд-ра.

В вводной части: период, за кот. проводится а.; перечень проверенной БФО; обяз-ти ауд-ра по договору. В аналит. части: нормат. база проведения проверки; объем а.; метод проведения а.; В итоговой части: принципы и методы ведения б/у и подготовки отч-ти согласно НП базы б/у.

Ауд-р должен указать дату, когда был завершен аудит, т.к. данное обстоят-о предост-ет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, кот-е оказали на БФО события и операции, имевшие место с даты окончания проведения А до даты подписания АЗ. АЗ д/б подписано рук-м ауд-ра или уполном-м рук-ем лицом и лицом, провод-м аудит, с указ-м номера и срока действия его квалиф-го аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. К АЗ прил-ся БФО, в отношении кот-й выраж-ся мнение и кот-ая датирована, подписана и скреплена печатью аудир.лица в соотв-ии с требов-и зако-ва РФ относит.подготовки такой отчетности. АЗ и указанная отчет-ть должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. АЗ д/б представлено в установленные договором сроки.

Аудит ден. ср-в

Необходимость и значимость а-та кассовых операций заключается в том, что ДС являются наиболее подвижными и быстрореализуемыми активами орг-ии. Целью а-та кассовых операций явл. установление соответствия применяемой методики уч операций по движению наличных ДС в проверяемом периоде нормативным док-там для формирования мнения о достоверности бух. отч-сти в части наличных ДС во всех существенных аспектах.

Основные задачи проверки: 1. выявление условий хранения ДС; 2. пр-ка сохранности наличных денег в кассе; 3. к-ль за соблюдением законности и правильности использования денежной наличности.

Основные ист-ки инфции: кассовая книга; отчеты кассира с приложенными первичными док-тами, приходно-кассовыми ордерами, р-дно-кассовыми ордерами, расчетно-платежными ведомостями, платежными ведомостями, квитанциями и пр.; журналы регистрации приходно-кассовых ордеров, р-дно-кассовых ордеров; журналы регистрации депонентов; авансовые отчеты; чековые денежные книжки: акты инв-ции наличных ДС; инв-ционные описи ценных бумаг и бланков строгой отч-сти; регистры синтетического уч (журнал-ордер № 1 или заменяющая его машинограмма); Гл.кн; отч-сть; положение об уч.ной политике.

Так как операции носят массовый характер, то участок проверки явл. наиболее трудоемким, при этом применение достаточно простых ауд. процедур позволяет привлекать к проверки ассистентов. Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

Последовательность проверки кассы: 1) инв-ция кассы и обследование условий хранения ДС; 2) пр-ка правильности док-тального оформления операций; 3) пр-ка полноты и своевременности оприходования наличных ДС; 4) пр-ка правильности списания ДС в р-д; 5) пр-ка соблюдения кассовой и ф-совой дисциплины; 6) пр-ка правильности синтетического уч и отражения операций на счетах бух. уч; 7) оформление результатов проверки.

Основным нормативным док-том, регулирующим порядок хранения, расхождения и уч ДС в кассе явл. Письмо ЦБ РФ от 28.09.1993 г. № 40 и Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 г. № 14п «О правилах орг-ии наличного денежного обращения на территории РФ».

На предварительном этапе при подготовке общего плана и программы проверки а-тор оценивает состояние ВК за движением и сохранностью ДС в кассе.

Признаками отсутствия или не достаточно налаженной СВК за операциями в кассе являются:

1. отсутствие налаженной системы подготовки к проведению инв-ции;

2. отсутствие системы проведения внезапных инв-ций кассы обяз-о с полным полистным пересчетом, находящихся в ней ДС и др ценностей;

3. наличие признаков Ф.льных инв-ций или неизменный состав комиссии, отсутствие прилагаемых рабочих записей, установление в ней конкретных дат проведения инв-ции;

4. возможность подписи ПКО и РКО другими лицами, кроме руководителя и главного бух-ра;

5. отсутствие д-ра о полной мат ответственности и др.

