Федеральный государственный образовательный стандарт НПО (ФГОС НПО).
Конституция РФ, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. В статье 43 Конституции РФ, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления как права на образование, так и права на труд. Нормативной основой для введения ФГОС является Закон РФ «ОБ образовании» (статья 7). ФГОС НПО – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации Основных образовательных программ (ООП) подготовки по рабочей профессии для отраслей экономики образовательными учреждениями системы НПО, СПО на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. Основными пользователями ФГОС НПО являются: · преподавательские коллективы ОУ НПО, СПО, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление ООП с учетом достижений науки, техники, технологий и социальной сферы в отраслях экономики и уровнем квалификации; · студенты (учащиеся), ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельность по освоению ООП подготовки по рабочей профессии; · руководители ОУ, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников; · Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников; · объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности; · организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти; · органы, осуществляющие финансирование начального, среднего профессионального образования; · уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в системе НПО, СПО; · уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе НПО, СПО. ФГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Важным теоретическим положением концепции ФГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его категорий «ступень квалификации» и «уровень квалификации». Роль и место профессии, специальности в экономической системе отражены в квалификационной структуре профессионального образования России, представленной совокупностью ступеней квалификации. Профессиональное мастерство конкретной личности в рамках ступени квалификации характеризует уровень квалификации. Перечень профессий и специальностей НПО содержит в основном профессии широкого профиля, применительно к каждой профессии указана ступень квалификации, определены минимальные (базовые) сроки обучения и возможные специализации (основные специальности), пол и возраст обучаемых. На основе регламентируемых Перечнем параметров образовательные учреждения определяют параметры подготовки: фактический срок обучения, количество и состав специальностей, по которым осуществляется подготовка. Разделение профессионального цикла на базовый и специальный отражает ориентацию НПО на подготовку по профессиям широкого профиля. Профессиональный цикл включает содержание, направленное на освоение собственно профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он, помимо предметов, включает практическое обучение (производственное, практику и другие виды деятельности) [25]. Профессиограмма Профессиограмма является результатом профессиографии. Профессиография включает процесс изучения, описания, проектирования профессии и его результат. Профессиограмма описывает человека в профессии. Профессиограмма состоит: · Объект профессии (сфера) · Ключевые ценности профессии · Производственный процесс · Результаты, продукты труда · Материалы и сырье · Оборудование · Рабочий инструмент · Приспособления · Контрольно-измерительная техника · Знаковые системы · Интеллектуальные ресурсы творчества · Успешные коммуникации · Способность к трудоустройству · Профессиональное развитие · Экологическая культура · Правовая культура · Экономическая культура · Специальные психофизиологические требования Профессиограмма является механизмом достижения качества подготовки выпускника. Профессиограмма имеет блочно-модульную структуру. Каждый модульный элемент профессиограммы состоит из: · Параметров профессии · Параметров качества личности · Критериев оценки достижений · Инструментов оценки Объект профессиограммы – ключевые ценности профессии [26]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|