Раздел I. Что такое манипуляция сознаниемСтр 1 из 69Следующая ⇒
С.Г.Кара-Мурза. Манипуляция сознанием --------------------------------------------------------------- © Copyright С.Г.Кара-Мурза Date: 14 Aug 2003 OCR: Сергей Парунов---------------------------------------------------------------Введение Мы - свидетели и участники событий космического масштаба. На глазаходного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять вековэта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала два главных блокачеловеческого мира - Запад и Восток. После первого удара в ХХ веке Россия,уже в облике СССР, возродила свои главные черты, вновь обрела свое лицо(правда, умывшись кровью). Но вирус остался в ее организме, болезнь нашлановые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и сталарассыпаться одна из опор всего человеческого общежития. В перестройкувтягивается, с нарастающим ужасом, весь мир. По всему видно, что смута надолго, и нас ждут еще невероятныеприключения. Слегка переделав знаменитую фразу Хрущева, можно сказать:"Нынешние поколения советских людей не соскучатся до самой смерти". И, вотличие от предсказания Никиты Сергеевича, этот прогноз, похоже, сбудется.Тем более, что продолжительность жизни при таком веселье быстро сокращается. Чтобы, сводя счеты с жизнью, не было мучительно стыдно за наделанныенами глупости, полезно нам порассуждать: что же произошло? Почему же мыхотели как лучше, а получилось не как всегда, а как и в страшном сне неприснится? Ведь до сих пор вкладчики банка "Чара" жалуются друг другу:"Просыпаюсь с надеждой: все это был сон. Не мог же я, такой умный и хитрый,отнести и отдать все мои сбережения жуликам. Добровольно!". Нет, все это -не сон. Да и "Чара" - мелочь. Вернее, не мелочь, а та капля воды, в которойотразилась вся эта перестройка, реформа, демократия и что там еще было уфокусника под шляпой. Думаю, страсти уже немного остыли, и порассуждать мы можем с пользой идаже со смехом (иногда нервным, но уже не истерическим) - все вместе. Ижертвы нашей эпохальной аферы, и те, кто в ней, как ему кажется, сумелпоживиться. Таких все меньше, но они есть. Да и не любит человек выглядетьпростофилей, вот и хорохорится - я теперь банкир, а я менеджер. Может быть, наши рассуждения еще успеют помочь нам самим в нашей жизни,наверняка помогут нашим детям - кашу придется расхлебывать им. Да и дляистории, для потомков хочется оставить свидетельства очевидцев хоть скакими-то попытками осмысления. А то мы сегодня читаем разные версии о том,что произошло с русскими в начале XVII века, а понять трудно. Что это заСмута такая? Почему поверили ворам и жалким проходимцам, даже на русскийпрестол посадили? Почему воеводы наперебой спешили сдать города ничтожнымсилам удивленных авантюристов, а казаки кинулись грабить русские города? И потом, люди мы в основном неверующие (свечки и крестики - это несовсем то), но у большинства свербит тайная мысль: придется ведь ответдержать перед нашими мертвыми. Спросит меня отец, не пришедший с войны:"Чего вы там намудрили? Объясни, мы тут все гадаем, понять не можем". Надоже готовиться, нашим предкам речь Горбачева под нос не сунешь: вот, мол,этими истинами увлеклись. У них мышление было не новое, а здравое. Начнем же понемногу разматывать ниточку, восстановив в памяти историютак, чтобы понять: какими чудодейственными средствами нас убедили сделатьвсе то, что мы сделали. Ведь наворочали мы дел немало, и без всякого кнута ипряника - с энтузиазмом и даже восторгом. Сейчас, задним умом, кое-кто оченькрепок. Иные даже хвалятся: я знал! я предупреждал! Эти люди общей картиныне меняют. Во-первых, таких умных было очень немного. Почитайте хотя бывыступления Лигачева, нашего консервативного буки. Тех же щей, но пожижевлей. А иные предупреждали вроде бы верно, но в такой нарочито нелепойформе, что, похоже, их предупреждения писались в ведомстве А.Н.Яковлева.Вспомним хоть письмо Нины Андреевой. Конечно, писала она сама и искренне,ведомство А.Н.Яковлева только подбирало такие перлы и "по оплошности"пускало в печать. Наконец, в каждом обществе людей (и даже в каждом стаде) естьсколько-то прирожденных строптивцев, природных диссидентов. Они всегдаворчат и противоречат. Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столькосделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все,как он просил - опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво.Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался. Думаю, таких вечно недовольныхсчитать свидетельством устойчивости нашего национального разума нельзя. Так что примем как факт: некая влиятельная и организованная частьчеловечества (в которую приняты и кое-кто из наших земляков) каким-тообразом добилась, чтобы наше общество в целом, почти 300 миллионов человек,не считая "союзников", активно действовало по программе, приносящей огромныевыгоды этой группе и огромный урон нам самим. Сегодня, когда важный этапэтой программы завершен и результат налицо, это можно принять действительнокак факт и больше на нем не останавливаться. Потери и приобретения известныи очевидны, они подсчитаны и обнародованы в мировых бухгалтерских книгах,буквально написаны на роже счастливых политиков. Что бы там ни говорили крепкие задним умом скептики, если считать, чтомы - народ (то есть, единое тело с надличностным разумом), то пора признать,что наша народная мудрость почему-то дала осечку. Мы коллективно заглатывалиодну приманку за другой, пока нас не подвели к крючку и не вытянули наразделочную палубу. Правда, и сегодня есть такие, которые, уже лежа на этойпалубе, кричат: "Я этого хотел и не могу поступиться принципами! Даздравствует товарищ Чубайс!". Но это - тонкие натуры, их особенно жалко. Так вот, давайте разберем, что это была за приманка, как ее готовили ис какими словами ею помахивали у нас перед носом. Потому что то, что с намисделали, называется скучным термином: манипуляция общественным сознанием. Посвоим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программаманипуляции не имеет аналогов в истории. В ходе ее подготовки и выполнениясделано огромное количество находок и даже открытий, накоплено новое важноезнание о человеке и обществе, об информации и языке, об экономике иэкологии. Прежде чем начать решающие действия в России, были поставлены"острые" (часто исключительно кровавые) эксперименты над многими народами иполучено ценное знание по этнографии и антропологии. Мир изменился не толькоиз-за краха СССР. Сама невидимая деятельность по манипуляции общественнымсознанием множества народов земли изменила облик мира и затронулапрактически каждого жителя планеты. И особенно культурный слой человечества,читателя и телезрителя. Успех манипуляции сознанием народов СССР и прежде всего русского народа(по словам Даллеса, "самого непокорного народа") опасно вскружил головуполитикам-победителям и их экспертам. Сегодня пресса полна торжествующимивоплями о принципиальной возможности полного контроля над поведениемчеловека, причем с очень небольшими затратами. С другой стороны, множествотех, кто посчитал себя жертвами манипуляции, впали в уныние и уверовали вкакое-то тайное оружие, разработанное КГБ или ЦРУ (или совместно), вкакие-то психотропные средства, с помощью которых коварные политики"зомбируют" людей. Ясно, что вера в мистическую силу противника парализуетволю к сопротивлению. Так что "создание" этой веры (путем слухов, статей,"обличений" и "признаний") - само по себе есть важное средство манипуляцииобщественным сознанием. Люди, независимо от их идеологии и политических пристрастий, делятся надва типа. Одни считают, что, в принципе, человек - это большой ребенок, иманипуляция его сознанием (разумеется, ради его собственного блага)просвещенным и мудрым правителем - не только допустимое, но ипредпочтительное, "прогрессивное" средство. Например, многие специалисты ифилософы считают, что переход от принуждения, тем более с применениемнасилия, к манипуляции сознанием - огромный шаг в развитии человечества. Другие считают, что свобода воли человека, предполагающая обладаниенезамутненным разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть иошибочный) - огромная ценность. Эта категория людей отвергает законность иморальное оправдание манипуляции сознанием. В пределе она считает физическоенасилие менее разрушительным (если и не для индивидуума, то для родачеловеческого), чем "зомбирование", роботизация людей. Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека. Значит,спорить о том, какая из этих позиций правильнее и лучше, бесполезно. Это всеравно что спорить, что важнее - душа или тело. Рационально и даже логичноможно рассуждать о том, какие последствия для общества и личности повлечетза собой превращение той или иной идеальной позиции в политическую доктрину.Влияет ли на жизнь человека воплощение этой доктрины в жизнь линейно - илиэто влияние имеет критические пороговые уровни. То есть, допустима ли"манипуляция в разумных пределах" или признание ее как оправданного средствауправления означает перескок в качественно иное общество. Поэтому в книге, которая предлагается читателю всего лишь как основа,матрица для диалога, мы постараемся избежать обвинений и оценки идеалов.Будем говорить о делах - их можно и нужно оценивать с позиций совести,поскольку они затрагивают жизнь людей. Но и скрывать свои установкибесполезно и даже вредно, это же не агитпроп. Вербовать в свою веру ненужно, гораздо важнее создать очаг диалога в нашем расколотом обществе.Поэтому предпочитаю предупредить, что книга написана с позиций неприятияманипуляции и общественным, и личным сознанием. Я уверен, что на этом пути,который, конечно же, обеспечивает удобства и комфорт, человека ждет беда.Истощение бытия и угасание всего рода человеческого, включая касту жрецов,сидящих у пульта манипулирующей машины. Но это - личное, об этом лучше читать у Достоевского. Мы же поговорим овещах явных и осязаемых - о той технологии манипуляции сознанием, котораясложилась в наше время и которая была применена против "совка", против меняи моих сограждан.Раздел I. Что такое манипуляция сознанием Глава 1. О чем идет речь Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает,что его-то уж не провести. Он - индивидуум, свободный атом человечества. Какна него повлиять? Атом-то атом, но и атом расщепить оказалось возможно, хотясамо слово "атом" означает неделимый. Ограничим предмет нашего разговора, идя от общего к частному. Во всех представлениях о мире, начиная с самых архаических мифов,присутствует акт Сотворения. Боги превращают Хаос в Космос - упорядоченноецелое, все частицы которого связаны невидимыми нитями, струнами. Человек,проникнутый космическим чувством, ощущает единство Бытия, а себя считаетобитателем огромного и прекрасного дома. Научная революция, Коперник, Галилей и Ньютон разрушили представление омире как гармоничном Космосе, "открыли" пространство и "выпрямили" время. Ноидея взаимовлияния вещей сохранилась - уже в виде механистическогодетерминизма. Все в мире сцеплено, но теперь не чудесными струнами, а какшестеренки в часах - законом всемирного тяготения. Земля программируетповедение брошенного камня. "Бог не играет в кости!" - вот кредо механики, даже в самых последнихее версиях. Эта вера в то, что влияние одного тела на поведение другогосовершенно точно и однозначно, доходила до крайности. Лаплас утверждал, чтоесли бы ему сообщили координаты и импульс (массу, направление и скоростьдвижения) всех частиц во Вселенной, он мог бы рассчитать состояние мира(всех его частиц) в любой момент в прошлом и будущем. Сейчас мы во многомпреодолели такой "крутой" детерминизм, признаем, что мир сложнее, чеммеханическая машина. В обыденной, спокойной жизни мы на взаимовлияние вещей в мире необращаем внимания. Нам и в голову не приходит задуматься о том, что было бы,если бы не было, например, трения. Если бы гвоздь не мог держаться в дереве,а гайку нельзя было бы затянуть на болте. Нас не удивляет, что кучагладкого, текучего зерна, полежав немного, схватывается в очень плотноецелое. Да что зерно, даже песчинки, совершенно твердые и гладкие, сцепляютсяв куче так, что по ней можно ходить. Но потопчись на этом песке, разрушьслабое взаимодействие песчинок, и песок становится зыбким, как вода, в немможно утонуть. Наше внимание привлекают не состояния покоя, не торчащий в доске гвоздьи не мирная гора песка, а ситуации слома стабильной системы, смены("перестройки") ее структуры - ситуации катастроф. Нас поражает, чтомаленький, даже по капельке, ручеек может размыть огромную плотину. И этогоручейка нельзя допускать ни в коем случае, ибо он "запускает" цепной,самоускоряющийся процесс. Сдвинув одну песчинку, капля немного расширяетпоток воды. В нашу культуру вошла голландская притча о маленьком мальчике,который увидел, как через плотину сочится вода, и заткнул дырочку пальцем.Изнемогая, он простоял на своем посту, пока его не нашли взрослые. Когда мы познакомились с атомной энергией, людей поразило это страшноепроявление порогового эффекта. Вот, лежит совершенно инертный кусок урана.Добавь к нему микроскопическую частичку, в идеале - один протон - ипроисходит ядерный взрыв. Возникла критическая масса, в которойвзаимодействие частиц переступило через порог, за которым - цепная реакцияделения ядер. Я помню, как много людей размышляло и говорило об этом в 1945году, когда американцы взорвали атомные бомбы в Японии и в газетахнапечатали популярное объяснение физики атомного взрыва. Пожалуй, еще удивительнее пороговые эффекты при неядерных взрывах,которые происходят в результате химических реакций и накопления тепла. Впорту Гамбурга на причале взорвалась куча азотных удобрений, обычносовершенно невзрывоопасных. Только потому, что куча была слишком большой -накопление в ней свободных радикалов превысило критическую величину иначались процессы, которых никто не ожидал. Приступая к исследованиюразветвленных цепных реакций, Н.Н.Семенов проделал удивительныеэксперименты, в которые долго было невозможно поверить. Он обнаружил, чтопары фосфора воспламеняются в присутствии кислорода в узком диапазонедавления. И вот, в стеклянном баллоне, содержащем смесь паров фосфора скислородом, происходила вспышка, когда он открывал кран, впуская в баллонинертный газ аргон. Газ, которым можно тушить пожары! И наоборот, горениемоментально прекращалось, когда в баллон с пылающим газом вводили чистыйкислород! Даже системы неживой природы образуют такие сложные комбинации иобнаруживают такое удивительное и сложное поведение, что почти всерьезначинаешь принимать метафоры. Кажется, что они обладают памятью и мышлением.Вот облака плывут, а то и несутся по небу, долгое время сохраняя своюпричудливую форму - четкую, порой точеную. Почему тот длинный, похожий нашею лебедя выступ не распадается, не рассасывается даже на ветру? Ведь этовсего-навсего туман из мельчайших капелек воды. Почему так устойчив балансих взаимного притяжения и отталкивания? Почему тонкий хобот смерча бродит пополю, а потом по деревне, как будто ищет чью-то избу, с которой ему надосорвать крышу? Ведь он не распадается, не разваливается на беспорядочныепорывы ветра, даже натолкнувшись на большое препятствие. Вот, разметал кучудосок, кажется, все, разрушился. Нет, смотришь, через десяток метроввосстановил свое строение, закрутил с той же скоростью, побрел дальше. А ведь в этих неорганических системах взаимодействие сводится всеголишь к переносу массы и энергии. Воспринимать и перерабатывать информациюони, в строгом смысле слова, не могут. Когда же мы переходим в царство живойприроды, мы видим такую изощренность и сложность во взаимодействии"соучастников", что только привычка и спасительная нелюбознательностьпозволяет нам жить и заниматься своими делами. Иначе бы мы только созерцалии размышляли. Даже знакомство с самым элементарным актом записи, хранения исчитывания генетической информации пробуждает религиозное чувство. Как моглоэто чудо возникнуть из каких-то случайных скоплений азотистых веществ,какой-то слизи, методом проб и перебора? Разве могло для создания этогомеханизма через простую эволюцию хватить времени у Вселенной? Как обеспечивается невероятная устойчивость "поведения" живогоорганизма в выполнении записанной в его генах программы? Меня в молодостипоразил, наверное, мелкий с точки зрения специалиста факт. Я работал наКубе, в тропиках. Время там, как будто, не двигается. Каждый день - то жесолнце, та же жара, буйная растительность. И вдруг в конце сентября, чуть лине в один день, часть деревьев - те, чьи предки когда-то столетия назад былизавезены сюда из Европы - начали желтеть и сбрасывать листья. Почему? Зачем?