Отв-сть за соблюдение порядка ведения кассовых операций несут рук-ль, гл. бух-р, кассиры. Поэтому опрашивают каждого из них. По результатам опросов определяют наиб. уязвимые участки уч, планируют состав ауд процедур, устанавливают особенности уч касс. операций в орг-ии.

Непосредственно проверку начинают с инв-ции кассы, которую проводят в присутствии кассира и главного бух-ра. А-тор может предоставить право проведения инв-ции самой орг-ии, а сам наблюдать за ее проведением. Далее а-тор устанавливает применение унифиц форм ПД и полноту заполнения всех реквизитов. Док-ты д. б четко оформлены, подчистки и исправления не допускаются.

При просмотре ПД м/б обнаружено повторное их использование, что устанавливается наличием следов прежних подшивок, несоответствие дат и т.д.

При проверке ПД устанавливается применение соответствующих унифиц форм, полнота и четкость заполнения реквизитов и внутреннего содержания, наличие и подлинность подписей должностных лиц и получателей денег. Одновременно с проведением инв-ции проверяют условия хранения ДС и обеспеченность сохранности денег при доставке из банка, выясняют порядок хранения ключей от сейфа, проверяют соблюдение установленного лимита хранения денежной наличности. Если в штате орг-ии не предусмотрен кассир, то его обязанности может выполнять др работник, при условии обяз-ого заключения с ним д-ра о полной мат ответственности.

Если орг-ии не предоставлен расчет на установление лимита кассы, то он считается нулевым, а не сданная денежная наличность сверхлимитной. При выявлении превышения лимита кассы а-тор д предупредить о штрафных санкциям. За не соблюдение порядка хранения ДС, а также накопление в кассах наличных денег сверх установленного лимита – штраф в 3хкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителя допустившего такие нарушения – админ. штраф в 50-кратном размере.

При проверке полноты и своевр-ти оприх-я денег, полученных из банка в кассу, сопоставляют записи корешка в чеках выписки банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, не использованные чеки хранятся у главбуха. Испорченные чеки д/б аннулированы и подклеены к корешкам чеков.

При проверке целевого использования устанавливают соответствие целей снятия денег с РС и их фактического использования. Зак-вом не предусмотрена отв-сть за не целевое использование ДС, но коммерческие банки могут предъявить свои тр-вания.

При проверке полноты оприходования выручки от продаж продукции (работ, услуг) сверяют записи в отчете кассира, в кассовой книге, в приходно-кассовых ордерах и накладных, квитанциях и др док-тах по реализации.

Следует обратить внимание на соблюдение ограничения расчета наличными, к-ый установлен в размере 100 тыс. руб. по одной сделки. За его не соблюдение предусмотрен штраф в 2хкратном размере произведенного платежа к юридическому лицу, совершившему платеж в адрес другого юридического лица.

При проверке р-дования нал денег из кассы проверяют, чтобы все выводы были персонифицированы, имелась соответствующая подпись получателя с расшифровкой, паспортные данные. В случае выдачи денег по доверенности ее прикладывают к р-дно-кассовому ордеру и делают соответствующую запись.

При проверке выдачи денег подотчетным лицам устанавливают соблюдение сроков отч-сти подотчетного лица.

Важное значение имеет взаимосверка оборотов в регистрах соответствующих корреспондирующих счетов со счетом 50. Кредитовый оборот по журналу-ордеру № 1 сверяют с дебетом счета 51 в ведомости № 2, дебетом счета 55 в ведомости № 25, по счету 70, по счету 71 в журнале-ордере № 7. Аналитическую проверку проводят по дебету.

Прав-сть оборотов и остатков по счету 50 за проверяемый период устанавливают сравнением данных последнего месяца в кассовой книге, в журнале-ордере № 1, Гл.кн, Б.е.

