Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием



1. Технология манипуляции как закрытое знание По многим признакам манипуляция общественным сознанием напоминает войнунебольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев противогромного мирного населения, которое к этой войне не готово. Иногда говорятдаже, что манипуляция сознанием есть "колонизация своего народа". Постепенносоздавались системы оружия в этой особой войне и постепенно, по меренакопления знания о человеке и его поведении, складывались доктриныманипуляции сознанием. Поскольку война эта тайная, и успех в ней определяется умением"колонизаторов" не допустить организованного сопротивления, главные доктриныманипуляторов излагаются в туманной, завуалированной форме, в связи счастными косвенными вопросами. Став частью буржуазных революций, манипуляциясознанием с самого начала получила щедрое финансирование классасобственников. Когда этот класс пришел к власти и создал свое принципиальноновое буржуазное государство, деятельность по манипуляции сознанием получилаподдержку и защиту государства. Если полезно для дела, власти позволятбунтовщикам погромить мэрию или даже дворец президента, но никогда не пустятв телецентр. Но главное, что господствующее меньшинство всячески мешает работе поразоблачению "гипнотизеров", старается не допустить массы к знанию доктрин итехнологий манипуляции их сознанием. В основном это достигается щедрымвознаграждением "тех, кто с нами" и бойкотом "тех, кто не с нами". Всегдабыли ученые и философы, которым были противны повадки колонизаторовсобственного народа. Но их было немного, и голос их удавалось утопить вшумовом оформлении. Редкостное положение возникло в прошлом веке: человек великого ума идуха, Маркс, нашел друга под стать ему, который смог на всю жизнь обеспечитьскудное, но постоянное содержание. Произведя невероятную по масштабамработу, Маркс раскрыл несколько самых базовых мифов буржуазного общества -миф о товаре и о происхождении прибыли капиталиста. А в культуре тоговремени было такое неустойчивое равновесие, были так обнажены нервыобщества, что полученное Марксом знание стало возможным широкораспространить. И целое столетие трясло все здание капитализма, волны пошлипо всему миру. Пришлось денежному мешку, как говорится, "отстегнуть" частьприбыли, чтобы "обуржуазить" своих рабочих, перенести жесткую эксплуатациюза пределы своего мира. Когда существовало советское государство, особенно в уже "спокойный"его период, с 60-х годов, вполне можно было бы наладить серьезное изучениетехнологий манипуляции и изложить всему миру, а прежде всего, собственномународу. Однако уже в то время начался поворот нашей элитарной гуманитарнойинтеллигенции к будущей перестройке, и идеологические службы начали, вобщем, работать против советского государства. Полученное знание непередавалось людям для создания иммунитета, а использовалось против них, безэтого иммунитета беззащитных. А сегодня подавляющее большинство тех, ктотакое знание получил в советское время (на факультетах журналистики, вовсяких партшколах), с радостью служит новым хозяевам уже за "нормальные"деньги. Если в советское время ведущий на телевидении получал приличнуюсреднюю зарплату, то сегодня - в 50-100 раз больше профессора. Так что готовых учебников и монографий о доктринах манипуляциисознанием найти нельзя. Но по крупицам собрать и откровения заправил этойвласти, и наблюдения "тех, кто не с ними", мы можем. Очистим от "шума",приведем в какую-то систему, существенно проясним вопрос. Итак, доктрины и развитые теории манипуляции сознанием сложилисьнедавно, уже в нашем веке, но главные камни в их основание были заложены ужетеми, кто готовил буржуазные революции в Европе. Ведь фокус был в том, чтобысделать эти революции чужими руками ("пролетариат борется, буржуазиякрадется к власти"). Надо было буквально натравить простого человека на"старый порядок", соблазнить его миражом той благодати, которая возникнет,как только у короля отрубят голову. Во всех странах Запада, где произошли великие буржуазные революции,ученые, философы и гуманитарии внесли свою лепту в это программированиеповедения масс. В Англии - Ньютон и его последователи, которые