Кто и как подал им сигнал? Ведь ничего не изменилось в окружающей их среде.Организм дерева подчиняется программе, записанной в молекуле РНК, икакому-то "биологическому будильнику", который с абсолютной точностью тикаеттысячи лет. Посмотрите, как подсолнечник, не имея "органов движения", с точностьюдо минуты поворачивает свою головку за солнцем. Его "органы чувств" точноулавливают угол, под которым на растение падает свет, а "органы управления"дают очень точные команды клеткам. Многие, наверное, видели учебный фильм "Лейкоциты". Задача этих "белыхкровяных шариков" - бросаться в то место, где нарушена целостностькровеносных сосудов и в организм проникают чужеродные тела. Лейкоциты ихатакуют, обволакивают, гибнут и своими "телами" закрывают пробоину. Ониулавливают присутствие в крови посторонних веществ в совершенно ничтожныхколичествах и устремляются по направлению возрастания их концентрации. Такони находят их источник. Они быстро двигаются даже против тока крови. А ведьэто - всего-навсего одна клетка, без носа, без мозга и без ног. Но в фильме,снятом под сильным микроскопом, мы видим их как полчища странных и оченьэнергичных разумных существ. В одной сцене фильма сосуд с физиологическимраствором (слабый раствор соли) разделен фарфоровой перегородкой. Под ней врастворе лейкоциты, а наверх в уголок осторожно вносят каплю с чужероднымбелком. И вот лейкоциты внизу, "почуяв" противника, начинают метаться, потомориентируются, отыскивают поры в фарфоровой пластинке и начинают в нихпротискиваться. Наверху они вылезают из этих цилиндрических пор, как человекиз канализационного колодца, почти "опираясь руками", и плывут уже прямо ккапле белка. Сложная и неуклонно выполняемая программа поведения. Вот вирус, пограничное между жизнью и неживой природой образование. Онпоказывает возможности нарушения чужой программы. Вирус приспособилсяэксплуатировать определенный вид живых клеток, "умеет" их находить,цепляться к их оболочке. Прицепившись, он проталкивает в клетку всего однумолекулу - РНК, в которой записаны команды по "производству" вирусов. И вклетке возникает тайное, теневое правительство, которое подчиняет своей волевсю жизнедеятельность огромной системы (клетка по сравнению с вирусом - этоцелая страна). Все ресурсы клетки направлены теперь на выполнение команд,записанных во внедренной в нее матрице. Сложные производственные системыклетки переналаживаются на выпуск сердечников вируса и на то, чтобы одеть ихв белковую оболочку, после чего истощенная клетка погибает. Это - исходный, фундаментальный вариант взаимодействия, при которомодин участник жизненной драмы заставляет других действовать в его интересахи по его программе так, что это не распознается жертвами и не вызывает у нихсопротивления. Мы имеем случай манипуляции, проделанной путем подменыдокумента, в котором записана вся производственная программа. Вообще же нет числа способам повлиять на поведение членовэкологического сообщества, окружающих живое образование. Растение обрамляетсвои тычинки и пестик роскошной привлекательной декорацией - цветком,выделяющим к тому же ароматный нектар. Насекомые устремляются на запах ицвет, платя за нектар работой по опылению. Богомол притворился сухим листиком, не отличишь. Он создал невинный искромный ложный образ, успокаивающий жертву. Пчела-разведчица, найдя заросли медоносов, летит в улей и исполняетперед товарищами танец, точно указывая направление на цель и расстояние донее. Каракатица, став жертвой нападения страшного для нее хищника, выпускаетчернильную жидкость, а затем вырывает и выбрасывает в темное облачко своивнутренности. Они там заманчиво шевелятся, и простодушный хищник рад:попалась, голубушка! И пока он рыщет в чернильной мути, циничная каракатица,принеся в жертву часть ради целого, уползает отращивать новые внутренности. Иногда сигналы, посылаемые в окружающую среду, "перехватываются"хищником или паразитом и становятся губительными для их отправителя. Грибокстрига наносит огромный урон урожаям пшеницы в Азии и Африке. Его споры,дремлющие в земле, оживают лишь на четвертый день после того, как пшеничноезерно после посева пустит корень - на свежем ростке корня паразитирует гриб.Как же определяет грибок момент своей активизации и нападения? Сигналомслужит одно из веществ, выделяемых корнем (его недавно выделили из засеяннойземли, очистили, изучили строение и назвали стригол). Достаточно попадания вспору грибка всего одной молекулы стригола, чтобы были запущены бурныепроцессы жизнедеятельности. На беду себе семя пшеницы "утечкой информации"программирует поведение своего паразита. В других случаях, наоборот, паразит своей "химической информацией"(какими-то выделениями) программирует поведение эксплуатируемых им существ.Иногда эффективность этого программирования бывает так высока, что впоруговорить о гипнотическом воздействии. Это особенно поражает, когда попрограмме действуют большие массы организмов, например, у "социальных",живущих большими колониями насекомых. Так, например, устроились вмуравейниках крошечные жучки - жуки Ломехуза. Своими манерами и движениями жучки Ломехуза очень напоминают муравьев ихорошо владеют их языком жестов. Солидарные и трудолюбивые муравьи по первойже просьбе дают корм собрату. Муравей выражает эту просьбу, определеннымобразом постукивая товарища. Жучки "освоили" эти жесты и легко выманиваютпищу. Но они прожорливы, и обязывают целые отряды муравьев переключиться наих кормежку. На теле у жучков есть пучки золотистых волосков, на которыхскапливаются выделения. Рабочие муравьи слизывают эти выделения и утрачиваютвсякий здравый смысл. Они начинают выкармливать жучков и их личинок с такимрвением, что оставляют без корма и собратьев, и даже собственные личинки.Возлюбив пришельцев, сами они впадают в полное уничижение, вплоть до тогочто скармливают жучкам муравьиные яйца, оставаясь без потомства. А еслимуравейнику грозит опасность, они спасают личинок жука, бросая своих. Ясно, что своими наркотическими выделениями жучки Ломехуза посылаютмуравьям сигнал, блокирующий важную программу поведения, заложенную ворганизме муравья. Ту программу, которая в норме побуждает муравья совершатьдействия, направленные на жизнеобеспечение муравейника и продолжение рода.И, видимо, переданная жучками информация не только блокирует "нормальную"программу, но перекодирует ее, активизируя те действия муравьев, которыевыгодны паразиту. Причем так, что муравьи просто счастливы выполнять этидействия. Почему же эпизоду из жизни насекомых уделяет место остро политическаягазета "Дуэль"? Почему в свое время большой интерес вызвало открытиестригола и описание взаимоотношений стриги и пшеничного зерна? Потому, чтомы узнаем ситуации, которые переживали в нашей, человеческой жизни. А поройне только переживали, но и чувствовали себя жертвой. То есть, взаимодействиев мире низших форм жизни, а то и в неживой природе, служит нам аналогией,упрощенной моделью того, что происходит в человеческом обществе. Как отметилК.