Здавалка
Главная | Обратная связь

Значение методической компетенции



Относительно самостоятельное значение в профессионально-педагогической деятельности имеет методическая компетенция. В настоящее время ее значимость возрастает в связи с решением педагогом профессионального обучения различных профессионально-педагогических задач по совершенствованию процесса подготовки рабочих в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования.

Методические приемы, которыми пользуется педагог профессионального обучения, предусматривают его профессиональные знания о системах профессионального обучения, специфике содержания практического (производственного) и теоретического обучения, приемах отбора содержания теоретического и практического (производственного) обучения, способах отбора учебно-производственных работ и приемах организации практической деятельности по их выполнению, приемах постановки целей в практическом (производственном) и теоретическом обучении и средствах управления деятельностью учащихся по достижению целей обучения, различных формах контроля и приемов оценки деятельности обучающихся на уроках теоретического и практического (производственного) обучения и др.

Методические умения педагога профессионального обучения условно можно разделить на следующие группы:

Первая группа методических умений связана с общими основами профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения. Она включает в себя следующие умения:

1. анализировать учебно-программную документацию;

2. подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы и составлять соответствующую картотеку;

3. выполнять логико-дидактический анализ содержания конкретного учебника, раздела, отдельного параграфа;

4. проводить методический анализ локального отрезка учебной информации;

5. разрабатывать (проектировать) различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения задач, опорные конспекты и т.д.;

6. располагать учебную информацию на доске;

7. разрабатывать (проектировать) комплексные приемы теоретического и практического обучения;

8. разрабатывать (проектировать) контролирующие тесты различного уровня сформированности знаний;

9. разрабатывать (проектировать) различные организационные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся (планы уроков теоретического обучения, производственного обучения, лабораторной работы, совмещенного урока теоретического и практического обучения);

10. анализировать уроки теоретического и практического обучения и др.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения содержания конкретного учебного материала и включает в себя умения:

1. планировать систему уроков по изучаемой теме на основе логико-дидактического анализа;

2. планировать учебно-производственные работы по рассматриваемой теме в соответствии с профессиональной деятельностью будущего рабочего;

3. формулировать цели урока на основе методического анализа учебного материала;

4. четко формулировать учебную и практическую задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции;

5. организовывать учебно-производственную деятельность учащихся и управлять ею;

6. применять методы теоретического и практического обучения по формированию теоретических знаний и практических умений;

7. анализировать методические разработки и др.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и включает в себя умения:

1. применять созданные методические рекомендации и методики в процессе обучения;

2. создавать (проектировать) вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения;

3. создавать (проектировать) собственную методическую систему обучения и реализовывать ее в процессе подготовки будущих рабочих и т.д.

Методические умения педагога профессионального обучения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений представляет осознание цели выполнения того или иного методического приема, осмысление его операционного состава и выполнение по образцу.

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в определенных ситуациях, связанных с решением конкретной методической задачи.

Третий уровень – перенос отдельных методических умений на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания цели деятельности педагога профессионального обучения и использования сформированных основ методической деятельности и творческих способностей [6].

Методика профессионального обучения – учебная дисциплина, которая обеспечивает основу профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения. От того, в какой мере будущий педагог профессионального обучения овладеет методикой профессионального обучения, зависит совершенствование его профессионального творчества и успешное формирование профессиональной компетентности учащихся учреждений системы НПО – будущих рабочих.

В основу курса МПО положено развитие профессионального методического мышления. Это достигается за счет усиления в курсе процессуально-деятельностного аспекта деятельности будущего педагога профессионального обучения, обеспечения вариативности лабораторно-практических работ и стимулирования индивидуальной учебно-творческой инициативы студентов.

Кроме того, курс МПО выполняет связующую функцию между специальной отраслевой и психолого-педагогической подготовкой специалистов, интегрирует все предшествующие виды их подготовки: гуманитарную, естественнонаучную, отраслевую, обще-профессиональную, специальную [17].

