Здавалка
Главная | Обратная связь

КОЛИЧЕСТВО, КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ



Вид труда, профессия характеризуют трудовую деятельность в течение про­должительного времени. Тем не менее нужны и показатели, которые могут служить измерителями количества и качества труда работников в относитель­но короткий период: день, неделю, месяц.

На Первый взгляд кажется, что измерение количества труда не представляет большой проблемы. В действительности это не так. В особенности сложна проблема измерения, определения количества труда в области духовно-ин­формационной деятельности, в секторе нематериальных услуг, к которым в основном относится здравоохранение. В связи с трудностью непосредствен­ного измерения количества труда, затрачиваемого медицинскими работника­ми в процессе предоставления услуг пациентам, приходится взамен относи­тельно точного физического измерения трудозатрат прибегать к приближенной оценке количества труда на основе разных показателей.

При всей сложности непосредственного измерения и даже примерной оценки трудозатрат в здравоохранении без установления количества труда с учетом его специфики в отрасли не обойтись. Экономика труда представляет неотъем­лемую часть экономики здравоохранения, а в экономике труда определяющую роль играет количество и качество. Труд — главный производственный фак­тор в медицине. Если в других отраслях экономики, особенно в отраслях ма­териального производства, живой труд поддается механизации и автоматиза­ции, перекладывается на плечи машин, аппаратуры, то в здравоохранении это удается сделать в гораздо меньшей степени в связи с характером труда меди­цинских работников, особым объектом их труда. Иначе говоря, в здравоохра­нении замещение живого труда медицинских работников так называемым ове­ществленным трудом, т.е. замена труда человека использованием современного оборудования, обладает весьма ограниченными возможностями.

Определение количества необходимого и затрачиваемого труда в здравоох­ранении требуется для установления потребностей лечебно-профилактичес­ких учреждений в рабочей силе, в сотрудниках. Установление количества тру­да позволяет судить о степени трудовой загрузки, меры использования трудовых возможностей, интенсивности трудовых усилий. Все это вместе взятое побуж­дает к разработке и совершенствованию методов измерения, оценки, расчетов количества труда.

Теоретически существует возможность определения количества труда, за­трачиваемого человеком на работе, по расходу его энергии. Но надежного способа измерения затрат физической и умственной энергии в процессе труда наука не выработала.

К числу распространенных прикладных подходов к определению количе­ства затрачиваемого труда относится метод, основанный на суждении о расхо­де трудовой энергии по количественной мере достигнутых результатов труда.Такой подход основан на предположении, что между затратами труда и коли­чественными результатами существует прямо пропорциональная зависимость: чем больше произведено продукции, оказано услуг, тем больше и количество израсходованного на это труда.


Для практической реализации такого подхода в медицине необходимо, во-первых, расчленить деятельность медицинского персонала на совокупность ра­бот, услуг, процедур, каждая из которых представляет счётную единицу, по от­ношению к которой устанавливается уровень затрат труда. Такими единицами могут быть, например, прием одного больного врачом, диагностирование забо­левания, проведение анализа, с учетом, естественно, ряда дополнительных при­знаков, характеризующих вид болезни, профиль врача и т.д. Во-вторых, приме­нительно к каждой единице обслуживания должна быть установлена норма затрат труда на данную единицу обслуживания (работы, услуги).

Под нормойпонимается принятая, узаконенная нормативными актами мера, установленное типичное, среднее количество труда, необходимое для выпол­нения данной единицы обслуживания. Чаще всего норма труда (норматив тру­дозатрат)устанавливается в единицах времени (часов, минут), необходимых для реализации единицы обслуживания (единичной услуги). Установление нормативов трудозатрат на выполнение самых разнообразных видов единич­ных работ, услуг именуют в экономике нормированием труда.Наряду с уста­новлением норм затрат труда и обобщенных норм, именуемых нормативами,в здравоохранении используются нормы нагрузки работников (например, в виде количества единиц обслуживания за смену или пациентов, приходящихся на одного врача), нормативы численностиразных категорий медицинского и вспо­могательного персонала учреждений здравоохранения и их структурных под­разделений. Нормативы численности работников именуют также штатными нормативами,так как с их применением определяется штатная численность учреждения и штатное расписаниев виде перечня, устанавливающего количе­ство работников учреждения по отдельным должностям, категориям.

