Социодинамика культуры
Третья доктрина питается знаниями, полученными в большоймеждисциплинарной области, которую можно обозначить как социодинамикакультуры. Это знания о том, как вырабатываются, хранятся, передаются ивоспринимаются продукты культуры - идеи, фактическая информация,художественные образы, музыкальные произведения и пр. Это и теорииобразования, и исследования в области языка, и информационные науки.Конечно, в какой-то степени социодинамика культуры перекрывается спсихологией и тесно связана с учением о гегемонии, о котором говорилосьвыше. Но главное, что это - представление всего движения элементов культурыкак большой системы, которой можно управлять. А значит, регулировать потокитак, чтобы побуждать "потребителей культуры" к тому или иному типуповедения. Хотя социодинамика культуры занимается в основном количественныманализом структурных закономерностей движения "продуктов культуры" вобществе, отвлекаясь и от содержания отдельного сообщения, и от проблемотдельной личности, многие формальные выводы исследований имеют практическоезначение для воздействия на человека. Любая попытка манипуляции сознаниемтребует, как говорят, "подстройки" к аудитории. Для этого нужно определитьее культурный профиль, язык, тип мышления, характер восприятия сообщений.Такие данные и поставляет социодинамика культуры. Технологически болеесовершенные программы манипуляции предполагают не просто "подстройку", но испециальные усилия по формированию культурной среды, подготовки адресата квосприятию манипулирующих сообщений, "изготовление" мнений и желаний, накоторых можно играть. Это - предмет исследований той же дисциплины. Общепризнанно, что бурное развитие исследований в области социодинамикикультуры резко увеличили мощность, эффективность воздействия средствмассовой информации. С какой целью и кому во благо - второй вопрос. Какзаметил А.Эйнштейн, "совершенные средства при неясных целях - характерныйпризнак нашего времени" (или, как более цинично выразился Пикассо, "сначалая нахожу, потом я ищу"). Впрочем, "неясность целей" часто вызванасознательно поставленной дымовой завесой. Первый, наиболее фундаментальный (для нашей проблемы) выводсоциодинамики культуры состоит в том, что буржуазное общество, в отличие отсословных обществ, породило совершенно новый тип культуры - мозаичный. Еслираньше, в эпоху гуманитарной культуры, свод знаний и идей представлял собойупорядоченное, иерархически построенное целое, обладающее "скелетом"основных предметов, главных тем и "вечных вопросов", то теперь, всовременном обществе, культура рассыпалась на мозаику случайных, плохосвязанных и структурированных понятий. Живущее в потоке такой культурыобщество иногда называют "демократия шума". Гуманитарная культура передавалась из поколения в поколения черезмеханизмы, генетической матрицей которых был университет. Он давал целостноепредставление об универсуме - Вселенной, независимо от того, в каком объемеи на каком уровне давались эти знания (советский букварь был построен потипу университета - для малыша). Скелетом такой культуры были дисциплины (отлатинского слова, которое означает и ученье, и розги). Напротив, мозаичная культура воспринимается человеком почтинепроизвольно, в виде кусочков, выхватываемых из омывающего человека потокасообщений. В своем кратком, но очень хорошем изложении сущности мозаичнойкультуры известный специалист по средствам массовой информации А.Моль (вкниге "Социодинамика культуры") объясняет, что в этой культуре "знанияскладываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайнымиотношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей.Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, котораяне хуже старых логических связей придает "экрану знаний" определеннуюплотность, компактность, не меньшую, чем у "тканеобразного" экранагуманитарного образования". Мозаичная культура и сконструированная для ее воспроизводства новаяшкола ("фабрика субъектов") произвели нового человека - "человека массы"(его крайнее состояние - толпа). О нем с пессимизмом писал философОртега-и-Гассет в известном эссе "Восстание масс". Для нас главное, что этот"человек массы" - идеальный объект для манипуляции сознанием. Он вполнесоответствует, даже составляет единство с породившей его (и порожденной им)культурой и ее институтами. В мозаичной культуре, пишет А.Моль, "знанияформируются в основном не системой образования, а средствами массовойкоммуникации". Запад пережил огромный эксперимент - фашизм. Оказалось, что ватомизированном обществе овладение средствами массовой информации позволяетосуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием и вовлечь практическивсе общество в самый абсурдный, самоубийственный проект. Соратник ГитлераА.Шпеер в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе признал: "С помощьютаких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесятимиллионов людей было отнято самостоятельное мышление". Социодинамика культуры - слишком обширная область, и мы будет прибегатьк ее понятиям при разговоре о конкретных приемах или эпизодах манипуляциисознанием. Здесь отметим только, что из выросшей на этом знании доктрине(так же, как и из учения о гегемонии) следует принципиальное положение: еслинадо "промыть мозги" целому обществу, совершить над ним крупную программуманипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, требуетсяразрушить систему "университетского", дисциплинарного образования и заменитьгуманитарную культуру культурой мозаичной. Для этого манипуляторамнеобходимо овладеть школой и средствами массовой коммуникации. При этихусловиях можно добиться большего или меньшего успеха, но если эти условия необеспечены, успеха достичь почти невозможно.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.