Здавалка
Главная | Обратная связь

I. Терапия детей с менингитами должна проводится в отделении реанимации и интенсивной терапии (нередко требуется ИВЛ). Дети с сальмонеллезным менингитом подлежат изоляции.



II. Мониторинг (от лат. monere – предупреждать)основных показателей витальных функций, показателей уровня Na+, K+, Ca++, глюкозы, мочевины в сыворотке крови каждые 3-6 ч при выявлении их отклонений от нормы (при нормальных уровнях 1 раз в 12-24 ч).

Оценка водного баланса включает:

1. Измерение системного артериального давления и сопоставление АД с ЧСС.

2. Определение величины Hb и Hct в центральных сосудах и на периферии.

3. Исследование концентрации общего белка, мочевины, Na, Cl, K, креатинина в сыворотке крови, определение осмоляльности сыворотки.

4. Определение уровня Na, Cl, K, мочевины в моче.

5. Определение суточного диуреза и удельного веса мочи, осмоляльность мочи.

6. Ежедневное взвешивание ребёнка.

III. Антибиотикотерапия занимает ведущее место в лечении менингитов. Общий принцип антимикробной терапии – использование одного антибиотика (монотерапия) как можно более узкого спектра действия с целью снижения риска вторичной инфекции устойчивыми возбудителями (Э.О’Рурке, 1997). Однако при тяжёлых инфекциях, как гнойный менингит, до получения результатов посева ликвора и крови показаны антибиотики широкого спектра действия (эмпирическая антибиотикотерапия).

Часто возбудитель чувствителен ко многим антибиотикам. В таком случае при выборе антибиотика учитывают:

1) наименее токсичный препарат;

2) особенности фармакокинетики препарата с учетом возраста ребёнка, функции почек и печени;

3) особенности фармакодинамики препарата – проникновение в очаги поражения (через гематоэнцефалический барьер) и его активность;

4) стоимость лечения антибиотиками;

5) возможность мониторинга уровня препарата в крови и бактерицидной активности антибиотика в сыворотке (важные исследования при использовании токсических антибиотиков, особенно у недоношенных детей и при почечной недостаточности, когда выведение препаратов замедленно).

Антибиотикотерапия проводится в течение 2-3 недель и должна быть адекватной инфекционному возбудителю. Антибиотики должны в достаточной концентрации проникать в ликвор для скорейшей санации его. Их назначают не только в случае подтверждения диагноза менингита, но и тогда, когда нельзя полностью исключить менингит.

Возможность проникновения в ликвор через гематоэнцефалический барьер у антибиотиков неодинакова при различных гнойных менингитах:

1) при стрептококковом менингите наибольшую концентрацию в ликворе создают следующие антибиотики (в порядке понижения концентрации): цефтриаксон – ампициллин – цефуроксим – левомицетин;

2) при колибациллярном менингите: цефтриаксон – ампициллин – левомицетин – цефуроксим;

3) при гемофилюсном менингите: цефтриаксон – ампициллин – левомицетин – цефуроксим;

4) при листериозном менингите эффективен только ампициллин;

5) при пневмококковом: цефтриаксон – ампициллин – цефуроксим (левомицетин малоэффективен);

6) при менингококковом менингите: цефтриаксон – ампициллин – цефуроксим – левомицетин.

Проникновение антимикробных препаратов в ликвор представлена в таблице 63.