из новойкартины мира выводили идеи о "естественном" (природном) характереконституции, что должна ограничить власть монарха ("ведь Солнце подчиняетсязакону гравитации"). Ученый и философ Томас Гоббс развил главный и понынедля буржуазного общества миф о человеке как эгоистическом и одиноком атоме,ведущем "войну всех против всех" - bellum omnium contra omnes. Но в Англии революция почти слилась с протестантской Реформацией, такчто в идейном багаже революционеров преобладают религиозные мотивы. В болеечистом виде манипуляция сознанием как большая организованная кампаниясложилась во Франции. Здесь общество было подготовлено к слому "старогопорядка" полувековой работой Просвещения. Помимо великого дела поосвобождению мышления человека и освоению им нового, научного мировоззрения,деятели Просвещения осуществили глубокое промывание мозгов в чистополитическом плане, подготовив поколение революционеров, с чистой совестьюзатопивших Францию реками крови (а потом начавших, по сути, мировую войну). У той революции были вдумчивые наблюдатели, а потом исследователи. Одиниз них - англичанин Э.Берк. Он консерватор, но независимо от того, как мыотносимся к его идеалам, полезно учесть его наблюдения, которые он собрал вкниге "Размышления о революции во Франции". Вот что касается прямо нашейтемы: "Вместе с денежным капиталом вырос новый класс людей, с кем этоткапитал очень скоро сформировал тесный союз, я имею в виду политическихписателей. Немалый вклад внесли сюда академии Франции, а затем иэнциклопедисты, принадлежащие к обществу этих джентльменов. Писательские интриги несколько лет назад создали что-то наподобиерегулярного плана разрушения христианской религии. Они были обуреваемы духомпрозелитизма, а значит, и чувством легкого успеха и манией преследования.Что не удавалось достигнуть на пути к их великой цели с помощью прямого илинемедленного закона, могло быть достигнуто обходным путем - благодаряобщественному мнению. Чтобы управлять общественным мнением, необходимосделать первый шаг - оказать давление на тех, кто руководит. Они задумалиметодично и настойчиво добиваться этого всеми средствами литературной славы.Многие из них действительно высоко стояли на ступенях литературы и науки.Мир воздал им должное: учитывая большие таланты, простил эгоистичность излость их тщеславия... Эти отцы атеизма обладали своим собственнымфанатизмом, они научились бороться с монахами их же методами. Длявосполнения недостатков аргументации в ход пошли интриги. К этой системелитературной монополии присоединилась беспрестанная индустрия очернительстваи дискредитации любыми способами всех тех, кто не вошел в их фракцию... Писатели, особенно когда они действуют организованно и в одномнаправлении, оказывают на общественное мнение огромное влияние, поэтомулояльность этих писателей плюс денежный капитал были немаловажными факторамив устранении народной зависти по отношению к тем, кто оказался приобщенным кблагосостоянию. Эти писатели претендовали на огромный энтузиазм беднейшихслоев населения, в то время как в своих сатирах они с ненавистьюпредставляли чрезвычайно преувеличенно ошибки суда, аристократии исвященнослужителей. Они стали демагогами, связующим звеном союзаотвратительного благополучия с беспокойной и доведенной до отчаяниябедностью". Во Франции денежные тузы привлекли литераторов и ученых, и те,пользуясь своей славой, так воздействовали на общественное мнение, чтосумели "выключить" естественное недоброжелательство бедных слоев народа кплутократам и натравить городскую бедноту на все устои старого режима. Всвоем роде это - блестящее достижение ума и слова. Орудием богачей сталоименно то, что им враждебно - стремление человека к равенству исправедливости. Поскольку "властители дум" образовали сплоченное сообщество, в немдовольно быстро возникло самосознание и началась теоретическая работа. Такво Франции впервые появилось слово идеология и создана влиятельнаяорганизация - Институт, в котором заправляли идеологи. Они создавали "наукуо мыслях людей". Как отмечает Берк, эти идеологи прежде всего стремились"оказать давление на тех, кто руководит". Они приняли в члены своего оченьузкого кружка ("Института") поднимающегося к власти Наполеона. В своюочередь, и он правильно оценивал важность этого союза, так что даже будучиуже членом Директории, подписывался "Наполеон Бонапарт, член Института".