При известных (установленных) нормативах трудозатрат на единицу обслу­живания (работы, услуги) количество труда, которое работник должен, вправе затратить на выполнение заданной совокупности однотипных единиц обслу­живания, определяется формулой

(2.1)

Q=nx N,

где Q — затрачиваемое по норме общее количество труда, выраженное в еди­ницах времени (часах или иных единицах) — объем труда; п — количество однородных единиц обслуживания в заданной совокупности работ, услуг; N — норматив трудозатрат на единицу обслуживания, выраженный в виде затрат времени на одну единицу.

Если один и тот же работник (группа работников) выполняет совокупность разнородных единиц обслуживания (единичных услуг, работ), то нормативное количество труда на выполнение всех работ, охвачиваемых рассматриваемой совокупностью, определяется формулой

Q = nlxNi + n2xN2 +... +пкх Nk, (2.2)

где Q — общие нормативные трудозатраты на всю совокупность работ, изме­ренные в единицах времени; щ, п2,..., пк — количество однотипных единиц работ, услуг в соответственно в первой, второй,..., ^-группах, образующих совокупность; Nu N2,..., Nk — нормативы трудозатрат (нормы затрат рабоче­го времени) на выпблнение соответственно единицы работ, услуг первого,


второго,..., к-ro вида; к — общее количество видов однотипных работ, услуг в совокупности.

Определяемый по формулам (2.1), (2.2) нормативный объем работ, выражен­ный в единицах времени, служит базой, основой при формировании планов, установлении плановых заданий и норм выработки как отдельным работникам так и целым подразделениям медицинского учреждения, в котором применяет­ся нормирование труда. Кроме того, определенный расчетным образом норми­рованный объем трудозатрат на отдельные виды деятельности медицинских уч­реждений и их подразделений, работников используется в качестве базы сравнения, сопоставления с реально затраченным временем, что позволяет су­дить об интенсивности труда работников и учреждений здравоохранения.

Применение нормативного подхода к определению трудозатрат в медицине требует предварительного установления обширной совокупности единичных норм, нормативов (норм затрат труда на единицу определенного вида работ, услуг). Подобные нормы формируются путем статистической обработки дан­ных, посредством наблюдений, обобщений, сравнений отечественного и зару­бежного опыта, проведения специальных экспериментов, хронометража рабо­чего времени (фиксации реальных затрат времени путем непосредственных наблюдений). Тем не менее в силу изменения медицинских технологий, по­вышения мастерства работников, совершенствования организации труда нор­мы и нормативы оказываются подвижными и подлежат периодическому пере­смотру, обновлению. Одновременно появление новых видов работ и услуг требует пополнения имеющегося массива нормативов посредством формиро­вания нормативных показателей трудозатрат на единичные работы и услуги, не применявшиеся ранее в медицинской практике.

При всей привлекательности нормирования труда как способа количествен­ного установления трудозатрат и управления трудом нормативный подход обладает рядом существенных недостатков, несовершенств:

1. Количество видов работ и услуг в медицине столь велико, что для полно­
го их охвата нормированием необходимо формировать, устанавливать, обнов­
лять и дополнять десятки и даже сотни тысяч норм и нормативов. Затраты на
установление и поддержание подобной нормативной базы столь велики, что
они становятся соизмеримыми с затратами на проведение самих видов нор­
мированных работ и услуг.

2. Далеко не все виды медицинских работ и услуг поддаются расчленению
на однородные, однотипные единицы, для которых могут быть установлены
нормы и нормативы.

3. В рамках одних и тех же по виду единиц обслуживания, на которые уста­
новлены типовые нормативы трудозатрат по отрасли здравоохранения или даже
по отдельному медицинскому учреждению, могут наблюдаться значительные
разбросы трудозатрат, объективно обусловленные спецификой болезней и кон­
тингента обслуживаемых клиентов, уровнем обеспечения процессов лечения.

4. Нормирование труда, привычное в условиях централизованного плани­
рования и управления здравоохранением в масштабах страны или крупного
региона, когда основные нормативы назначаются сверху, становится менее
эффективным инструментом управления в условиях децентрализации управ­
ления, развития хозяйственной самостоятельности учреждений медицины,


формирования рынка медицинских товаров и услуг. В связи с децентрализа­цией управления и повышением хозяйственной самостоятельности медицин­ских учреждений в России отраслевые нормативные документы в области тру­да переведены из разряда директивных в число рекомендательных. Руководители учреждений здравоохранения получили право устанавливать индивидуальные нОрмативы труда исходя из местных условий.