Кроме наличных ДС в кассе могут храниться денежные док-ты (путевки в санатории, дома отдыха, проездные билеты, почтовые марки и т.д.). При их проверке устанавливают орг-ию аналитического уч по каждому виду денежных док-тов отдельно, прав-сть уч, т.е. поступление и списание должно б оформлено соответственно ПКО и РКО, отражено в книге по движению денежных док-тов, на основании к-ой кассир составляет отчет по движению денежных док-тов и сдает его в бух-рию и соответствие корреспонденции счетов.

Целью проверки явл.установление правильности учета операций по расч.,вал и пр.сч. и соблюдение действующего законод-ва.

Задачи:1)установить количество открытых.сч.;2)проверить законность совершения хоз.операций;3)определить обоснованность операций по поступлению и списанию ср-в со счета;4)проверить прав-ть отражения операций на сч. б/у;5)оценить состояние расчетно-платеж.дисциплины.

Источники инф-ии:учетная политика,договора банковского сч.,выписки банка с приложенными ПД, бланки денеж.чеков, Ж-о№2,№3, Вед№25 или машинограммы,гл.книга,б.баланс.

Порядок открытия и режим ведения банковских счетов, а также осуществления операций, связанных с безнал расчетами, регул-ся указаниями ЦБ РФ, а также нормами ГК РФ.

До начала докум-ой проверки целесообразно оценить состояние СВК и системы учета банков.операций,а уже потом решить каким способом их поверить- сплошным или выборочным.Это м.сделать путем уст. или письменного тестир-ия. Далее разраб-м план и программу проверки.

Самостоятельное регулирование банковских операций не допускается, в связи с чем большого внимания требует последовательная проверка этих операций согласно соответствующему разделу ауд программы. Данный раздел программы должен включать: установление наличия расчетных, текущих, валютных и пр. счетов орг-ии в банках (в каких учреждениях банка открыты эти счета); проверку законности совершаемых по банк. счетам хоз. операций, правильности их документального оформления; проверку полноты и своевременности оприходывания поступивших на счета ден.средств; проверку полноты и соответствия оплаченных средств предъявленным счетам; проверку своевременности перечисления налогов в бюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды; проверку полученных в банке средств и оприходованных в кассу.

Необходимо, далее, проверить правильность кор-ции счетов по списанию ден.средств с расч. и др.банк. счетов. Нередки случаи, когда в отдельных орг-ях умышленно с Кт сч 51,52,55 списывают на производственные затраты или на издержки обращения суммы оплаченных расходов по проведению строительных, научно-исследовательских работ, подлежащих отнесению, соответственно, на капитальные вложения и за счет других источников. Все указанные нарушения действующих нормативных док-тов выявляются при сплошной проверке документов и взаимной сверке регистров учета. Проверяя вопросы валютных операций, ауд-р должен обратить внимание на правильность отражения валютной выручки и обязательную продажу орг-ей части этой выручки через уполномоченные банки. Продажу ин. валюты орг-ии должны отражать на счете 91. По Дт этого счета показываются стоимость ин.валюты, пересчитанная по курсу ЦБ РФ на день продажи, в кор-ции со сч 52 «Валютные счета» (субсчет «Транзитный валютный счет») либо со сч. 57, а по Кт — сумма в валюте РФ, полученная орг-ей за проданную ин валюту, в кор-ции с Дт сч51.

Также проводят сверку регистров учета.КО по ж-о№2сверяют: по сч50- с ДО ж-о№1, по сч55- вед№25, по сч60- ж-о№6 и т.д. Данные из раздела ДО сверяют: по сч50- с данными ж-о№1, по сч55,57- ж-о№3, по сч62,90 –ж-о№11. и т.д. Сальдо по сч.51,52 в разделе ДО ж-о№2 д.соответствовать остатку по выпискам банка, в Гл.книге и балансе орг-ии, а сальдо по сч55,57 в вед.№25 – остатку по выпискам банка,в Гл.книге и балансе орг-ии в конце проверяемого периода.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.