Здавалка
Главная | Обратная связь

Системный подход к определению творческого потенциала личности управленца



Под творческим потенциалом личности мы понимаем систе­му ее творческих (креативных) качеств. Креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться от тради­ционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Психологией творчества занимались многие исследователи: Д. Гилфорд, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон, М. Вертгеймер, П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, В. В. Давыдов, А. Л. Га­лин, Н. Ф. Вишнякова и многие другие.

Возникает вопрос о систематизации этого множества креа­тивных качеств, построения модели и создания соответствую­щей методики для диагностики профиля творческой личности. Для решения этой задачи используем системно-дедуктивный подход, а именно, спроектируем эти креативные качества лично­сти на полную типологию личности [10] и групповой базис со­знания [9], используя принцип семантической близости [8].

Дадим определения каждого из шести креативных факторов соответствующими пятью утверждениями. Эта структура из шести блоков-факторов, содержащих по пять утверждений (всего 30 утверждений) и представляет собой методику-модель креа­тивных качеств личности:

I. — 1. Я быстро приспосабливаюсь к незнакомой обстанов­ке и нахожу общий язык с разными людьми. 2. Я уважаю мнение других людей, советуюсь с ними и могу изменить свою точку зрения при необходимости. 3. Я обладаю хо­рошими вербальными способностями. 4. Я люблю встре­чи и дискуссии с людьми. 5. Я человек не стеснительный.


ТемаЗ. Управление в современныхусловиях...

II. — 6. Для меня характерно целостное восприятие мира без
детального анализа. 7. Я люблю мечтать, фантазировать,
сочинять стихи. 8. Только благодаря интуиции и природ­
ному чутью мне часто удается делать правильные выво­
ды. 9. Неосознанная мотивация играет большую роль в
моей деятельности. 10. Я — человек эмоционально-вос­
приимчивый.

III. — 11. Я могу увлечь людей своей идеей и организовать
их на совместную деятельность. 12. Я могу убедить людей
в своей правоте. 13. Мне обычно удается завоевать авто­
ритет в разных группах. 14. Мне удается, работая в кол­
лективе, перепоручить людям выполнить часть своей ра­
боты. 15. Я могу общаться на формальной и неформальной
основе с людьми при организации дела.

IV. — 16. Я всегда хочу знать больше обо всем. 17. Люблю
решать задачи, требующие абстрактного мышления. 18.
Меня привлекает работа исследователя. 19. Читать — это
для меня необходимость. 20. Мне доставляет удовольствие
анализировать окружающие меня предметы.

V. — 21. Я думаю, что точность и расчет — это главное в
делах. 22. Планирую приобрести или уже имею дома пер­
сональный компьютер. 23. Я люблю наводить порядок во
всем. 24. Я имею записную книжку и всегда составляю
список дел, которые нужно выполнить. 25. Мне нравится
решать задачи по математике.

VI. — 26. Люблю работать руками. 27. Неудача меня не обес­
кураживает. 28. Ради дела я готов пожертвовать удоволь­
ствиями. 29. Работа с разными инструментами мне по душе.
30. Любое начатое дело я довожу до конца.

Ключом к методике-модели является следующее соответствие номерам утверждений: социальность (1 — 5); интуитивность (6 — 10); организационность (11 —15); интеллектуальность (16 — 20); системность (21—25); реалистичность (26 — 30).

Перейдем теперь ко второму этапу создания методики-ориен­тира. Для этого измерим уровень выраженности креативных качеств личности, используя оценку каждого утверждения ме­тодики-модели. «Полностью согласен» оценивается в 3 балла, «В общем это верно» — в 2 балла, «Это не совсем так» — в 1 балл, «Это неверно» — в 0 баллов. Уровни выраженности кре-


Психология управления

ативных факторов будут: низкий (от 0 до 5 баллов), средний (от 6 до 9 баллов), высокий (от 10 до 15 баллов) [8].