Таблица 63

Диффузия антимикробных средств в ликвор (по A.F. de Almeida, 1991)

Превосходно проникают даже при отсутствии менингита Хорошо проникают только при менингите Минимально проникают при менингите Не проникают при менингите
1. Левомицетин 2. Карбенициллин 3. Пиперациллин 4. Цефамандол 5. Цефаперазон 6. Цефтриаксон 7. Мезлоциллин 8. Триметоприм 9.Сульфанил- амиды 10. Изониазид 11. Видарабин 1. Амикацин 2. Ампициллин 3.Бензилпени-циллин 4. Ванкомицин 5. Фосфомицин 6.Азтреонам (азактам) 7. Тиенам 8. Флюконазол 9. Флюцитозин 1. Гентамицин 2. Тобрамицин 3. Эритромицин 4. Клиндамицин 5. Моксалактам 6. Цефтазидим 7. Колистатин 8. Метронидазол 1.Амфотерицин В 2. Линкомицин 3. Рифампин 4. Полимиксин В  

 

 

В качестве эмпирической терапии до получения результатов исследования ликвора рекомендуют использовать 2 антибиотика – комбинацию ампициллина и гентаминицина. Дозы применяют максимальные, т.к. только при пиковых концентрациях в крови эти антибиотики проникают в ликвор. Путь введения антибиотиков – только в вену!

Дозировка антибиотиков при стартовой эмпирической терапии менингита:

1) ампициллин детям первых 7 дней жизни по 100-150 мг/кг/сут в 2 инъекции с интервалом в 12 ч, детям старше 7 дней – по 200-300 мг/кг/сут за 4 вливания через 6 ч;

2) гентамицин соответственно по 5 мг/кг/сут (через 12 ч) и по 7,5 мг/кг/сут (тоже через 12 ч).

После выявления возбудителя и определения его чувствительности антибиотикотерапию коррегируют.

Несмотря на то, что ампициллин слабо проникает в СМЖ, достигая 10 % концентрации в крови, этот антибиотик имеет высокий ингибиторный коэффициент (ИК) для стрептококков гр. В (16-137) и для листерий (8-68). Изолированное применение ампициллина санирует от стрептококка В in vitro через 24 ч, а в сочетании с гентамицином – через 4,5 ч. Цефтриаксон имеет ИК к указанным микроорганизмам соответственно 22-1350 и 0. Это указывает на то, что на ранних этапах лечения менингита, когда ещё не выявлен этиологический агент, целесообразнее использовать проверенную временем схему комбинации ампициллина и гентамицина. Если через 3 суток лечения этими антибиотиками не получено улучшения анализа ликвора и возбудитель выявляется, то следует менять антибиотики.

При грамотрицательном раннем менингите, возбудителем которого часто является E. coli, эффективны цефалоспорины III поколения – цефотаксим, цефтазидим, цефтриаксон в комбинации с аминогликозидами или ампициллином (табл. 64).

Таблиц 64

Антибиотики выбора для лечения ранних неонатальных менингитов

Возбудители Препараты выбора и дозы
1. E. coli   2. Streptococcus аgalactiae 3. Listeria monocytogenes Цефтриаксон в/в в 1-й день 80-100 мг/кг/сут в 2 инъекции, затем 1 раз в сутки. Цефотаксим в/в 100-150 мг/кг/сут. Цефтазидим в/в 60-90 мг/кг/сут. Цефтриаксон, цефотаксим в/в   Ампициллин в/в по 100-150 мг/кг/сут в 2 инъекции детям до 7 суток жизни и по 150-200 мг/кг/сут в 3-4 вливания детям 7-28 дней жизни + гентамицин по 5 мг/кг/сут в 2 инъекции детям до 7 дня жизни и по 7,5 мг/кг/сут в 2 введения детям 7-28 дней жизни.

 

Уровень гентамицина в ликворе может быть недостаточным для бактерицидного действия на грамотрицательные бактерии. Амикацин легко проникает в ликвор, однако обладает нейротоксичностью.

При менингите листериозной этиологии можно использовать комбинацию ампициллина с гентамицином.

Применение цефалоспоринов I и II поколений при ранних менингитах новорождённых не обосновано. Эффективность других цефалоспоринов III поколения, таких как цефтазидим, цефоперазон и др., требует уточнения.