Маркс, "намеки на высшее у низших видов животных могут быть поняты тольков том случае, если это высшее уже известно". Замечая сложные (и даже специально усложненные) отношения людей, мыотыскиваем наглядные и "прозрачные" аналогии в природе и наблюдаем за ними слупой или микроскопом. Так мы упрощаем, "раздеваем" наши сложные проблемы ив простых аналогиях и моделях находим для них слова, понятия и образы -инструменты мышления и объяснения. Но главный-то наш интерес - человек. В живой природе человек - качественно новое явление. Он - не простосоциальное существо, которое может существовать, только интенсивнообмениваясь информацией с себе подобными (таков и муравей). Он обладаетразумом, способным к абстрактному мышлению, и речью, языком. Язык и мышление- большие сложные системы, на которые можно воздействовать с цельюпрограммирования поведения человека. Человек обладает сложной психикой,важной частью которой является воображение. Оно развито настолько, чточеловек живет одновременно в двух измерениях, в двух "реальностях" -действительной и воображаемой. Воображаемый мир в большой степени (а умногих и в первую очередь) определяет поведение человека. Но он зыбок иподатлив, на него можно воздействовать извне так, что человек и не заметитэтого воздействия. В общем, человек живет не только в объективно существующем физическоммире, но и в искусственно созданной им так называемой ноосфере - мире,созданном сознательной деятельностью рода человеческого. Понятие ноосферынезависимо друг от друга ввели французский антрополог-иезуит Тейяр де Шардени наш великий естествоиспытатель и философ В.И.Вернадский. Сужая понятие,можно сказать, что человек живет в искусственно созданном мире культуры. Таким образом, все живые существа воздействуют на поведение тех, с кемони сосуществуют в своей экологической нише, используя природные объекты изаписанные природой в виде инстинктов программы. Но человек в дополнение кэтому воздействует на поведение других людей, оказывая влияние на сферукультуры. Разумеется, в принципе можно программировать поведение человека и путемнепосредственного внешнего воздействия на его биологические структуры ипроцессы. Например, вживив электроды в мозг и стимулируя или блокируя те илииные управляющие поведением центры. При некоторой технической изощренностиможно даже не вживлять электроды, а воздействовать на высшую нервную системучеловека на расстоянии - с помощью физических полей или химических средств. Массовое применение и в прошлом, и сейчас имеет воздействие наповедение человека с помощью грубого хирургического вмешательства в егоорганизм. В США долгое время широко использовалось лоботомирование -хирургическое удаление некоторых центров в лобной части головного мозга,после чего беспокойный человек утрачивает мятежный дух и становится всемдовольным (кто-то наверняка смотрел фильм М.Формана "Пролетая над гнездомкукушки"). Существенная доля женщин в бедных странах (а сегодня, в момент тяжелогокультурного кризиса, и в бывшей ГДР) добровольно подвергается стерилизации.Это сильно меняет и психическую сферу, и некоторые стороны поведения. Ещенедавно во многих странах видное место в обществе занимали евнухи.Кастрированные в детстве или молодости мужчины в некоторых важных вопросахтакже вели себя вполне предсказуемо. В этой книге мы не будем обсуждать ни применение электродов в"коррекции" поведения, ни лоботомирование, ни воздействие психотропнымилучами или газами. Все это, по русским меркам, является преступнымвмешательством в организм человека и, надо надеяться, в ближайшие годыоткрыто и в массовом масштабе использоваться не будет. А если в каких-точрезвычайных ситуациях эти средства и применялись, это рано или поздновскроется и какое-то возмездие мерзавцев настигнет. История дает в этомотношении основания для оптимизма. Конечно, надо держать ухо востро. Энтузиастов с тоталитарным мышлениемхватает под любым знаменем, даже самым что ни на есть демократическим. Всвоей уверенности, будто им дано право искоренять пороки "отсталых" народов,они легко скатываются до планов биологической переделки "человеческогоматериала". Сравните эти две декларации. Л.Троцкий (1923 г.): "Человеческий род, застывший хомо сапиенс, сновапоступит в радикальную переработку и станет под собственными пальцамиобъектом сложнейших методов искусственного отбора и психофизическойтренировки". Но Троцкий все же не шел дальше отбора и тренировки. Егоидейные наследники оказались покруче. Н.Амосов (1992 г.): "Исправление генов зародышевых клеток в соединениис искусственным оплодотворением даст новое направление старой науке -евгенике - улучшению человеческого рода. Изменится настороженное отношениеобщественности к радикальным воздействиям на природу человека, включая ипринудительное (по суду) лечение электродами злостных преступников... Ноздесь мы уже попадаем в сферу утопий: какой человек и какое общество имеютправо жить на земле". Это - речи и помыслы откровенных экстремистов. Но они отражают общее итайное желание элиты (хотя бы и "просвещенной") - иметь народ или население,которые вели бы себя во всех сферах жизни именно так, как выгодно, удобно иприятно именно ей, элите. Выбранная мной пара "откровенных" духовных лидеровпримечательна тем, что это - кумиры влиятельной части культурного слояРоссии, каждый в свой исторический период. Сегодня репутация Троцкогоподмочена (хотя во время перестройки была попытка поднять его на пьедестал).Но Н.Амосов, согласно опросам, совсем недавно занимал в среде интеллигенциитретье место в списке живых духовных лидеров (после Солженицына и Лихачева). Но мы, повторяю, не будем говорить ни о планах "улучшения человеческогорода" и лечении по суду электродами, ни о зомбировании психотропными лучами.Кстати, само понятие зомбирование стало так часто употребляться направо иналево, что полезно уделить немного места и определить, что это такое. Среди суеверий, распространенных на Гаити, интерес ученых давнопривлекала вера в зомби. Это - оживший мертвец, которого злые колдуныосвобождают из могилы и заставляют служить им в качестве рабов. Для этойверы есть материальные основания: колдуны, используя очень сильныйнейротоксин (тетродотоксин), могут снижать видимую жизнедеятельностьорганизма вплоть до полной видимости смерти - с полным параличом. Есликолдуну удавалось точно подобрать дозу, этот "умерший" человек оживал вгробу и вытаскивался колдуном из могилы. Колдун давал своему рабу съесть"огурец зомби" - снадобье, содержащее сильное психоактивное растение Daturastramonium L., от которого тот впадал в транс. Антропологи выяснили исоциокультурное значение зомбирования - это санкции, накладываемые жрецамиплемени с целью поддерживать порядок и подтверждать свою власть. Вера взомбирование и силу зомби разделялась всеми слоями гаитянского общества -страшные тонтон-макуты диктатора Дювалье считались его зомби, чего он,конечно, не отрицал. Но мы не будем о зомбировании, а поговорим о простой и реальносуществующей - здесь и сейчас - вещи, которая стала неотъемлемой частьюнашей жизни в культуре и вообще в окружающей среде. О манипуляции сознаниеми поведением человека с помощью законных, явных и осязаемых средств.Поговорим о той огромной технологии, которую используют согласно своимслужебным обязанностям и за небольшую зарплату сотни тысяч профессиональныхработников - независимо от их личной нравственности, идеологии ихудожественных вкусов. Это - та технология, которая проникает в каждый дом иот которой человек в принципе не может укрыться. Но он может изучить ееинструменты и приемы, а значит, создать свои "индивидуальные средствазащиты". Если же знание об инструментах и приемах манипуляции сознанием станетдоступным для достаточно большого числа людей, то возможны и совместныеакции сопротивления или, поначалу, акции защиты против манипуляции. Конечно,манипуляторы будут изобретать новые инструменты и новые приемы. Но это ужебудет нелегкая и дорогостоящая борьба, а не подавление безоружного ибеззащитного населения. И борьба ничтожного меньшинства (хотя и обладающегоденьгами и организацией) против огромной массы творчески мыслящих,изобретательных людей. Сам переход к борьбе будет означать важный поворот всудьбе нашего народа, а может быть, и всего человечества. В этой возможной борьбе России выпало особая роль и особое место. Нанее вся современная технология манипуляции сознанием обрушена революционнымспособом, как обвал, с гротескными и кричащими результатами. Это, конечно,вызвало шок, но в то же время создало и важнейшее