Системный подход к определению творческого потенциала личности управленца
Под творческим потенциалом личности мы понимаем систему ее творческих (креативных) качеств. Креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Психологией творчества занимались многие исследователи: Д. Гилфорд, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон, М. Вертгеймер, П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, В. В. Давыдов, А. Л. Галин, Н. Ф. Вишнякова и многие другие. Возникает вопрос о систематизации этого множества креативных качеств, построения модели и создания соответствующей методики для диагностики профиля творческой личности. Для решения этой задачи используем системно-дедуктивный подход, а именно, спроектируем эти креативные качества личности на полную типологию личности [10] и групповой базис сознания [9], используя принцип семантической близости [8]. Дадим определения каждого из шести креативных факторов соответствующими пятью утверждениями. Эта структура из шести блоков-факторов, содержащих по пять утверждений (всего 30 утверждений) и представляет собой методику-модель креативных качеств личности: I. — 1. Я быстро приспосабливаюсь к незнакомой обстановке и нахожу общий язык с разными людьми. 2. Я уважаю мнение других людей, советуюсь с ними и могу изменить свою точку зрения при необходимости. 3. Я обладаю хорошими вербальными способностями. 4. Я люблю встречи и дискуссии с людьми. 5. Я человек не стеснительный. ТемаЗ. Управление в современныхусловиях... II. — 6. Для меня характерно целостное восприятие мира без III. — 11. Я могу увлечь людей своей идеей и организовать IV. — 16. Я всегда хочу знать больше обо всем. 17. Люблю V. — 21. Я думаю, что точность и расчет — это главное в VI. — 26. Люблю работать руками. 27. Неудача меня не обес Ключом к методике-модели является следующее соответствие номерам утверждений: социальность (1 — 5); интуитивность (6 — 10); организационность (11 —15); интеллектуальность (16 — 20); системность (21—25); реалистичность (26 — 30). Перейдем теперь ко второму этапу создания методики-ориентира. Для этого измерим уровень выраженности креативных качеств личности, используя оценку каждого утверждения методики-модели. «Полностью согласен» оценивается в 3 балла, «В общем это верно» — в 2 балла, «Это не совсем так» — в 1 балл, «Это неверно» — в 0 баллов. Уровни выраженности кре- Психология управления ативных факторов будут: низкий (от 0 до 5 баллов), средний (от 6 до 9 баллов), высокий (от 10 до 15 баллов) [8]. Гармонизация индивидуального профиля креативности личности происходит при создании различных ВТК (в частности, при взаимодействии научного руководителя и аспиранта), при проведении органиэационно-деятельиостных игр (ОДИ), в деятельности различных НИИ и научных лабораторий и т. д. Высокий уровень выраженности всех шести факторов креативности в профиле является необходимым условием развития творческого потенциала личности. Методика-программа соответствует III этапу создания диагностического опросника. Каждый блок креативности будет содержать не менее 15 утверждений (всего 90 утверждений). Каждое утверждение является элементом программы формирования творческого потенциала личности с помощью определенных технологий. И наконец возникает задача: ^Как реализовать элементы программы?», т. е. возникает необходимость создания методики-технологии (или методики-коррекции). Эта методика показывает насколько мы успешно применяем методы по реализации программы формирования творческих качеств личности, т. е. измеряется успешность реализации технологий воспитания творческой личности. Это и определяет IV этап создания диагностического опросника [8]. Создание методики-программы и методики-технологии выходит за рамки этого пособия и решение этой задачи ждет своего исследователя. Контрольные вопросы 1. Назовите социально-психологические аспекты повышения 2. Что входит в общую модель руководителя? 3. Приведите некоторые критерии, характеризующие процесс 4. Что представляет собой процесс типологазации качеств 5. Запишите формулу, определяющую модель профессиональ ТемаЗ. Управление в современных условиях... 6. Назовите 12 психологических характеристик личности 7. Что входит а понятие «профиль личности управленцам и 8. Что называется уровнем притязаний человека? 9. Как можно измерить креативную направленность лично Литература 1. Педагогика управления (системно-структурный подход)/ Под ред. Т. Т. Степановой. Петрозаводск: Интеллект, 1992. 2- Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Наука, 1981. 3. Шепенъ В. М. Управленческая психология. М.: Эконо 4. Малышев К. Б. Моделирование в психолого-педагогичес 5. Малышев К. Б. Системный подход в типологии психоло 6. Малышев К. Б. Системно-психологический анализ дея 7. Малышев К. Б. Модификация методики оценки уровня 8. Малышев К. Б. Системные описания и измерения креа 9. Ганзен В. А., Малышев К. Б. Синтез содержательных и 10. Овчарова С. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993- Психология угуэоеления Основные понятия темы Социально-психологические аспекты Управленческий цикл Компоненты модели руководителя Типы Критерии управления Типологизация Теоретико-групповая модель Системный подход Управленческие функции Семантическая близость Групповой базис сознания Креативность Профиль личности Деловая игра Блоки качеств Базовые функции сознания Гексаграмма Уровень притязаний Потребности Мотивы Компоненты мотивационной структуры Потенциал Факторы Гармонизация ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|