5. Существуют методические трудности в достижении соответствия между макроэкономическими и микроэкономическими значениями трудовых нор­мативов. Например, количество врачей в расчете на одного жителя в масштабе страны, крупного и небольшого региона могут существенно различаться в за­висимости от плотности заселения.

Несмотря на наличие отмеченных трудностей и недостатков нормативного подхода к управлению трудом в отрасли здравоохранения, нормативный спо­соб определения количества труда, объема трудозатрат несомненно имеет пра­во на существование.

Вне зависимости от того, применяется ли для оценки количества труда в здра­воохранении нормативы трудозатрат или не применяются, наиболее универ­сальный способ определения трудозатрат состоит в измерении их количеством времени, затрачиваемым на труд. В экономике показатель времени, в течение которого осуществляется трудовая деятельность, принято называть рабочим временем.

Конечно, продолжительность рабочего времени, измеренная в часах, днях, месяцах, которые отдельный работник, работники подразделения или лечеб­но-профилактического учреждения в целом посвятили трудовой деятельности на своих рабочих местах, не всегда отражает количество реально затраченного труда, трудовых усилий. Даже в медицине существуют работники, способные в рабочее время отвлекаться, отлынивать от исполнения служебных обязанно­стей, заниматься посторонними делами, трудиться далеко не в полную силу, с низкой трудовой отдачей, а то и вообще отсутствовать на работе.

Такие тенденции свойственны в особенности наемным работникам, труд которых не преумножает их собственное богатство и не служит интересам развития собственного дела. В определенной степени несоответствие объема реально выполняемых медиками работ и услуг тому рабочему времени, кото­рое фиксируется в табеле (журнале учета рабочего времени), может быть объяс­нено низким уровнем оплаты труда. Так как оплата труда есть стоимостной измеритель объема выполненных работ, то медицинские работники вправе оправдать неэффективное, неполное использование ими рабочего времени тем обстоятельством, что реально отданное ими количество труда вполне соответ­ствует реальному объему его оплаты. В то же время мы должны воздать долж­ное тем самоотверженным медицинским работникам, которые вкладывают ^РУДовые усилия, выполняют объем работ, выходящий за пределы рабочего времени, фиксируемого в табеле или в другом документе, где отражено затра­ченное рабочее время.

Еще сложнее обстоит дело с качеством труда,особенно если мы стремимся Измерить его в числовых показателях. Качество труда, в отличие от количе-Ства, характеризуется не объемом выполненной работы, а степенью ее совер­шенства, способностью обеспечить запросы потребителей в соответствии


с принятыми стандартами. Во многих случаях качество труда не удается изме­рить и выразить числовыми показателями, приходится прибегать к таким оцец-кам, как хорошая работа, удовлетворительная, плохая. Часто качество работы оценивают на основе мнений авторитетных специалистов либо клиентов.

Качество труда работника можно определить на основе качества выполнен, ной работы,оказанных услуг. «Судьями» в данном случае выступают контро­леры, эксперты, пациенты. Можно попытаться оценить качество труда исходя из степени его сложности, из качества применяемых средств труда, приемов работы, мастерства работника, его профессионализма. В экономической тео­рии иногда принято различать простой и сложный труд, высококвалифициро­ванный и малоквалифицированный.

Простой трудне требует особых знаний и умений. Это чаще всего физичес­кий труд по перемещению тяжестей, разноске, уборке и осуществлению дру­гих элементарных, чаще всего подсобных трудовых операций. Квалифициро­ванный трудтребует умения осуществлять сложные процедуры, трудовые приемы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными навыка­ми и знаниями.

Но разделение труда на простой и сложный (квалифицированный) не адек­ватно его разделению по качеству работы. Простой труд, наряду со сложным, может обладать высоким и низким качеством. Но все же высококвалифици­рованный труд принято считать одновременно трудом, обладающим высоким уровнем качества.

Согласно своей сути, качествоесть совокупность свойств, признаков любо­го объекта, обусловливающих его способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым к объекту требованиям стандартов, норм, договоров, потребителей.