условие для попыткиосмысления, а затем сопротивления. В других частях мира обволакиваниечеловека "культурой манипуляции" было медленным, постепенным (Азия - особыйслучай, у нее есть сильные защитные средства). Там не было шока и такихстраданий, как у нас. Там возникло привыкание без всякой надежды на резкие,творческие попытки освобождения. Лягушка, брошенная в кипяток, выпрыгивает,хотя и с травмами. Лягушка, погруженная в теплую воду, с наслаждениемплавает в кастрюле. Она не замечает, что кастрюлю поставили на огонь, и водастановится все теплее. Она так и наслаждается, пока не сварится. Наша задача - выпрыгнуть и помочь тем, кто наслаждается. Знание о том, как посредством манипуляции сознанием одни людивоздействуют на поведение других, накапливается и в науке, и вхудожественном творчестве, и в обыденном опыте. Наука, которая обязанаизучать реальность беспристрастно и нейтрально, не давая никому моральныхоценок, в основном описывает структуру самого процесса манипуляции, еетехнику, ее приемы и системы приемов. Это - технологический подход. Литература, театр, кино копаются в душе человека, исследуют мотивыпоступков, истоки доверчивости жертв манипуляции, угрызения совестиманипуляторов - все это через призму нравственных норм той или инойкультуры. Описывая внутренний мир всех участников акта манипуляциисознанием, художники порой создают сложные модели, которые потом надолгостановятся уже предметом научных исследований. В "Братьях Карамазовых"Достоевский "расщепил" душу человека, представив каждую ее часть в видеотдельного участника сложного конфликта. Есть даже теория, что именно всовокупности всех членов семьи Карамазовых Достоевский представил душурусского человека. И ее свято-звериный характер, и изощренный,противоречивый ум, и жажду испытать всю низость падения, и соблазнпредательства. Но главное, он создал провидческую модель, почти алгоритм, "русскойманипуляции", которая безукоризненно работает именно при наличии вобщественной среде "всех Карамазовых". Наши политики, по советам своихумненьких экспертов-культурологов, раз за разом безотказно используют этоталгоритм. А мы вместо того, чтобы Достоевского внимательно прочитать, всеищем какие-то психотропные лучи. Отдельно сложился синтетический подход - описание конкретных случаев,наблюдаемых или вымышленных (case studies). В них реальность "вычищается" неслишком сильно, так что описание убеждает наличием жизненных деталей, но вто же время модель просвечивает достаточно сильно. Поэтому в завершениерассказа можно сделать довольно определенный вывод, и логика его понятначитателю. Литература по новейшей истории полна описаниями того, как "партияНаполеона" во Франции приводила молодого генерала-"нацмена" к власти - так,чтобы влиятельные социальные силы буквально умоляли его эту власть принять.Недавно, почти на наших глазах, идеологи Запада провели блестящую кампаниюпо манипуляции общественным сознанием в Европе, убедив свой средний классподдержать Мюнхенские соглашения и "разрешить" Гитлеру поход на Восток (хотяв тот момент остановить его не составляло труда - речь шла не о войне, аименно о разрешении или запрещении). Эта кампания также описана как"модельный случай". После второй мировой войны усиленно изучаются всеместные гражданские войны и национальные конфликты, выявляя в каждом случаетехнологию манипуляции общественным сознанием. О "бархатных революциях" иперестройке в СССР и говорить нечего - здесь для обществоведов всего миралакомых кусков хватит на сотню лет. Один "август 1991 года" уже перекрыл поглавным параметрам все самые блестящие провокации в истории. О художественном творчестве говорить нет необходимости. Талантхудожника состоит именно в том, чтобы не выпятить модель ("мораль") слишкомсильно. Чтобы "эксперимент", который ставит писатель над своими героями, небыл надуманным, искусственным. Высшее достижение этого жанра, видимо -убийство отца Карамазова. Это - exрerimentum crucis (критическийэксперимент), поставленный и описанный Достоевским с удивительныммастерством. Недаром он освещается в литературе по истории и методологиинауки. Но вообще произведения, посвященные тонкому воздействию на поведениечеловека, составляют очень большую часть литературы. В этой книге мы не будем следовать какому-то одному подходу, апостараемся выбрать полезные для нас идеи и сведения из запаса готовогознания и применить их в "разоблачении" тех слов и дел, которые намприходится слышать, видеть и терпеть в нашей реальной жизни - сегодня издесь, в России.Глава 2. "Анатомия и физиология" манипуляции сознанием Человек - существо социальное. Как говорил Аристотель, только боги извери могут жить вне общества. Индивидуум - это абстракция, идеальноепредставление об изолированном человеке, которое сложилось в XVII веке привозникновении современного западного общества. Само латинское словоин-дивидуум - это перевод греческого слова а-том, что по-русски означаетнеделимый. На практике миф об индивидууме неосуществим, человек возникает исуществует только во взаимодействии с другими людьми и под их влиянием.Ребенок, воспитанный дикими животными (такие случаи известны и изучены), нестановится красавцем Маугли. Он - не человек и выжить не может. Нестановится человеком даже ребенок, изолированный матерью от других людей. Значит, заложенная в нас биологически программа поведения недостаточнадля того, чтобы мы были людьми. Она дополняется программой, записанной взнаках культуры. И эта программа - коллективное произведение. Значит, нашеповедение всегда находится под воздействием других людей, и защитить себя отэтого воздействия каким-то жестким барьером мы в принципе не можем. Хотя ипопадаются такие дубовые головы, которые пытаются это сделать. Какой же вид воздействия на наше поведение мы определим какманипуляцию? Ясно, что само это слово имеет отрицательную окраску. Им мы обозначаемто воздействие, которым недовольны, которое побудило нас сделать такиепоступки, что мы оказались в проигрыше, а то и в дураках. Если приятель наипподроме уговорил вас поставить на лошадь, которая пришла первой, то,получая в кассе выигрыш, вы не скажете: "Он мной манипулировал". Нет, он далвам дельный совет. С другой стороны, не всякое воздействие, подчинясь которому, выоказались в убытке, вы назовете манипуляцией. Если в темном переулке вамприставили нож к животу и шепнули: "Деньги и часы, быстро", то вашеповедение очень эффективно программируется. Но обозвать незнакомцаманипулятором в голову не приходит. Какой же смысл мы вкладываем в этопонятие? Само слово "манипуляция" имеет корнем латинское слово manus - рука(maniрulus - пригоршня, горсть, от manus и рle -наполнять). В словаряхевропейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенныминамерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствованиепациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для такихдействий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления дляуправления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги,рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивнымиматериалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческуюруку. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкоеобращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английскогоязыка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими словкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управлениеили обработка". Таким образом, термин "манипуляция" есть метафора и употребляется впереносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этойметафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками, аспециальными "манипуляторами"). Заметим, что с самого начала это понятиеограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления - имобозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление. Метафора манипуляции складывалась постепенно. Психологи считают, чтоважным этапом в ее развитии было обозначение этим словом фокусников,работающих без сложных приспособлений, руками ("фокусник-манипулятор").