Все случаи менингитов, которые развились на фоне проводимой антибактериальной терапии в стационаре, следует считать проявлением госпитальной инфекции независимо от времени возникновения. Поздние (постнатальные) менингиты, возникающие с 4-5 дня жизни, в основном связаны с нозокомеальной инфекцией, которая имеет резистентность ко многим антибиотикам (особенно у больных детей в отделениях реанимации и интенсивной терапии). Поэтому важна своевременная микробиологическая диагностика для проведения целенаправленной этиотропной терапии. Применяются антибиотики с доказанной клинической эффективностью (табл. 65).

Из Грам(+) микроорганизмов чаще всего при поздних менингитах выделяют стафилококки и реже – энтерококки.

Стафилококки обычно имеют резистентность к определённым антибиотикам. Поэтому в первую очередь назначают b-лактамные антибиотики. Наименее эффективными являются аминогликозиды и фторхинолоны. Стратегия терапии стафилококковых инфекций базируется на данных о распространении в больнице метициллинрезистентных штаммов, против которых эффективны:

1) защищённые пенициллины: оксациллин, нафциллин;

2) цефалоспорины III генерации: цефтриаксон (роцефин), цефотаксим (клафоран);

3) карбапенемы (тиенамицины): имипенем+целастатин (тиенам);

4) ванкомицин в комбинации с аминогликозидами;

5) рифампицин и фузидин (имеют меньшее значение).

Энтерококки (стрептококки гр.D) малочувствительны ко многим антибиотикам. Не активны против них все цефалоспорины и аминогликозиды. Не высок уровень антибактериальной активности на энтерококки фторхинолонов и ампициллина. Наиболее активен – ванкомицин.

Микроорганизмы семейства Enterobacteriaceae (E. coli, Klebsiella spp., Serratia marcescens, Proteus spp., Citrobacter diversus и др.) являются наиболее частыми этиологическими агентами поздних менингитов. Высокоэффективные аминогликозиды (гентамицин, тобрамицин, нетилмицин) к сожалению недостаточно проникают в ликвор, поэтому их нельзя использовать, как средства монотерапии менингитов. В наибольшем объёме перекрывают спектр этого семейства патогенов цефалоспорины III поколения (цефтриаксон, цефотаксим), которые можно сочетать с аминогликозидами. В отделениях реанимации и интенсивной терапии частое применение цефалоспоринов III генерации привело к образованию новых штаммов указанных микроорганизмов, которые выработали резистентность и к этим антибиотикам.

В этих отделениях при менингитах используется из группы карбапенемов только меропенем, как наиболее эффективный из всех антибиотиков. Иногда дают положительный результат цефалоспорины IV генерации (цефепим и цефпиром) и защищенные пенициллины. Из фторхинолонов эффективен ципрофлоксацин, который в настоящее время не рекомендуется для широкого применения у новорождённых. Ципрофлоксацин разрешён в практике неонатологов только во Франции.

Надо иметь в виду, что устойчивость возбудителей к цефалоспоринам III поколения практически всегда ассоциируется с резистентностью к гентамицину и тобрамицину (реже к нетилмицину и амикацину). Поэтому эффективность лечения цефалоспоринами III генерации не может быть значительно повышена за счет их комбинации с аминогликозидами.

Актуален в отношении возбудителей семейства Enterobacteriaceae левомицетин (хлорамфеникол), так как устойчивость к нему наблюдается редко. Но этот антибиотик обладает миелотоксичностью (агранулоцитоз), которая ограничивает широкое его применение.

При псевдомонадных менингитах – стандартом терапии являются b-лактамные антибиотики:

а) полусинтетические пенициллины (карбенициллин, пиперациллин и его комбинация с тазобактамом);

б) цефалоспорины III поколения (цефтазидим, цефоперазон);

в) цефалоспорины IV генерации (цефопим, цефпиром);

г) меропенем.

