Психология управления
С самого начала создавайте у собеседника установку на согласие. Выслушав собеседника, найдите и подчеркните, прежде всего, общее в ваших точках зрения, то, что вас объединяет, Используйте вопросы, на которые собеседник ответит «да», и некоторые техники активного слушания (например, эхо). Тем самым вы создадите у собеседника психологический настрой отвечать «да*, установку на сотрудничество, а не на соперничество. Дайте собеседнику понять, что вы верите в его добрые намерения. Убедить человека можно, лишь исходя из его собственных рассуждений. Как бы безупречно логично ни были построены ваши доказательства, если собеседник рассуждал другим способом, то самое большее, чего вы добьетесь, будет: «Да, все вроде бы логично, но так, как я рассуждаю, выходит иначе». Возможно, собеседник (если он податлив и мягок по характеру) не станет спорить, но по-настоящему вы его не убедите, и это рано или поздно обнаружится. Единственная возможность на самом деле изменить мнение собеседника — проследить вместе с ним его ход рассуждений, найти именно в нем неточность, нелогичность. Особенно хорошо, если не вы укажете партнеру на его ошибку, а подведете его к ней, и он сам ее обнаружит. Лучше всего сначала выяснить позицию собеседника, а потом уже излагать свою. Если в ходе обсуждения собеседник сам (или с вашей тактичной помощью) пришел к решению, аналогичному вашему, дайте ему возможность почувствовать, что эта идея принадлежит ему, не отстаивайте свое первенство. К сожалению, очень часто наше самолюбие принуждает нас в той или иной форме утверждать: «Это я первый придумал!». Поставив интересы дела выше своего тщеславия, вы приобретете верного союзника в лице собеседника. Аргументы должны быть изложены ясно, точно, убедительно. Надо помнить о том, что собеседник слышит и понимает намного меньше, чем хочет показать. Лучше избегать преувеличений и не вполне достоверных для собеседника аргументов: это подрывает его доверие к вам. Если вы убедились, что какие-то доводы не убеждают собеседника, не Тема 4.Деловове общение, конфликтология, лидерство... пытайтесь повторять их снова и снова. Пользуйтесь только теми аргументами, которые приняты собеседником. Уважительное отношение к партнеру должно выражаться и в учете особенностей стиля, темперамента и интеллекта собеседника при выборе способа и темпа аргументации. Необходимо учитывать особенности личности, интереса и цели собеседника. Именно на них и должны быть направлены ваши аргументы. Надо не просто перечислять факты, а говорить о преимуществах или последствиях, интересных для собеседника. Доводы и доказательства лучше преподносить не все сразу, а разъяснять по отдельности — это эффективнее. Не нужно перегружать свою речь большим количеством примеров: три-четыре ярких аргумента скорее достигнут цели, чем множество средних. Примеры и сравнения действенны только в том случае, если они связаны с личным опытом собеседника, понятны ему. Сравнения должны быть убедительными, но без преувеличений или крайностей, что поставит под сомнение все рассуждения. Ваши термины и доводы должны быть понятны собеседнику, иначе они не только не достигнут цели, но вызовут раздражение и нарушат контакт. Убедительность ваших выступлений не должна переходить в давление, так как иначе вызовет отпор у собеседника. Большую роль при доказательстве играет построение фраз. Активное построение фраз эффективнее пассивного, например: лучше сказать: «Мы это осуществим», чем «Можно осуществить»; «Заключить», чем «Сделать заключение» и т. д. Полезно избегать слов и формулировок, выражающих недоверие и неуважение к собеседнику, подчеркивающих трудности и конфликты. Например: Нежелательно Целесообразно Рабочий проект Проект решения Устранение препятствий Повышение надежности Открытые проблемы Открытые вопросы Работа Сотрудничество Психология управления Подчиненный Сотрудник Мы вам поможем... Вы сможете добиться Все же вы должны признать... Не думаете ли вы, что... Когда-нибудь вы поймете... Согласны ли вы с тем, что... Я считаю... Вы не находите, что... Сейчас я, наконец, Сейчас вы сможете убедиться докажу и это... в том, что... Вы, конечно, еще об этом Вам, конечно, известно, что... не думали... На собеседника с развитым интеллектом больше влияет не однозначная, а двусторонняя аргументация, когда вы указываете не только на преимущества, но и на слабые стороны вашего предложения [1, 2]. Стоит учитывать, что о некоторых наших трудностях собеседник мог узнать из других источников, и умолчание о них может подорвать доверие к вам. При этом сначала перечисляйте преимущества, а потом недостатки. Начальная информация запоминается ярче, к тому же, если собеседник с самого начала разочаруется в вашем предложении, то дальше уже просто не будет слушать. Стремитесь получить согласие собеседника в главном, а потом уже постепенно подводите его к согласию в мелочах. Возможно, что мелочи стоит и отложить, если пока для полного согласия нет благоприятных условий [1]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|