Искусство этих артистов, следующих девизу "ловкость рук и никакогомошенства", основано на свойствах человеческого восприятия и внимания - назнании психологии человека. Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается,используя психологические стереотипы зрителей, отвлекая, перемещая иконцентрируя их внимание, действуя на воображение - создавая иллюзиивосприятия. Если артист владеет мастерством, то заметить манипуляцию оченьтрудно, хотя дошлые скептики смотрят во все глаза. Именно когда все эти принципы вошли в технологию управления поведениемлюдей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле - какпрограммирование мнений и устремлений масс, их настроений и дажепсихического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужнотем, кто владеет средствами манипуляции. Если выписать те определения, которые дают авторитетные зарубежныеисследователи явления манипуляции (наши-то пока что ходят в подмастерьях,хотя на практике молодцы), то можно выделить главные, родовые признакиманипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (ане физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятораявляется дух, психические структуры человеческой личности. Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, былакнига социолога из ФРГ Герберта Франке "Манипулируемый человек" (1964). Ондает такое определение: "Под манипулированием в большинстве случаев следуетпонимать психическое воздействие, которое производится тайно, аследовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшимпримером тому может служить реклама". Итак, во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которогоне должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер, "Длядостижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успехманипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящееестественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшиваядействительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться". Когдапопытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широкоизвестным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попыткинаносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрываетсяглавная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляциине привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаиваниеинформации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляциивключают в себя "предельное самораскрытие", игру в искренность, когдаполитик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу. В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительногомастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощнойинтуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощьюдоморощенных средств. Но размах их действий невелик, ограничивается личнымвоздействием - в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет обобщественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, какправило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальныезнания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляцияобщественным сознанием стала технологией, появились профессиональныеработники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла системаподготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярнаялитература. Правда, Нобелевской премии в явном виде в этой области пока чтоне учредили (хотя некоторые лауреаты Нобелевской премии мира или политературе скорее должны были бы идти по разряду выдающихся манипуляторовсознанием). Еще важный, хотя и не столь очевидный признак: к людям, сознаниемкоторых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам,особого рода вещам. Манипуляция - это часть технологии власти, а невоздействие на поведение друга или партнера. Влюбленная женщина может вестиочень тонкую игру, чтобы разбудить ответные чувства - воздействует напсихику и поведение покорившего ее воображение мужчины. Если она умна итерпелива, то до определенного момента она проводит свои маневры скрытно, инамерения ее "жертва" не обнаруживает. Это - ритуал любовных отношений,конкретный образ которого предписан каждой культурой. Если речь идет обискренней любви, мы не назовем это манипуляцией. Иное дело - если хитраябабенка решила окрутить простофилю. Беда в том, что различить эти два случаянепросто. Не включаем мы в понятие манипуляции и этикет - воздействие наповедение окружающих с помощью иносказаний и умолчаний, языка знаков,понимаемых только в данной культуре. Если человек понимает знак, то смыслобращения ему ясен и намерения того, кто "воздействует на его поведение",для него секрета не составляют. Если англичанин спрашивает знакомогоангличанина: "How do You do?" ("Как вы поживаете?"), тот отвечает тем жевопросом, и они переходят к делу. А русский, как шутят англичане, в ответ наэтот вопрос-приветствие начинает рассказывать, что у него жена заболела исын, паршивец, стал плохо учиться. Русские в долгу не остаются и подшучивают над тем, как иностранцы непонимают простых вещей. В детстве я слышал шутку о том, как в Америке нашуэмигрантку из Одессы привели в суд: - Вы обвиняетесь в том, что украли курицу. - Нужна мне ваша курица. (Переводчик переводит судье: "Она говорит, что курица была ей оченьнужна"). - В таком случае заплатите владельцу два доллара. - Здравствуйте, я ваша тетя! (Переводчик судье: "Она вас приветствует и говорит, что вы приходитесьей племянником"). Когда человек обращается к другому с использованием приемов этикетаповышенного ранга (например, утонченно вежливо), он, конечно, стремитсяповлиять на поведение партнера в свою пользу. Но это - не манипуляция,поскольку здесь не скрываются ни факт воздействия, ни намерения. Напротив,знаковый язык должен быть понятен, иначе попытка воздействия и не может бытьудачной. Без этикета и условностей, связанных с обманом, жить в общественевозможно. Но, применяя правила этикета, мы вовсе не обращаемся с человекомкак с вещью, мы его уважаем как личность. Этот вид "нас возвышающего обмана"мы в понятие манипуляции не включаем. Да и вообще, простой обман, будучи одним из важных частных приемов вовсей технологии манипуляции, сам по себе составить манипулятивноевоздействие не может. Лисица, выманивая сыр у Вороны, даже не может бытьназвана обманщицей. Она же не говорит ей: брось, мол, мне сыр, а я тебеброшу сырокопченой колбасы. Она просит ее спеть. Ложная информация,воздействуя на поведение человека, нисколько не затрагивает его дух, егонамерения и установки. Е.Л.Доценко в книге "Психология манипуляции" (М.,1996 г.) поясняет: "Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мыего направляем ложно на Пинск - это лишь обман. Манипуляция будет иметьместо в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделалитак, чтобы он захотел пойти в Пинск". В уже упомянутой книге "Манипулируемый человек" подчеркивается этаособенность манипуляции как психического воздействия: "Оно не толькопобуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чегожелают другие, оно заставляет его хотеть это сделать". Отсюда становится ясной довольно неприятная сторона дела. Всякаяманипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек можетстать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник.Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает своивоззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать по новойпрограмме - манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитилсвою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция - это ненасилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли.Значит, он нагружен ответственностью - устоять, не впасть в соблазн. Один изнадежных признаков того, что в какой-то момент осуществляется большаяпрограмма манипуляции сознанием, состоит в том, что люди вдруг перестаютвнимать разумным доводам - они как будто желают быть одураченными. УжеА.И.