Теоретически эталоном качества труда медиков может считаться достиже­ние абсолютного здоровья пациентов.Но само состояние абсолютного, идеаль­ного здоровья не сформулировано с высоким уровнем четкости, количествен­ной определенности. Параметры «абсолютного» здоровья зависят от исторической наследственности, возраста, пола людей, места их проживания и от научных представлений о возможностях человеческого организма. Поэто­му даже при отсутствии выраженных заболеваний человека врачи предпочита­ют давать заключение о состоянии здоровья в форме «относительно здоров». Кроме того, что еще важнее, качественный результат медицинской деятель­ности зависит от исходного состояния здоровья пациентов. Чаще всего, если врачи не допустили ухудшения сложившегося до лечения состояния здоровья, есть основания считать их труд в определенном смысле качественным.

Очевидно, что показатели качества труда медицинского персонала,уста­навливаемые непосредственно на основании оценки результатов их деятель­ности, должны быть разными для различных видов медицинской помощи. В диагностике параметром качества следует считать точность, достоверность диагноза. В профилактике заболеваний уровень качества работы определяется мерой предотвращения массового распространения заболевания. На ранних стадиях лечения показателем качества правомерно считать предотвращение ухудшения состояния больного. На более поздних стадиях качество лечения определяется мерой улучшения состояния здоровья больного и восстановления


его здоровья. Для работников лечебно-оздоровительных учреждений качество труда отражается показателями укрепления здоровья. Качество труда работни­ков вспомогательного персонала определяется также комфортом, который они создают пациентам.

Несмотря на сложность определения качества услуг здравоохранения, в ре­альной медицинской практике сложились, установились основные положе­ния, характеризующие качество медицинской помощи.

Качество медицинской помощипредставляет собой совокупность характери­стик, подтверждающих соответствие оказанной помощи имеющимся потреб­ностям пациента (населения), его ожиданиям и современному уровню меди­цинской науки и технологии.

Для практической оценки результатов труда медицинских работников ре­комендуется использовать следующие характеристики качественных парамет­ров их профессионализма и успешности работы:

- профессиональная компетенция;

- доступность;

- результативность;

- межличностные взаимоотношения;

- эффективность;

- непрерывность;

- безопасность;

- удобство;

- удовлетворенность потребителя.

Профессиональная компетенцияотражает наличие знаний и навыков у меди­цинского и вспомогательного персонала, а также определяется тем, как пер­сонал в своей деятельности следует доказательным клиническим руководствам, протоколам и стандартам в части проведения профилактической работы, по­становки диагноза и лечения больного.

Доступность медицинской помощиозначает возможность получения пациентом качественной медицинской помощи, независимо от географических, экономи­ческих, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Географическая доступностьизмеряется наличием транспорта, расстоянием, временем в пути до лечебного пункта.

Экономическая доступностьопределяется возможностью, способностью оплаты медицинской помощи основной массой населения. Социальнаяи куль­турная доступностьотносится к восприятию медицинской помощи в сфере культурных ценностей пациента, его вере во врачей и в излечение. Организа­ционная доступностьозначает возможность приема пациента в учреждении здравоохранения в удобное для него время, наличие в учреждении необходи­мых специалистов, тех или иных методов обследования. Языковая доступ­ностьозначает возможность использования в работе медицинских работни­ков языка пациентов.

Результативностьявляется основополагающей составляющей качества меди­цинской помощи. Оценка результативности дает ответ на следующие вопросы:

1- Можно ли при использовании той или иной медицинской технологии ПРИ профилактике, диагностике и лечении получить результаты, изложенные в руководствах, клинических протоколах (стандартах)?

2. Приведет ли избранная технология к результатам в конкретных условиях?


В клинической практике необходимо использовать технологии, клиничес­кий результат которых подтвержден (доказан) в ведущих клинических центрах страны.

Межличностные взаимоотношенияотносятся к сфере отношений между ме­дицинским персоналом и пациентами, между работниками здравоохранения, медицинскими учреждениями, органами управления здравоохранением и на­селением. Хорошие взаимоотношения создают атмосферу доверия, отзывчи­вости, взаимного уважения, что в большой мере способствует позитивному настрою как пациентов к проводимому лечению, так и настрою медицинского персонала на успех проводимых лечебно-профилактических мероприятий.

