Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология управления



целях необходимой обобщенности описания исследовались толь­ко следующие мотивационные элементы, или мотивы [7].

Внутренний мотив (компонент 1), связанный непосредствен­но с процессом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность заданием самим по себе, те аспекты, которые при­дают выполнению задания привлекательность. Познавательный мотив (компонент 2), характеризующий интерес субъекта к ре­зультатам своей деятельности, также является обобщенным, так как за ним может стоять достаточно широкий круг более част­ных мотивов, удовлетворение которых опосредовано результа­том. Мотиву избегания (компонент 3) свойственна отрицатель­ная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат и вытекающих из этого последствий, в отли­чие от предыдущего, содержание которого составляет положи­тельное стремление к результату. Состязательный мотив (ком­понент 4) выделяется из совокупности мотивов, связанных с результатом, как более специальный. Содержание этого мотива определяется тем, насколько субъект придает значение такой характеристике результата как превышение уровня результа­тов других субъектов. За этим мотивом также может стоять группа более частных мотивов, таких как мотив престижа, влас­ти и др. Мотив к смене текущей деятельности (компонент 5) раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекраще­нию работы, которой он занят в данный момент, и переключе­нию на другую. Мотив самоуважения (компонент 6) выражает­ся в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные целя в однотипной деятельности. Рассмотренная груп­па элементов представляет собой отражение тех характеристик ситуации, которые выступают в роли факторов, непосредствен­но побуждающих субъекта к тому или иному образу действия и являются движущими силами- развития деятельности [7].

Другую группу образуют элементы, которые находятся с мотивационными в причинно-следственных отношениях и вы­ступают в качестве необходимых условий деятельности, свя­занной с достижением достаточно трудных целей. Часть этих элементов относится к текущему положению дел и представ­ляет собой результаты таких процессов, как придание личнос-


ТемаЗ. Управление в современных условиях...

тной значимости результатам деятельности (компонент 7), оценка сложности выполняемого задания (компонент 8), оценка степе­ни выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием (компонент 9), оценка уровня уже достигнутых результатов, соотнесенных со своими возможностями в этом виде деятельно­сти (компонент 10), оценка своего потенциала (компонент 11). Другие элементы отражают предвидимый или планируемый субъектом ход последующих событий: намеченный уровень мо­билизации усилий, необходимый для достижения результатов (компонент 12), и ожидаемый уровень результатов деятельнос­ти (компонент 13). Важное значение для развертывания цело­стной мотивационной структуры имеет понимание. К ним от­носится понимание субъектом того соотношения, в котором находится зависимость результата от случая и от его собствен­ных возможностей (компонент 14), а также понимание того, насколько постановка задач является инициативной и насколько директивной (компонент 15). Таким образом, первая часть эле­ментов связана с оценочными процессами, вторая — с процес­сами прогнозирования и третья — с процессами интерпрета­ции [7].

Перечисленные элементы представляют собой потенциальные компоненты реальных индивидуальных мотивационных струк­тур, возникающих в ходе выполнения заданий. В этих структу­рах центральное место занимают мотивационные компоненты, а среди них — компонент самоуважения. Однако актуализация компонента самоуважения происходит на основе других «опор­ных» мотивационных компонентов. Предполагается, что выра­женность компонента самоуважения соответствует эксперимен­тальной оценке уровня притязаний. Однако опросник позволяет выявить некоторые особенности внутреннего мира субъекта, которые обычно остаются неизвестными при использовании экспериментальных показателей. К ним относятся «опорные» мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» субъек­та в деятельность и формирование его уровня притязаний, эф­фекты разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм уровня притязаний.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.