Нельзя рекомендовать для лечения госпитальных менингитов у новорождённых детей карбенециллин и пиперациллин из-за устойчивости микрофлоры к ним в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Аминогликозиды тобрамицин и амикацин активны в отношении P. аeruginosa. Однако к амикацину формируется резистентность этих микроорганизмов. Из фторхинолонов эффективен ципрофлоксацин.

Необходимо знать, что синегнойная палочка в процессе лечения может формировать устойчивость к антибиотикам. Поэтому следует вести тщательный клинико-микробиологический контроль за эффективностью антибиотикотерапии. В общем, базовыми антибиотиками для лечения псевдомонадных менингитов является сочетание цефтазидима с амикацином, а антибиотиками резерва считаются меропенем, ципрофлоксин, тиенам.

Анаэробные микроорганизмы (Bacteroides spp. и др.) редко вызывают менингиты у новорождённых. Они очень чувствительны к b-лактамам, карбапенемам (меропенем), метронидазолу, линкозамидам (линкомицин и клиндамицин).

Поздний неонатальный кандидозный менингит можно рассматривать, как проявление диссеминированного кандидоза. Он чаще возникает у недоношенных и незрелых новорождённых детей с 3 нед жизни (до 3 мес, старше – редко), на фоне ИВЛ, антибиотикотерапии, парентерального питания. Кандидозы – это всегда вторичная инфекция. Антикандидозная активность плазмы новорождённых низкая и только к 6-8 мес. жизни достигает уровня взрослых. Существуют госпитальные штаммы C. аlbicans. Генерализованные формы кандидозов на секции выявляются у 13-18 % новорождённых детей. Кандидоинфекция часто распространяется по протяжению (глотка, пищевод, гортань, трахея и т.д.). Висцеральные формы кандидоза развиваются при гематогенном распространении грибов, которые оседают чаще в мозге и почках, реже в лёгких, печени, селезёнке, где образуют абсцессы.

 

Таблица 65

Антибиотики выбора при лечении поздних неонатальных менингитов

Возбудители Антибиотики выбора Антибиотики резерва
I. Грам(+) микроорганизмы: 1. Staph. aureus: а) чувствительные б) продуцирующие b-лактамазы в) метициллин-резистентные 2. Streptococcus spp. (различные серологические группы): а) чувствительные б) устойчивые 3. Enterococcus spp. (Streptococcus D или faecalis)   Бензилпенициллин, аминопенициллины (ампициллин, амоксициллин) Пенициллиназа-резистентные пенициллины (оксациллин, нафциллин); цефтриаксон (роцефин), цефотаксим (клафоран); цефаперазон (цефобид) по 300 мг/кг/сут в/м в 2-3 приема; оксациллин + гентамицин (или с тобрамицином) Ванкомицин в вену по 20 мг/кг/сут детям до 7 суток жизни в 2 вливания, по 30 мг/кг/сут детям 7-28 дней жизни за 3 введения + аминогликозиды; рифампицин Бензилпенициллин Цефтриаксон, цефотаксим Ванкомицин Клоксациллин, диклоксациллин Меропенем Хлорамфеникол (левомицетин) Хлорамфеникол (25-50 мг/кг/сут в/в за 1-2 вливания), тиенам
II. Грам(-) микроорганизмы. 1. Enterobacteriaceae: а) чувствительные б) полирезистентные 2. Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка): а) чувствительная б) полирезистентная 3. Haemophilus influenzae а) чувствительные б) устойчивые Цефтриаксон, цефотаксим Меропенем (меронем) Цефтазидим + амикацин (или с нетилмицином, сизомицином) Меропенем (меронем) в вену в дозе 10-12 мг/кг каждые 8 ч Ампициллин, цефуроксим Цефтриаксон, цефотаксим Хлорамфеникол, ванкомицин Хлорамфеникол, рифампицин
III. Грибы. 1. Candida spp. Флуконазол (дифлюкан) в вену или внутрь в дозе 5-15 мг/кг/сут детям 1 раз в сутки; флюцитозин (анкотил) в вену или внутрь по 50-150 мг/кг/сут в 4 приёма Амфотерицин в вену по 0,25-0,5-1 мг/кг/сут за 4 вливания