Учебное заведение начального профессионального образования (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) для всех отраслей экономики согласно Перечню профессий НПО, утвержденного Правительством Российской Федерации 2007 года.

Главной задачей учреждений начального профессиональногообразования является создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении конкретной профессии (группы профессий) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения образовательного уровня обучающихся, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

К учреждениям начального профессионального образования относятся профессиональные училища и профессиональные лицеи.

Профессиональный лицей (профессиональное училище) – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, аграрный и т.п.) является учреждением системы начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Требования к подготовке рабочих:

В условиях дальнейшего развития научно-технического прогресса выдвигаются требования к подготовке такого рабочего, который был бы знаком не только с конструкцией и принципом действия различных орудий и средств труда, но и умел бы сам разбираться в технологическом процессе и постоянно вносить рационализаторские предложения, выбирать наилучшие орудия и средства труда, разрабатывать конструкцию по методу агрегатирования из унифицированных узлов и деталей и монтировать их.

Основными требованиями к уровню квалификации рабочего выступают, в первую очередь:

· глубокие и разносторонние профессиональные знания на базе общеобразовательной подготовки в объеме средней школы, являющиеся основой для качественного выполнения все более возрастающего масштаба расчетно-аналитических, диагностических функций и функций управления технологическим процессом;

· перемещение исполнительных функций от человека к средствам труда, увеличение доли умственного труда;

· органическое соединение функций физического и умственного труда в содержании труда рабочих; выполнение расчетных, регулировочных, аналитических и контрольных функций, умение управлять технологическими процессами с использованием средств автоматизации и контрольно-измерительных приборов;

· совмещение функций по обслуживанию оборудования и выполнению работ, что обеспечивает рабочему высокий уровень профессиональной компетенции;

· профессиональная мобильность рабочих, способность самостоятельно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям производства, умение работать в различных видах бригад;

· опережающий характер подготовки – уровень профессиональной подготовленности рабочих должен опережать уровень развития техники и технологии производства;

· систематическое повышение квалификации, готовность к переучиванию, обеспечивающие повышение профессионального мастерства рабочего в процессе его трудовой деятельности.

В современных условиях на передний план выдвигаются следующие требования:

· соответствие материально-технической базы учебных заведений уровню развития техники и оснащенности производства этой техникой;

· вариативность типов учебных заведений в зависимости от социально-демографических особенностей и территориально-отраслевой структуры экономики отдельных регионов;

· разноуровневость профессиональной подготовки: выделение начального, среднего и высшего уровня профессионального образования рабочих в зависимости от сроков обучения и осваиваемой профессии;

· интеграция существующих и возникновение качественно новых профессий соответствующего уровня профессиональной компетенции.

Психологические требования:

· высокая степень самостоятельности и ответственности, инициативы и осторожности рабочего. При этом необходимо, чтобы он действовал не только в рамках известных или «отшлифованных» вариантов, но и творчески разрабатывал новые варианты, реализовывал их и заботился об их распространении;

· умение быстро ориентироваться и перестраиваться на новые виды работы, характерные для профессиональной деятельности рабочего;

· способность к быстрому представлению характера предстоящих действий, четкое представление взаимозависимости и взаимообусловленности работы различного оборудования;

· внимание и наблюдательность как за выполняемой в данный момент работой, так и за процессами, протекающими параллельно друг другу в одно и тоже время [27].


2. Тема 2. Общая характеристика содержания подготовки
рабочего в учебных заведениях системы НПО

Схемы


 

 


 

 

 


 

 

 

 


 

 


 


 

 

 

 


 

Основная цель общепрофессиональных и специальных дисциплин – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определенных отраслей экономики, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности подготовки квалифицированных рабочих.

 

 


 

 


 


 

 

 

 
 

 


 
 

 

 


 

 

 

 

 

 


2. Тема 2. Общая характеристика содержания подготовки
рабочих в учебных заведениях системы НПО







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.