Герцен удивлялся тому, "как мало можно взять логикой, когда человек нехочет убедиться". Для обсуждения нашей темы главную трудность создает та сторонаманипуляции сознанием, которую мы обозначили как "скрытность", да еще приналичии мастерства и ловкости. Профессиональные манипуляторы, как ифокусники, своих секретов не раскрывают и в свои творческие лабораториипосторонних не допускают. Даже их мемуары, в которых они хвастаютсядостижениями в этой части, призваны скорее напустить туману, чем просветитьи предупредить потомков. Таким образом, действительный смысл слов и дел авторов и "ответственныхисполнителей" важных акций по манипуляции общественным сознанием всегдатщательно скрыт, и требуется специальная работа по его выявлению. Мывынуждены исследовать интересующие нас случаи и ситуации. Если нашеисследование будет успешным, мы получим знание, представляющее не толькоакадемический интерес и удовлетворяющее не только любопытство читателяполитических детективов. Это знание может помочь человеку, который хочет вбудущем по возможности защититься от манипуляции его личным сознанием ипомочь своим товарищам. Выявление реального смысла в словах и действиях людей, которыестремились этот смысл скрыть, есть интерпретация, толкование. Подходя ктаким высказываниям или фактам как к объекту исследования (илирасследования), мы должны с самого начала принять, что предлагаемый нам явносмысл слов и действий есть лишь одна из возможных версий. И на этом первомэтапе она не имеет никаких преимуществ перед другими возможными версиями,которые мы обязаны построить сами, без подсказки. То есть, к любым словам иделам политиков и их идеологов мы должны подходить, как следователь,выслушивающий первое объяснение подозреваемого. В этом нет никакогонарушения презумпции невиновности - ни следователь, ни мы не отбрасываемвозможности, что выслушанная версия истинна, не называем ее автораобманщиком или преступником. Но мы и не принимаем ее сразу за истину. Мыхотим установить истину. Первое (и, вероятно, главное) условие успешной манипуляции заключаетсяв том, что в подавляющем большинстве случаев подавляющее большинство гражданне желает тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобыпросто усомниться в сообщениях. Во многом это происходит потому, чтопассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем критическиперерабатывать каждый сигнал. На это никаких сил не хватит, если человек неовладел, до автоматизма, некоторым набором контролирующих "умственныхинструментов", которые как бы сами собой, без усилий сознания и воли,анализируют информацию по одному признаку: есть ли в ней симптомыманипуляции его поведением. Так опытный шофер может работать целый день неуставая, потому что его руки и ноги отвечают на все сигналы о состояниимашины и дороги автоматически. Он не думает: "Что я буду делать, если тотмалахольный тип, что покачивается на обочине, вдруг шагнет на проезжуючасть?". Если будет надо, у такого шофера и руль будет повернут, и тормозприведен в действие без напряженной работы мозга. Так и человек, поднаторевший в том, чтобы искать разные смыслы слов идействий, сразу замечает сообщения, в которых есть симптомы наличия важногоскрытого смысла - "уши торчат". При этом у него развито чувство меры. Ведьскрытый смысл есть во всех словах и всех действиях, потому так богата тканьчеловеческого общения. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется" -потому, что люди выявляют в нашем слове все новые и новые смыслы, о которыхмы сами и не подозревали. Мы здесь говорим о другом - о том, что опытныйчеловек "фильтрует" сообщения, выделяя те, которые превышают его порог "нюхана манипуляцию". Выработать правильный порог раздражения - условие победы вмаленьких боях на этом невидимом фронте. Так глаз умелого шофера сразуотмечает даже в толпе малахольных типов, которые способны броситься подколеса. А всех остальных его глаз не фиксирует, отбрасывает - они "ниже"порога раздражения. Разделим два вопроса. Одно дело - засечь то сообщение, из котороготорчит слишком много "лапши", приготовленной, чтобы навесить вам на уши.Другое дело - быстро выстроить правдоподобные версии истинного замысла тогоповара, что эту лапшу готовил. Между этими задачами - дистанция огромногоразмера. Вторая намного сложнее, и если уж ею заниматься, этому придетсяпосвятить много сил и времени. Хороший интеллектуальный спорт, но дорогой.Для обычной жизни этого не требуется. Достаточно решить первую задачу -чуять подвох и просто не верить таким сообщениям, не пытаясь разгадать, ачто же в действительности задумали эти мошенники. Если на вас бежит собака спомутненными глазами, которая шатается, а изо рта течет пена, то преждевсего надо посторониться. Решить, чем она больна и какие у нее в слюнемикробы, непросто. Это можно оставить профессионалам и любителям, а вотпосторониться важно каждому. Когда пресс-секретарь Н.Степашина, шефа ФСБ (или ФСК - запомнитьневозможно), заявляет с окраины захваченного боевиками Салмана Радуева селаПервомайского, что все заложники боевиками убиты и можно начинатьмассированную бомбардировку села, очень непросто понять, что за этимкроется. Каков истинный смысл этой легенды и этих действий? Но признаковтого, что все это - часть большого политического спектакля, вполнедостаточно. Правда, убитые дети и разрушенные села в этом спектакленастоящие. Наука создала (как обычно бывает, для других целей) интеллектуальныеинструменты, полезные для человека, который строит защиту противманипуляции. И даже не просто инструменты, а целый методологический подход,который называется герменевтика. В исходном смысле герменевтика (отгреческого слова "разъясняю") - наука о толковании текстов. Эта наука возникла уже в эпоху эллинизма для изучения и толкованиястарых текстов (например, Гомера). Кстати, уже тогда и в связи со слепотойГомера было сказано о трудности правильно истолковать слова, если нетвозможности самому увидеть, о чем идет речь. Гераклит писал: "Обмануты людив познании видимого, подобно Гомеру. А он был всех эллинов мудрее! Именно,провели и его мальчики, убивая вшей и приговаривая: все, что увидели и взяли- кинули, а чего не видим и не берем - это носим". Речь идет о шутке в одномиз гимнов Гомера. Он вспоминает, как обратился к мальчикам-рыбакам с островаХиос: "Рыбаки-аркадцы, какой улов?. А они отвечают: "Все, что выловили,бросили, а то, что не выловили, уносим". В Средние века главным предметом герменевтики стало Священное писание.Европа наполнилась богословами, которые вели нескончаемые диспуты ипорождали еретические толкования. В эпоху Возрождения герменевтика сталаважным приемом в зарождающихся "общественных науках". Ее активно применялНикколо Макиавелли - политик и мыслитель, заложивший основы нового учения огосударстве. Для нашей темы он особенно важен потому, что первым изтеоретиков государства заявил, что власть держится на силе и согласии("макиавеллевский кентавр"). Отсюда вытекает, что "Государь" долженнепрерывно вести особую работу по завоеванию и удержанию согласия подданных.Поэтому само явление манипуляции сознанием долго, вплоть до недавнеговремени, обозначалось словом макиавеллизм. Считается, что в областиполитической философии Макиавелли предвосхитил деятельность якобинцев вВеликой французской революции, которые, как известно, осуществилиграндиозную по своим масштабам манипуляцию массовым сознанием. Нынешние исследования показали, что труды Макиавелли о государстве,которые воспринимались как исключительно оригинальные, есть плод его"герменевтических" изысканий старых авторов. Он по-новому "переписал"некоторые работы Платона, Теренция, Ливия и Данте, а также свои собственные.