 

В головном мозге абсцесс у новорождённых может развиться в кистах после тяжёлого отёка мозга, кровоизлияний, при пороках развития мозга и на фоне внутриутробной инфекции. Входными воротами для бластоспор (дрожжевых клеток диаметром 1,5-5 мкм) и псевдомицелия являются:

1) дефекты кожи при люмбальных пункциях;

2) эрозии в нижней трети пищевода;

3) катетеры в магистральных сосудах.

Для кандидозов свойственно также формирование гранулематозных очагов на коже, во внутренних органах, в пуповине и в плаценте (при врождённом кандидозе). Кандидозный абсцесс в мозге или почках является источником генерализации патологического процесса (кандидосепсиса).

При врождённом кандидозе возбудитель распространяется по протяжению и типично поражение кожи, слизистых оболочек полости рта (молочница), а поражение мозга отсутствует. Пелёнчатый дерматит (монолиаз) – это локальная кандидоинфекция, которая встречается у 4-6 % новорождённых детей (источник грибов – фекалии ребёнка кандидоносителя). Монолиаз нередко сочетается с кандидозами половых органов (вульвовагинит, баланопостит с осложнением в виде фимоза).

Кандидозный эзофагит возникает у детей со стоматитом, которым проводилось зондовое питание, а также на фоне гипоксических изменений слизистой пищевода.

Лёгочный кандидоз – это всегда гематогенный занос C. albicans. Развивается у детей на длительной эндотрахеальной интубации и при продолжительной антибиотикотерапии (диагноз нередко устанавливается прозектором).

Для кандидозного менингита характерны вариабельность клинико-лабораторных данных, отсутствие менингиальных симптомов. Первым проявлением часто бывает увеличение размеров головы и выбухание большого родничка, срыгивания и рвоты, задержки прибавок массы тела, вялость и апатия. Часто выявляются глазные симптомы (симптом Грефе, «кукольных глаз», ротаторный нистагм, плавающие движения глазных яблок). Признаков интоксикации нет или они минимальны. Чёткие проявления менингита при кандидосепсисе отмечаются в единичных случаях. Поражения мозга бывают в виде базилярного менингита, вентрикулита, энцефалита, реже микроабсцессов и кандидогранулём. Часто развивается гидроцефалия из-за блокады ликворопроводящих путей. В ликворе также отмечается вариабельность:

1) ликвор вытекает обычно под давлением;

2) цитоз – от 3 до 1000 и более клеток в 1 мкл (лейкоциты и мононуклеары);

3) белок от 0,3 до 5 г/л;

4) низкий уровень глюкозы (меньше 1,67 ммоль/л);

5) частота высева из ликвора C. albicans при первых пункциях не более 60 % (необходимо повторное исследование ликвора).

Для кандидосепсиса характерны признаки бактериального сепсиса, но с отрицательными бактериальными посевами. Грибковые менингиты часто имеют подострое течение с постепенным развитием гидроцефалии. Они иногда осложняются образованием микроабсцессов и перивентрикулитов.

Для диагностики кандидозного менингита следует провести:

1) микроскопирование ликвора после фиксации мазков в 10-20% растворе щелочи (КОН) с окраской по Граму или Романовскому-Гимзе;

2) выделение культуры грибов и их идентификация (посев ликвора на среду Сабуро с 4% глюкозой и добавлением 50-100 ЕD/мл пенициллина и стрептомицина), важно определение концентрации гриба и его чувствительность к антимикотическим средствам;

3) положительная ПЦР, проведенная на биосубстрате локусов, которые не являются местом сапрофитирования грибов (кровь, ликвор, экссудат).

Однако только одно обнаружение C. albicans в любом материале не является прямым доказательством инвазивной формы кандидоза.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.