(Вообще, в духовном плане Наполеон был законченным продуктом деятелейПросвещения. Авторитет Руссо был для него так непререкаем, что во многихтрактатах молодого Наполеона слова Руссо просто заменяют всякую аргументацию- она не нужна, если так сказал Руссо. Можно даже сказать, что молодойНаполеон был продуктом манипуляции сознанием. Как писал в 1786 г. егостарший брат, "он был страстным поклонником Жан-Жака и, что называется,обитателем идеального мира". Обитатель идеального мира, то есть одержимый.Когда новые богачи отбросили ставшую уже ненужной ширму якобинцев с их"максимальными ценами", он, конечно, стал циником, но было поздно). К вопросу о том, как вырабатываются идеологии, мы еще вернемся. Здесьотметим только, что уже первые специалисты, которые назвали себя идеологами,совершенно правильно определили две главные сферы духовной деятельностичеловека, которые надо взять под контроль, чтобы программировать его мысли -познание и общение. В том "курсе идеологии", который они собиралисьпреподавать правящей элите Франции, было три части: естественные науки,языкознание ("грамматика") и собственно идеология. Итак, основа, в которуюнадо закладывать свои идеи-вирусы, построена из знаний о мире (и самомчеловеке), и из обмена сообщениями (информацией). Именно в ходе Французской революции идеологи нового общества поняли,что главным средством власти будет в нем язык. Здесь сознательно пошли напоистине богоборческое дело - планомерное, как в лаборатории, созданиенового языка. Первопроходцем здесь был Лавуазье, который создал язык химии,но философское значение этого далеко выходило за рамки науки (кстати,английских богобоязненных химиков смелость Лавуазье ужаснула). В то же время было осознано влияние на мысли людей количественной меры,числа, заменяющего наполненные тайным, неподконтрольным смыслом качества. Иодним из первых крупнейших дел Французской революции в создании новогомироощущения для масс была разработка метрической системы мер. В нейучаствовали виднейшие ученые и идеологи. С помощью этой системы мер былисвязаны сферы познания и языка. С помощью этого нового "языка точности"правящий слой стал господствовать над мыслями и словами о самыхфундаментальных категориях бытия - пространстве и времени. Сегодня, пройдяшколу, говорящую на этом "языке точности", мы и представить себе не можем,какое значение это имело для программирования наших мыслей. Между темвиднейший ныне французский философ Мишель Фуко, который взялся за "раскопкисмыслов", создавших современный Запад, утверждает определенно: "языкточности" (язык чисел) совершенно необходим для "господства посредствомидеологии". Ниже мы еще вернемся к вопросу о том, какую роль в манипуляциисознанием играет слово и число - "математизация языка", "двойной языкчисел". Тогда же современное общество стало создавать важнейший для будущегогосподства класса собственников механизм - школу нового типа. Эта школа спервого класса делила поток учеников на два "коридора" - одни воспитывалисьи обучались так, чтобы быть способными к манипуляции чужим сознанием, адругие (большинство) - чтобы быть готовыми легко поддаваться манипуляции.Учебники по одному и тому же предмету, написанные одними и теми жеблестящими французскими учеными, но для разных "коридоров" школы, простопотрясают. Школа стала фабрикой, "производящей" классовое общество. Весь XIX век - это история того, как идеологи всех направлений (но всеони в рамках одной общей платформы - индустриализма, основанного на вере впрогресс и законы общественного развития) черпают доводы из неиссякаемогоисточника - науки. И превращают их в идеологическое оружие с помощьюспециально создаваемого языка и числа. ХХ век - время создания крупных теорий и доктрин и разработки на ихоснове мощных технологий, способных творить чудеса. И, конечно, времяиспользования этих технологий в практике войны и господства. Коротко изложимнекоторые концепции (доктрины), особенно необходимые для разговора онынешнем состоянии дел.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.