Здавалка
Главная | Обратная связь

Комментарии (теоретические аспекты)



И.В. Осипова

О.В. Тарасюк

Ю.В. Осколкова

В.С. Локтина

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ

Схемы, таблицы, комментарии

Екатеринбург 2009

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие
1. Тема 1. Введение
Схемы
Комментарии (теоретические аспекты)
2. Тема 2. Общая характеристика содержания подготовки рабочего в учебных заведениях системы НПО  
Схемы
Комментарии (теоретические аспекты)
3. Тема 3. Дидактические основы теоретического обучения будущих рабочих в учебных заведениях системы НПО  
Схемы, таблицы
Комментарии (теоретические аспекты)
4. Тема 4. Отдельные вопросы методики профессионального обучения (теоретического и производственного (практического) обучения)  
Схемы, таблицы
Комментарии (теоретические аспекты)
5. Тема 5. Методическая работа педагога профессионального обучения
Схемы, таблицы
Комментарии (теоретические аспекты)
6. Тема 6. Подготовка рабочих высшей квалификации со средним профессиональным образованием в профессиональных лицеях повышенного уровня    
Схемы, таблицы
Комментарии (теоретические аспекты)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Предисловие

 

В процессе обучения преподаватель наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку учебного занятия. В последнее время деятельность преподавателя по формированию новых знаний и умений не мыслима без средств организации познавательной деятельности обучающихся (опорных схем, обобщающих таблиц, структурно – логических схем). Использование схем и таблиц позволяет повысить уровень усвоения учебного материала, развить память, логическое мышление, творческие способности обучающихся, увеличить объемы усвоения учебной информации, повысить культуру педагогического труда. При этом под схемой мы понимаем изложение, описание, изображение чего-либо в главных чертах, под таблицей– сведения о чем-либо, расположенные по определенным графам (строкам, столбцам и ячейкам).

Наглядность схем и таблиц выполняет функцию управления деятельностью обучающихся, способствующую формированию у обучающихся ориентировочных познавательных действий (построение принципиальных схем, таблиц, графиков). Кроме того, схемы и таблицы обеспечивают целенаправленное управление вниманием студентов и позволяют в доступной форме осознать и осмыслить основные теоретические положения дисциплины «Методика профессионального обучения».

Методической целью наглядности является постепенное формирование образа изучаемого объекта: от простых представлений к более сложным. Благодаря схемам и таблицам преподаватель и студент могут найти кратчайший и доступный путь осмысления изучаемого материала.

Содержание тем учебного пособия разработано в соответствии с определенными разделами рабочей программы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Отбор содержания теоретического материала осуществлялся на основе анализа литературы по общей и профессиональной педагогике, методике профессионального обучения, психологии и т.д.

Авторы надеются, что данное учебное пособие окажет значительную помощь студентам и преподавателям профессионально-педагогических вузов, а так же другим категориям специалистов в области методики профессионального обучения.

Авторы глубоко признательны рецензентам данной работы – доктору педагогических наук, профессору Ю. Н. Петрову (Н. Новгород) и доктору педагогических наук, профессору В. П. Косыреву (Москва).

 


Тема 1. Введение

Схемы

   
 
 
 

 

 


 



 

 


 

 
 

 

 


 

 


 

 

 


Тема 1. Ведение

Комментарии (теоретические аспекты)

Методика профессионального обучения (МПО) – дисциплина, которая является важнейшей частью в профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения. Методические знания педагога профессионального обучения способствуют повышению качества процесса подготовки будущих рабочих в учреждениях системы НПО.

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить ее объект и предмет.

Объектом МПОявляется процесс подготовки рабочих в каком-либо учебном заведении системы НПО. В то же время процесс обучения – объект изучения профессиональной педагогики. Общность объектов познания методики и профессиональной педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний.

Педагог профессионального обучения организует субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся с целью формирования профессиональных компетенций. Взаимодействие можно планировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. В методике доминируют ответы на вопросы: как обучать; с помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в компетенции и др., способствующие повышению уровня подготовки рабочих в учреждениях системы НПО.

Объект познания МПО – процесс обучения и воспитания, учащихся средствами изучаемой науки.

Предмет МПО – это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о проектировании, моделировании, конструировании и применении специальных средств, методов, форм обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности педагога профессионального обучения (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных компетенций обучаемых.

Предмет рассмотрения МПО – закономерности методической деятельности педагога профессионального обучения по проектированию, моделированию, конструированию процесса подготовки рабочих [28].

Межнаучные связи МПО: перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Методика профессионального обучения»:

Общая и профессиональная педагогика: Основы педагогики. Теория воспитания. Дидактика. Организация руководства профессиональными учебными заведениями. Проектировочная деятельность педагога профессионального обучения.

Общая психология: Личность, ее структура. Познавательные процессы личности. Индивидуально-психологические особенности личности. Вопросы возрастной и педагогической психологии.

Возрастная физиология и психофизиология: Особенности подросткового возраста. Гигиена умственного труда. Рефлекторная теория психических процессов и поведения.

Практикум по профессии: Основы измерения. Общие вопросы техники безопасности при работе на станке. Теоретические основы и практика выполнения работ по профессии.

Материаловедение: Основы металловедения. Основы теории и практики обработки стали. Технология термической обработки стали. Механическая прочность и структура металлов.

Технология конструкционных материалов: Металлы и сплавы. Основные свойства конструкционных материалов. Основы металлургии черных металлов. Классификация и маркировка сталей и чугунов. Основы литейного производства. Обработка металлов давлением. Основы сварочного производства. Основы металлургии цветных металлов. Неметаллические конструкционные материалы. Основы технологии механической обработки металлов. Физико-механические основы обработки металлов резанием. Сведения о металлорежущих станках. Обработка заготовок на металлорежущих станках. Обработка заготовок без снятия стружки. Основные направления механизации и автоматизации производства.

Детали машин и подъемно-транспортные устройства: Общие сведения по расчету и конструированию. Соединения. Передачи. Оси и валы. Подшипники качения и скольжения. Пружины. Смазочные устройства. Грузоподъемные приспособления. Механизмы подъема груза.

Теория резания металлов: Геометрические параметры режущей части резца. Элементы режима резания и срезаемого слоя. Инструментальные материалы. Физические основы процесса резания металлов. Шероховатость обработанной поверхности. Силы резания. Тепловые явления при резании металлов. Износ инструмента. Стойкость инструмента и скорость резания при заданной стойкости. Методы выбора оптимального режима резания. Строгание и долбление. Сверление. Фрезерование. Шлифование. Общность законов, действующих в процессе резания металлов.

Основы взаимозаменяемости: Все темы курса в объеме программы предмета «Допуски и технические измерения» для ОУ НПО.

Теория механизмов и машин: Введение. Структура механизмов. Анализ и синтез зубчатых механизмов. Кинематический анализ плоских механизмов. Силовой анализ плоских механизмов.

Теоретическая механика: Статика твердого тела. Кинематика.

Сопротивление материалов: Введение. Растяжение и сжатие. Основы теории напряженного и деформированного состояния. Гипотезы прочности. Геометрические характеристики плоских сечений. Сдвиг и кручение. Изгиб. Расчет балок. Сложное сопротивление [17].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.