Эффективностьизмеряется как отношение полученных результатов к затра­ченным ресурсам. Анализ эффективности чаще всего проводится для сравне­ния альтернативных технологий. Важность этой составляющей качества меди­цинской помощи заключается в том, что при ограниченных ресурсах здравоохранения (в здравоохранении любой страны всегда ограничены) меди­цинская помощь должна быть рациональной (при имеющихся ресурсах), не максимальной, для которой количество располагаемых ресурсов может ока­заться недостаточным. Следует стремится повышать качество при одновре­менном снижении затрат. Однако считать, что улучшение качества не требует дополнительных средств, неправомерно. Поэтому на основе анализа эффек­тивности надо избирать оптимальную технологию лечения, обеспечивающую достижение результата при допустимых затратах.

Непрерывность(преемственность) означает, что пациент должен получать всю необходимую медицинскую помощь без задержек и перерывов, в соответ­ствии с протоколами (стандартами) диагностики и лечения. При этом ведение пациента осуществляется одним врачом (врач общей практики, семейный), взаимодействующим со службой скорой медицинской помощи, больницами, организациями медицинской реабилитации. Несоблюдение преемственности негативно влияет на результативность, снижает эффективность и ухудшает межличностные отношения.

Безопасностьозначает сведение к минимуму риска возможных травм, ин­фекций, побочных эффектов лечения и других нежелательных последствий оказания медицинской помощи. Это относится как к медперсоналу, так и к пациентам; При решении вопроса о выборе той или иной медицинской тех­нологии врач должен исходить из минимума риска нанесения вреда как зло* ровью пациента, так и своему собственному.

Удобствоозначает наличие у пациента возможности получать медицинскую помощь в условиях, максимально приближенных к домашним, в зависимости от тяжести течения болезни. К таким условиям относятся: опрятный внешний вид персонала и материальных объектов, комфорт, чистота, конфиденциаль­ная обстановка и др.

Удовлетворенность потребителя(пациентов) качеством медицинской помощи определяется тем, насколько она отвечает их потребностям и ожиданиям, явля­ется своевременной. Большую роль играет вежливость и внимательность меди­цинских работников. В целом пациенту необходимо, чтобы симптомы болезни были ликвидированы, а сама болезнь предотвращена или прекращена.


Пациенты чаще всего обращают внимание на результативность и доступ­ность медицинской помощи, ее непрерывность. Однако они не в полной мере могут представлять свои истинные потребности в медицинской помощи и не всегда способны объективно оценить оказанную помощь. Медработники долж­ны изучать состояние здоровья населения и его потребности в медицинской помощи, а также обеспечивать пациентов объективной информацией, вовле­кать их в процесс обсуждения качества медицинской помощи.

Для обеспечения высокого качества медицинского обслуживания необходи­мы эффективные профессиональные, административные и вспомогательные службы, активно участвующие в процессе оказания медицинской помощи. Сис­тема здравоохранения должна соответствовать как нуждам и требованиям со­временной медицины, так и ожиданиям, потребностям пациентов.

Практически все работники здравоохранения тяготеют к высокому уровню оплаты труда. Но далеко не все связывают это желание с требованием рабо­тать с высокой отдачей. А между тем то, что мы называем количеством и качеством труда, воплощается в конечном счете в его эффективности, произ­водительности.

Количественный результат труда каждого работника, трудового коллектива, всех занятых в отрасли характеризуется не только объемом выполненной ра­боты, количеством предоставленных услуг, но и эффективностью трудовой дея­тельности. Вобщем случае эффективность характеризуется рачительностью, экономностью хозяйствования и измеряется отдачей — результатом, получен­ным от каждой единицы использованного ресурса (фактора производства) за определенное время. Таким образом, эффективность есть удельный результат, исчисляемый посредством деления общего результата, именуемого эффектом, на затраты ресурсов, обусловивших получение данного результата. Самая об­щая логическая формула эффективности любого вида деятельности имеет сле­дующий вид:

РД

Э =
ЗР '

(2.3)

где РД — результат деятельности; ЗР — затраты ресурсов на получение результата.

Общую формулу эффективности нелегко применить для расчетов, посколь­ку числитель дроби в большинстве случаев не поддается количественному из­мерению и не может быть исчислен в условных единицах.

Несколько проще обстоит дело с определением эффективности наиболее важного ресурса, фактора производства — труда. Эффективность труда, выра­жающую его продуктивность, отдачу, именуют в экономике производительно­стью труда.Это самый важный показатель, характеризующий рациональность использования трудовых ресурсов.