В нашем веке Антонио Грамши обдумывал большой план - "переписать" книгуМакиавелли "Государь" с высоты опыта ХХ века. В своих откровениях Макиавелли высказал вещь, важную непосредственнодля нашей темы: слова политиков всегда нуждаются в истолковании. Он заострилэтот вопрос до предела, признавшись в одном письме от 17 мая 1521 г.:"Долгое время не говорил я того, во что верю, никогда не верю я и в то, чтоговорю, и если иногда случается так, что я и в самом деле говорю правду, яокутываю ее такой ложью, что ее трудно обнаружить". В XIX веке герменевтика стала общефилософским методом и очень расширилакруг объектов. Она стала претендовать на то, чтобы научиться "вживаться" втекст так, чтобы "понять его смысл лучше, чем сам его автор". С помощьюгерменевтики историки пытались восстановить, реконструировать дух культуры исмысл событий прошлых эпох. Подходом герменевтики пользовались и пользуютсякрупнейшие философы нашего времени (Хайдеггер, Хабермас, Фуко). Более того, философы предупредили нас, что и гуманитарное знание(которое у нас по ошибке иногда называют научным) нуждается в истолковании,так как главное в нем вырастает из недосказанного. В своей книге о Канте(1929 г.) Хайдеггер заявил: "Вообще говоря, то, что должно стать решающим влюбом философском знании, содержится не в высказываемых предположениях, но втом, что, хотя и не проговаривается как таковое, предстает нашему взоручерез эти предположения". Герменевтику широко используют в "археологии знания" - поиске истинныхсмыслов тех главных понятий, которые лежат в основе современной цивилизацииЗапада (например, дух и тело, индивидуум, свобода, деньги, недвижимость,преступность и т.д.). Эта "археология" раскапывает совершенно поразительные,неведомые нам смыслы (и, кстати, позволяет нам понять, в чем реальнозаключается различие России и Запада как двух культур, двух цивилизаций). Особое место занимает герменевтика в той части философии, котораязанята критикой идеологии как главного средства господства и социальнойвласти в современном мире. Понятно, что язык идеологии, созданной как заменарелигии в атеистическом обществе промышленной цивилизации, для того ислужит, чтобы внедрять в сознание скрытые смыслы. Поэтому для герменевтикивсякий идеологический текст является прекрасным полем приложения сил. Здесьмы уже вплотную приближаемся к нашей проблеме. Сегодня сфера действия герменевтики как научного подхода резкорасширилась. Слово (и текст) стали рассматривать лишь как частное выражениеболее широкого понятия - знака. Все мы знаем, что передаваемая информацияможет воплощаться в самых разных знаковых системах. Платье, поза, жест могутбыть красноречивее слов, это - "невербальные тексты". По оценкамамериканских психологов (Дж.Руш), язык жестов насчитывает 700 тысяч четкоразличимых сигналов, в то время как самые полные словари английского языкасодержат не более 600 тысяч слов. Признанный мастер пропаганды Муссолиникак-то сказал: "Вся жизнь есть жест". А ведь помимо жестов есть множестводругих знаковых систем. Поэтому в принципе мы всегда должны интерпретировать, истолковать любоесообщение, в какой бы знаковой системе оно ни было "упаковано". Бывает, дажепри толковании, казалось бы, прозрачных и общепринятых знаков бываютдосадные ошибки. Как горевала на базаре торговка, у которой вор вытащилспрятанный на груди кошелек! Она, видишь ли, думала, что он полез "с добрыминамерениями". А теперь плачет, как русский народ после озорства Чубайса сгосударственной собственностью. Так что в общем случае герменевтикой можносчитать всякую науку, изучающую интерпретацию, то есть "выявление скрытогосмысла в смысле очевидном". Наш объект - особая деятельность, направленная на манипуляциюобщественным сознанием. Каковы главные знаковые системы, к которым мы можемприложить инструменты герменевтики? Самыми главными для нашей темы можносчитать сообщения, "упакованные" в словах, вербальные тексты (печатныетексты, речи, радио- и телепередачи). Сюда же относятся не менее важные, чемслова, элементы текста - промежутки между словами, паузы. А в политике это,вероятно, даже более важные сообщения, чем то, что выражено словами. Главноеу политиков, манипулирующих сознанием, заключено в молчании, а слова - этоотвлекающая "стрельба". Очень важны смыслы, скрытые в образах (картины, фотографии, кино, театри т.д.). Разумеется, эффективнее всего действуют комбинации знаковых систем,и при наличии знания и искусства можно достичь огромного синергического(кооперативного) эффекта просто за счет соединения "языков", о чем мыпоговорим ниже. Наконец, истолкованию должны подвергаться также действия. Если политикс огромным опытом и интуицией в важной зарубежной поездке выходит изсамолета и на виду у всей высокопоставленной публики, которая встречает егос цветами, мочится на колесо шасси - как это надо понимать? Очевидный смысл,который подсовывается простодушным противникам этого политика, прост, какмычание. Ах он, такой-сякой, хам некультурный, напился и не мог дотерпеть дотуалета! Да разве можно такому вверять судьбу нашей многострадальной Родины!Но этот очевидный смысл на самом деле "смысла не имеет". В такого родапоездках целая куча режиссеров и психологов продумывает каждый жест, каждоедвижение. Действие, о котором мы упомянули - это целый ритуал (надопризнать, что новаторский), который несет в себе несколько слоев скрытыхсмыслов. И всякий человек, который не увидел здесь холодного и дажециничного расчета, подпал под обаяние этого ритуала, как бы он им нивозмущался. Любой жест, любой поступок имеет кроме очевидного, видимого смысламножество подтекстов, в которых выражают себя разные ипостаси, разные"маски" человека. Общение людей - непрерывный театр, а иногда карнавал, этихмасок - "персон". Вспомним, кстати, что латинское слово персона происходитот названия маски в античном театре и буквально означает "то, через чтопроходит звук" (рer - через, sonus - звук). У этих масок рот делался сраструбом, чтобы усиливать звук. Вообще, действия, тем более необычные и сложные, можно уподобитьтекстам, написанным на не вполне понятном языке, с недомолвками ииносказаниями ("поведение также является иносказанием, в которомиспользуется невербальный язык"). Один из видных современных специалистов погерменевтике П.Рикер писал о действии как аналоге текста: "Как и в сфереписьма, здесь то одерживает победу возможность быть прочитанными, то верхберет неясность и даже стремление все запутать". Эта сложность интерпретациидействий в обыденной жизни приводит и к непростительным ошибкам, и квозможности "сделать вид, что ошибся", наполняет нашу жизнь нюансами имногообразием отношений. Очень трудно правильно понять смысл сообщений, облеченных в слова идействия людей иной культуры. Апостол Павел в Послании коринфянам писал:"Говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования". Курт Воннегут, которого мучила проблема "некоммуникабельности" в одномиз своих романов-притч ("Завтрак для чемпионов"), приводит сюжет рассказасвоего героя - сумасшедшего писателя-фантаста: "Существо по имени Зог прибыло на летающем блюдце на нашу Землю, чтобыобъяснить, как предотвращать войны и лечить рак. Принес он эту информацию спланеты Марго, где язык обитателей состоит из пуканья и отбивания чечетки.Зог приземлился ночью в штате Коннектикут. И только он вышел на землю, какувидел горящий дом. Он ворвался в дом, попукивая и отбивая чечетку, то естьпредупреждая жильцов на своем языке о страшной опасности, грозящей им всем.И хозяин дома клюшкой от гольфа вышиб Зогу мозги". Многие исполненные смысла жесты и действия, которые нам кажутсяестественными (то есть присущими природе человека), в действительности -порождение культуры. А значит, в иной культуре они могут быть не поняты илипоняты превратно. Возьмите такую вроде бы простую вещь, как пощечина. Это -жест сугубо европейский, идущий от рыцарства и укорененный в дворянстве. Еене знает ни древность, ни Восток, ни простонародье. Пощечина - это"сообщение" с огромным объемом социальной и личностной информации. Дажеболее простой жест - оплеуха - часто требует сложной интерпретации. В романе"Моби Дик" одноногий капитан Ахав в сердцах ударил своего помощникадеревянной ногой. Тот долго и мучительно рассуждал: должен ли он оскорбитьсяи отомстить? В конце концов моряк пришел к выводу, что ударили его не живойногой - это было бы оскорбительно. А деревяшка - это все равно что палка, аудар палкой оскорбления мужчине не наносит. Да что пощечина или оплеуха! Вот - поцелуй. Кажется, истоки этого жестакуда как естественны, природны. Разве не наше биологическое естество©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|