Гармонизация индивидуального профиля креативности лич­ности происходит при создании различных ВТК (в частности, при взаимодействии научного руководителя и аспиранта), при проведении органиэационно-деятельиостных игр (ОДИ), в де­ятельности различных НИИ и научных лабораторий и т. д.

Высокий уровень выраженности всех шести факторов креа­тивности в профиле является необходимым условием развития творческого потенциала личности.

Методика-программа соответствует III этапу создания диаг­ностического опросника. Каждый блок креативности будет со­держать не менее 15 утверждений (всего 90 утверждений). Каж­дое утверждение является элементом программы формирования творческого потенциала личности с помощью определенных тех­нологий. И наконец возникает задача: ^Как реализовать эле­менты программы?», т. е. возникает необходимость создания методики-технологии (или методики-коррекции). Эта методи­ка показывает насколько мы успешно применяем методы по ре­ализации программы формирования творческих качеств лично­сти, т. е. измеряется успешность реализации технологий воспитания творческой личности. Это и определяет IV этап со­здания диагностического опросника [8].

Создание методики-программы и методики-технологии вы­ходит за рамки этого пособия и решение этой задачи ждет сво­его исследователя.

Контрольные вопросы

1. Назовите социально-психологические аспекты повышения
уровня организации труда и управления.

2. Что входит в общую модель руководителя?

3. Приведите некоторые критерии, характеризующие процесс
управления.

4. Что представляет собой процесс типологазации качеств
управленца?

5. Запишите формулу, определяющую модель профессиональ­
ных качеств руководителя и лидера, на языке математи­
ческой теории групп.


ТемаЗ. Управление в современных условиях...

6. Назовите 12 психологических характеристик личности
руководителя.

7. Что входит а понятие «профиль личности управленцам и
сколько можно построить таких профилей?

8. Что называется уровнем притязаний человека?

9. Как можно измерить креативную направленность лично­
сти управленца?

Литература

1. Педагогика управления (системно-структурный подход)/ Под ред. Т. Т. Степановой. Петрозаводск: Интеллект, 1992.

2- Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и уп­равление. М.: Наука, 1981.

3. Шепенъ В. М. Управленческая психология. М.: Эконо­
мика, 1984.

4. Малышев К. Б. Моделирование в психолого-педагогичес­
кой деятельности. М.; Вологда: Русь, 1998.

5. Малышев К. Б. Системный подход в типологии психоло­
гических характеристик личности руководителя // Деп.
в ВИНИТИ № 3695-В98 от 16. 12. 98.

6. Малышев К. Б. Системно-психологический анализ дея­
тельности школы. М,; Вологда: ИПРАН, Дегия, 1998. -

7. Малышев К. Б. Модификация методики оценки уровня
притязаний // Деп, в ВИНИТИ № 3691-В98 от 16.12.
1998.

8. Малышев К. Б. Системные описания и измерения креа­
тивной направленности личности // Материалы Всерос­
сийской научно-практической конференции «110 лет
С.'Л. Рубинштейну!-. Смоленск: СГПУ, июнь 1999. С.
122-124.

9. Ганзен В. А., Малышев К. Б. Синтез содержательных и
формализованных описаний в психологии // Вестник
СПбГУ. Вып. 1. Сер 6. 1995. С. 60-68.

10. Овчарова С. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993-


Психология угуэоеления


Основные понятия темы

Социально-психологические аспекты

Управленческий цикл Компоненты модели руководителя

Типы Критерии управления

Типологизация Теоретико-групповая модель

Системный подход

Управленческие функции

Семантическая близость

Групповой базис сознания

Креативность

Профиль личности

Деловая игра

Блоки качеств

Базовые функции сознания

Гексаграмма

Уровень притязаний

Потребности

Мотивы

Компоненты мотивационной структуры

Потенциал

Факторы

Гармонизация


ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.