Показателем производительности трудапринято считать частное от деления количества произведенных за определенное время продукции, работ, услуг, Исчисленных в натуральном или денежном выражении, на затраченное коли­чество труда или времени. Так что при определении производительности тру-Да используется та же формула эффективности, в которой результат (РД) при­нимается равным объему выполненной работы, а затраты (ЗР) — количеству работников, участвующих в работе, либо времени, затраченному на выполнение


данной работы. Так что формула, по которой определяется величина произво­дительности труда, имеет вид

ПТ =
(2.4)

РТ

ЗТ'

где ПТ — показатель производительности труда; РТ — результат труда, выра­женный в натуральных или в денежных единицах; ЗТ — затраты труда на получение данного результата, выраженные числом участвующих работников или суммарными затратами времени.

Величину, обратную производительности труда, принято называть трудо­емкостью получения данного результата или выполнения данной работы. Тру­доемкостьвыражает количество рабочего времени или работников, необходи­мое (использованное) для получения единичного результата (единичной работы, услуги).

Понятно, что чем выше производительность труда в медицинской органи­зации и чем ниже трудоемкость выполняемых работ, услуг, тем лучше органи­зован труд медицинских работников.

Если объем выполненных медицинским учреждением или подразделением однородных работ, услуг в натуральном выражении представляющий резуль­тат их деятельности за определенный период времени, разделить на трудоза­траты, то получим показатель производительности труда, именуемый выра­боткой.Обычно определяют выработкув расчете на одного работникав течение заданного периода времени (часа, рабочего дня, месяца). Например, показа­тель выработки измеряется количеством посещений больных на дому или при­емов больных в клинике, или пролеченных больных, или проведенных опера­ций, анализов в расчете на одного врача в течение дня, месяца, года. Возможно также определение месячной или годовой выработки работников отделения или всего лечебно-профилактического учреждения.

В отдельных случаях при определении выработки физический объем работ, услуг в натуральном выражении, выполненных одним работником или под­разделением за определенное время, исчисляется в условных единицах (на­пример, физиотерапевтических единицах). Чаще всего такие единицы уста­навливаются для измерения производительности труда младшего медицинского персонала.

Суждение об уровне производительности труда в натуральном измерении, формируется посредством сравнения реальной выработки с ее нормативным значением в виде нормы трудозатрат на единичную услугу, умноженной на количество оказанных однородных единичных услуг за рассматриваемый пе­риод времени.

Производительность труда зависит от профессионально-квалификационного уровня работников:знаний, умений, навыков, опыта, зависящих от образова­ния, стажа работы, — далеко не полный перечень факторов этого рода.

Сильное воздействие на эффективность труда, использования рабочего вре­мени оказывает организация труда,а в более широком смысле — качество управ­ления трудом.Это и планирование, и координация, и оперативное регулирова­ние, обеспечение порядка и трудовой дисциплины на производстве, высокого


уровня исполнительности и ответственности за порученное дело. Наверное, данный фактор играет определяющую роль в российской экономике.

Допустимо утверждать, что производительность труда работников существен­но зависит от уровня применения средств и предметов труда, качества приме­няемых аппаратов, приборов, прогрессивности технологических процессов, обеспеченности материальными ресурсами, эффективности использования препаратов. Нельзя отрицать и зависимости производительности труда от ма­териальнойи моральной заинтересованностив получении высоких результатов труда, обусловленной в высокой степени уровнем оплаты труда и морально-этическими качествами персонала.

В рыночной экономике на производительность труда оказывает влияние также деловая конъюнктура, спрос на товары и услуги. При повышенном спросе растут цены и заинтересованность в увеличении производства, в связи с чем идет вверх производительность. При отсутствии спроса, в условиях экономи­ческого спада снижается и производительность.

Вопросы

1. В чем заключается измерение количества затрачиваемого труда в здравоохранении?

2. Как устанавливаются нормативы трудозатрат в медицине? Что такое нормативы
численности, штатные нормативы?

3. Каким образом определяется нормативный объем работ, услуг?

4. В чем состоит несовершенство нормативного метода определения трудозатрат?

5. Почему количество затраченного труда измеряют рабочим временем?

6. Какое содержание вкладывается в понятие «качество труда», качество медицин­
ской помощи?

7. Каковы характеристики качества медицинской помощи?

8. Что понимается под эффективностью трудовой деятельности?

9. Что означает производительность труда, трудоемкость, выработка? Как они опре­
деляются в медицине?

10. От каких факторов зависит производительность труда медиков?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.